В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537, и пунктом 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.С. Беспрозванных.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Заместитель |
Д.В. Мантуров |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 сентября 2023 г.
Регистрационный N 75067
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от 27 марта 2023 г. N 1000
Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности
1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), предназначены для применения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими критически важным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - организации, эксплуатирующие критически важные объекты).
2. Требования применяются к объектам, отнесенным к критически важным объектам в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 1 ноября 2021 г. N 4350 1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2022 г., регистрационный N 67393), и включенным в ведомственный раздел перечня критически важных объектов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, порядок формирования и утверждения которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 "Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня критически важных объектов" (далее - критически важные объекты).
3. Требования устанавливают для каждой категории значимости критически важных объектов комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации ЧС, обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, включает:
а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:
назначение в организации, эксплуатирующей критически важный объект, работников, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС (далее - уполномоченные работники);
осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 2, 4-6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 2 (далее - Положение о подготовке граждан);
создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС на критически важном объекте, в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68) и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1007);
разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3 организации, эксплуатирующей критически важный объект (далее - План действий по ЧС);
б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:
назначение в организации, эксплуатирующей критически важный объект, уполномоченных работников;
осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 2, 4-6 Положения о подготовке граждан;
создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС на критически важном объекте в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации N 1007;
разработку и утверждение Планов действий по ЧС;
в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:
назначение в организации, эксплуатирующей критически важный объект, уполномоченных работников;
осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 2, 4-6 Положения о подготовке граждан;
создание и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС на критически важном объекте в соответствии с подпунктом "в" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации N 1007;
разработку и утверждение Планов действий по ЧС.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, включает:
а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:
создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;
проведение тренировок и учений, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580) (далее - Инструкция N 565);
б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:
создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;
проведение тренировок и учений, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции N 565;
в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:
создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ;
проведение тренировок и учений, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции N 565.
6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС, включает:
а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:
введение режима чрезвычайной ситуации на критически важном объекте решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона N 68;
применение по назначению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с Планом действий по ЧС;
организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зоне ЧС;
б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:
введение режима функционирования чрезвычайной ситуации на критически важном объекте решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона N 68;
применение по назначению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с Планом действий по ЧС;
организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зоне ЧС;
в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:
введение режима функционирования чрезвычайной ситуации на критически важном объекте решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона N 68;
применение по назначению сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организации, эксплуатирующей критически важный объект, в соответствии с Планом действий по ЧС;
организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на критически важных объектах в зоне ЧС.
7. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих критически важные объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС, включает:
а) на критически важных объектах федерального уровня значимости:
планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС в соответствии с подпунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;
создание и организация работы в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики 4 (далее - комиссии ПУФ);
б) на критически важных объектах регионального уровня значимости:
планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС в соответствии с подпунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;
создание и организация работы в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в мирное и военное время комиссии ПУФ;
в) на критически важных объектах муниципального уровня значимости:
планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этих организации в ЧС в соответствии с подпунктом "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ;
создание и организация работы в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в мирное и военное время комиссии ПУФ.
8. Все организации, эксплуатирующие критически важные объекты, независимо от категории значимости критически важного объекта, подлежат оценке готовности к предупреждению и ликвидации ЧС (далее - оценка готовности) и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - определение достаточности мер).
9. Проведение оценки готовности и определение достаточности мер осуществляется комиссией по оценке готовности организации, эксплуатирующей критически важные объекты, к предупреждению чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - комиссия), назначаемой руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект (далее - руководитель организации).
10. Оценка готовности и определение достаточности мер проводится на основании акта организации, эксплуатирующей критически важный объект, о проведении оценки готовности и определения достаточности мер (далее - акт организации) с периодичностью:
не реже одного раза в два года - в отношении организаций, эксплуатирующих критически важные объекты федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года - в отношении организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет - в отношении организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости.
11. В акте организации указываются:
основание для проведения оценки готовности и определения достаточности мер;
полное наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект, в отношении которой планируется проведение оценки готовности и определения достаточности мер;
срок проведения оценки готовности и определения достаточности мер;
решение о создании комиссии и ее состав;
задачи комиссии;
вопросы организации работы комиссии.
12. Акт организации доводится до заинтересованных лиц, указанных в акте организации, под подпись или иным способом, подтверждающим факт получения указанного акта, в срок не позднее 20 календарных дней до даты начала оценки готовности и определения достаточности мер.
13. Председателем комиссии назначается руководитель организации или один из его заместителей.
14. Комиссия формируется из числа работников организации, эксплуатирующей критически важный объект. К работе комиссии с учетом категории значимости критически важного объекта по согласованию могут привлекаться:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, на территории которого расположен критически важный объект;
в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, на территории которого расположен критически важный объект;
в отношении критически важных объектов муниципального уровня значимости - представители территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, на территории которого расположен критически важный объект.
15. Оценка готовности предусматривает:
а) проверку Плана действий по ЧС, проведение тренировок и учений, предусмотренных Инструкцией N 565, на критически важном объекте, проведенных в организации, эксплуатирующей критически важные объекты, в течение года, предшествующего дате проведения оценки готовности;
б) оценку готовности сил и средств организации, эксплуатирующей критически важный объект, к ликвидации ЧС, исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, включающую проверку укомплектованности подразделений и обеспеченности их необходимыми материально-техническими средствами в соответствии с актами организации, эксплуатирующей критически важный объект;
в) проверку факта подготовки руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, и их готовность к действиям при ЧС, включающим проверку наличия документов о прохождении подготовки, установленной пунктами 4-6 Положения о подготовке граждан;
г) проверку наличия резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, созданных в соответствии с актами организации, эксплуатирующей критически важный объект.
16. Определение достаточности мер формируется по итогам анализа проведенных мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организации 5, эксплуатирующей критически важный объект, и обеспечению жизнедеятельности работников этой организации в ЧС, а также проведенных тренировок и учений в области защиты населения и территорий от ЧС в организации, эксплуатирующей критически важный объект, в течение года, предшествующего дате определения достаточности мер.
17. На основании сведений, полученных по результатам оценки готовности и определения достаточности мер, комиссией оформляется акт оценки готовности организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации ЧС и определения достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект (далее - акт комиссии).
В акте комиссии должны быть отражены выводы:
а) о готовности (неготовности) организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации ЧС, содержащий оценку:
"готова к предупреждению и ликвидации ЧС" - при выполнении организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплексов мер, установленных пунктами 4-6 требований;
"не готова к предупреждению и ликвидации ЧС" - при выявлении одного или нескольких нарушений организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплексов мер, установленных пунктами 4-6 требований;
б) о достаточности (недостаточности) мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, содержащий оценку:
"достаточно мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект" - при отсутствии недостатков по реализации организацией, эксплуатирующей критически важный объект, комплекса мер, установленного пунктом 7 требований;
"недостаточно мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект" - при наличии одного и более нарушений у организации, эксплуатирующей критически важный объект, комплекса мер, установленного пунктом 7 требований.
18. Акт комиссии составляется в одном экземпляре, подписывается председателем, всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект. При наличии разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается простым большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
В случае несогласия члена комиссии с выводами, указанными в акте комиссии, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к акту комиссии и является его неотъемлемой частью.
В случае принятия комиссией решения о неготовности организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации ЧС и (или) недостаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей критически важный объект, в акте комиссии указываются недостатки, которые необходимо устранить организации, эксплуатирующей критически важный объект, а также определяются сроки их устранения.
------------------------------
1Пункт 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1225.
2 В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
3Подпункты "а" и "д" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Положение о РСЧС).
4Пункт 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804.
5 Подпункт "б" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпромторг установил обязательные требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС. Они распространяются на Министерство и эксплуатирующие такие объекты организации, деятельность которых оно регулирует.
В частности, прописан комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, по ликвидации ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности сотрудников в ЧС.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 29 февраля 2028 г.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 марта 2023 г. N 1000 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 сентября 2023 г.
Регистрационный N 75067
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 1 сентября 2023 г. N 0001202309010035