В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", частью 1 статьи 1 Закона Республики Алтай от 29 мая 2014 г. N 16-РЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе нормативных правовых актов в Республике Алтай" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай;
Порядок оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Алтай, содержащих обязательные требования в рамках государственного контроля (надзора).
2. Признать утратившими силу:
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2017 г. N 100-у "О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай и признании утратившим силу Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 20 марта 2015 г. N 90-у" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2017, N 144 (150);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 14 июля 2017 г. N 160-у "О внесении изменений в раздел IV Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай, утвержденного Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2017 г. N 100-у" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2017 г. N 146 (152);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 30 апреля 2019 г. N 110-у "О внесении изменений в некоторые указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2019 г. N 164 (170);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 30 июля 2019 г. N 178-у "О внесении изменений в раздел I Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2019 г. N 166 (172);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 19 марта 2020 г. N 96-у "О внесении изменений в пункты 12 и 45 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай, утвержденного Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2017 г. N 100-у" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2020 г. N 174 (180);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 10 февраля 2022 г. N 43-у "О внесении изменений в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 3 мая 2017 г. N 100-у" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2022 г. N 195 (201).
Исполняющий обязанности Главы |
В.Б. Махалов |
УТВЕРЖДЕН
Указом Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
от 31 августа 2023 г. N 228-у
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай (далее - оценка регулирующего воздействия) определяет правила проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, а также устанавливает порядок взаимодействия участников оценки регулирующего воздействия.
2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай (далее - проекты нормативных актов) проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте нормативного акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного акта содержит положения, устанавливающие новые обязательные требования, либо проект нормативного акта содержит положения, устанавливающие новые обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Алтай, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Алтай обязательные требования, либо проект нормативного акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Алтай обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Алтай, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного акта содержит положения:
устанавливающие (изменяющие) порядки предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе грантов в форме субсидий;
разработанные в целях снижения негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера и повышения устойчивости развития Российской Федерации на территории Республики Алтай.
Если проект нормативного акта содержит положения, относящиеся к разным степеням регулирующего воздействия, то степень регулирующего воздействия проекта нормативного акта определяется по положению проекта нормативного акта, относящемуся к более высокой степени регулирующего воздействия.
3. Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и республиканского бюджета Республики Алтай.
4. В настоящем Порядке используются следующие понятия и их определения:
а) уполномоченный орган - Министерство экономического развития Республики Алтай;
б) проекты законов - проекты законов Республики Алтай, подготовленные субъектами, наделенными правом законодательной инициативы в соответствии со статьей 87 Конституции Республики Алтай, и внесенные в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай в установленном порядке;
в) регулирующие органы - инициаторы проекта закона, законодательные, исполнительные органы государственной власти Республики Алтай, разработавшие проект нормативного акта, либо в адрес которых уполномоченным органом направлен проект закона для проведения оценки регулирующего воздействия;
г) инициаторы проекта закона - субъекты, наделенные правом законодательной инициативы в соответствии со статьей 87 Конституции Республики Алтай, разработавшие проект закона и внесшие его в установленном порядке в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай;
д) заинтересованные лица - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, объединения потребителей, саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, исполнительные органы государственной власти Республики Алтай, не являющиеся регулирующими органами, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Алтай, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай, интересы которых затрагиваются (могут быть затронуты) правовым регулированием, предусмотренным проектом нормативного акта;
е) публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта нормативного акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного акта (далее - сводный отчет) либо предлагаемого правового регулирования, организуемое регулирующим органом или уполномоченным органом в ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия;
ж) Официальный портал - Официальный портал оценки регулирующего воздействия и публичных консультаций Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (orv.mineco04.ru).
5. Принятие нормативных правовых актов Республики Алтай, проекты которых являются объектами оценки регулирующего воздействия, установленными законодательством Республики Алтай, без проведения оценки регулирующего воздействия не допускается.
6. В случае отказа регулирующего органа от разработки (дальнейшей разработки) проекта нормативного акта на любой из стадий оценки регулирующего воздействия он размещает на Официальном портале документ (в произвольной форме), содержащий решение об отказе от разработки (дальнейшей разработки) проекта нормативного акта (далее - решение об отказе), подписанное руководителем регулирующего органа или его уполномоченным заместителем.
После размещения на Официальном портале решения об отказе процедура оценки регулирующего воздействия прекращается.
Если регулирующий орган принял решение об отказе после направления документов, установленных подпунктами "а" - "е" пункта 26 настоящего Порядка, в уполномоченный орган для подготовки и выдачи заключения, либо получения от уполномоченного органа уведомления с замечаниями к направленным документам, он обязан в течение 1 рабочего дня после подписания такого решения письменно уведомить об этом уполномоченный орган посредством электронной почты или вручением нарочно.
Если после принятия решения об отказе регулирующий орган принял решение разработать (доработать) соответствующий проект нормативного акта, процедура оценки регулирующего воздействия проводится в соответствии с настоящим Порядком повторно.
7. Процедура оценки регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:
а) размещение уведомления о разработке проекта нормативного акта и проведение публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта в соответствии с разделом II настоящего Порядка;
б) разработка текста проекта нормативного акта, составление сводного отчета и проведение в отношении них публичных консультаций в соответствии с разделом III настоящего Порядка;
в) подготовка уполномоченным органом заключения в соответствии с разделом IV настоящего Порядка.
При упрощенном порядке проведения оценки регулирующего воздействия в соответствии с разделом V настоящего Порядка (далее - упрощенный порядок) этапы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, не применяются.
В отношении проектов нормативных актов, имеющих низкую или среднюю степень регулирующего воздействия, этап, предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта, не применяется.
II. Размещение уведомления о разработке проекта нормативного акта
8. Регулирующий орган проводит публичные консультации по уведомлению о разработке проекта нормативного акта с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, определения возможных вариантов ее решения, уточнения круга лиц, на которых будет распространено действие предлагаемого нормативного правового регулирования, и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением.
Для проведения публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта регулирующий орган размещает уведомление о разработке проекта нормативного акта на Официальном портале.
9. Форма уведомления о разработке проекта нормативного акта утверждается правовым актом уполномоченного органа.
10. К уведомлению о разработке проекта нормативного акта прилагается следующий перечень вопросов для участников публичных консультаций:
а) является ли предлагаемое правовое регулирование оптимальным способом решения проблемы;
б) какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого правового регулирования;
в) какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого правового регулирования;
г) существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы;
д) мнение по предлагаемому правовому регулированию.
Регулирующий орган вправе включить в такой перечень вопросов дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им правового регулирования.
К уведомлению о разработке проекта нормативного акта могут прилагаться иные материалы, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить необходимость введения предлагаемого правового регулирования.
11. Срок проведения публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта определяется регулирующим органом и составляет не менее 10 рабочих дней, следующих со дня размещения уведомления о разработке проекта нормативного акта на Официальном портале.
12. Уведомление о разработке проекта нормативного акта не составляется и публичные консультации по уведомлению о разработке проекта нормативного акта не проводятся в отношении:
а) проектов законов;
б) проектов нормативных актов, разработка которых обязательна в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте Российской Федерации и (или) нормативном правовом акте Республики Алтай.
13. О проведении публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта регулирующий орган в течение 1 рабочего дня, следующего с даты начала публичных консультаций, посредством электронной почты извещает:
а) уполномоченный орган, заинтересованные органы государственной власти Республики Алтай и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай;
б) Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай;
в) органы и организации, действующие на территории Республики Алтай, целью деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поступившие в результате проведения публичных консультаций предложения включаются регулирующим органом в общую сводку замечаний и предложений, поступивших в ходе публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта, по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа (далее - сводка предложений).
14. В уведомлении о разработке проекта нормативного акта, направленного в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, указываются:
а) наименование проекта нормативного акта;
б) сроки проведения публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта;
в) ссылка на соответствующую страницу Официального портала, на которой размещено уведомление о разработке проекта нормативного акта.
Уведомление о разработке проекта нормативного акта направляется органам и организациям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 13 настоящего Порядка, посредством электронной почты.
15. Регулирующий орган обязан рассмотреть все замечания и предложения заинтересованных лиц, поступившие в срок проведения публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта, составить сводку предложений по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа, разместить сводку предложений на Официальном портале и принять решение о необходимости введения предлагаемого правового регулирования в течении 5 рабочих дней, следующих со дня окончания публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта.
III. Разработка проекта нормативного акта, составление сводного отчета и их публичные консультации
16. При принятии решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы, регулирующий орган выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, в том числе из числа поступивших по результатам публичных консультаций по уведомлению о разработке проекта нормативного акта и на его основе разрабатывает соответствующий проект нормативного акта, определяет степень регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка и формирует в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка сводный отчет в отношении указанного проекта нормативного акта в течение 20 рабочих дней, следующих со дня принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей правового регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и республиканского бюджета Республики Алтай;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
17. Регулирующий орган для проведения публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету размещает на Официальном портале уведомление о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету в течение 5 рабочих дней, следующих со дня подписания листа согласования к проекту нормативного акта уполномоченным должностным лицом регулирующего органа.
Форма уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету утверждается правовым актом уполномоченного органа.
18. К уведомлению о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету прилагается проект нормативного акта, пояснительная записка к нему, перечень вопросов для участников публичных консультаций в соответствии с формой, установленной правовым актом уполномоченного органа, и сводный отчет, а также указываются срок проведения таких публичных консультаций и способ направления участниками публичных консультаций своих предложений и замечаний в отношении правового регулирования.
19. Форма сводного отчета утверждается правовым актом уполномоченного органа.
20. В сводном отчете приводятся источники использованных данных.
Если для заполнения разделов сводного отчета необходимы объемные расчеты (более половины страницы сводного отчета), они приводятся в приложении к нему.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные приводятся в приложении к сводному отчету в полном объеме.
21. Целями проведения публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету являются:
а) сбор мнений заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования регулирующим органом;
б) установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов республиканского бюджета Республики Алтай, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
в) определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных регулирующим органом, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
г) оценка заинтересованными лицами качества подготовки соответствующего проекта нормативного акта с точки зрения юридической техники и выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
22. Срок проведения публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету устанавливается регулирующим органом с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте нормативного акта, не менее 20, 10 и 5 рабочих дней соответственно для высокой, средней и низкой степени регулирующего воздействия. Публичные консультации по проекту нормативного акта и сводному отчету начинаются не ранее дня, следующего за днем размещения проекта нормативного акта, сводного отчета и уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету на Официальном портале.
23. Публичные консультации по проекту нормативного акта и сводному отчету проводятся в соответствии с пунктами 13-15 настоящего Порядка.
24. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету, сводный отчет и проект нормативного акта с пояснительной запиской, при необходимости, дорабатываются регулирующим органом и размещаются на абзацем первым пункта 26 настоящего Порядка.
25. В случае внесения доработанным проектом в нормативный правовой акт изменений, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия, в отношении которых не проведены публичные консультации, доработанный проект нормативного акта подлежит повторному размещению на Официальном портале для проведения повторных публичных консультаций по проекту нормативного акта в течение 10 рабочих дней, следующих со дня внесения таких изменений.
26. В течении 20 рабочих дней, следующих со дня истечения сроков соответствующих публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету, установленных в соответствии с пунктом 22 настоящего Порядка, регулирующий орган представляет в уполномоченный орган следующие документы:
а) сводный отчет;
б) пояснительную записку к проекту нормативного акта;
в) сводку предложений;
г) проект нормативного акта;
д) копию уведомления о разработке проекта нормативного акта;
е) предложения и замечания, поступившие от заинтересованных лиц в ходе проведения оценки регулирующего воздействия (при наличии).
Документы, предусмотренные подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, подписываются руководителем регулирующего органа лицом или лицом, исполняющим его обязанности.
В случае проведения повторных публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету в соответствии с пунктом 25 настоящего Порядка, регулирующий орган направляет документы, предусмотренные настоящим пунктом, в уполномоченный орган в рамках сроков, установленных абзацем первым настоящего пункта.
IV. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия уполномоченным органом
27. Заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение) подготавливается и выдается регулирующему органу уполномоченным органом. В случаях, предусмотренных пунктами 28, 29 настоящего Порядка, заключение регулирующему органу не выдается.
Срок подготовки и выдачи заключения составляет 15 рабочих дней, следующих со дня поступления в уполномоченный орган документов, предусмотренных пунктом 26 настоящего Порядка (далее - пакет документов), за исключением случая подготовки заключения на проект нормативного акта, указанного в абзаце третьем подпункта "в" пункта 2 настоящего Порядка, которая осуществляется в течение 7 рабочих дней, следующих со дня поступления в уполномоченный орган пакета документов, при этом срок подготовки заключения в этом случае не может быть продлен.
Срок подготовки и выдачи заключения, за исключением случая подготовки заключения на проект нормативного правового акта, указанного в абзаце третьем подпункта "в" пункта 2 настоящего Порядка, может быть продлен руководителем уполномоченного органа:
а) в случае подготовки заключения на объемный проект нормативного акта, составленный на пяти и более листах на срок, не превышающий 10 рабочих дней;
б) в случае проведения дополнительных публичных консультаций в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка на срок, не превышающий 20 рабочих дней.
О продлении срока подготовки и выдачи заключения уполномоченный орган уведомляет регулирующий орган в письменной форме посредством электронной почты, либо нарочно с отметкой о поступлении такого уведомления в течение 1 рабочего дня, следующего со дня принятия уполномоченным органом соответствующего правового акта.
28. В случае если в уполномоченный орган представлен пакет документов в нарушение пункта 26 настоящего Порядка или документы в его составе не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним настоящим Порядком, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, следующих со дня получения пакета документов, письменно уведомляет об этом регулирующий орган посредством электронной почты, либо нарочно с отметкой о поступлении такого уведомления в регулирующий орган.
После устранения нарушений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, регулирующий орган размещает соответствующие документы на Официальном портале и повторно направляет пакет документов в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, следующих со дня получения от уполномоченного органа уведомления.
29. В случае если уполномоченным органом при подготовке и выдаче заключения сделан вывод о том, что регулирующим органом при подготовке проекта нормативного акта не соблюдена процедура проведения оценки регулирующего воздействия, установленная разделами II и III настоящего Порядка, либо в случае поступления в уполномоченный орган информации от заинтересованных лиц об отсутствии отражения их замечаний и предложений в сводке предложений и документов, подтверждающих такую информацию, процедура проведения оценки регулирующего воздействия считается регулирующим органом несоблюденной, уполномоченный орган письменно уведомляет об этом регулирующий орган посредством электронной почты, либо нарочно с отметкой о поступлении такого уведомления в регулирующий орган в течение 10 рабочих дней, следующих со дня получения пакета документов (трех рабочих дней, следующих со дня получения пакета документов в случае, если в составе пакета документов представлен проект нормативного акта, указанный в абзаце третьем подпункта "в" пункта 1.2 настоящего Порядка). В этом случае регулирующий орган проводит соответствующую процедуру оценки регулирующего воздействия, установленную разделами II и III настоящего Порядка (начиная с невыполненного этапа), в установленные настоящим Порядком сроки, дорабатывает проект нормативного акта и в соответствии с пунктом 26 настоящего Порядка повторно представляет пакет документов в уполномоченный орган.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац третий подпункта "в" пункта 2
30. В случае установления соответствия проведенной регулирующим органом процедуры оценки регулирующего воздействия требованиям, установленным настоящим Порядком, уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов регулирующего органа относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, положений проекта нормативного акта на их избыточность, а также обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования в срок, установленный абзацем вторым пункта 27 настоящего Порядка.
31. Анализ, проводимый уполномоченным органом в соответствии с пунктом 30 настоящего Порядка, основывается на результатах исследования регулирующим органом выявленных проблем, представленных в сводном отчете, а также на основании информации, полученной уполномоченным органом в рамках информационного взаимодействия и самостоятельного исследования. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводке предложений.
В случае отсутствия предложений потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования в ходе проведения публичных консультаций либо отсутствия ответов на вопросы из перечня вопросов для участников публичных консультаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Порядка, уполномоченный орган проводит дополнительные публичные консультации.
32. Дополнительные публичные консультации проводятся в течение 10 рабочих дней, следующих со дня размещения уведомления о проведении публичных консультаций по проекту нормативного акта и сводному отчету, в порядке, установленном пунктами 13, 14 настоящего Порядка.
По результатам дополнительных публичных консультаций уполномоченный орган:
составляет дополнительную сводку по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа (далее - дополнительная сводка);
подготавливает и выдает заключение либо уведомляет в течение 10 рабочих дней, следующих со дня получения пакета документов, о необходимости доработки проекта нормативного акта посредством электронной почты, либо нарочно с отметкой о поступлении такого уведомления, и направляет в регулирующий орган дополнительную сводку посредством электронной почты, либо нарочно с отметкой о поступлении дополнительной сводки.
Регулирующий орган в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнительной сводки включает в дополнительную сводку сведения об учете или причинах отклонения каждого предложения, поступившего в результате дополнительных публичных консультаций, размещает ее на Официальном портале и повторно направляет пакет документов с доработанной дополнительной сводкой в уполномоченный орган посредством электронной почты, либо нарочно с отметкой о поступлении, а также вносит в сводный отчет сведения о проведении дополнительных публичных консультаций.
33. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
а) точность формулировки выявленной проблемы;
б) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
в) объективность определения целей предлагаемого правового регулирования;
г) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
д) верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
е) корректность оценки регулирующим органом дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и республиканского бюджета Республики Алтай, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
ж) степень выявления регулирующим органом всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
34. Мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора, предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, а также его собственные оценки и иные замечания включаются в заключение.
Выявленные в проекте нормативного акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и республиканского бюджета Республики Алтай, указываются в заключении.
35. Заключение составляется по форме, утвержденной правовым актом уполномоченного органа, и должно содержать следующие выводы:
а) о наличии либо отсутствии в проекте нормативного акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также республиканского бюджета Республики Алтай;
б) о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблем, указанных в сводном отчете, предложенным способом правового регулирования.
В случае если проект нормативного акта вносит изменение в ранее принятый нормативный правовой акт Республики Алтай и по результатам оценки регулирующего воздействия уполномоченным органом установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей, об этом указывается в заключении.
36. В случае если в заключении имеется вывод о наличии в проекте нормативного акта замечаний к положениям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 35 настоящего Порядка, и (или) об отсутствии достаточного обоснования решения проблем, указанных в сводном отчете, предложенным способом правового регулирования, уполномоченный орган вносит в заключение свои соответствующие предложения по устранению таких замечаний (далее - замечания).
В случае, установленном абзацем первым настоящего пункта, регулирующий орган в течение 15 рабочих дней, следующих со дня получения заключения, устраняет замечания, заменяет ранее размещенные документы на Официальном портале на документы с устраненными замечаниями, в случае если они подверглись изменению, и повторно направляет пакет документов в уполномоченный орган.
37. В течение 3 рабочих дней со дня подготовки заключение направляется в регулирующий орган.
В течение 3 рабочих дней со дня получения заключения регулирующий орган размещает его на Официальном портале, а в случае получения заключения на проект закона также направляет заключение инициатору проекта закона.
38. Если регулирующий орган считает замечания уполномоченного органа, в том числе содержащиеся в заключении или полученные по результатам дополнительных публичных консультаций, полученные в соответствии с пунктами 28, 29, 32, подпунктами "б", "в" пункта 46 настоящего Порядка, необоснованными, он в течение 10 рабочих дней, следующих со дня получения таких замечаний, организует согласительное совещание.
Регулирующий орган также обязан организовать согласительное совещание в связи с замечаниями уполномоченного органа на проект закона в случае поступления в уполномоченный орган соответствующего письменного требования от инициатора проекта закона в течение 10 рабочих дней, следующий со дня поступления данного требования.
39. О дате, времени и месте проведения такого согласительного совещания регулирующий орган письменно уведомляет уполномоченный орган и (или) инициатора проекта нормативного акта не менее чем за 3 рабочих дня до даты проведения согласительного совещания.
Состав лиц, участвующих в согласительном совещании, определяется регулирующим органом на основании предложений, поступивших от уполномоченного органа и (или) инициатора проекта закона.
Уполномоченный орган и (или) инициатор проекта закона не менее чем за 1 рабочий день до даты проведения согласительного совещания представляют в регулирующий орган в письменном виде предложения в проект протокола согласительного совещания для обобщения, а также предложения в состав лиц, участвующих в согласительном совещании.
По результатам согласительного совещания регулирующим органом составляется протокол согласительного совещания, в котором отражаются данные об урегулировании разногласий.
Регулирующий орган организует подписание протокола согласительного совещания руководителем регулирующего органа или его уполномоченным заместителем, руководителем уполномоченного органа или его уполномоченным заместителем и (или) уполномоченным представителем инициатора проекта закона, после чего направляет копию подписанного протокола согласительного совещания всем участникам согласительного совещания в течение 7 рабочих дней со дня проведения согласительного совещания.
V. Упрощенный порядок проведения оценки регулирующего воздействия
40. Упрощенный порядок проведения оценки регулирующего воздействия (далее - упрощенный порядок) применяется в отношении:
а) проектов нормативных актов, в том числе проектов нормативных актов, вносящих изменения в административные регламенты предоставления государственных услуг (далее - административные регламенты), если их разработка обязательна в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте Российской Федерации и (или) нормативном правовом акте Республики Алтай;
б) проектов нормативных актов, подготовленных в связи с заключением уполномоченного органа об экспертизе нормативных правовых актов Республики Алтай, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или оценке фактического воздействия, согласно постановлению Правительства Республики Алтай от 10 июня 2022 г. N 195 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Республики Алтай, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" (далее - заключение об экспертизе) и содержащих изменения конкретных положений нормативного правового акта Республики Алтай путем включения конкретных формулировок, предложенных уполномоченным органом в таком заключении, и (или) исключения конкретных формулировок, указанных уполномоченным органом в таком заключении, и (или) их изменения на конкретные формулировки, предложенные уполномоченным органом в таком заключении;
в) проектов административных регламентов;
г) проектов нормативных актов, принятие которых предусмотрено (рекомендовано) нормативным правовым актом Российской Федерации в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации.
41. При применении упрощенного порядка в отношении проектов нормативных актов, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 40 настоящего раздела, регулирующий орган для подготовки заключения в упрощенном порядке, представляет в уполномоченный орган проект нормативного акта.
42. При применении упрощенного порядка в отношении проектов нормативных актов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 40 настоящего раздела, регулирующий орган для подготовки заключения в упрощенном порядке, представляет в уполномоченный орган:
а) проект нормативного акта;
б) пояснительную записку с обоснованием необходимости проведения оценки регулирующего воздействия в упрощенном порядке;
в) отчет о приведении нормативного правового акта Республики Алтай в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Республики Алтай (далее - Отчет);
г) копию соответствующего акта прокурорского реагирования и (или) копию соответствующего заключения по результатам проведения юридической (правовой) экспертизы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай на нормативный правовой акт Республики Алтай (при наличии).
43. Документы, предусмотренные подпунктами "б", "в" настоящего пункта, подписываются руководителем регулирующего органа (лицом, исполняющим его обязанности).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты "б", "в" пункта 42
44. Форма Отчета утверждается правовым актом уполномоченного органа.
45. Документы, предусмотренные пунктами 41, 42 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней перед их направлением в уполномоченный орган подлежат размещению регулирующим органом на Официальном портале, при этом указываются почтовый и электронный адреса уполномоченного органа и уведомление следующего содержания: "Предложения и замечания принимаются Министерством экономического развития Республики Алтай в течение 30 рабочих дней, следующих со дня размещения настоящих документов".
Уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение документов, предусмотренных пунктами 41, 42 настоящего Порядка, поступивших с нарушением настоящего пункта, на срок 5 рабочих дней со дня поступления этих документов для устранения регулирующим органом нарушений, при этом срок подготовки и выдачи заключения, предусмотренный подпунктом "а" пункта 46 настоящего Порядка, исчисляется со дня, следующего за днем получения уполномоченным органом от регулирующего органа письменного уведомления о размещении документов, предусмотренных пунктами 41, 42 настоящего Порядка, на Официальном портале.
46. По результатам рассмотрения представленных в соответствии с пунктами 41, 42 настоящего Порядка документов, уполномоченный орган:
а) подготавливает и выдает заключение в течение 7 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 41, 42 настоящего Порядка;
б) сообщает в регулирующий орган о мотивированной невозможности прохождения представленным проектом нормативного акта оценки регулирующего воздействия в упрощенном порядке в течение 7 рабочих дней, следующих со дня получения документов, предусмотренных пунктами 41, 42 настоящего Порядка посредством электронной почты либо нарочно.
Споры в отношении действий уполномоченного органа, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, разрешаются в соответствии с пунктами 38, 39 настоящего Порядка.
47. Заключение при применении упрощенного порядка составляется по форме, утвержденной правовым актом уполномоченного органа, и должно содержать обоснованный вывод об отсутствии в проекте нормативного акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также республиканского бюджета Республики Алтай.
В случае если проект нормативного акта вносит изменение в ранее принятый нормативный правовой акт Республики Алтай и по результатам оценки регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей, об этом указывается в заключении при применении упрощенного порядка.
48. В течение 3 рабочих дней, следующих со дня получения заключения при применении упрощенного порядка, регулирующий орган размещает его на Официальном портале.
УТВЕРЖДЕН
Указом Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
от 31 августа 2023 г. N 228-у
Порядок
оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Алтай, содержащих обязательные требования в рамках государственного контроля (надзора)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Алтай, устанавливающих обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее соответственно - обязательные требования, оценка фактического воздействия).
2. Для целей настоящего Порядка используются следующие определения:
а) уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Республики Алтай, выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Алтай (далее - нормативные акты), а также проводящий оценку фактического воздействия нормативных актов;
б) регулирующий орган - исполнительный орган государственной власти Республики Алтай, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере государственного регулирования;
в) публичные консультации - открытое обсуждение нормативного акта, организуемое уполномоченным органом в ходе оценки фактического воздействия;
г) участники публичных консультаций - регулирующие органы, физические и юридические лица, иные заинтересованные лица;
д) заключение об оценке фактического воздействия - завершающий процедуру оценки фактического воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о достижении (недостижении) целей регулирования, заявленных при проведении оценки регулирующего воздействия (в случае ее проведения), об оценке фактических положительных или отрицательных последствий принятия нормативного акта, а также о наличии либо об отсутствии в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и республиканского бюджета Республики Алтай, а в отношении нормативных актов, содержащих обязательные требования, - о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", об их обоснованности, о фактических последствиях их установления, выявлении избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей, об оценке фактических последствий их установления, выявлении избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
II. Функции участников оценки фактического воздействия нормативных актов
3. Уполномоченный орган осуществляет следующие основные функции:
а) нормативно-правовое, информационное и методическое обеспечение проведения оценки фактического воздействия;
б) оценка фактического воздействия.
4. Регулирующий орган осуществляет следующие основные функции:
а) рассмотрение заключения уполномоченного органа об оценке фактического воздействия;
б) реализация выводов заключения уполномоченного органа об оценке фактического воздействия.
III. Проведение оценки фактического воздействия нормативных актов
5. Оценка фактического воздействия проводится уполномоченным органом в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных актов, а также в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
6. В целях оценки фактического воздействия уполномоченный орган ежегодно до 1 декабря утверждает план проведения оценки фактического воздействия нормативных актов (далее - план проведения ОФВ).
В течение 5 рабочих дней после утверждения плана проведения ОФВ план проведения ОФВ размещается уполномоченным органом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (orv.mineco04.ru) (далее - Портал).
7. В соответствии с планом проведения ОФВ уполномоченный орган для проведения публичных консультаций размещает на Портале:
а) уведомление о проведении публичных консультаций, в котором указывается срок проведения публичных консультаций;
б) текст нормативного акта, в отношении которого проводится оценка фактического воздействия (в действующей редакции);
в) опросный лист по форме, установленной правовым актом уполномоченного органа.
Срок проведения публичных консультаций составляет 30 календарных дней со дня опубликования уведомления о проведении публичных консультаций на Портале.
8. В ходе проведения оценки фактического воздействия уполномоченный орган запрашивает у регулирующего органа материалы, содержащие сведения о необходимости государственного регулирования соответствующих общественных отношений, которые регулирующий орган обязан представить в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, за исключением случаев, когда такие материалы находятся в общем доступе.
9. Заинтересованные лица в течение срока проведения публичных консультаций направляют в уполномоченный орган свои позиции в отношении текста нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка фактического воздействия, путем заполнения опросных листов или в иной произвольной форме.
10. Уполномоченный орган обязан рассмотреть все позиции заинтересованных лиц в отношении текста нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка фактического воздействия, поступившие в срок, установленный для проведения публичных консультаций. В течение 10 рабочих дней после окончания срока проведения публичных консультаций уполномоченный орган составляет общую сводку предложений по форме, установленной уполномоченным органом, и осуществляет подготовку заключения об оценке фактического воздействия.
11. В заключении об оценке фактического воздействия должны содержаться выводы о достижении (недостижении) целей регулирования, заявленных при проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного акта Республики Алтай, об оценке фактических положительных или отрицательных последствий принятия нормативного правового акта Республики Алтай, а в отношении актов, содержащих обязательные требования, - о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", об их обоснованности, о фактических последствиях их установления, выявлении избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей, об оценке фактических последствий их установления, выявлении избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей, а также о наличии либо об отсутствии в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и республиканского бюджета Республики Алтай.
На основании выводов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в заключении об оценке фактического воздействия указывается одно из направлений деятельности регулирующего органа:
а) о необходимости продления срока действия нормативного акта Республики Алтай, его отдельных положений (в отношении нормативных актов Республики Алтай, устанавливающих обязательные требования и имеющих срок действия);
б) о необходимости внесения изменений в нормативный акт с указанием соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;
в) об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный акт;
г) о необходимости признания нормативного акта (его отдельных положений) утратившим силу с указанием соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка.
12. Основаниями для признания утратившим силу или внесения изменений в нормативный акт, его отдельные положения являются:
а) несоответствие обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (в отношении актов, содержащих обязательные требования);
б) выявление в нормативном акте избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей (в отношении актов, содержащих обязательные требования);
в) несоответствие нормативного акта или его отдельных положений нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу;
г) отсутствие у органа, принявшего нормативный акт, предусмотренных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай полномочий по установлению соответствующих обязательных требований (в отношении нормативных актов, содержащих обязательные требования);
д) отсутствие у органа, принявшего нормативный акт, предусмотренных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай полномочий в соответствующей области.
13. В течение 10 рабочих дней со дня подготовки заключения об оценке фактического воздействия уполномоченный орган размещает его на Портале, а также направляет в регулирующий орган.
14. По результатам рассмотрения заключения об оценке фактического воздействия регулирующий орган в течение 3 месяцев со дня получения указанного заключения:
а) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение соответствующего органа государственной власти Республики Алтай проект нормативного правового акта о продлении срока действия нормативного акта, его отдельных положений (в отношении нормативных актов, устанавливающих обязательные требования и имеющих срок действия);
б) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение соответствующего органа государственной власти Республики Алтай проект соответствующего нормативного правового акта о внесении изменений в нормативный акт;
в) разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение соответствующего органа государственной власти Республики Алтай проект соответствующего нормативного правового акта о необходимости признания нормативного акта (его отдельных положений) утратившим силу.
Информацию о результатах рассмотрения заключения об оценке фактического воздействия регулирующий орган направляет в уполномоченный орган в течение 1 месяца со дня внесения в установленном порядке на рассмотрение соответствующего органа государственной власти Республики Алтай соответствующего проекта нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 31 августа 2023 г. N 228-у "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай, Порядка оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Алтай, содержащих обязательные требования в рамках государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай"
Вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный портал Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 1 сентября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 сентября 2023 г. N 0400202309040003
сборник законодательства Республики Алтай, август 2023 г., N 210(216), с. 556