Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
от 24.08.2023 N ТВ-1693/03
Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно медицинская помощь в медицинских организациях оказывается более 6 млн детей, из них 400 тысяч находятся на лечении в медицинских организациях длительно (более 21 дня). Министерством здравоохранения Российской Федерации определены 60 видов наиболее часто встречающихся заболеваний или состояний, требующих длительного лечения детей.
Ситуация длительного лечения не позволяет детям систематически посещать образовательную организацию по месту жительства. Многие из них могут и хотят учиться. Обучение и воспитание всех без исключения детей являются источниками развития психологических функций, регуляторами физиологических и психологических процессов. Обучение, как система целенаправленных, тщательно и индивидуальным образом подобранных, последовательных педагогических воздействий, определяет в значительной мере содержание и ход психического и личностного развития, социальные перспективы и будущее ребенка.
Идея обучения детей в процессе лечения с целью своевременного восстановления психического функционирования, реализации познавательного потенциала и успешной социализации в общество была научно обоснована выдающимися отечественными и зарубежными учеными и на определенных этапах реализована в России в учреждениях различной ведомственной принадлежности: образования, здравоохранения, социальной защиты. Объединение медицинских и педагогических технологий в процессе восстановления здоровья представляет собой практическую реализацию комплексного подхода в процессе реабилитации. Современные медицинские технологии и методы применяются для восстановления физического состояния больного ребенка. Специальные технологии и условия обучения являются необходимыми средствами восстановления психического здоровья, источником личностного развития всех без исключения детей, даже в ситуации длительной болезни, благодаря чему происходит получение ими знаний, усвоение социальных норм, осуществляется социальная адаптация.
Настоящие Разъяснения по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях (далее - Разъяснения) подготовлены Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации с целью сохранения в Российской Федерации единого образовательного пространства для детей, нуждающихся в длительном лечении, для актуализации в субъектах Российской Федерации порядков регламентации и оформления отношений по данному вопросу, а также для оказания методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных и медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации образовательной деятельности обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и дополнительные общеразвивающие программы для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Разработка настоящих Разъяснений осуществлена в соответствии с решением Рабочей группы по подготовке Разъяснений по вопросам организации образования обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные и (или) дополнительные общеразвивающие программы для детей (далее - дополнительные программы), нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях, (протокол от 10 июля 2023 г. N 1), ориентирована на лучшую образовательную практику госпитальных школ Российской Федерации в рамках Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" (2013 - 2023 гг.) и результаты научных исследований по направлению "Госпитальная педагогика".
Приложения к Разъяснениям:
Приложение N 1. Перечень основных нормативных правовых актов, которые использованы при подготовке Разъяснений.
Приложение N 2. Ключевые понятия по категории "дети, нуждающихся в длительном лечении". Схемы 1, 2, 3.
Приложение N 3. Система оказания медицинской помощи и вариативные модели обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. Схемы 1, 2.
Приложение N 4. Организация психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в длительном лечении.
Приложение N 5. Группы детей, нуждающихся в длительном лечении, по психофизическому функционированию. Схемы 1, 2, 3.
Приложение N 6. Карта индивидуальных особых потребностей ребенка, нуждающегося в длительном лечении. Примерный вариант.
Приложение N 7. Основные направления помощи семье ребенка, нуждающегося в длительном лечении.
Приложение N 8. Образовательные программы для детей, получающих паллиативную медицинскую помощь.
Приложение N 9. Перечень ключевых научных и методических статей по направлению "Госпитальная педагогика", актуальных на момент издания данных Разъяснений.
Приложение N 1
к Разъяснениям
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образования обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ | |||
Наименование документа |
Орган, принявший документ |
Дата и место принятия документа |
Основные статьи/пункты |
Всеобщая декларация прав человека |
Генеральная Ассамблея ООН |
10 декабря 1948 г. |
|
Первый протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод |
Совет Европы |
Париж. 20 марта 1952 г. |
|
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования |
Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры |
Париж. 14 ноября - 15 декабря 1960 г. |
|
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах |
пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН |
16 декабря 1966 г. |
По-видимому, в тексте предыдущей строки таблицы допущена опечатка. Дату названного Международного пакта следует читать как "19 декабря 1966 г."
Всемирная программа действий в отношении инвалидов |
резолюция Генеральной Ассамблеи ООН |
3 декабря 1982 г. |
п. 64 - 68, п. 120 - 127 |
Декларация о праве на развитие |
резолюция Генеральной Ассамблеи ООН |
4 декабря 1986 г. |
|
Конвенция о правах ребенка |
Генеральная Ассамблея ООН |
20 ноября 1989 г. |
|
Таллиннские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам |
приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН |
8 декабря 1989 г. |
п. 22 - 32 |
Всемирная декларация об образовании для всех |
ООН |
Джомтьен, Таиланд, 5 - 9 марта 1990 г. |
ст. 1, ст. 3 |
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями |
ЮНЕСКО |
Саламанка, Испания, 10 июня 1994 г. |
ч. 1, п. 7 |
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов |
Генеральная Ассамблея ООН |
4 марта 1994 г. |
п. 24, 25, правило 6 |
Европейская социальная хартия |
Совет Европы |
Страсбург 3 мая 1996 г. |
|
Дакарские рамки действий |
Всемирный форум по образованию |
Дакар, Сенегал, 26 - 28 апреля 2000 г. |
п. 8, 65, 66, 68, 69, 71 - 74 |
Конвенция ООН о правах инвалидов |
Генеральная Ассамблея ООН |
13 декабря 2006 г. |
|
Руководство для парламентариев: Международная конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней |
ООН |
Женева, 2007 г. |
глава 6 |
ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||
Наименование документа |
Тип документа |
Выходные данные документа |
Основные статьи/пункты |
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года |
Указ Президента Российской Федерации |
7 мая 2018 г. N 204 |
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей |
Поручение Президента Российской Федерации |
1 июня 2021 г. N Пр-2254 |
п. 1 а) |
Перечень сведений конфиденциального характера |
Указ Президента Российской Федерации |
6 марта 1997 г. N 188 |
|
Об образовании в Российской Федерации |
Федеральный закон |
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ |
ст. 2 (п. 16, 23, 27, 28); ст. 3 (п. 2, 4, 8); ст. 5 (п. 4, 5); ст. 6 (п. 1); ст. 8; ст. 15; ст. 28 (п. 3 пп. 4, 5); ст. 41 (5, 6, 10); ст. 54 (п. 1); ст. 55 (п. 3); ст. 64 (п. 3); ст. 66 (6, 11); ст. 79 (п. 12) |
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации |
Федеральный закон |
24 июля 1998 г. N 124-ФЗ |
|
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации |
Федеральный закон |
24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ |
|
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации |
Федеральный закон |
21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ |
|
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения |
Федеральный закон |
30 марта 1999 г. N 52-ФЗ |
|
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации |
Федеральный закон |
28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ |
|
О персональных данных |
Федеральный закон |
27 июля 2006 г. N 152-ФЗ |
|
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" |
Постановление Правительства Российской Федерации |
18 октября 2021 г. N 363 |
По-видимому, в тексте предыдущей строки таблицы допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "29 марта 2019 г."
Об утверждении государственной госпрограммы Российской Федерации "Развитие образования" |
Постановление Правительства Российской Федерации |
6 января 2022 г. N 1642 |
По-видимому, в тексте предыдущей строки таблицы допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "26 декабря 2017 г."
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
Приказ Минобрнауки России |
17 октября 2013 г. N 1155 |
|
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования |
Приказ Минпросвещения России |
31 мая 2021 г. N 286 |
|
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования |
Приказ Минобрнауки России |
6 октября 2009 г. N 373 |
|
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Приказ Минобрнауки России |
19 декабря 2014 г. N 1598 |
|
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования |
Приказ Минпросвещения России |
31 мая 2021 г. N 287 |
|
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования |
Приказ Минобрнауки России |
17 декабря 2010 г. N 1897 |
|
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
Приказ Минобрнауки России |
17 мая 2012 г. N 413 |
|
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Приказ Минобрнауки России |
19 декабря 2014 г. N 1599 |
|
Об утверждении федеральной образовательной программой начального общего образования |
Приказ Минпросвещения России |
18 мая 2023 г. N 372 |
|
Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Приказ Минпросвещения России |
24 ноября 2022 г. N 1023 |
|
Об утверждении федеральной образовательной программой основного общего образования |
Приказ Минпросвещения России |
18 мая 2023 г. N 370 |
|
Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Приказ Минпросвещения России |
24 ноября 2022 г. N 1025 |
|
Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования |
Приказ Минпросвещения России |
18 мая 2023 г. N 371 |
|
Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Приказ Минпросвещения России |
24 ноября 2022 г. N 1026 |
|
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования |
Приказ Минпросвещения России |
31 июля 2020 г. N 373 |
|
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования |
Приказ Минпросвещения России |
22 марта 2021 г. N 115 |
|
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам |
Приказ Минпросвещения России |
27 июля 2022 г. N 629 |
|
Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования |
Приказ Минобрнауки России |
13 января 2014 г. N 8 |
|
Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования |
Приказ Минобрнауки России |
9 декабря 2013 г. N 1315 |
|
Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам |
Приказ Минобрнауки России |
25 октября 2013 г. N 1185 |
|
Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам |
Приказ Минпросвещения России |
16 сентября 2020 г. N 500 |
|
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации |
28 сентября 2020 г. N 28 |
|
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации |
28 января 2021 г. N 2 |
|
Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующим и субъектами, оказывающими медицинские услуги |
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации |
24 декабря 2020 г. N 44 |
|
Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому |
Приказ Минздрава России |
30 июня 2016 г. N 436н |
|
Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников |
Приказ Минпросвещения России |
21 сентября 2022 г. N 858 |
|
О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре |
Приказ Минобрнауки России |
22 декабря 2014 г. N 1601 |
|
Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда |
Приказ Минздрава России, Министра обороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России |
30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 |
|
О методических рекомендациях (вместе с "Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций") |
Письмо Минобрнауки России |
29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02 |
|
Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ |
Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России |
5 августа 2020 г. N 882/391 |
|
Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях |
Распоряжение Минпросвещения России |
28 декабря 2020 г. N Р-193 |
|
Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации |
Распоряжение Минпросвещения России |
9 сентября 2019 г. N Р-93 |
|
Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования |
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора |
4 апреля 2023 г. N 232/551 |
|
Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования |
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора |
4 апреля 2023 г. N 233/552 |
|
Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью |
Письмо Минпросвещения России |
24 ноября 2021 г. N ДГ-2121/70 |
|
По-видимому, в тексте предыдущей строки таблицы допущена опечатка. Номер названного Письма следует читать как "ДГ-2121/07"
Приложение N 2
к Разъяснениям
Ключевые понятия по категории "Дети, нуждающиеся в длительном лечении"
Схема N 1
Схема N 2
Схема N 3
Приложение N 3
Система оказания медицинской помощи и вариативные модели обучения детей, нуждающихся в длительном лечении
Схема 1
Схема N 2
Модели организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении
Приложение N 4
Организация психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в длительном лечении
Приложение N 5
к Разъяснениям
Группы детей, нуждающиеся в длительном лечении по психофизическому функционированию
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Приложение N 6
к Разъяснениям
Карта индивидуальных особых потребностей ребенка, нуждающегося в длительном лечении. примерный вариант
Карта индивидуальных особых потребностей
| |||
Ф.И.О. обучающегося | |||
|
|
|
|
Возраст обучающегося |
Класс |
Код отделения медицинской организации |
Номер палаты в отделении |
1. Адрес электронной почты для связи с обучающимся |
|
|||
2. Наличие компьютерной техники |
ноутбук |
|||
планшет | ||||
3. Наличие доступа к сети Интернет |
есть |
|
нет |
4. Наличие аккаунтов (для проведения дистанционных занятий): | ||||
Сферум |
логин ________________________ |
|||
ВКонтакте |
идентификатор конференции ___________________________ |
|||
5. Как давно ребенок посещал образовательную организацию |
менее месяца |
|||
более месяца | ||||
более полугода | ||||
другое______________________________ | ||||
6. Форма получения образования |
в образовательной организации |
|||
вне образовательной организации | ||||
7. Форма обучения |
очно |
|||
заочно | ||||
очно-заочно | ||||
семейное образование | ||||
самообразование | ||||
8. Имеющиеся ограничения по состоянию здоровья |
противопоказания к выходу из медицинской палаты |
|||
противопоказания к использованию электронных экранов | ||||
трудности с выполнением письменной работы | ||||
другое _________________________________ | ||||
9. Ограничения времени проведения занятий (если известны заранее) в связи с лечением или медицинской реабилитацией | ||||
Пн. ____________________ |
Чт. _____________________________ |
|||
Вт. ____________________ |
Пт. _____________________________ |
|||
Ср. _______________________ |
|
|||
10. Наличие заключения ПМПК |
|
|||
11. Наличие справки МСЭ |
|
Учителям полезно будет знать
Особенности: |
|
|||
| ||||
| ||||
| ||||
Мы готовы начать учиться! Мы бы хотели: |
|
|||
| ||||
| ||||
| ||||
Любимые предметы: |
|
|||
| ||||
| ||||
| ||||
Хобби/увлечения: |
|
|||
| ||||
|
Я бы хотел(ла) заниматься:
|
Арт-педагогика |
|
Студия керамики |
|
Квест |
| |||||
|
Театральная студия |
|
Мама, я - блогер |
|
Сказки на здоровье |
| |||||
|
Радиостудия |
|
Шахматы |
|
Lego-анимация |
| |||||
|
Робототехника |
|
Гитара |
|
Бисероплетение |
| |||||
|
Игра на гуслях |
|
Фотостудия |
|
Мировая художественная культура |
Интересны занятия с:
|
Психологом |
|
Логопедом |
|
Дефектологом |
Психолого-педагогические характеристики
0 - не оценивали 1 - не владеет 2 - владеет
удовлетворительно 3 - владеет хорошо 4 - владеет отлично
Внимание
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
Внимание |
Действует терпеливо и способен довести начатое до конца |
|
|
|
|
|
|
Способен сосредоточиться на деятельности, несмотря на отвлечение |
|
|
|
|
|
|
|
Смена деятельности |
Гибко переходит с одной деятельности на другую |
|
|
|
|
|
|
Память
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
Скорость и полнота запоминания |
Быстро запоминает информацию со слов |
|
|
|
|
|
|
Быстро запоминает текст/изображения |
|
|
|
|
|
|
|
Запоминает информацию полностью |
|
|
|
|
|
|
Учебная мотивация
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
|
Мотивирован учиться |
|
|
|
|
|
|
|
Мотивирован к творческой деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Преобладает игровая мотивация |
|
|
|
|
|
|
Управление своей деятельностью
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
Планирование |
Принимает условия задания |
|
|
|
|
|
|
До того, как начать, выслушивает инструкцию |
|
|
|
|
|
|
|
Способен следовать инструкции |
|
|
|
|
|
|
|
Управление деятельностью |
Работает старательно |
|
|
|
|
|
|
Замечает свои ошибки и исправляет их по своей инициативе |
|
|
|
|
|
|
|
Правильно оценивает свое участие в успехе и неуспехе выполнения заданий |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность |
По своей инициативе предлагает идеи и планы |
|
|
|
|
|
|
Способен работать самостоятельно |
|
|
|
|
|
|
|
Начинает работу на основе общей инструкции |
|
|
|
|
|
|
Учеба и учебные стратегии
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
|
Изучаемые предметы усваивает быстро |
|
|
|
|
|
|
Способен учиться по материалам/учебникам своей возрастной группы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Владеет основными учебными навыками |
|
|
|
|
|
|
Сформированность учебных навыков
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
Язык и речь |
Словарный запас соответствует возрасту |
|
|
|
|
|
|
Произношение речи |
|
|
|
|
|
|
|
Грамотно выражает свои мысли |
|
|
|
|
|
|
|
Чтение/ Чтение вслух |
Понимает смысл текста |
|
|
|
|
|
|
Находит в тексте главное |
|
|
|
|
|
|
|
Письмо |
Пишет в соответствии с возрастом |
|
|
|
|
|
|
Счет в соответствии с возрастом |
Знание математических понятий |
|
|
|
|
|
|
Владение арифметическими действиями |
|
|
|
|
|
|
|
Решение задач |
|
|
|
|
|
|
|
Моторика |
Сформированность графомоторных навыков |
|
|
|
|
|
|
Социальные навыки
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доп. информация |
В группе |
Взаимодействует с людьми в соответствии с ситуацией |
|
|
|
|
|
|
Способен принимать участие в совместной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Лидерские качества |
|
|
|
|
|
|
|
Способен поставить себя на место других людей |
|
|
|
|
|
|
Дата ___________ Специалист ______________
Приложение N 7
к Разъяснениям
Основные направления помощи семье ребенка, нуждающегося в длительном лечении
Приложение N 8
к Разъяснениям
Образовательные программы для детей, нуждающихся в длительном лечении и получающие паллиативную медицинскую помощь
Приложение N 9
к Разъяснениям
Перечень ключевых научных и методических статей по направлению
"Госпитальная педагогика", актуальных на момент издания Разъяснений
1. Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции, Москва, 20 - 22 апреля 2022 года/Под редакцией С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт возрастной физиологии Российской академии образования. - Москва. 2022. - 96 с.
2. Браун, Э. Образование и школа/Паллиативная помощь детям//Э. Браун. Под редакцией Э. Голдман, Р. Хейна, С. Либена - М.: Практика, 2017. - 655 с.
3. Буслаева, А.С. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям/А.С. Буслаева, А.Л. Венгер, С.Б. Лазуренко//Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12. N 1. - С. 56 - 65.
4. Вагарина, В.В. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении/В.В. Вагарина, А.С. Обухов, А.А. Филатов, С.В. Шариков//Проблемы современного образования. - 2021, N. 1. - С. 17 - 32.
5. Вагарина, В.В. Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ/В.В. Вагарина, А.С. Обухов, А.А. Филатов, С.В. Шариков//Педагогика. - 2020. - Т. 84. N. 10. - С. 76 - 87.
6. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики: монография/под общ. ред. А.А. Алмазовой, Е.И. Адамян. - Москва: МПГУ, 2022. - 208 с.
7. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методологические основы и эффективные практики: монография/под общ. ред. А.А. Алмазовой, Е.И. Адамян. - Москва: МПГУ, 2023. - 228 с.
8. Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1 - 3 ноября 2022 г.)/под ред. С.В. Шарикова, Н.М. Курикаловой, А.Ф. Лоскутова. - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт возрастной физиологии Российской академии образования. - Москва, 2022. - 181 с.
9. Гусев, И.А. Ключевые этапы развития госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России "УчимЗнаем"/И.А. Гусев//Наука и школа. - 2022. - N 1. - С. 149 - 161.
10. Гусев, И.А. Управление развитием кадрового потенциала госпитальной школы: флагманская площадка проекта госпитальных школ России "УчимЗнаем"/И.А. Гусев//Преподаватель XXI век. - 2021. - N 3, Часть 1. - С. 153 - 170.
11. Гусев, И.А. Формирование воспитательной системы госпитальной школы: модель федерального проекта госпитальных школ России "УчимЗнаем"/И.А. Гусев//Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. I. - Казань: Издательство Казанского университета. - 2021. - С. 274 - 289.
12. Демакова, И.Д. Смыслы, ценности и культурные образцы воспитательной деятельности госпитального педагога/И.Д. Демакова//Народное образование. - 2023. - N 1. - С. 159 - 166.
13. Долуев, И.Ю. Госпитальная школа: подходы к решению проблемы кадрового обеспечения (из опыта реализации проекта госпитальных школ России "УчимЗнаем")/И.Ю. Долуев, Н.Ю. Зенич//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2022. - N 7. - С. 12 - 19.
14. Долуев, И.Ю. Выявление актуальных запросов психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими онкологические и гематологические заболевания/И.Ю. Долуев, Е.С. Зорина, Д.А. Соловьев//Перспективы Науки и Образования. - 2023. - N 1. - С. 451 - 468.
15. Долуев, И.Ю. Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ/И.Ю. Долуев, О.А. Иванова, М.М. Шалашова, С.В. Шариков//Мир науки, культуры, образования. - 2022. - Вып. 2. - С. 260 - 263.
16. Долуев, И.Ю. Основные направления консультационной поддержки, реализуемые флагманской площадкой Проекта "УчимЗнаем"/И.Ю. Долуев, С.В. Шариков//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2023. - N 4. - С. 39 - 45.
17. Дурнов, Л.А. Медико-социальная реабилитация в детской онкологии/Л.А. Дурнов//Социальные и психологические проблемы детской онкологии. Материалы Первой Всероссийской конференции с международным участием 4 - 6 июня 1997 года. M. - URL: http://vsem-mirom.narod.ru together/conf1_11.htm#1
18. Зорина, Е.С. Психолого-педагогическая практика в госпитальной школе: от первого знакомства до формирования дидактического портфеля/Е.С. Зорина//Педагогическое образование: история становления и векторы развития, материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. Москва. - 2022. - С. 1419 - 1423.
19. Клипинина Н., Хайн, А. Восстановление после лечения онкологического заболевания у ребенка, подростка/Клипинина Н., Хайн А.//Фонд "Наука - детям". Москва - 2022. - С. 1 - 60.
20. Курикалова, Н.М. Особенности проектирования образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений/Н.М. Курикалова, С.В. Шариков//Материалы Третьего Международного интеллектуального форума: Чтение на Евразийском перекрестке, Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г. - С. 303 - 307.
21. Куртанова, Ю.Е. Проблемы социальной реинтеграции детей после продолжительного лечения в контексте их реабилитации/Ю.Е. Куртанова, О.В. Белозерская, Н.С. Лыкова, В.Д. Щукина, Е.С. Зорина//Сборник материалов I Всероссийской конференции: Научные основы здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями. - ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования". - Москва, 2021. - С. 71 - 74.
22. Лоскутов, А.Ф. Модель цифровой образовательной среды госпитальных школ/А.Ф. Лоскутов//Цифровая трансформация образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 27 января 2021 года. Том Выпуск 5. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. - С. 29 - 33.
23. Лоскутов, А.Ф. Госпитальная педагогика как современное направление в педагогической науке/А.Ф. Лоскутов, С.В. Шариков, Е.А. Ямбург, А.Г. Румянцев//Народное образование. - 2023. - N 1. - С. 166 - 173.
24. Материалы круглого стола "Практическое решение вопросов обучения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских организаций. Всероссийский форум "Здоровье нации - основа процветания России" (26 апреля 2016 года). М. - 2016. - URL: www.uchimznaem.ru/gruppa
25. Методика расчета контрольных показателей эффективности оказания паллиативной медицинской помощи взрослым и детям. Методические рекомендации. Раздел 4. Авторский коллектив: Хальдин Р.А., Невзорова Д.В., Полевиченко Е.В., Шариков С.В. [и др.]//ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет). - Москва. - 2020. - С. 61 - 63.
26. Рубцов, В.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения/В.В. Рубцов, С.В. Алехина, О.В. Вихристюк [и др.]//Вестник практической психологии образования. - 2020. - Т. 17. N 2. - С. 8 - 34.
27. Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий: Методические рекомендации/Под ред. С.В. Шарикова, Ю.Е. Куртановой. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. - 100 с.
28. Суханова, Г.Н. Разработка инструментов рекрутинга госпитальных педагогов для сети госпитальных школ "УчимЗнаем"/Г.Н. Суханова, С.В. Шариков//Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - N 6 (51). - С. 70 - 77.
29. Шариков, С.В. Обучение детей с прогрессирующими заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни. Начало пути/С.В. Шариков//Pallium: паллиативная и хосписная помощь. - 2020. - N 2(7). - С. 23 - 30.
30. Шариков, С.В. Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни/С.В. Шариков//Альманах Института коррекционной педагогики. - 2021. - N 44(2). - С. 33 - 47.
31. Шариков, С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах/С.В. Шариков//Альманах Института коррекционной педагогики. - 2020. - N 40. - С. 22 - 42.
32. Шариков, С.В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений/С.В. Шариков//Российский журнал детской гематологии и онкологии. - 2015. - N 2(4). - С. 65 - 73.
33. Шариков, С.В. Госпитальная педагогика как мотивация развития прогрессивного сознания общества и социальной инклюзии/С.В. Шариков, Т.В. Волкова//Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. - 2023. - N 10. - С. 2 - 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.