г. Краснодар |
|
09 июля 2019 г. |
Дело N А32-20490/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" (ИНН 2357005456, ОГРН 1042331957183), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) и третьего лица - администрации муниципального образования Успенский район, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-20490/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента от 20.04.2017 N 52-11421/17-32-20 в части земельного участка площадью 380 006 кв. м с кадастровым номером 23:34:0901000:0147, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское" участок N 90;
- обязать департамент в десятидневный срок с даты вступления в силу решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка (дело N А32-20490/2017).
Требования основаны на нормах статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), положениях статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Заявление мотивировано незаконностью решения уполномоченного государственного органа, отказавшего обществу в предоставлении испрашиваемого участка в собственность в нарушение норм действующего законодательства и прав (интересов) общества, надлежаще арендующего данный участок (статьи 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Успенский район (далее - администрация).
Общество также обратилось в арбитражный суд к департаменту с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента от 20.04.2017 N 52-11421/17-32-20 в части земельного участка площадью 3770 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:34:0901000:0146, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства, по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Коноковский, в границах земель ЗАО "Коноковское" участок N 89;
- обязать департамент в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка (дело N А32-20494/2017).
Требования общества основаны на тех же нормах земельного и процессуального законодательства. Заявление мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа, отказавшего обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Определением от 02.08.2017 дела N А32-20490/2017 и N А32-20494/2017 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А32-20490/2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019, заявленные требования удовлетворены частично. Отказ департамента от 20.04.2017 N 52-11421/17-32-20 в части земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 признан незаконным. Суд обязал департамент в течение месяца с момента вступления решения в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что на основании приказа департамента от 23.05.2005 N 83-з обществу предоставлен сроком на 10 лет в аренду ряд земельных участков, в том числе, участки с кадастровыми номерами 23:34:0901000:0147 и 23:34:0901000:0146. Департамент и общество 23.05.2005 заключили договор N 0000000970 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:0901000:0147, находящегося в государственной собственности Краснодарского края. Договор прошел процедуру государственной регистрации 05.08.2005, номер регистрации 23.23.03-11.2005-165. В соответствии с пунктом 7.2 договор действует в течение 10 лет, до 23.05.2015. На основании постановления администрации от 18.06.2015 N 592 "О прекращении права аренды и о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" администрацией и обществом заключен договор аренды от 18.06.2015 N 8834000341. Обществу предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:34:0901000:147. Договор заключен сроком на 10 лет, по 17.06.2025. Договор зарегистрирован в установленном порядке, номер регистрации 23-23/003-23/003/801/2015-294. Также на основании приказа департамента от 23.05.2005 N 83-з департамент и общество заключили договор от 23.05.2005 N 0000000969 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:34:0901000:0146. Договор прошел процедуру государственной регистрации 05.08.2005, номер регистрации 23.23.03-11.2005-164. В соответствии с пунктом 7.2 договор действует в течение 10 лет, до 23.05.2015. На основании постановления администрации от 18.06.2015 N 591 "О прекращении права аренды и о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" администрацией и обществом заключен договор от 18.06.2015 N 8834000340. Обществу предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:34:0901000:146. Договор заключен сроком на 10 лет, по 17.06.2025. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) за N 23-23/003-23/003/801/2015-329. Общество 29.12.2016 обратилось в департамент с заявлением о приобретении в собственность 21 земельного участка, в том числе, участков с кадастровыми номерами 23:34:0901000:0146 и 23:34:0901000:0147, за плату в размере 60% от их кадастровой стоимости. Решением от 20.04.2017 N 52-11421/17-32-20 департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность. Отказ мотивирован тем, что договоры аренды указанных участков (из земель сельскохозяйственного назначения) имеют признаки ничтожной сделки по причине отсутствия процедуры публичности предоставления их в аренду. Кроме того, актом обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 12.10.2016 N 502 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0901000:146 расположен дренажный канал открытого типа и дорога ориентировочной площадью 2,9 га. Ссылаясь на незаконность данного отказа, нарушающего его права (интересы) как добросовестного арендатора, общество оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 65, 198, 200 Кодекса, статей 27, 39.3, 39.17, 77 Земельного кодекса, нормами статьи 10 Закона N 101-ФЗ, статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ). В материалы дела предоставлена публикация от 02.02.2005 N 15 (3542) газеты "Кубанские новости", согласно которой департамент информировал о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка площадью 38 га, в границах ЗАО "Коноковское". Публикация содержит все признаки, позволяющие индивидуализировать земельный участок (местоположение, площадь земельного участка, вид угодий), и согласно размещенным в ней сведениям определить предмет аренды. Информация о наличии лиц, подавших конкурентные заявления о предоставлении земельных участков в аренду, либо о наличии лиц, у которых возникли затруднения при подаче таких заявлений, в деле отсутствует. Поэтому суды пришли к выводу о том, что публичный порядок предоставления в аренду спорных земельных участков соблюден. В этой связи не имеется оснований полагать, что договоры аренды, заключенные обществом с департаментом, являются недействительными (ничтожными). Материалами дела подтверждается наличие у общества права пользования земельными участками, поскольку с момента заключения договоров аренды прошло более трех лет; участки имеют сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании испрашиваемых участков не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договоров аренды. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что отказ департамента в части предоставления обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 не соответствует нормам Земельного кодекса, нарушает права и охраняемые интересы общества, поскольку препятствует ему в реализации права на заключение договора купли-продажи в отношении данного участка. Поэтому суды признали, что требования общества в соответствующей части подлежат удовлетворению. По требованиям общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:146 судебные инстанции исходили из наличия в материалах дела доказательств наличия на данном земельном участке полевых дорог, поперечных и продольных лесополос, дренажного канала (всего на площади 27 га). Включение в испрашиваемый обществом в собственность участок сельскохозяйственного назначения земель, занятых полевыми дорогами и лесозащитными насаждениями (земель общего пользования), является основанием для признания решения департамента в оспариваемой части соответствующим закону. Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты в части удовлетворения требований общества отменить, в удовлетворении заявления отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Ссылаясь на наличие (сохранение) арендных отношений сторон, судебные инстанции не учли, что в договорах от 23.05.2005 N 0000000969 и N 0000000970 предусмотрено, что их действие прекращается по истечению срока аренды (пункты 7.2, 8.1). Следовательно, после 23.05.2015 арендные отношения между сторонами прекращены. Учитывая, что договоры аренды от 18.06.2015 N 8834000340 и N 8834000341 являются недействительными (ничтожными) сделками, а также не могут иметь правового значения, поскольку они заключены за пределами срока действия (прекращенных) договоров аренды от 23.05.2005 N 0000000969 и N 0000000970.
От общества и администрации отзывы на жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании приказа департамента от 23.05.2005 N 83-з обществу предоставлен сроком на 10 лет в аренду ряд земельных участков, в том числе, участки с кадастровыми номерами 23:34:0901000:0147 и 23:34:0901000:0146.
Департамент и общество 23.05.2005 заключили договор N 0000000970 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:34:0901000:0147, находящегося в государственной собственности Краснодарского края. В соответствии с пунктом 7.2 договор действует в течение 10 лет, до 23.05.2015.
Договор прошел процедуру государственной регистрации 05.08.2005, номер регистрации 23.23.03-11.2005-165.
На основании постановления администрации от 18.06.2015 N 592 "О прекращении права аренды и о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" администрацией и обществом заключен договор аренды от 18.06.2015 N 8834000341. Обществу предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:34:0901000:147. Договор заключен сроком на 10 лет, по 17.06.2025. Договор зарегистрирован в ЕГРН, номер регистрации 23-23/003-23/003/801/2015-294.
Также на основании приказа департамента от 23.05.2005 N 83-з департамент и общество заключили договор от 23.05.2005 N 0000000969 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:34:0901000:0146. Согласно пункту 7.2 договор действует в течение 10 лет, до 23.05.2015.
Договор прошел процедуру государственной регистрации 05.08.2005, номер регистрации 23.23.03-11.2005-164.
На основании постановления администрации от 18.06.2015 N 591 "О прекращении права аренды и о предоставлении в аренду на новый срок земельного участка в Успенском районе из фонда перераспределения земель Краснодарского края" администрацией и обществом заключен договор от 18.06.2015 N 8834000340. Обществу предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером 23:34:0901000:146. Договор заключен сроком на 10 лет, по 17.06.2025. Договор зарегистрирован в ЕГРН за N 23-23/003-23/003/801/2015-329.
Общество 29.12.2016 обратилось в департамент с заявлением о приобретении в собственность 21 земельного участка сельскохозяйственного назначения, в том числе, участков с кадастровыми номерами 23:34:0901000:0146 и 23:34:0901000:0147, за плату в размере 60% от их кадастровой стоимости.
Решением от 20.04.2017 N 52-11421/17-32-20 департамент отказал обществу в предоставлении земельных участков в собственность. Отказ мотивирован тем, что договоры аренды указанных участков (из земель сельскохозяйственного назначения) имеют признаки ничтожной сделки по причине отсутствия процедуры публичности предоставления их в аренду. Кроме того, актом обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 12.10.2016 N 502 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0901000:146 расположен дренажный канал открытого типа и дорога ориентировочной площадью 2,9 га.
Общество, ссылаясь на незаконность данного отказа департамента, нарушающего его права (интересы) как добросовестного арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 23:34:0901000:0146 и 23:34:0901000:0147, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4 Кодекса).
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Отказ в предоставлении государственной услуги департамент мотивировал недействительностью (ничтожностью) договоров от 18.06.2015 N 8834000340 и N 8834000341 аренды спорных участков (из земель сельскохозяйственного назначения) в связи с несоблюдением процедуры публичности предоставления их в аренду обществу. Кроме того, актом обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 12.10.2016 N 502 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:34:0901000:146 расположен дренажный канал открытого типа и дорога ориентировочной площадью 2,9 га, что исключает его приватизацию.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что на испрашиваемом обществом в собственность участке с кадастровым номером 23:34:0901000:0146 расположены полевые дороги, поперечные и продольные лесополосы, дренажный канал. Включение в предполагаемый к приватизации земельный участок сельскохозяйственного назначения территорий (земель) общего пользования, является основанием для отказа в его передаче в собственность заявителя на основании пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса. Поэтому оспариваемый обществом отказ департамента в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:146 признан судебными инстанциями соответствующим закону.
Решение и апелляционное постановление в части отказа в удовлетворении требований общества участвующими в деле лицами не обжалуется, поэтому судебные акты в соответствующей части кассационной инстанцией не проверяются (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заинтересованным лицом заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение такого участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
В соответствии с абзацем первым статьи 21 Закона N 532-КЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением о приобретении земельных участков) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи (абзац второй статьи 21 Закона N 532-КЗ).
Исключение составляет ряд случаев, один из которых - приобретение в собственность земельного участка, переданного в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (абзац шестой статьи 21 Закона N 532-КЗ).
Отказ в предоставлении государственной услуги в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:146 департамент мотивировал недействительностью (ничтожностью) договоров аренды от 18.06.2015 ввиду несоблюдения процедуры публичности предоставления его в аренду обществу.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции следующее. Департамент опубликовал информацию о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка площадью 38 га, в границах ЗАО "Коноковское" в газете "Кубанские новости" 02.02.2005 N 15 (3542). Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 N 1369 данная газета включена в перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений. Следовательно, порядок заключения договора от 23.05.2005 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:0147 соблюден, поэтому оснований полагать, что такой договор недействителен (ничтожен) не имеется. Материалами дела подтверждается наличие у общества права пользования земельным участком, поскольку с момента заключения договора аренды прошло более трех лет; участок имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании испрашиваемого участка не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора аренды. Судебные инстанции признали, что отказ департамента в части предоставления обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 не соответствует нормам Земельного кодекса, нарушает права и охраняемые интересы общества (добросовестного арендатора). Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества в соответствующей части.
В резолютивной части решения о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой обществом в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе департамент приводит доводы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии оснований для частичного удовлетворения требований общества. Податель жалобы полагает, что заявитель не обладал статусом арендатора в период обращения в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 в связи с истечением срока действия договора от 23.05.2005 (прекращения арендных отношений после 23.05.2015) и недействительностью (ничтожностью) договора аренды от 18.06.2015.
Между тем именно эти доводы и проверялись судами при разрешении спора. Приведенные департаментом доводы (обстоятельства, на которые он ссылается) изучены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки, пришли к выводу о незаконности оспариваемого обществом решения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147, нарушающего права (интересы) общества. Доводы департамента не опровергают обоснованность выводов судов, которые при правильном применении норм права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства. Вывод судов о наличии у общества права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 ввиду сохранения арендных отношений основан на нормах Гражданского кодекса (статьи 610, 621) и соответствует материалам дела. До обращения в уполномоченный орган общество надлежаще использовало испрашиваемый участок в отсутствие каких-либо возражений со стороны арендодателя. Доказательств того, что общество не подпадает под критерии, предусмотренные подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, материалы дела также не содержат. Поэтому судебные инстанции защитили нарушенное право (законный интерес) исправного арендатора, обязав уполномоченный орган осуществить испрашиваемую заявителем государственную услугу.
С учетом изложенного, суд округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу N А32-20490/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе департамент приводит доводы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии оснований для частичного удовлетворения требований общества. Податель жалобы полагает, что заявитель не обладал статусом арендатора в период обращения в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 в связи с истечением срока действия договора от 23.05.2005 (прекращения арендных отношений после 23.05.2015) и недействительностью (ничтожностью) договора аренды от 18.06.2015.
Между тем именно эти доводы и проверялись судами при разрешении спора. Приведенные департаментом доводы (обстоятельства, на которые он ссылается) изучены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их оценки, пришли к выводу о незаконности оспариваемого обществом решения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147, нарушающего права (интересы) общества. Доводы департамента не опровергают обоснованность выводов судов, которые при правильном применении норм права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства. Вывод судов о наличии у общества права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 23:34:0901000:147 ввиду сохранения арендных отношений основан на нормах Гражданского кодекса (статьи 610, 621) и соответствует материалам дела. До обращения в уполномоченный орган общество надлежаще использовало испрашиваемый участок в отсутствие каких-либо возражений со стороны арендодателя. Доказательств того, что общество не подпадает под критерии, предусмотренные подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, материалы дела также не содержат. Поэтому судебные инстанции защитили нарушенное право (законный интерес) исправного арендатора, обязав уполномоченный орган осуществить испрашиваемую заявителем государственную услугу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июля 2019 г. N Ф08-5005/19 по делу N А32-20490/2017