Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 3 октября 2012 г. N 382
(в редакции постановления
Правительства Республики Марий Эл
от 5 сентября 2023 г. N 424)
Государственная программа
Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы"
Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы"
1. Оценка текущего состояния сферы занятости населения в Республике Марий Эл
В 2022 году деятельность органов службы занятости населения была нацелена на снижение напряженности и сохранение стабильности на рынке труда Республики Марий Эл, реализацию комплекса мероприятий, направленных на сохранение уровня занятости в условиях действия санкционных мер.
Реализация мероприятий в сфере занятости населения в течение 2022 года способствовала достижению следующих положительных результатов:
увеличение численности занятого населения с 308,8 тыс. человек до 313,8 тыс. человек;
рост уровня занятости населения с 56 процентов до 57,2 процента;
снижение численности безработных граждан на открытом рынке труда с 14,7 тыс. человек до 11,1 тыс. человек;
снижение уровня общей безработицы с 4,5 процента до 3,4 процента;
снижение численности граждан, обратившихся в течение года в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, на 33,1 процента;
снижение численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных, на 31,6 процента;
снижение численности безработных граждан на конец 2022 года по отношению к началу года на 29 процентов;
снижение уровня регистрируемой безработицы по отношению к началу года на 0,25 процентных пункта.
В 2022 году в Республике Марий Эл наблюдалась позитивная тенденция снижения уровня общего производственного травматизма, чему способствовала реализация хозяйствующими субъектами мероприятий по улучшению условий и охраны труда, программ "нулевого травматизма", плана дополнительных мероприятий по снижению производственного травматизма, осуществляемых органами государственной власти Республики Марий Эл, профсоюзными организациями, работодателями.
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в сравнении с показателем 2021 года снизилась с 265 человек до 183 человек, или на 31 процент. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве в расчете на одного пострадавшего составило 54 дня, что соответствует прогнозному показателю на 2022 год. Однако численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в сравнении с показателем 2021 года возросла в 2 раза и составила 10 человек.
Социальные выплаты безработным гражданам способствуют поддержанию их доходов. В 2022 году размер пособия по безработице в зависимости от периода его выплаты составлял: максимальный размер - 12 792 рубля, минимальный размер - 1 500 рублей.
Спрос со стороны работодателей является одним из основных индикаторов развития рынка труда Республики Марий Эл. В количественном выражении заявленная работодателями потребность в работниках превышает численность зарегистрированных безработных. На 1 января 2023 г. на одного зарегистрированного безработного приходилось 2,8 вакансии.
Основным драйвером развития рынка труда является успешная реализация государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 октября 2012 г. N 382 "О государственной программе Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы" (далее - Государственная программа), и регионального проекта "Содействие занятости", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография" (далее - региональный проект "Содействие занятости").
В результате реализации мероприятий Государственной программы в 2022 году достигнуты следующие результаты, характеризующие развитие сферы занятости населения:
апробирован и реализован ряд новых мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, способствующих эффективной защите граждан от потери дохода;
при содействии органов службы занятости было трудоустроено более 5,6 тыс. граждан, оказано содействие во временном трудоустройстве более 2,3 тыс. граждан;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование прошли 0,7 тыс. граждан;
услуги по профессиональной ориентации получили 7,4 тыс. человек;
услуги по социальной адаптации и психологической поддержке безработных получили 1,2 тыс. безработных граждан;
содействие началу осуществления предпринимательской деятельности оказано 0,3 тыс. безработных граждан;
социальные выплаты в среднем ежемесячно получали 1,8 тыс. человек;
в рамках отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл, предоставлены субсидии 144 работодателям на сумму 141,2 млн. рублей, трудоустроены:
на временные работы - 3 315 граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения;
на общественные работы - 929 граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости населения, включая безработных;
прошел обучение 91 работник, находящийся под риском увольнения.
Общая численность участников основных мероприятий Государственной программы составила 22,4 тыс. человек.
В 2021 - 2022 годах в рамках мероприятия "Повышение эффективности службы занятости" регионального проекта "Содействие занятости" проведена модернизация двух пилотных государственных казенных учреждений Республики Марий Эл - центров занятости населения городов и районов Республики Марий Эл (далее - центров занятости населения).
В целях обеспечения клиентоцентричного подхода в работе органов службы занятости населения были разработаны, апробированы и внедрены комплексы услуг, предоставляемых в рамках жизненных ситуаций для граждан и бизнес-ситуаций для работодателей, а также разработаны и внедрены новые сервисы для граждан и работодателей. Внедрение комплексов услуг и сервисов позволяет точечно работать с отдельными категориями граждан и работодателей и предоставлять услуги на качественно новом уровне.
Одним из эффективных механизмов взаимодействия по подбору работодателям необходимых работников является реализация постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан", в рамках которого трудоустроено 170 человек в возрасте до 30 лет.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография", в 2022 году реализовывались мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан. Всего в рамках мероприятия прошли обучение 954 человека, из них обеспечены занятостью 903 человека, что составляет 94,7 процента.
Вместе с тем в сфере развития рынка труда и поддержки занятости населения в Республике Марий Эл сохраняется ряд ключевых вызовов и рисков:
снижение численности населения трудоспособного возраста;
миграционный отток трудоспособного населения;
дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по профессиональному, квалификационному, территориальному признаку, а также уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы;
низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других категорий граждан);
продолжающийся процесс реформирования отдельных отраслей, произошедший под влиянием кризиса и введенных международных санкций, может вызвать оптимизацию численности работающих, сопровождающуюся высвобождением;
несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей;
сохранение потенциала неполной и неэффективной занятости;
повышение производственного травматизма в связи с нарушением требований безопасности при ведении работ, личная неосторожность работников, неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения и требований безопасности при эксплуатации транспортных средств.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается:
в создании условий для предоставления возможности гражданам и работодателям получать услуги в сфере занятости населения в электронном виде, повышении качества и доступности оказываемых услуг, а также повышении эффективности службы занятости населения, модернизации центров занятости населения в современные кадровые агентства;
в сохранении динамики снижения показателей производственного травматизма и устранении причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, направлении усилий органов государственной власти всех уровней, профсоюзных организаций на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере развития рынка труда и поддержки занятости населения в Республике Марий Эл определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2018 г. N 12 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года).
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается рынок труда, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Республики Марий Эл определены цели, разработаны структура и система показателей Государственной программы.
Система целеполагания Государственной программы включает в себя:
цель 1 "Непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 0,7 процента" (далее - Цель 1), которая характеризуется в том числе:
уровнем регистрируемой безработицы к концу 2030 года - 0,7 процента;
уровнем безработицы по методологии Международной организации труда к концу 2030 года - 3,5 процента;
коэффициентом напряженности на регистрируемом рынке труда к концу 2030 года - 0,7 единицы.
Для достижения Цели 1 в структуру Государственной программы включена реализация направления (подпрограмма 1) "Мероприятия в сфере занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";
цель 2 "Создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности" (далее - Цель 2), которая характеризуется в том числе:
количеством зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом - 42 единицы к 2030 году;
численностью пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве со смертельным исходом - 41 человек к 2030 году.
Для достижения Цели 2 в структуру Государственной программы включена реализация направления (подпрограмма 2) "Безопасный труд";
цель 3 "Содействие социально-экономическому развитию Республики Марий Эл и обеспечение потребности экономики в притоке квалифицированных и высококвалифицированных кадров" (далее - Цель 3), которая характеризуется в том числе долей участников подпрограммы и членов их семей трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственное дело, от числа участников подпрограммы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл, - 85 процентов к 2025 году.
Для достижения Цели 3 в структуру Государственной программы включена реализация направления (подпрограмма 3) "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Марий Эл соотечественников, проживающих за рубежом".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация Государственной программы будет осуществляться путем проведения единой комплексной политики, обеспечения сбалансированности стратегического планирования по приоритетам, целям и задачам, мероприятиям и срокам их реализации, по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованности управленческих решений в сфере развития рынка труда и поддержки занятости населения в Республике Марий Эл с государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения"), и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".
Система показателей, используемых в процессе стратегического планирования, формируется в соответствии с архитектурой документов стратегического планирования и обеспечивает согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, планирования и программирования. Актуализация показателей проводится с учетом определения новых целей, достижения (недостижения) целевых значений показателей, а также оценки необходимости и достаточности ресурсов, осуществляемой в том числе с использованием балансовых расчетов.
В целях формирования единых исходных данных, обеспечения преемственности, сопоставимости и непротиворечивости показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, их расчет, расчет целевых и предельно допустимых (критических) значений показателей осуществляются по унифицированной методологии, используются общие подходы и методики проведения оценки, прогнозирования, моделирования состояния социально-экономического развития и национальной безопасности.
4. Задачи государственного управления в сфере занятости населения в Республике Марий Эл, способы их эффективного решения
Система целеполагания и задачи Государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
Реализация мероприятий Государственной программы оказывает опосредованное влияние на достижение целевых показателей "Снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", а также "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов" национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Кроме того, цели и задачи Государственной программы сформированы с учетом государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года и направлены на создание правовых, экономических, и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
В рамках Цели 1 Государственной программы решаются следующие задачи:
снижение напряженности на рынке труда Республики Марий Эл;
содействие трудоустройству инвалидов;
реализация полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
реализация комплекса мер по созданию условий для стимулирования эффективной занятости населения;
реализация стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Марий Эл (в части социальной сферы).
Вышеуказанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий регионального проекта "Содействие занятости", ведомственного проекта "Сопровождение инвалидов при трудоустройстве", стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Марий Эл, утвержденной Главой Республики Марий Эл, Председателем Правительства Республики Марий Эл 20 августа 2021 г., и комплексов процессных мероприятий "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Обеспечение реализации государственной программы Республики Марий Эл "Содействие занятости населения на 2013 - 2030 годы".
В рамках Цели 2 Государственной программы решается задача внедрения культуры безопасного труда, предполагающая проведение мероприятий общественно-просветительской кампании, направленной на популяризацию охраны труда и сохранение здоровья на работе.
В рамках Цели 3 Государственной программы решается задача по обеспечению потребности экономики Республики Марий Эл в притоке специалистов, востребованных на рынке труда.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 сентября 2023 г. N 424 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.