Решение Калининградского областного суда от 19 июня 2023 г. N 3а-140/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "М." об оспаривании в части генерального плана ГО "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года N 225 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474), и об установлении в отношении земельного участка функциональной зоны "зона производственных объектов II, III класса опасности", установил:
Постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 года N 474 внесены изменения в генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225.
ООО "М.", являясь с 2006 года собственником двух нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, образованном путем раздела земельного участка с кадастровым номером N и поставленном на кадастровый учет 26 мая 2021 года с видом разрешенного использования "под военный городок N 10", просит признать не действующим названный нормативный правовой акт в части отнесения указанного земельного участка к функциональной зоне "зона режимных территорий", сославшись на нарушение этим его права собственника объектов капитального строительства на получение в собственность указанного земельного участка, в отношении которого в декабре 2021 года прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "С." Министерства обороны РФ.
Представитель ООО "М." О.М.А. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель городского Совета депутатов Калининграда З.Д.А. просил в удовлетворении административного иска отказать, полагая оспариваемый акт соответствующим требованиям градостроительного законодательства.
Представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области и Правительства Калининградской области И.В.С. просила административный иск оставить без удовлетворения, поддержав письменные пояснения о законности генерального плана в оспариваемой редакции, настаивая, что данный нормативный акт принят Правительством Калининградской области в пределах компетенции с соблюдением процедуры, установленной градостроительным законодательством; пояснила, что на момент разработки проекта генерального плана земельный участок с кадастровым номером N как объект права не существовал, был образован в мае 2021 года и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "под военный городок N 10", его правообладателем являлось ФГКУ "С." Министерства обороны РФ, права которого в отношении данного земельного участка прекращены только в декабре 2021 года, то есть спустя четыре месяца после утверждения оспариваемых ООО "М." изменений в генеральный план (127-137).
Представитель администрации ГО "Город Калининград" А.Э.Л. просила в удовлетворении административных требований отказать, настаивая на соответствии генерального плана в оспариваемой части требованиям градостроительного законодательства (л.д. 105-106).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Министерство обороны РФ, ФГКУ "С." Министерства обороны РФ, которыми возражения на административный иск не представлены.
Представители Министерства обороны РФ, ФГКУ "С." Министерства обороны РФ, Территориального управления Росимущества по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора М.Г.И. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).
Документами территориального планирования городских округов являются генеральные планы таких муниципальных образований (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397 муниципальное образование "Город Калининград" наделено статусом городского округа.
Частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 8.2, согласно которой полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона N 131-ФЗ.
Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 г. N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (далее - Закон N 19) утверждение документов территориального планирования муниципальных образований внесение изменений в такие документы отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 19 предусмотрено, что документы территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, документы градостроительного зонирования муниципальных образований Калининградской области, документация по планировке территории муниципальных образований Калининградской области, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу этого закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 утвержден генеральный план городского округа "Город Калининград", который действует до настоящего времени.
Генеральный план городского округа принят до вступления в силу вышеупомянутого Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 (во исполнение постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 1 февраля 2016 года N 99 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории городского округа "Город Калининград").
Данный муниципальный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" и опубликованы в газете "Гражданин" (специальные выпуски N 33-с от 15 июля 2016 года и N 1 от 9 января 2018 года).
Оспариваемым административным истцом постановлением Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474 внесены изменения в генеральный план ГО "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 06 июля 2016 года N 225, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 39:15:130910:3259 отнесен к функциональной зоне "зона режимных территорий".
Процедура внесения изменений в генеральный план регулируется теми же нормами Градостроительного кодекса РФ, что и процедура принятия данного нормативного акта.
Приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 30.07.2020 N 296 в соответствии со статьей 18 ГрК РФ, статьей 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 г. N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области", постановлением Правительства Калининградской области от 16.02.2017 N 63 "О составе и подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, а также подготовки изменений и внесения их в такие документы" принято решение о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа "Город Калининград".
Данный проект внесения изменений в генеральный план городского округа "Город Калининград" предусматривал отнесение земельного участка с кадастровым номером N, из которого впоследствии в мае 2021 года, был образован земельный участок с кадастровым номером N, к функциональной зоне "Зона смешанной и общественно-деловой застройки".
Общественные обсуждения по проекту внесения изменений в генеральный план проведены в период с 04.02.2021 по 18.03.2021 года администрацией ГО "Город Калининград" на основании постановления администрации ГО "Город Калининград" от 26.01.2021 N 1, опубликованного в газете "Гражданин" 04.02.2021 N 5 (2218).
Заключение о результатах общественных обсуждений от 17.03.2021 Nи-КТРиС-2976 опубликовано в том же печатном издании 18.03.2021 N 15 (2228).
В силу части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации, которым на основании пунктов 5.2, 5.2.28 (149) Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее по тексту - Порядок).
В силу пункта 2.9 названного Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 N 460, Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет подготовку Сводного заключения на основании размещенных в ФГИС ТП заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, в электронной форме с использованием ФГИС ТП.
Судом установлено, что в соответствии с положениями статьей 9 и 25 Градостроительного кодекса РФ 11 января 2021 года проект генерального плана ГО "Город Калининград" в целях согласования был размещен в ФГИС ТП (карточка согласования проекта N).
По результатам выполнения процедуры согласования проекта административному ответчику поступило Сводное заключение Минэкономразвития России N 6060-ОТ/Д27и о несогласии с Проектом. Заключения о несогласии с проектом генерального плана получены, в том числе от Минобороны России (от 19 февраля 2021 г. N 153/9/2590), которым высказаны замечания о необходимости изменения функционального зонирования в отношении земельных участков, находящихся на учете подведомственного Министерству обороны РФ учреждения, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером N, с установлением в отношении таких земельных участков функциональной "зона специального назначения" (л.д. 155-160).
Земельный участок с кадастровым номером N в заключении о несогласии с проектом генерального плана, полученном от Минобороны России и иных отраслевых федеральных органов, не указан и в тот период времени не существовал как объект права.
В соответствии с пунктами 2.9 и 2.11 Порядка и на основании заключений Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и Рослесхоза, а также протокола согласительного совещания по урегулированию разногласий по замечаниям федеральных органов исполнительной власти на проекты документов территориального планирования в Минэкономразвития России от 25.02.2021 N 5-Д27 (замечания, содержащиеся в заключениях Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и Рослесхоза о несогласии с проектом не были урегулированы на согласительном совещании), проект генерального плана городского округа "Город Калининград" Калининградской области считается несогласованным с Минэкономразвития России в составе материалов, размещенных в ФГИС ТП (карточка согласования проекта N).
Частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения.
В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.
Во исполнение указанной нормы в целях урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации сводного заключения от 02.03.2021 N 6060-ОТ/Д27и о несогласии с проектом, была создана согласительная комиссия, по результатам работы которой замечания федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации решено считать урегулированными частично: рекомендовать представить проект на утверждение в Правительство Калининградской области; в отношении замечаний Минобороны России, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации составить материалы по несогласованным вопросам и план согласования указанных замечаний после утверждения Проекта, что полностью соответствует требованиям части 11 статьи 25 ГрК РФ.
В целях утверждения проекта генерального плана был подготовлен проект постановления Правительства Калининградской области "О внесении изменений в генеральный план городского округа "Город Калининград", который согласован со всеми уполномоченными органами исполнительной власти Калининградской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 N 450, и в период с 21 по 28 июля 2021 года был размещен на официальном сайте Правительства Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
В соответствии с пунктом 5 Указа Губернатора Калининградской области от 12.08.2011 N 185 "Об утверждении порядка публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области" публичное обсуждение проекта акта осуществляется, в том числе и в форме открытого размещения проекта акта на официальном портале Правительства Калининградской области в сети Интернет http://gov39.ru с обеспечением возможностей для посетителей портала оставлять открытые комментарии к размещенным проектам.
Судом установлено, что по результатам публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы изменения в проект нормативного правового акта не вносились в связи с отсутствием замечаний.
05 августа 2021 года Правительством Калининградской области принято постановление N 474 "О внесении изменений в генеральный план ГО "Город Калининград", которое обнародовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 12 августа 2021 года N 3900202108120018.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Калининградской области N 474 "О внесении изменений в генеральный план ГО "Город Калининград" принято в результате согласительных процедур, назначенных и проведенных в соответствии с требованиями пунктов 9-12 части 2 статьи 25 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Форма оспариваемого административным истцом нормативного правового акта соответствует положениям статей 42, 48 Устава Калининградской области (Закон Калининградской области от 18 января 1996 года N 30 "О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области") и части 1 статьи 18 Уставного Закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области".
Порядок его опубликования, определенный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (Законом Калининградской области от 15 июля 2014 года N 339, соблюден.
Постановление Правительства Калининградской области от 05.08.2021 года N 474 "О внесении изменений в генеральный план ГО "Город Калининград" принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, а также процедуры их официального опубликования, и по этому основанию административным истцом не оспаривается.
Что же касается доводов административного истца о нарушении его прав и о несоответствии генерального плана ГО "Город Калининград" в части функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером N нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то суд считает их не нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2803 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под военный городок N 10" поставлен на кадастровый учет 26 мая 2021 года, то есть после проведения согласительных процедур, по результатам которых утверждены оспариваемые изменения в генеральный план (л.д. 66-72).
Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (л.д. 66-72).
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью 18605 кв. м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "обеспечение обороны и безопасности" поставлен на кадастровый учет 23 июня 2006 года, находится в собственности России и на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "С." Министерства обороны (л.д. 74-95).
Земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности России и до декабря 2021 года находился на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ "С." Министерства обороны (л.д. 15-17, 66-72, 116).
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N находится в функциональной зоне "зона режимных территорий" и в территориальной зоне "СП-3 Зона специального назначения, связанная с размещением государственных объектов".
В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в пункте 5 Постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N находятся два принадлежащих с 2006 года на праве собственности ООО "М." объекта капитального строительства: нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 287,9 кв. м, год ввода в эксплуатацию 1975, поставленное на кадастровый учет 02 июля 2011 года, и нежилое здание автосервиса с кадастровым номером N, площадью 527,5 кв. м, поставленное на кадастровый учет 13 ноября 2013 года.
Таким образом, ООО "М." вправе обратиться с настоящим административным иском, поскольку административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом.
Судом установлено, что ранее, в соответствии с генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225, земельный участок с кадастровым номером N, из которого в мае 2021 года образован спорный земельный участок, располагался в функциональной зоне "Зона смешанного функционального назначения", которая установлена для застройки на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
После, генеральным планом городского округа "Город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 N 74), земельный участок с кадастровым номером N отнесен к функциональной зоне "Зона смешанной и общественно-деловой застройки", которая предназначена для застройки на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания.
Первоначальный проект актуального на сегодняшний день генерального плана предполагал отнесение земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "зона смешанной и общественно-деловой застройки".
Однако Министерством обороны РФ представлено заключение о несогласии с таким функциональным зонированием указанного земельного участка, стоящего на учете в ФГКУ "С." Министерства обороны РФ и находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании данного учреждения, имеющего вид разрешенного использования "обеспечение обороны и безопасности"; указано на необходимость отнесения данного земельного участка к функциональной зоне "зона режимных объектов", которая предназначена для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим, в противном случае возникнут препятствия к дальнейшему использованию земельного участка в интересах Министерства обороны РФ.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков "обеспечение обороны и безопасности", предназначенный для размещения объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов управлений ими (размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота), проведения воинских учений и других мероприятий, направленных на обеспечение боевой готовности воинских частей; размещения зданий военных училищ, военных институтов, военных университетов, военных академий.
Отнесение земельного участка с кадастровым номером N к функциональной зоне "зона режимных территорий", которая предназначена для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим, соответствовало виду разрешенного использования данного земельного участка - "обеспечение обороны и безопасности".
Таким образом, установление в отношении рассматриваемой территории функциональной зоны "зона режимных объектов" положениям статей 23, 24 ГрК РФ не противоречит.
Отнесение земельного участка с кадастровым номером N, из которого впоследствии путем раздела был образован земельный участок с кадастровым номером N, к иной функциональной зоне возможно только в случае прохождения процедуры согласования проекта генерального плана с Министерством обороны РФ и получения положительного заключения.
Учесть при зонировании указанной территории интересы ООО "М." как собственника двух объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N, правообладателем которого являлось подведомственное Министерству обороны РФ учреждение, разработчики проекта внесения изменений в генеральный план правовых оснований не имели.
Образованный из этого земельного участка путем его раздела земельный участок с кадастровым номером N, поставленный на кадастровый учет 26 мая 2021 года, также соответствовал установленной функциональной зоне "зона режимных объектов" по виду разрешенного использования - "под военный городок N 10".
Принимая во внимание приведенные выше фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что генеральный план муниципального образования в оспариваемой части соответствует требованиям статей 23, 24, 25, пункта 3 статьи 1, части 1 статьи 9 ГрК РФ об определении в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также отвечает позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, публичная администрация при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должна, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Оспариваемые изменения внесены в генеральный план ГО "Город Калининград" постановлением Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474 по результатам согласительных процедур и произвольными не являются.
То обстоятельство, что после утверждения генерального плана в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474, приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны от 09 декабря 2021 года N 3989 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "С." Министерства обороны РФ земельным участком с кадастровым номером N о незаконности оспариваемого нормативного акта не свидетельствует (л.д. 116).
Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Изменения, происходящие с объектами земельных отношений, после утверждения генерального плана не влекут его признание не действующим в соответствующей части.
В силу части 16 статьи 24 ГрК РФ заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Процедура внесения изменений в генеральный план четко обозначена статьями 9, 24 и 25 ГрК РФ и является идентичной процедуре принятия генерального плана.
Более того, из материалов дела следует, что Министерством градостроительной политики Калининградской области в соответствии с приказом от 24.02.2022 года обеспечивалась подготовка внесения изменений в генеральный план ГО "Город Калининград", соответствующий проект проходил процедуру общественных обсуждений в период с 01 по 30 июня 2022 года, предложений ООО "М." относительно изменения функционального зонирования земельного участка с кадастровым номером N не поступало (л.д. 28-29).
Суд отклоняет доводы представителя ООО "М." О.М.А. со ссылкой на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 февраля 2023 года по делу А21-13563/2022, в котором содержится вывод о том, что в судебном порядке внесение изменений в генеральный план предусмотрено путем оспаривания его положений как нормативного акта (л.д. 21-24).
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ преюдициальное значение имеет вступившее в законную силу решение суда, которым установлены имеющие значение для дела обстоятельства, а не выводы суда, содержащиеся в таком решении.
Принимая во внимание изложенное, установив, что генеральный план городского округа "Город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474) в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании генерального плана недействующим.
Административным истцом заявлены также требования об установлении в отношении земельного участка функциональной зоны "зона производственных объектов II, III класса опасности".
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 в пункте 37 Постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Судом не установлено противоречие генерального плана в оспариваемой части закону, имеющему большую юридическую силу, кроме того обязанность по принятию требуемых административным истцом изменений в генеральный план нормами градостроительного законодательства не предусмотрена, соответственно, требования об установлении в отношении земельного участка иного правового регулирования также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "М." о признании не действующим в части генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 05.08.2021 N 474) и об установлении в отношении земельного участка функциональной зоны "зона производственных объектов II, III класса опасности".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 июня 2023 г. N 3а-140/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании