В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 июня 2008 г. N 286 "О порядке составления проекта республиканского бюджета Республики Мордовия и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
Д. Поздняков |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 сентября 2023 г. N 429
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия в предыдущие годы.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов является определение условий, используемых при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Мордовия на 2024 - 2026 годы.
Основные направления
бюджетной политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Приоритетом бюджетной политики Республики Мордовия на предстоящий трехлетний период является переход от антикризисной повестки к реализации поставленных Президентом Российской Федерации указами от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" национальных целей развития Российской Федерации (далее - национальные цели), направленных на социальную поддержку граждан, повышение благосостояния граждан, опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, проведение сбалансированной долговой политики, рациональное и эффективное использование имеющихся бюджетных средств.
Бюджетная политика Республики Мордовия в среднесрочной перспективе будет ориентирована на:
1) проведение взвешенного бюджетного планирования с целью обеспечения сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Мордовия, укрепления финансовой стабильности в Республике Мордовия за счет:
формирования реалистичного прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Мордовия;
поддержания безопасного уровня дефицита и государственного долга Республики Мордовия, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов;
сохранения относительно постоянного уровня расходов республиканского бюджета Республики Мордовия в условиях "взлетов и падений" доходов республиканского бюджета Республики Мордовия;
ограничения роста расходов республиканского бюджета Республики Мордовия, не обеспеченных реальными и стабильными доходными источниками. Принятие и исполнение новых расходных обязательств Республики Мордовия возможно только в рамках полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и при их обеспечении реальными доходными источниками, а в случае отсутствия дополнительных доходных источников - при условии сокращения расходов на реализацию действующих расходных обязательств Республики Мордовия;
2) проведение ответственной долговой политики, в том числе за счет реализации комплекса мер, направленных на своевременное исполнение долговых обязательств Республики Мордовия при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры долговых обязательств Республики Мордовия, исключающих их неисполнение;
3) исполнение обязательств Республики Мордовия по заключенным с Министерством финансов Российской Федерации соглашениям, в том числе о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Мордовия;
4) формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического планирования и развитием государственных программ Республики Мордовия, сосредоточив финансовые ресурсы на достижении национальных целей;
5) расстановку приоритетов в расходовании бюджетных средств, оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов за счет:
расширения применения проектных принципов управления, позволяющих сконцентрировать управленческие усилия и бюджетные ассигнования на тех мероприятиях государственных программ Республики Мордовия, которые обеспечивают максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов государственной политики в соответствующих отраслях;
проведения оценки имеющихся финансовых ресурсов, необходимых для исполнения принятых Республикой Мордовия обязательств;
обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств Республики Мордовия, гарантированного исполнения социальных обязательств Республики Мордовия;
оперативного освоения средств федерального бюджета, в первую очередь средств, поступивших в рамках реализации национальных проектов;
повышения эффективности государственной социальной поддержки граждан на основе применения принципа справедливости, нуждаемости и адресности;
повышения эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти Республики Мордовия, а также уровня финансового управления в органах исполнительной государственной власти Республики Мордовия путем повышения ответственности за выполнение возложенных на них функций;
обеспечения соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Мордовия, установленного Правительством Российской Федерации;
повышения качества оказания государственных услуг (выполнения работ) путем проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности использования государственными учреждениями Республики Мордовия финансовых ресурсов и государственного имущества Республики Мордовия, и оптимизационных мероприятий структуры сети и штатной численности государственных учреждений Республики Мордовия на основе сокращения невостребованных государственных услуг (работ), перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга, централизации функций бухгалтерского учета, закупочной деятельности, управления кадрами;
совершенствования механизма планирования расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе усиление контроля за их расходованием;
повышения ответственности государственных учреждений Республики Мордовия за невыполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в республиканский бюджет Республики Мордовия в случае недостижения показателей, установленных в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ);
обеспечения конкуренции на рынке государственных услуг, в том числе путем расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия;
повышения результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения обоснованности и прозрачности отбора получателей бюджетной поддержки, контроля за выполнением условий предоставления средств республиканского бюджета Республики Мордовия и ответственности за их нарушение;
расширения практики использования механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций, в том числе в социальной сфере;
концентрации финансовых ресурсов в области капитального строительства на объектах с высокой степенью готовности, объектах, имеющих большое значение для социально-экономического развития Республики Мордовия, и объектах, строительство которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета;
повышения эффективности использования государственного имущества Республики Мордовия в целях оптимизации расходов на его содержание;
совершенствования системы закупок для государственных нужд Республики Мордовия путем реализации мер по снижению расходов на закупки товаров, работ и услуг, включая предотвращение завышения начальных (максимальных) цен закупок, отказ от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширение практики проведения централизованных закупок, обеспечение контроля обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен государственных контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик;
проведения работы с дебиторской и кредиторской задолженностью, направленной на последовательное и устойчивое снижение ее объемов, обеспечения более равномерного использования бюджетных средств в течение года;
недопущения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам Республики Мордовия;
повышения качества финансового менеджмента главных администраторов средств республиканского бюджета Республики Мордовия;
совершенствования информационных технологий, используемых при планировании и исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия, обеспечения автоматизации и интеграции процессов планирования и исполнения ресубликанского# бюджета Республики Мордовия, ведения бухгалтерского и управленческого учета и формирования отчетности;
6) развитие и совершенствование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия (далее - органы местного самоуправления), направленные на поддержание сбалансированности и устойчивого исполнения местных бюджетов, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия, создание условий для увеличения доходов и повышения эффективности расходов местных бюджетов, повышение качества управления муниципальными финансами, в том числе:
заключение с высшими должностными лицами муниципальных образований Республики Мордовия, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из республиканского бюджета Республики Мордовия, соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением обязательств, предусмотренных указанными соглашениями;
ограничение необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления, сокращение дефицита и сдерживание роста муниципального долга;
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по первоочередным и социально значимым направлениям;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия;
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Республики Мордовия и долговой устойчивости муниципальных образований Республики Мордовия;
соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия целевых межбюджетных трансфертов;
перечисление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета;
7) повышение результативности и экономической эффективности государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита за счет реализации следующих мероприятий:
усиление государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе и применение мер ответственности за их нарушение;
повышение эффективности внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Республики Мордовия, направленных на соблюдение процедур составления и исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Мордовия и подведомственными им получателями бюджетных средств;
развитие эффективной системы ведомственного контроля в сфере осуществления закупок для государственных нужд Республики Мордовия, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
8) реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой (бюджетной) грамотности населения Республики Мордовия;
9) повышение уровня информационной открытости бюджетных данных, обеспечение прозрачности республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджетного процесса для общества.
Основные направления
налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов формируются в условиях постепенного смещения от антикризисной политики к достижению структурных изменений в экономике, обеспечению стабильности и предсказуемости регионального налогового законодательства, повышению его прозрачности.
В предстоящий трехлетний период будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики Республики Мордовия, определенных в предыдущие годы.
В случае изменений параметров налоговой системы Российской Федерации основные направления налоговой политики Республики Мордовия могут быть скорректированы в 2024 году при ее определении на 2025 и последующие годы.
В целом в налоговой политике Республики Мордовия приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Налоговая политика Республики Мордовия в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годах ориентирована на развитие доходного потенциала республики на основе экономического роста, а не за счет повышения налоговой нагрузки на плательщиков.
Формирование налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Мордовия будет основываться на вступивших в силу, а также планируемых к принятию с 2024 года изменений федерального и регионального законодательства.
Изменения, внесенные на федеральном уровне:
1) с 1 января 2023 г. осуществлен переход на новую систему расчетов налогоплательщиков с бюджетом, в рамках которой все организации и индивидуальные предприниматели уплачивают большинство налогов и других установленных налоговым законодательством платежей (включая авансовые платежи, пени, штрафы, проценты) путем внесения Единого налогового платежа (далее - ЕНП) на Единый налоговый счет (далее - ЕНС), в связи с чем:
в бюджетной системе изменился устоявшийся график поступления налоговых доходов: если ранее они были распределены по разным датам, то теперь основная масса приходится на конец месяца (25 число - срок для сдачи отчетности, 28 число - срок уплаты);
распределение ЕНП по обязательствам и уровням бюджета осуществляется налоговыми органами автоматически в установленной последовательности, если средств недостаточно и сроки уплаты совпадают, то ЕНП будет распределен пропорционально суммам таких обязательств;
налоговыми органами формируется для каждого налогоплательщика сальдо единого налогового счета (разница между общей суммой средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, и совокупной обязанностью). Такое сальдо формируется в том числе за счет направления переплат по одним налогам на погашение недоимок по другим;
установлен первоочередной порядок зачисления налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты из средств на ЕНС;
в течение 2023 года налоговые агенты представляют уведомления об исчисленных суммах налога на доходы физических лиц дважды в месяц, что позволяет перечислять в бюджетную систему суммы уплачиваемого налога на доходы физических лиц также дважды в месяц;
будет продолжено совершенствование института "единого налогового платежа" в целях повышения ритмичности поступления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
2) продлевается:
до 2031 года порядок зачисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по ставке 3 процента и 17 процентов соответственно;
до 1 января 2030 г. период, в течение которого базу по налогу на прибыль организаций можно уменьшить на перенесенные убытки не более чем на 50 процентов;
до 1 января 2025 г. для субъектов Российской Федерации действие установленных пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, прямо не предусмотренных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) до 31 декабря 2024 г. для аккредитованных ИТ-компаний продолжает действовать налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;
4) с 1 января 2024 г. увеличиваются социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц:
за обучение с 50,0 тыс. рублей до 110,0 тыс. рублей;
за медицинские и физкультурно-оздоровительные услуги со 120,0 тыс. рублей до 150,0 тыс. рублей;
5) субъектам Российской Федерации планируется предоставить право предусматривать ежегодную индексацию размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по всем или отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Изменения, внесенные на региональном уровне:
1) для повышения уровня газоснабжения сельского населения в отдельных муниципальных образованиях Республики Мордовия и создания в них распределительных газопроводов, а также оказания поддержки организациям, осуществляющим ввод в эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов газораспределительных сетей, находящихся на территории Республики Мордовия, созданных и принятых на бухгалтерский учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2022 года. Данное освобождение предоставлено по 31 декабря 2024 года;
2) в целях повышения уровня социальной защищенности граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членов их семей предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога указанной категории граждан в отношении легкового автомобиля с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил. Налоговая льгота будет применяется налогоплательщиками за налоговые периоды 2021, 2022 и 2023 годов;
3) в целях обеспечения прироста интеллектуального капитала Республики Мордовия за счет увеличения числа патентных заявок и заявок на регистрацию средств индивидуализации, поданных по результатам исследований и разработок, а также создания условий для роста числа сделок по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности со стороны юридических лиц, находящихся на территории Республики Мордовия, с 1 января 2023 г. установлена пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
4) с 1 января 2023 г. предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций организациям, основным видом экономической деятельности которых является деятельность почтовой связи общего пользования, в отношении имущества, расположенного в сельской местности на территории Республики Мордовия. Налоговая преференция установлена сроком на 3 года до 31 декабря 2025 г.;
5) с 1 января 2023 г. отменено освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия. Дополнительные поступления будут способствовать обеспечению сбалансированности республиканского бюджета Республики Мордовия в 2023 и последующих годах.
Работа по оптимизации налоговых льгот в среднесрочной перспективе будет продолжена, поскольку налоговые льготы должны получать только те предприятия, которые работают на развитие республики.
Серьезным стимулом для повышения доходной базы республиканского бюджета Республики Мордовия является обеспечение роста инвестиций, в том числе капитальных вложений, промышленного производства и создание новых рабочих мест в республике. Для достижения указанных целей ведется работа по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Республики Мордовия в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Создание особой экономической зоны и установление преференциального налогового режима в отношении резидентов и управляющих компаний особой экономической зоны в виде пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и освобождения от уплаты транспортного налога позволит увеличить инвестиционную привлекательность Республики Мордовия для отечественных и зарубежных инвесторов из дружественных стран путем обеспечения льготных условий для размещения на территории республики новых востребованных производств с современными рабочими местами, что в свою очередь будет способствовать наращиванию налогооблагаемой базы и росту доходной части республиканского бюджета Республики Мордовия.
В среднесрочной перспективе продолжится работа по совершенствованию механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджетов, легализации налоговой базы, сокращению недоимки, организации работы с кураторами налоговых расходов Республики Мордовия.
Важным направлением такой работы является снижение неформальной занятости, борьба с "серыми" зарплатами, инициативы по легализации самозанятых граждан, повышение экономической грамотности населения, понимание ими своих законных прав в сфере трудовых отношений, развитие сферы малого бизнеса.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы республиканского бюджета Республики Мордовия за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 сентября 2023 г. N 429 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 5 сентября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 сентября 2023 г. N 1300202309050022
газета "Известия Мордовии", 8 сентября 2023 г. N 100-37