Вопросы-ответы
В каких случаях налогоплательщик имеет право отказаться по своему усмотрению от использования налоговой льготы?
Статья 56 части первой Налогового кодекса РФ предусматривает право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Вместе с тем Налоговый кодекс не устанавливает процедуры отказа налогоплательщика от использования налоговых льгот. Поэтому в целях защиты своих прав налогоплательщик может заблаговременно направить в налоговый орган мотивированное заявление с указанием конкретных налоговых льгот и сроков отказа от их использования. При этом надлежит исходить из толкования п.16 совместного постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9, где было дано следующее разъяснение: "При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде".
Разъясните, пожалуйста, в чем заключаются обязанности регистрирующих органов при осуществлении налогового контроля.
В соответствии со ст.85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение десяти дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.
В свою очередь, органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в течение десяти дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.
В том же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.
Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Вместе с тем органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после регистрации имущества.
Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, а также об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних и иных несовершеннолетних; физических лиц, ограниченных судом в дееспособности; дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа; физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, об иных последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.
Вправе ли налоговые органы обращаться в суд с иском о признании сделок недействительными?
Согласно положению п.11 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговое органы имели право обращаться в суд с иском о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по данным сделкам имущества. В настоящее время подп.16 п.1 ст.31 НК РФ, определяющий содержание исков, предъявляемых налоговыми органами в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, указанного права не предусматривает.
Как учитываются и заполняются справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации?
Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - справка) заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Она удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика и выдается после оплаты медицинской услуги при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), детям в возрасте до 18 лет и/или родителям.
Суммы фактически произведенных расходов за счет средств налогоплательщика учитываются налоговыми органами при определении сумм социального налогового вычета в соответствии со ст.219 Налогового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201.
В левом верхнем углу справки проставляется штамп учреждения здравоохранения, на котором должны быть отражены следующие сведения об оказавшем медицинские услуги учреждении: его полное наименование и адрес, ИНН, номер лицензии, дата ее выдачи и срок действия, кем выдана лицензия. Штамп должен быть четким и иметь полный оттиск.
Фамилия, имя и отчество налогоплательщика и пациента указываются полностью. В случае если налогоплательщик и пациент являются одним лицом, в строке "Ф.И.О." пациента ставится прочерк.
ИНН налогоплательщика (при его наличии) и сведения о родственных отношениях налогоплательщика с пациентом указываются по сообщению налогоплательщика.
В справке должны быть указаны следующие сведения:
на основании кассового чека (приходного ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) стоимость медицинской услуги по коду 1 или дорогостоящего лечения по коду 2, оплаченная за счет средств налогоплательщика, в рублях прописью и с большой буквы;
дата оплаты медицинской услуги;
полностью фамилия, имя, отчество лица, выдавшего справку, занимаемая им должность и номер телефона.
В левом нижнем углу справки ставится гербовая печать учреждения здравоохранения.
Бланки справки подлежат строгому учету, хранению и использованию в сброшюрованном виде со сквозной нумерацией.
Справка выдается на руки налогоплательщику, корешок к ней остается в учреждении здравоохранения и хранится в течение трех лет.
Как учитывается размер стоимости лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, при определении суммы социального налогового вычета?
При назначении лечащим врачом лекарственных средств, входящих в Перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 201, действует следующий порядок.
Лекарственные средства выписываются врачом на рецептурных бланках по форме N 107/у. На одном рецептурном бланке можно выписать не более двух лекарственных средств. Лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один их которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, а второй представляется в налоговый орган при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика.
На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика". Рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения. Этот экземпляр рецепта остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы по приобретению лекарственных средств, назначенных лечащим врачом ему либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет, для представления такого рецепта вместе с письменным заявлением, товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, в налоговый орган по месту жительства.
Аптечным учреждениям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности категорически запрещается отпуск лекарственных средств по рецептурным бланкам со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика".
Контроль за выпиской лекарственных средств, входящих в указанный Перечень, осуществляется не реже одного раза в месяц заведующим отделением и руководителем учреждения здравоохранения.
От какой цены поставщика будет формироваться наценка при торговле медикаментами в розницу, если общество с ограниченной ответственностью перешло на систему налогообложения "единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности"?
В главе 26.3 НК РФ вопросы ценообразования при розничной торговле, облагаемой налогом на вмененный доход, не урегулированы. Для решения поставленной задачи следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и соответствующими нормативными актами субъектов Российской Федерации. Однако постановление Правительства РФ N 782 не регулирует указанный вопрос, так как было издано до введения НДС на лекарственные средства. Таким образом, необходимо руководствоваться положениями соответствующих нормативных актов органов исполнительной власти каждого конкретного региона, изложенной в соответствующих нормативных актах. Например, в Москве в постановлении правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. N 303-ПП "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" четко указано, что установленные предельные надбавки прибавляются к фактической отпускной цене без НДС.
Согласно постановлению правительства Московской области от 29 декабря 2001 г. N 457/49 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" цены на лекарственные средства, изготавливаемые в аптеке, формируются исходя из стоимости ингредиентов по розничным ценам, тары, вспомогательного материала, аптечной посуды и затрат на изготовление.
Н.В. Герасименко,
сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ, кандидат юридических наук
М.С.Савченко,
сотрудник Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы-ответы
Авторы
Н.В. Герасименко - сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук
М.С. Савченко - сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
"Законодательство и экономика", 2003, N 8