г. Краснодар |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А32-24813/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская"" (ИНН 2349031389, ОГРН 1092349000215) - Кузнецова А.С. (доверенность от 22.08.2018), Муренького О.С. (доверенность от 18.01.2017), от лица, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Мефоденко М.Г. (доверенность от 23.12.2018), после перерыва Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Маляр Ольги Владимировны, извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А32-24813/2018 (судьи Гуденица Т.Г., Соловьева М.В., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Зерновая компания "Новопетровская"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными действий департамента по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ); о возложении на данный орган обязанности по предоставлению обществу указанных земельных участков в аренду сроком на пять лет без проведения торгов.
Решением от 29.11.2018 принят отказ от заявленных требований в части признания незаконными действий департамента по размещению извещений о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 в аренду без торгов на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С.; производство по делу в указанной части прекращено. Заявление общества удовлетворено, признаны незаконными действия департамента по отказу заявителю в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в аренду сроком на пять лет без проведения торгов в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Суд обязал департамент предоставить заявителю спорные земельные участки в аренду сроком на пять лет, без проведения торгов по приведенным основаниям; распределены судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что общество является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 944 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" (далее - постановление N 944), которая предоставляет ему право на получение земель сельскохозяйственного назначения в льготном порядке (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ). Рассмотрение заявлений претендентов о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке поступления (пункт 4 статьи 39.17 Земельного кодекса). На дату обращения общества (23.11.2017) по вопросу об аренде спорных земельных участков (за исключением 23:10:0301000:529) иные заявления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в департаменте отсутствовали.
Между тем в адрес Фонда поступили заявления Стешенко М.В., Макаревич О.А., индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова П.О. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды всех спорных земельных участков. Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса установлен тридцатидневный срок рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка. Между тем конкурирующими департамент признал заявки, поступившие к моменту, когда заявление общества о предоставлении земельных участков должно было быть рассмотрено по существу с принятием решения о предоставлении или отказе. На основании изложенного суд счел необходимым признать отсутствие конкурирующих заявок в смысле приведенных норм и, как следствие, необоснованность отказа департамента в оспариваемой части. Заявку индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С. суд не признал конкурирующей, так как в ней не обозначена цель использования объекта недвижимости с учетом существующей классификации согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - приказ N 540) и статье 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ). Судом принято во внимание, что в отношении спорных земельных участков состоялись аукционы, по результатам которых на основании протоколов о результатах торгов департамент и Маляр О.В. подписали договоры аренды земельных участков государственной собственности сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551, 23:10:0301000:529 (которые не прошли государственную регистрацию), что не препятствует применению правовостановительной меры в виде обязания уполномоченного органа заключить договоры аренды с обществом.
Постановлением апелляционного суда от 04.04.2019 решение от 29.11.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь упомянутыми положениями земельного законодательства, повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае при рассмотрении обращения общества от 23.11.2017 департамент исходил из наличия оснований для проведения торгов по продаже права аренды спорных земельных участков, так как 25.10.2017 от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С. поступило заявление о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков, в числе которых участок с кадастровым номером 23:10:0301000:529. Следовательно, основания для предоставления земельного участка (кадастровый номер 23:10:0301000:529) без проведения торгов отсутствовали. В целях выявления лиц, заинтересованных в предоставлении остальных, испрашиваемых обществом, земельных участков, а также наличия оснований для их предоставления в льготном порядке, департамент издал приказы от 20.03.2018 N 494 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:510, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации", 29.03.2018 N 659 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:511, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации", 20.03.2018 N 493 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:512, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации", 20.03.2018 N 497 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:515, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации", 20.03.2018 N 535 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:538, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации", 20.03.2018 N 501 "О предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:551, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации". В связи с поступлением на основании публикаций заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды спорных земельных участков департамент правомерно отказал заявителю в их предоставлении без проведения торгов. Принимая решение по делу, суд первой инстанции ошибочно исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 подлежали предоставлению заявителю в льготном порядке ввиду отсутствия на дату подачи заявления (23.11.2017) заявок иных заинтересованных лиц. Наличие у общества статуса сельскохозяйственной организации, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не является обстоятельством, исключающим выявление в ходе публичной процедуры лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, для решения вопроса о возможности реализации заявителем льготы по предоставлению земельного участка без проведения торгов.
В данном случае льгота заключается не в предоставлении земельного участка первому обратившемуся лицу, а в установленной законом возможности предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения юридическим лицам, обладающим специальным статусом - сельскохозяйственной организации, участвующей в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Законность действий департамента, касающихся принятия заявки индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С., не относится к предмету настоящего спора.
В кассационной жалобе общество просит апелляционное постановление от 04.04.2019 отменить, указав, что пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ подразумевает наличие либо отсутствие заявок конкретного (специального) субъекта, претендующего на получение в аренду земельного участка (не любого лица). Расширительное толкование названного пункта Закона N 101-ФЗ, приведенное в обжалуемом судебном акте, подменяет порядок и процедуру, предусмотренную данным Законом. Судом второй инстанции не исследованы надлежащим образом обстоятельства, обосновывающие возражения департамента относительно земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529. Согласно письму департамента в адрес общества от 11.04.2018 N 52-16604/18-32-12, по заявлению общества размещено извещение о предоставлении земельного участка (23:10:0301000:529), в последующем получен отказ от 07.05.2018 N 52-20514/18-32-12 в предоставлении заявителю данного участка ввиду поступления заявок иных лиц. В письменном дополнении к кассационной жалобе общество сослалось на нарушение департаментом норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Являясь участником государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", заявитель имеет преимущественное право на получение испрашиваемых земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт апелляционной коллегии, жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы с письменным дополнением, представители органа, осуществляющего публичные полномочия, - доводы, приведенные в отзыве. Иные лица явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса. В порядке статьи 163 Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв, информация о котором размещена в сети Интернет; после перерыва судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 23.11.2017 общество обратилось в департамент с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на пять лет, без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551 в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Сообщением от 07.05.2018 N 52-20514/18-32-12 департамент отказал обществу, мотивируя наличием заявок иных заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 23:10:0301000:510, 23:10:0301000:511, 23:10:0301000:512, 23:10:0301000:515, 23:10:0301000:529, 23:10:0301000:538, 23:10:0301000:551.
Считая отказ краевого собственника в предоставлении перечисленных земельных участков обществу в аренду без проведения торгов, незаконным, данное лицо оспорило его в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили). При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции общество отказалось от заявленных требований в части признания незаконными действий департамента по размещению извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 в аренду без торгов на основании заявления главы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С. В данной части судом принят отказ, производство по делу прекращено.
В остальной части заявленных требований (при повторном рассмотрении дела) суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 дополнена пунктом 8 Закона N 101-ФЗ, который закрепляет, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В то же время возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. При этом ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме указанного в статье 39.18 Земельного кодекса.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, правильно применив указанные правовые нормы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предоставление заявителю в аренду испрашиваемых земельных участков в любом случае должно осуществляться по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса.
При этом то обстоятельство, что претенденты участвуют в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса.
Соответствующие разъяснения приведены Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 25.05.2017 N Д23и-3022, в котором также указано, что представление документов о программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не влияет на вышеуказанный порядок предоставления земельных участков при наличии заявления иных лиц, желающих приобрести соответствующий земельный участок.
В рассматриваемом случае при обращении общества 23.11.2017 в департамент с заявлением о предоставлении в аренду рассматриваемых земельных участков, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 уже имелось заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С. Относительно остальных земельных участков апелляционная коллегия правомерно исходила из того, что после обращения заявителя собственник инициировал публичную процедуру в целях выявления иных претендентов, что соответствует требованиям статьи 39.18 Земельного кодекса.
Кроме того, как правомерно отметил суд второй инстанции, по результатам аукционов в отношении спорных земельных участков с победителем подписаны договоры аренды. Обстоятельства, относящиеся к предмету спора, имели место до проведения торгов. Отказ департамента, изложенный в сообщении от 07.05.2018 N 52-20514/18-32-12, соответствует требованиям закона, не нарушает права общества в экономической сфере, что отражено в обжалуемом судебном акте.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Основания для отмены (изменения) апелляционного постановления от 04.04.2019 по приведенным в кассационной жалобе общества доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А32-24813/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующие разъяснения приведены Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 25.05.2017 N Д23и-3022, в котором также указано, что представление документов о программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не влияет на вышеуказанный порядок предоставления земельных участков при наличии заявления иных лиц, желающих приобрести соответствующий земельный участок.
В рассматриваемом случае при обращении общества 23.11.2017 в департамент с заявлением о предоставлении в аренду рассматриваемых земельных участков, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0301000:529 уже имелось заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С. Относительно остальных земельных участков апелляционная коллегия правомерно исходила из того, что после обращения заявителя собственник инициировал публичную процедуру в целях выявления иных претендентов, что соответствует требованиям статьи 39.18 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2019 г. N Ф08-5813/19 по делу N А32-24813/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5813/19
29.04.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24813/18
04.04.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1025/19
29.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-24813/18