Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Практика применения социального контракта
С 2020 года в Курганской области действуют новые меры социальной поддержки граждан, заключивших социальные контракты на оказание помощи в поиске работы, на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", постановлением Правительства Курганской области от 12 февраля 2020 года N 11 "Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта" материальная поддержка предоставляется малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам на дату обращения за материальной поддержкой имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Курганской области для соответствующих социально-демографических групп населения, в целях стимулирования их активных действий для выхода из бедности.
Материальная поддержка предоставляется на условиях софинансирования из федерального (99%) и областного (1%) бюджетов.
Материальная поддержка (денежная выплата) гражданам, заключившим социальный контракт на оказание помощи в поиске работы (далее - материальная поддержка в поиске работы), предоставляется учреждением социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя гражданам, зарегистрированным в государственных казенных учреждениях центрах занятости населения Курганской области (далее - центр занятости) в качестве ищущего работу или безработного, в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и трех месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Курганской области на год (с 1 января 2023 года - 14729 рублей).
В рамках социального контракта по желанию заявителя оказывается помощь по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования и в период обучения выплачивается материальная поддержка в размере 1/2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Курганской области, установленной на год заключения социального контракта (с 1 января 2023 года - 7364 рубля 50 копеек), а также стоимость обучения в размере до 30 тысяч рублей.
Материальная поддержка на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляется гражданину единовременно в размере не более 350 тысяч рублей (для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест) при условии соблюдения требований Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
В рамках социального контракта по желанию заявителя оказывается помощь по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с оплатой стоимости обучения в размере до 30 тысяч рублей.
Материальная поддержка в размере не более 200 тысяч рублей на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства предоставляется органом социальной защиты населения при наличии у гражданина земельного участка в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка), земельного участка за пределами границ населенного пункта (полевого земельного участка), предоставленного и (или) приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства.
В рамках социального контракта по желанию заявителя оказывается помощь по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с оплатой стоимости обучения в размере до 30 тысяч рублей.
Материальная поддержка гражданам, заключившим социальный контракт, направленный на преодоление трудной жизненной ситуации, в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Курганской области на год (с 1 января 2023 года - 14 729 рублей), предоставляется в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни.
Преодоление трудной жизненной ситуации, заключающееся в том числе в преодолении порога бедности, у получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта происходит за счет реализации ими мероприятий программы социальной адаптации, предусматривающей перечень обязательных для получателей государственной социальной помощи мероприятий, направленных на повышение среднедушевых доходов гражданина (семьи гражданина) и на выход гражданина (семьи гражданина) из трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем, сроки и порядок реализации этих мероприятий.
За 2020 - 2022 годы государственная социальная помощь предоставлена 6 988 гражданам на общую сумму более 587 миллионов рублей.
В 2022 году заключено 2 045 (6 260 человек) социальных контрактов на общую сумму 245,3 миллиона рублей (100%), в том числе:
по поиску работы - 1 037 (51% от числа заключенных социальных контрактов в 2022 году), что на 14% ниже, чем в 2021 году (1201 социальный контракт);
по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - 425 (21% от числа заключенных социальных контрактов), что на 56,3% больше, чем в 2021 году (272 социальных контракта);
по ведению личного подсобного хозяйства - 378 (18% от числа заключенных социальных контрактов), что на 38% больше, чем в 2021 году (274 социальных контракта);
на преодоление трудной жизненной ситуации - 205 (10% от числа заключенных социальных контрактов), что на 65% ниже, чем в 2021 году (577 социальных контрактов).
Таблица 32. Государственная социальная помощь на основании социального контракта
Мера социальной поддержки |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Материальная поддержка в поиске работы (чел.) |
1059 |
1201 |
1037 |
Материальная поддержка на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (чел.) |
69 |
272 |
425 |
Материальная поддержка на оказание помощи по ведению личного подсобного хозяйства (чел.) (введена с 2021 года) |
0 |
274 |
378 |
Материальная поддержка на преодоление трудной жизненной ситуации (чел.) |
1441 |
577 |
205 |
Материальная поддержка на оказание помощи по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (чел.) (исключена с 2021 года) |
50 |
0 |
0 |
Итого |
2619 |
2324 |
2045 |
Из числа граждан, заключивших социальный контракт в 2021 - 2022 годах, 71% граждан проживают в сельской местности, 29% - в городской, 2% - одиноко проживающие граждане предпенсионного и пенсионного возраста, 69% - проживающие в составе семей с детьми до 18 лет, из них 21% - многодетные семьи.
Численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта в 2021 - 2022 годах, составила 13 906 человек, из них по 9903 гражданам проведена оценка на конец 2022 года.
Из числа граждан, охваченных государственной социальной помощью по поиску работы в 2021 - 2022 годах (6 468 человек), 5 431 человек (84%) был трудоустроен. Из них 2 256 граждан (41,5%) были трудоустроены в сферу сельского хозяйства, 666 (12,3%) - в сферу услуг, 345 (6,4%) - в сферу торговли, 287 (5,3%) - в сферу культуры.
Из 3 914 граждан, члены семьи которых заключили социальные контракты по поиску работы и по которым проведена оценка, у 2 959 граждан (75,6%) среднедушевой доход увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта.
Из 416 граждан, члены семьи которых заключили социальные контракты на развитие предпринимательской деятельности и по которым проведена оценка, у 346 граждан (83,2%) среднедушевой доход увеличился по окончании срока действия социального контракта.
Из числа социальных контрактов, заключенных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, на сферу услуг приходится 74%, из них 33% - на сферу красоты, по 10% - на производство и торговлю, 6% - на сферу сельского хозяйства.
Из 591 гражданина, члены семьи которого заключили социальные контракты на развитие личного подсобного хозяйства и по которым проведена оценка, у 499 граждан (84,4%) среднедушевой доход увеличился по окончании срока действия социального контракта.
Материальная поддержка на развитие личного подсобного хозяйства предоставлена по таким направлениям, как животноводство - 92%, птицеводство - 6%, пчеловодство - 2%.
Среднедушевой доход семьи по всем направления до заключения социального контракта составлял 6 127 рублей, после завершения составил 11 472 рубля.
Из 591 гражданина, члены семьи которого заключили социальные контракты на развитие личного подсобного хозяйства и по которым проведена оценка, у 499 граждан (84,4%) среднедушевой доход увеличился по окончании срока действия социального контракта.
В целях повышения эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта разработаны и приняты необходимые нормативно-правовые акты, предусматривающие осуществление контроля за целевым использованием денежных средств, выделенных на выплату государственной социальной помощи на основании социального контракта, взыскания выплаченной получателям суммы государственной социальной помощи в случае нецелевого использования денежных средств.
Внедрена система внутреннего контроля социального контракта через межведомственное взаимодействие учреждений социальной защиты населения Курганской области, органов исполнительной власти Курганской области и органов местного самоуправления.
В целях контроля по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства гражданин представляет документы, подтверждающие приобретение основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, документы о выполнении программы социальной адаптации, о целевом использовании средств.
При администрациях муниципальных округов (городских округов) Курганской области созданы рабочие группы по осуществлению контроля за проверкой деятельности граждан, заключивших социальные контракты на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства.
В 2021 - 2022 годах 310 (7,1%) социальных контрактов были досрочно расторгнуты по неуважительным причинам, из них 247 (79,7%) - по поиску работы.
В 2021 - 2022 годах 309 граждан повторно обратились за государственной социальной помощью на основании социального контракта.
В 2021 году охват малоимущих граждан государственной социальной помощью на основании социального контракта в общей численности малоимущих граждан составил 4,8% (7646 человек), в 2022 году - 4,6% (6260 человек).
В 2021 году из числа граждан, заключивших социальные контракты, действие которых завершилось в 2021 году и по которым проведена оценка, у 958 граждан (60,3%) среднедушевой доход семьи увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в 2022 году среднедушевой доход повысился у 5055 граждан (82,2%).
В 2021 году у 307 граждан (21,1%) среднедушевой доход достиг прожиточного минимума, установленного в Курганской области, в 2022 году - у 1890 граждан (30,8%).
По итогам 2021-2022 годов 2197 граждан, заключивших социальные контракты, преодолели трудную жизненную ситуацию (28,9% граждан, по которым проведена оценка).
Таблица 33. Показатели эффективности заключения социальных контрактов
Наименование показателя (%) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
Доля малоимущих граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан |
10 |
41,8 |
3,9 |
4,8 |
4,0 |
4,6 |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
25 |
25,9 |
21,1 |
21,1 |
23,7 |
30,8 |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
- |
- |
60,2 |
60,3 |
63,6 |
82,2 |
По завершении действия социального контракта граждане продолжают осуществлять свою трудовую деятельность, вести личное подсобное хозяйство, осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким образом, адресная социальная помощь на основании социального контракта имеет продолжительный социально-экономический эффект за пределами сроков действия контроля по его исполнению.
Наиболее эффективными являются социальные контракты на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства.
Социальный контракт можно рассматривать как один из инструментов в решении задач по снижению уровня бедности как социально-экономического партнерства граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, с государством, дающего возможность преодолеть данную ситуацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.