Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, по образовательным программам дошкольного образования.
Среди детей, нуждающихся в длительном лечении, значительную долю составляют дети дошкольного возраста. Нахождение ребенка дошкольного возраста на длительном лечении в медицинских учреждениях не должно стать препятствием для получения ими качественного образования. Дошкольное образование может быть получено в образовательной организации, а также вне ее - в форме семейного образования. Семейная форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными представителями) воспитанника. Родитель заявляет в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, о переходе на семейную форму. Для сопровождения образовательной программы, консультирования родителей необходимо закрепить за ребенком образовательную организацию по месту жительства.
Длительно болеющие дети дошкольного возраста часто не посещают детский сад по месту жительства в силу длительного лечения и слабого иммунитета в этот период жизни. Они впервые встречаются с организованной педагогами деятельностью по общеобразовательной программе дошкольного образования в госпитальных школах. Для реализации образовательных программ дошкольного образования в госпитальных школах должны быть созданы условия: материально-технические, кадровые, инфраструктурные и другие. Учредители образовательной организации создают необходимые условия, исходя из выделенных бюджетных ассигнований, а также имеют право привлекать внебюджетные источники посредством грантовой деятельности, взаимодействия с некоммерческими организациями, бизнес-партнерами и другими.
Один из родителей ребенка-дошкольника или его законный представитель всегда находится вместе с ним в медицинском стационаре. Именно он становится первым педагогом для ребенка в дошкольном возрасте в условиях длительного лечения. Следует помнить, что процесс длительного лечения ребенка для родителя (законного представителя) - период переживаний и повышенной тревожности, во многом определяющих его внутреннее травматическое психологическое состояние. Вовлечение родителя (законного представителя) ребенка в совместную педагогическую деятельность по дошкольному воспитанию - одна из задач госпитальной школы. Она отвлекает родителя от постоянных мыслей о болезни ребенка и дает возможность сконцентрироваться на позитивных вопросах его развития и совместной продуктивной деятельности. Положительно зарекомендовала себя практика работы флагманской площадки Проекта госпитальных школ "УчимЗнаем" в Москве, когда совместно с высшими учебными заведениями педагогического профиля родителям (законным представителям) ребенка предоставлена возможность пройти непосредственно в условиях нахождения в детской больнице программу дополнительного профессионального образования повышения квалификации или профессиональной переподготовки по тьюторскому сопровождению детей, нуждающихся в длительном лечении.
При организации обучения детей дошкольного возраста, нуждающихся в длительном лечении, необходимо руководствоваться содержанием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования, которыми определены содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития) в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до 7 - 8 лет.
Реализация образовательной программы дошкольного образования в госпитальной школе может осуществляться в группах (при согласовании с лечащим врачом) или индивидуально. Планируя занятия, педагог учитывает деление на три подгруппы, в каждую из которых определяются дети смежного возраста: младшая - 2 - 3 года, средняя - 4 - 5 лет, старшая - 6 - 7 лет. Неоднородность процесса лечения, тяжесть переносимого заболевания ребенком, рекомендации лечащего врача и периоды карантинных мероприятий в медицинской организации определяют гибкость организационных форматов работы с детьми дошкольного возраста: от организации занятий в малой группе (3 - 5 чел.) до индивидуальной работы в больничной палате у кровати больного ребенка. Время занятий также может варьироваться в зависимости от ресурсных возможностей ребенка, рекомендаций врача и других медицинских факторов, которые обязательны к выполнению для госпитальных педагогов. Все необходимые условия для построения индивидуальных программ дошкольного образования, режима занятий с каждым ребенком отражаются в КИОП и используются педагогами при планировании взаимодействия с детьми, нуждающимися в длительном лечении, а также членами его семьи или законными представителями. Процесс дошкольного воспитания в медицинском стационаре носит динамический характер, зависит от текущего ресурсного состояния ребенка. Ребенок в детской больнице прежде всего пациент и выполнение рекомендаций лечащего врача носит приоритетный характер при организации любых видов деятельности с ним.
При малом количестве детей дошкольного возраста в лечебном отделении образовательный процесс может быть организован в разновозрастной группе. Предполагается баланс между содержанием образования, ориентированного на старших дошкольников, и возрастными возможностями других детей, что требует от воспитателя, тьютора:
знаний программных задач во всех возрастных группах, как планируемых результатов развития детей;
умения соотносить программные задачи с возрастными и индивидуальными возможностями детей;
выделять подгруппы детей не только по возрастным, но и по другим показателям: индивидуальным возможностям, зоне ближайшего развития, особым образовательным потребностям, специальным способностям, склонностям;
осуществлять педагогическое наблюдение, понимать и видеть затруднения и успешность каждого ребенка;
реагировать на изменение образовательных ситуаций, выбирать эффективные формы, методы, образовательного содержания адекватно сложившейся ситуации.
При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм.
При организации занятий следует обращать особое внимание на содержание занятий (темы, уровень сложности), подбор дидактических средств обучения (использование материалов, соответствующих санитарным нормам медицинского учреждения), длительность занятий (не более 30 минут), наполняемость групп, возможное сокращение количества занятий в неделю. Любое предложенное ребенку содержание образования должно быть для него посильным и соразмерным его текущему состоянию здоровья. Необходимо также учесть в педагогической работе, что при нахождении на длительном лечении ребенка в стационаре с ним могут находиться родные братья и сестры (сиблинги), которые также имеют право получать образование. Получение образование родными братьями и сестрами (сиблингами) длительно болеющих детей необходимо урегулировать на уровне медицинской организации и госпитальной школы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.