Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Департамента образования
и науки города Севастополя
от 01.09.2023 N 1033-П
УТВЕРЖДЕН
приказом Департамента образования
и науки города Севастополя
от 01.09.2023 N 1033-П
Порядок проведения регионального исследование качества образования по истории в 11-х классах (по материалам 10 класса) в общеобразовательных организациях города Севастополя в 2023/2024 учебном году
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения регионального исследование качества образования по истории в 11-х классах (по материалам 10 класса) в общеобразовательных организациях города Севастополя в 2023/2024 учебном году (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования") и с учётом Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, приказом Департамента образования и науки города Севастополя от 16.08.2023 N 966-П "Об утверждении циклограммы независимой оценки качества образования обучающихся образовательных организаций города Севастополя в 2023/2024 учебном году".
1.2. Региональное исследование качества образования по истории в 11-х классах (по материалам 10 класса) в общеобразовательных организациях города Севастополя в 2023/2024 учебном году (далее - РИКО по истории) проводится с целью выявления уровня овладения будущими выпускниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, культуры родного края.
1.3. РИКО по истории является обязательной процедурой для всех общеобразовательных организаций города Севастополя (далее - ОО), в которых есть 11-е классы.
1.4. Результаты исследования могут быть использованы ОО, Государственным автономным образовательным учреждением профессионального образования города Севастополя "Институт развития образования" (далее - ГАОУ ПО "Институт развития образования), Департаментом образования и науки города Севастополя для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.
2. Организация процедуры РИКО по истории
2.1. Для координации мероприятий в рамках проведения РИКО по истории Департамент образования и науки города Севастополя назначает регионального координатора, обеспечивающего организационное, информационное и технологическое сопровождение исследования.
2.2. Для проведения РИКО по истории руководитель ОО назначает школьного координатора, организаторов в аудитории.
2.3. РИКО по истории проводится с использованием машиночитаемых бланков.
2.4. Дата проведения РИКО 21.09.2023.
2.5. На выполнение всей работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).
2.6. Рекомендованное время проведения - 2 - 3 урок школьного расписания.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6. При проведении РИКО по истории в каждую аудиторию привлекаются независимые наблюдатели из числа родительской общественности.
2.9. В контрольных измерительных материалах (далее - КИМ) содержатся задания по истории России с 1914 по 1945 гг. и истории родного края. Знания по всеобщей истории проверяются в работе только в контексте истории России.
Тексты заданий в РИКО по истории в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.
2.10. Технология проведения РИКО по истории основана на использовании бланков для выполнения заданий. Проверочная работа, выполняемая участниками на бланках, предусматривает запись краткого ответа на бланке N 1; для развернутых ответов, предусматривается бланк N 2.
2.11. Участнику РИКО по истории выдается индивидуальный комплект, который содержит:
- инструкцию по выполнению работы;
- бланк N 1 - для записи ответов на задания с кратким ответом;
- бланк N 2 - для развернутых ответов;
- дополнительные бланки.
Каждый индивидуальный комплект является уникальным, имеет 7-значный номер и уникальный QR-код.
3. Порядок действий специалистов, ответственных за проведение РИКО по истории
3.1. Департамент образования и науки города Севастополя
Осуществляет общее руководство мероприятиями по проведению РИКО по истории.
Принимает управленческие решения по итогам проведения РИКО по истории.
3.2. Региональный координатор
На всех этапах проведения РИКО по истории обеспечивает организационное, технологическое и информационное сопровождение исследования, несет ответственность за соблюдение информационной безопасности на региональном уровне.
На этапе подготовки:
- Формирует региональный списочный состав ОО - участников.
- Проводит информационно-разъяснительную работу в рамках подготовки к РИКО по истории.
- Передает школьному координатору ОО растиражированные и упакованные индивидуальные комплекты участников РИКО по истории не позднее чем за один день до проведения исследования.
Повторная печать ранее распечатанных комплектов и копирование бланков не допускается. Каждому комплекту автоматически присваивается индивидуальный идентификационный номер.
В день проведения:
- Консультирует школьного координатора, в случае возникновения технических проблем, аварий и др.
На завершающем этапе:
- В день проведения РИКО по истории принимает от школьных координаторов бланки с ответами участников исследования.
- Организует передачу бланков с ответами участников на обработку.
- Формирует статистический отчет результатов РИКО по истории.
- Передает статистический анализ результатов РИКО по истории в ОО, ГАОУ ПО "Институт развития образования", Департамент образования и науки города Севастополя.
3.3. Школьный координатор
На всех этапах проведения РИКО по истории несет ответственность за соблюдение информационной безопасности и соблюдение порядка проведения исследования.
На этапе подготовки:
- Формирует проект приказа, включающий:
- список обучающихся 11-х классов - участников РИКО;
- закрепление аудиторий для проведения РИКО;
- список организаторов в аудитории, привлеченных к проведению РИКО по истории;
- список независимых наблюдателей.
- Информирует участников РДР-9 о дате проведения исследования.
- Инструктирует организаторов в аудиториях в соответствии с порядком проведения РДР-9, знакомит с нормативными документами, регламентирующими проведение процедуры.
- Назначает независимых наблюдателей в аудитории.
- Получает от регионального координатора материалы для проведения РИКО по истории.
В день проведения:
- проводит инструктаж с организаторами в аудитории;
- за 15 минут до начала передает организаторам в аудиториях индивидуальные комплекты участников РИКО: бланк N 1, бланк N 2, дополнительные бланки варианты работ, согласно количеству заявленных в аудитории участников, список участников, протокол проведения, листы для черновиков.
Повторная печать ранее распечатанных комплектов и копирование бланков не допускается.
Каждому комплекту автоматически присваивается индивидуальный идентификационный номер.
Организует анкетирование учителей истории, преподающих в 10 и 11 классах.
По окончании проведения:
- Принимает у организаторов в аудиториях следующие материалы:
- протокол проведения;
- черновики;
- индивидуальные комплекты участников (бланки с ответами, вариант проверочной работы);
- неиспользованные индивидуальные комплекты участников.
На завершающем этапе:
- В день проведения РИКО по истории передает региональному координатору бланки с ответами участников.
3.4. Организатор в аудитории
Организатор в аудитории - учитель ОО, присутствующий при проведении РИКО по истории, не преподающий в 11-х классах.
Организатор в аудитории должен ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими проведение РИКО по истории.
Накануне проведения исследования готовит аудиторию:
- рабочие места в соответствии с количеством участников;
- рабочие места для организатора в аудитории, независимого наблюдателя;
- место для вещей участников.
В аудитории не должно быть справочных материалов.
В день проведения организатор в аудитории должен:
- разложить на каждое рабочее место черновики (не менее 2-х листов для каждого участника);
- иметь в наличии запасные гелевые ручки с чернилами черного цвета, черновики, необходимые средства обучения и воспитания;
- оформить на доске образец регистрационных полей бланка регистрации участника РИКО (оформление на доске регистрационных полей бланка регистрации участника РИКО может быть произведено за день до ее проведения);
- за 15 минут до начала получить от школьного координатора индивидуальные комплекты участников РИКО: бланк N 1, бланк N 2, варианты проверочной работы, дополнительные бланки согласно количеству заявленных в аудитории участников, список участников, протокол проведения, листы для черновиков;
- за 5 минут до начала работы (на перемене) произвести рассадку участников согласно составленных списков и проинформировать участников о порядке проведения исследования;
- со звонком на урок в течение 5 минут раздать индивидуальные комплекты участникам исследования и провести инструктаж по процедуре выполнения работы - работа выполняется гелевой ручкой с чернилами черного цвета);
- за 10 минут до завершения времени выполнения заданий напомнить участникам о том, что время работы подходит к концу;
- по истечении установленного времени необходимо объявить об окончании выполнения заданий, собирать у участников индивидуальные комплекты.
Обучающиеся вносят все записи в бланки гелевой ручкой черного цвета.
Повторная печать ранее распечатанных комплектов и копирование бланков не допускается.
Каждому комплекту автоматически присваивается индивидуальный идентификационный номер.
На этапе проведения выполнения работы организатор в аудитории обязан:
- контролировать процедуру проведения работы;
- заполнить протокол проведения в аудитории;
- при наличии опоздавших, предупредить их об отсутствии дополнительного времени на выполнение заданий.
По завершении процедуры
Передает школьному координатору:
- протокол проведения;
- черновики;
- индивидуальный комплект участников РИКО: бланк N 1, бланк N 2, варианты проверочной работы, количественно соответствующие численному составу участников в аудитории; неиспользованные индивидуальные комплекты.
Организатору в аудитории запрещается:
- покидать аудиторию во время проведения РИКО без крайней необходимости;
- до окончания проведения РИКО допускать в аудиторию посторонних;
- предоставлять участникам ответы на вопросы при выполнении заданий;
- пользоваться средствами связи во время всей процедуры РИКО по истории;
- заниматься посторонними делами (читать, работать на компьютере, разговаривать и т.п.).
Организатор в аудитории несет ответственность за соблюдение порядка проведения работы в аудитории.
4. Итоги проведения РИКО по истории
4.1. Школьный координатор:
- получает результаты РИКО по истории от регионального координатора;
- доводит информацию о результатах до всех участников: руководства ОО, обучающихся, родителей;
- составляет отчеты на уровне ОО;
- планирует комплекс мероприятий, включающий в себя индивидуальный маршрут обучающихся 11-х классов по устранению дефицитов по учебному предмету "История".
4.2. Региональный координатор:
- формирует сводный отчет результатов РИКО по истории;
- составляет статистический анализ по результатам проведения РИКО по истории;
- передает отчеты для каждой ОО, ГАОУ ПО "Институт развития образования" и Департамент образования и науки города Севастополя.
4.3. ГАОУ ПО "Институт развития образования" на основе полученного от регионального координатора статистического анализа результатов РИКО по истории разрабатывает региональный комплекс мероприятий, включающий в себя методические рекомендации по улучшению качества преподавания истории.
4.4. Департамент образования и науки города Севастополя по результатам статистического анализа результатов РИКО принимает управленческие решения.
5. Инструкция независимого наблюдателя
Порядок действий независимого наблюдателя перед началом проведения РИКО по истории
Школьный координатор передает материалы (Порядок проведения, инструкцию) для проведения РИКО по истории независимому наблюдателю.
Независимый наблюдатель должен ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими проведение РИКО по истории.
Не позднее, чем за 15 минут до начала проведения исследования прибывает в ОО (при себе иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность) и в сопровождении школьного координатора проходит в назначенную аудиторию.
Порядок действий независимого наблюдателя в аудитории
Во время проведения проверочной работы независимый наблюдатель следит за соблюдением Порядка и дисциплины. Наблюдатель может оказывать содействие организатору в аудитории, если тот обратится за помощью.
Во время проведения проверочной работы наблюдателю запрещается пользоваться мобильным телефоном и другими средствами связи, покидать аудиторию и заниматься посторонними делами (читать, разговаривать и т.п.).
В случае обнаружения несоблюдения Порядка или дисциплины наблюдатель должен указать на нарушение организатору в аудитории, не привлекая внимания участников работы. Если нарушение оперативно устранено, то оно не учитывается.
Если нарушение не устраняется или носит принципиальный характер и влияет на объективность результатов работы, наблюдателю необходимо составить служебную записку, в которой указать следующее:
- номер школы, класса, аудитории;
- подробное описание нарушения;
- любые дополнительные сведения, которые наблюдатель сочтет необходимым передать.
Служебную записку следует передать руководителю ОО. Если работа прошла без серьезных нарушений, влияющих на ее результаты, то служебная записка не составляется.
Порядок действий независимого наблюдателя по окончании РИКО по истории
По окончании проверочной работы наблюдатель следит за сбором вариантов работ участников и других материалов (черновики, неиспользованные варианты).
Присутствует при передаче материалов организатором в аудитории школьному координатору и покидает ОО.
6. Образец служебной записки
Директору ГБОУ
__________________________
__________________________
__________________________
(ФИО независимого
наблюдателя)
Служебная записка
Довожу да Вашего сведения, что при проведении РИКО в ГБОУ __________
в аудитории N _____ (организатор в аудитории ___________________________)
мною зафиксировано нарушение:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
О нарушении Порядка проведения РИКО по истории школьный координатор
проинформирован.
"___" ____________ 2023 г. ___________/________________________/
подпись/ ФИО независимого наблюдателя
7. Инструкция по выполнению проверочной работы по истории
Инструктаж участников РИКО по истории и заполнению регистрационных полей бланков ответов проводится не ранее начала исследования и состоит из 2-х частей.
Первая часть инструктажа включает в себя информирование участников о порядке проведения проверочной работы; о правилах оформления и продолжительности выполнения работы; о случаях удаления с работы, а также о том, что записи в вариантах и черновиках не обрабатываются и не проверяются и т.д.
Вторая часть инструктажа включает в себя выполнение следующих действий:
- раздать участникам комплекты с работой (бланки ответов, варианты проверочной работы);
- дать указание проверить комплекты (в случае обнаружения некомплектности и/или полиграфических дефектов заменить);
- дать указание участникам приступить к заполнению регистрационных полей бланка ответов;
- в случае если участник отказывается ставить личную подпись в бланке регистрации, организатор в аудитории ставит свою подпись;
- проверить у каждого участника правильность заполнения регистрационных полей на бланках и соответствие данных участника документу, идентифицирующему его личность;
- в случае обнаружения ошибочного заполнения полей регистрации дать указание участнику внести соответствующие исправления.
После заполнения всеми участниками регистрационных полей бланка ответов объявить время начала и окончания РИКО по истории и зафиксировать на информационной панели (в продолжительность выполнения работы не включается время, отведенное на инструктаж).
Инструктаж для опоздавших участников не проводится.
Во время проведения РИКО по истории организатор в аудитории должен обеспечить порядок её проведения.
За 30 мин. и за 10 мин. до окончания мероприятия уведомить об этом участников и напомнить о временных рамках (участники, досрочно завершившие выполнение РИКО по истории, могут сдать ее и покинуть аудиторию, не дожидаясь окончания мероприятия, организатору необходимо принять у них все материалы).
По окончании РИКО по истории организатор в аудитории должен:
- объявить, что работа окончена;
- собрать у участников: бланки ответов, вариант проверочной работы, дополнительные бланки, черновики;
- собранные бланки ответов упаковывают в пакет следующим образом: в пакет упаковывается бланки ответов участника (пакет заклеивается);
- использованные черновики сложить в конверты с использованными вариантами проверочной работы (на лицевой стороне каждого конверта в левом верхнем углу написать дату, время прохождения работы, предмет).
По завершении мероприятий организатор в аудитории передает все материалы школьному координатору.
8. Текст инструкции
Проверочная работа по истории включает в себя 13 заданий. На выполнение работы отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Ответы к заданиям 1 - 6 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, даты или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов N 1.
Задания 7 - 13 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов N 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу; и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов N 1 и N 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.