Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
города Южно-Сахалинск
от 7 сентября 2023 г. N 2541-па
Муниципальная программа
"Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы
Паспорт
муниципальной программы "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"
Наименование Программы |
Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы (далее - Программа) |
|||
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент социальной политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДСП) |
|||
Соисполнители Программы |
Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее - МКУ "УКС"); Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска" (далее - МКУ "УЖП"); Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДГХ); Департамент внутренней политики аппарата администрации города Южно-Сахалинска (далее - ДВП). |
|||
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма N 1 "Город без границ"; Подпрограмма N 2 "Забота" |
|||
Обоснование разработки Программы |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; постановление Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года"; Закон Сахалинской области от 17.12.2012 N 106-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Сахалинской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Сахалинской области по оказанию социальной поддержки"; постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; решение городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27.10.2010 N 254/15-10-4 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе "Город Южно-Сахалинск"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 30.07.2014 N 1120/66-14-4 "О Положении о звании "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 25.11.2015 N 298/18-15-5 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Положением "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории городского округа "Город "Южно-Сахалинск", утвержденным решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 20.02.2013 N 776/45-13-4"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 25.11.2014 N 35/3-14-5 "О Положении об установлении на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26.08.2015 N 224/14-15-5 "О нормах финансового обеспечения расходов на проведение социально значимых мероприятий для отдельных категорий граждан, финансируемых за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск"; постановление администрации города Южно-Сахалинска от 16.09.2013 N 1716-па "Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения лицам, которым присвоено звание "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска"; распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ на 2024 - 2030 годы". |
|||
Цели Программы |
1. Повышение качества жизни отдельных категорий граждан. 2. Повышение уровня доступности и комфортности городской инфраструктуры для инвалидов. |
|||
Задачи Программы |
1. Создание благоприятных условий для улучшения полноценной общественной жизни инвалидов, их интеграции в общество. 2. Повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан и активизация их участия в жизни общества. |
|||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Количество отдельных категорий граждан, получивших дополнительные меры социальной поддержки; 2. Количество отдельных категорий граждан, принявших участие в социальных и культурно-массовых мероприятиях; 3. Количество объектов, адаптированных для доступа инвалидов; 4. Количество инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, которым оказаны транспортные услуги специализированным транспортным средством; 5. Количество общественных организаций инвалидов и ветеранов, получивших финансовую поддержку; 6. Количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, переселенных в жилые помещения, приспособленные для беспрепятственного доступа; 7. Количество многодетных граждан, имеющих трех и более детей, которым оказаны дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; 8. Количество граждан, имеющих детей, которым оказана дополнительная адресная социальная поддержка, в целях приобретения жилого помещения взамен ветхого (аварийного); 9. Количество семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции, получивших социальную поддержку. |
|||
Этапы и сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2024 - 2030 годы. Программа реализуется в один этап. |
|||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы на 2024 - 2030 годы составляет 1863338,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования и годам: |
|||
Годы реализации |
Всего (тыс. руб.) |
Областной бюджет (тыс. руб.) |
Местный бюджет (тыс. руб.) |
|
2024 |
212265,9 |
11136,1 |
201129,8 |
|
2025 |
208041,6 |
6681,7 |
201359,9 |
|
2026 |
288020,3 |
0,0 |
288020,3 |
|
2027 |
289795,7 |
0,0 |
289795,7 |
|
2028 |
286629,5 |
0,0 |
286629,5 |
|
2029 |
288404,9 |
0,0 |
288404,9 |
|
2030 |
290180,4 |
0,0 |
290180,4 |
|
Итого |
1863338,3 |
17817,8 |
1845520,5 |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Обеспечение отдельных категорий граждан дополнительными мерами социальной поддержки, не менее 9163 чел.; 2. Обеспечение ежегодного участия отдельных категорий граждан в социальных и культурно-массовых мероприятиях, не менее 1519 чел.; 3. Увеличение количества объектов городской инфраструктуры для доступа инвалидов с 261 ед. до 279 ед. 4. Обеспечение транспортными услугами по перевозке инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, специализированным транспортным средством, не менее 1900 чел. ежегодно; 5. Обеспечение финансовой поддержкой общественных организаций инвалидов и ветеранов до 9 ед. ежегодно; 6. Обеспечение жилыми помещениями, приспособленными для беспрепятственного доступа, нуждающихся в переселении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не менее 1 чел. ежегодно; 7. Улучшение жилищных условий многодетных граждан, имеющих трех и более детей, не менее 1 сем. ежегодно; 8. Обеспечение жилым помещением граждан, имеющих детей, нуждающихся в переселении из ветхого (аварийного) жилья, не менее 1 сем. ежегодно; 9. Повышение социальной защищенности семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции - оказание поддержки 60 семьям ежегодно. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации Программы
Ключевым приоритетом государственной политики Российской Федерации обозначено повышение качества жизни граждан России, поддержка людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Стратегия в сфере социальной политики направлена на усиление адресности социальной помощи за счет совокупности социальных программ регионального и муниципального уровней, направленных на смягчение социальной напряженности, решение наиболее острых проблем социально незащищенных категорий населения. Одной из целей социальной политики остается сосредоточение ресурсов на поддержку самых нуждающихся.
По состоянию на 01.01.2023 в городском округе "Город Южно-Сахалинск" проживает более 187 тыс. граждан, из них 58,1 тыс. пенсионеров, 7,8 тыс. инвалидов, 1146 детей-инвалидов.
Большая часть населения обращается за помощью, находясь в трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие инвалидности, внезапной или длительной болезни, преклонного возраста, сиротства, отсутствия постоянной работы, длительной нетрудоспособности, непредвиденных и иных обстоятельств. Материальное положение тех, кто живет, главным образом, только на пенсию и иные меры социальной поддержки, крайне тяжело. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою социальную невостребованность и неприспособленность к новому статусу, финансовую уязвимость. Их возможности для полноценного участия в общественной жизни ограничены.
В этих условиях, одним из приоритетных направлений в городском округе "Город Южно-Сахалинск" является социальная поддержка наиболее незащищенных категорий населения, основанная на заявительном принципе.
Реализация мероприятий Программы помогает нуждающимся гражданам в решении конкретных проблем, с учетом их социально-бытового и материального положения, а также других обстоятельств, характеризующих нуждаемость гражданина, и осуществляется путем предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан вне зависимости от наличия в федеральных и региональных законах положений, устанавливающих указанное право.
В результате реализации муниципальной программы "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" дополнительные меры социальной поддержки ежегодно получают более 3 тысяч нуждающихся человек.
Для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности граждан и сохранения социальной стабильности в обществе, в условиях сложной экономической ситуации за период с 2020 по 2022 расширен перечень дополнительных мер социальной поддержки следующими видами:
- единовременная материальная помощь участникам Великой Отечественной войны, состоящим на учете в администрации города Южно-Сахалинска, на проведение работ по остеклению и отделке балконов (лоджий) в жилом помещении, принадлежащем получателю данного вида социальной поддержки на праве собственности или по договору социального найма;
- единовременная денежная выплата гражданам, имеющим трех и более детей, на приобретение пиломатериалов для строительства индивидуального жилого дома;
- единовременная компенсационная выплата отдельным категориям граждан на приобретение и установку локальных очистных сооружений канализации на земельных участках, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей;
- единовременная денежная выплата членам семьи военнослужащих, а также лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции (сотрудники), погибших (умерших) в ходе специальной военной операции.
Кроме того, увеличен размер единовременных социальных выплат в части доплаты к ежемесячному пособию на ребенка семьям, имеющим детей, которым назначена пенсия по случаю потери кормильца, и детей, которым назначена пенсия по инвалидности до 2000 рублей, единовременной денежной выплаты к 9 мая участникам Великой Отечественной войны до 10000 рублей, ветеранам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма до 5000,00 рублей, гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года, относящимся к категории дети войны до 2000,00 рублей; ежемесячной доплаты к пенсии ветеранам Великой Отечественной войны до 3000 рублей.
Одним из приоритетных направлений реализации задач по улучшению качества жизни социально незащищенных групп населения является развитие доступной среды жизнедеятельности, создание оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов за счет обеспечения беспрепятственного доступа к социальным объектам и услугам.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвующими в культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала, соответствует высоким гуманистическим идеалам общества, способствует социальному и экономическому развитию государства.
На территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" с 2011 года активно реализуются муниципальные программы, действие которых направлено на формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, за весь период адаптировано 259 приоритетных объектов городской инфраструктуры.
В городском округе в течение последних лет принимается комплекс мер по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Однако проблема доступности объектов социальной инфраструктуры, реабилитации и интеграции инвалидов в социальную среду остается актуальной.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что для достижения комфорта в использовании объектов социальной инфраструктуры необходимо продолжить работу по ее оснащению специальными приспособлениями для инвалидов, а также привлечению их к участию в культурно-массовых и социально значимых мероприятиях города, к занятиям физкультурой и спортом.
Практика реализации муниципальных программ в сфере социальной поддержки населения города Южно-Сахалинска указывает на результативность использования программно-целевых методов в целях повышения максимально эффективного использования финансовых средств в условиях бюджетных ограничений, а также улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения (ветеранов и инвалидов, неработающих пенсионеров, граждан, имеющих несовершеннолетних детей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
С учетом имеющегося опыта по вопросам предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" разработана муниципальная программа "Социальная поддержка населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы", которая будет способствовать стабилизации жизненного уровня населения, уменьшению числа социально незащищенных граждан и дальнейшему снижению социальной напряженности в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
В результате реализации Программы прогнозируется улучшение качества жизни отдельных категорий граждан путем увеличения количества предоставляемых дополнительных мер социальной поддержки, а также путем развития этих мер, их актуализации и совершенствования в современных реалиях общества.
Реализация Программы сопряжена, прежде всего, с финансово-экономическими и социальными рисками.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в программу, пересмотра целевых значений показателей Программы. К финансово-экономическим рискам также относится неэффективное использование ресурсов Программы. Управление данными рисками будет обеспечено в рамках организации мониторинга и аналитического сопровождения реализации Программы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности среди населения из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях. Управление данной группой рисков будет обеспечено за счет открытости и прозрачности планов мероприятий и практических действий, информационного сопровождения Программы.
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации Программы предусматривается создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности соисполнителей Программы.
2. Приоритеты и цели в сфере реализации Программы, описание основных целей и задач Программы
С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в области государственной социальной политики, а также направлений Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" целями Программы являются повышение качества жизни отдельных категорий граждан и повышение уровня доступности и комфортности городской инфраструктуры для инвалидов.
Достижению поставленных целей будет способствовать решение отдельных социально-экономических проблем жителей города путем установления и реализации дополнительных мер социальной поддержки.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятных условий для улучшения полноценной общественной жизни инвалидов, их интеграции в общество;
- повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан и активизация их участия в жизни общества.
В совокупности меры социальной поддержки должны быть эффективными и для жителей города достигать максимального результата. Решение поставленных задач предопределяет необходимость реализации перечня мероприятий Программы.
3. Прогноз конечных результатов Программы
Улучшение качества жизни отдельных категорий граждан входит в число приоритетных задач Программы. По прогнозным оценкам на период действия Программы социальная поддержка останется важным инструментом повышения качества и уровня жизни для отдельных категорий граждан городского округа "Город Южно-Сахалинск". В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей, характеризующих положение отдельных категорий граждан, уровень и качество их жизни, повышение мобильности, а также повышение культурного уровня и толерантности в обществе.
Эффективное функционирование системы социальной поддержки населения направлено на предоставление дополнительных мер социальной поддержки в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода.
Прогноз конечных результатов реализации Программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов).
В силу социального характера реализация Программы позволит снизить уровень бедности, будет способствовать сохранению стабильности граждан, улучшению социального самочувствия граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, воспитывающих детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой будет способствовать:
- сохранению социальной стабильности путем предоставления дополнительных мер социальной поддержки;
- сокращению численности граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- созданию условий для повышения уровня вовлеченности пенсионеров, инвалидов, семей с детьми в общественную жизнь, оказанию позитивного влияния на социальную ситуацию в городском округе "Город Южно-Сахалинск";
- обеспечению доступности объектов социальной сферы, административных зданий и жилых домов для инвалидов;
- повышению уровня доверия к органам власти, снижению социальной напряженности на территории округа;
- созданию условий для развития общественных организаций инвалидов и ветеранов.
Кроме того, реализация Программы позволит не только улучшить правоотношения сфере социальной политики, но и более продуктивно выстраивать диалог с жителями города при решении их проблемных ситуаций, а также повысить демографический уровень населения, поскольку мероприятия Программы направлены, главным образом, на удовлетворение базовых социальных потребностей граждан и оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния и качество жизни населения.
Выгода от реализации Программы заключается в снижении уровня бедности в городском округе "Город Южно-Сахалинск", нормализации материального благополучия отдельных категорий граждан, повышению индекса качества их жизни в целом, способствовании максимальной интеграции инвалидов в общество.
Развернутая информация по ожидаемым результатам в увязке с мероприятиями Программы приведена в приложении N 1 к Программе.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в 2024 - 2030 годах в один этап. В силу постоянного характера решаемых в рамках Программы задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
5. Перечень подпрограмм и мероприятий Программы
Программа включает следующие меры социальной поддержки:
1. Основные мероприятия:
- пенсия за выслугу лет и ежемесячная доплата к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в городском округе "Город Южно-Сахалинск", и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе "Город Южно-Сахалинск" (назначение и выплата осуществляется в соответствии с решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27.10.2010 N 254/15-10-4 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в городском округе "Город Южно-Сахалинск");
- дополнительное ежемесячное материальное обеспечение лицам, которым присвоено звание "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска" (назначение и выплата осуществляется в соответствии с решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 30.07.2014 N 1120/66-14-4 "О Положении о звании "Почетный гражданин города Южно-Сахалинска");
- ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (назначение и выплата осуществляется в соответствии решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 20.02.2013 N 776/45-13-4 "О Положении "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
2. Подпрограмма N 1 "Город без границ".
3. Подпрограмма N 2 "Забота".
Каждая подпрограмма содержит перечень мероприятий, информация о которых приведена в приложении N 1 к Программе.
Информация о мероприятиях, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, представлена в приложении N 2 к Программе.
6. Характеристика мер правового регулирования Программы
Сведения об основных мерах правового регулирования на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в сфере реализации Программы приведены в приложении N 6 к Программе.
7. Перечень индикаторов Программы
Сведения об индикаторах (показателях) Программы с расшифровкой плановых значений по годам реализации приведены в приложении N 3 к Программе. Расчет целевых индикаторов Программы на планируемый период осуществляется на основании данных за прошедший аналогичный период времени. Индикаторы устанавливаются в количественном выражении и отображают конкретные результаты реализации мероприятий Программы.
Расчет целевых индикаторов на плановый период за год:
1. Количество отдельных категорий граждан, получивших дополнительные меры социальной поддержки. Показатель рассчитывается как общее количество граждан, адресно получивших в предшествующем периоде материальную помощь.
2. Количество отдельных категорий граждан, принявших участие в социальных и культурно-массовых мероприятиях. Показатель рассчитывается как общее количество участников социальных мероприятий, в отношении которых осуществлялось финансирование из средств бюджета города в предшествующем периоде.
3. Количество объектов, адаптированных для доступа инвалидов. Показатель рассчитывается как общее количество объектов, оборудованных приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним инвалидов в предшествующем периоде.
4. Количество инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, которым оказаны транспортные услуги специализированным транспортным средством. Показатель рассчитывается как общее количество перевезенных граждан в предшествующем периоде.
5. Количество общественных организаций инвалидов и ветеранов, получивших финансовую поддержку. Показатель рассчитывается как общее количество заявок, поступивших от общественных организаций на получение субсидий в предшествующем периоде.
6. Количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, переселенных в жилые помещения, приспособленные для беспрепятственного доступа. Показатель рассчитывается на основании списка нуждающихся отдельных категорий граждан, имеющих право на замену жилых помещений, формируемого МКУ "УЖП".
7. Количество многодетных граждан, имеющих трех и более детей, которым оказаны дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. Показатель рассчитывается на основании списка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируемого МКУ "УЖП".
8. Количество граждан, имеющих детей, которым оказана дополнительная адресная социальная поддержка, в целях приобретения жилого помещения взамен ветхого (аварийного). Показатель рассчитывается как общее количество граждан, адресно получивших дополнительную адресную социальную поддержку за предшествующий период.
9. Количество семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции, получивших социальную поддержку. Показатель рассчитывается как общее количество семей, адресно получивших материальную помощь в предшествующем периоде.
8. Обоснование состава и значений соответствующих индикаторов Программы
1. Количество отдельных категорий граждан, получивших дополнительные меры социальной поддержки. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции обеспечения роста материального благосостояния населения города.
2. Количество отдельных категорий граждан, принявших участие в социальных и культурно-массовых мероприятиях. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции общего числа отдельных категорий граждан, активно принимающих участие в социально-культурной жизни общества.
3. Количество объектов, адаптированных для доступа инвалидов. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции обеспечения возможности инвалидов быть независимыми и всесторонне участвовать в различных сферах жизни.
4. Количество инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, которым оказаны транспортные услуги специализированным транспортным средством. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции обеспечения транспортной доступности отдельных категорий граждан к социальным объектам городской инфраструктуры.
5. Количество общественных организаций инвалидов и ветеранов, получивших финансовую поддержку. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции устойчивого развития и активизации участия общественных организаций в жизни города.
6. Количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, переселенных в жилые помещения, приспособленные для беспрепятственного доступа. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции обеспечения жилым помещением отдельных категорий граждан.
7. Количество многодетных граждан, имеющих трех и более детей, которым оказаны дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
8. Количество граждан, имеющих детей, которым оказана дополнительная адресная социальная поддержка, в целях приобретения жилого помещения взамен ветхого (аварийного). Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
9. Количество семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции, получивших социальную поддержку. Данный показатель позволяет количественно оценить результаты реализации Программы с позиции обеспечения социальной поддержки семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции.
Состав целевых индикаторов Программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений индикаторов в течение всего срока реализации Программы;
- охват наиболее значимых результатов реализации Программы;
- минимизацию числа показателей.
В состав показателей (индикаторов) Программы включены показатели (индикаторы), отражающие формирование к 2030 году условий для:
- беспрепятственного доступа к приоритетным объектам городской инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности инвалидов, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере социокультурной реабилитации и адаптации инвалидов с обществом;
- улучшения качества жизни, снижения доли отдельных категорий граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Показатели Программы учитываются на основе аналитической информации в количественном выражении с годовой периодичностью (по состоянию на конец года).
Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в ходе реализации Программы.
9. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта на соответствующий год.
Распределение средств на реализацию мероприятий Программы приведено в приложениях N 4, 5 к Программе.
10. Меры муниципального регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
1. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение мероприятий Программы.
Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.
2. Административные риски связаны с неэффективным управлением Программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее целей и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий.
Основными мерами для минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
- регулярная публикация отчетов о ходе реализации Программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Подпрограммы;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и, при необходимости, своевременная корректировка индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы.
Общее руководство и координацию хода выполнения Программы осуществляет непосредственно вице-мэр. Текущий контроль за эффективностью реализации Программы осуществляет ДСП.
В целях управления процессом реализации мероприятий Программы ДСП:
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
- проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем
- организует реализацию Программы, осуществляет на постоянной основе мониторинг реализации Программы, принимает решение о внесении изменений в Программу.
Исполнители мероприятий Программы, в рамках своих функциональных задач:
- осуществляют планирование и реализацию мероприятий Программы;
- представляют в ДСП информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
- обеспечивают эффективное и целевое расходование бюджетных средств;
- проводят анализ реализации мероприятий Программы и вносят предложения о необходимости внесения изменений в Программу.
3. Непредвиденные риски связаны с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, высокой инфляцией, возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на социальную сферу, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способом преодоления непредвиденных рисков являются оперативное реагирование на изменения, происходящие в экономике, и внесение соответствующих корректив в Программу.
11. Методика оценки эффективности и результативности Программы
Оценка эффективности и результативности реализации Программы будет осуществляться в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па.
Паспорт подпрограммы N 1 "Город без границ"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма N 1 "Город без границ" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
ДСП |
Соисполнители подпрограммы |
МКУ "УКС"; МКУ "УЖП" |
Обоснование разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 25.11.2014 N 35/3-14-5 "О Положении об установлении на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26.08.2015 N 224/14-15-5 "О нормах финансового обеспечения расходов на проведение социально значимых мероприятий для отдельных категорий граждан, финансируемых за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск"; постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ". |
Цели подпрограммы |
Повышение уровня доступности и комфортности городской инфраструктуры для инвалидов. |
Задачи подпрограммы |
Создание благоприятных условий для улучшения полноценной общественной жизни инвалидов, их интеграции в общество. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество объектов, адаптированных для доступа инвалидов; 2. Количество инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, которым оказаны транспортные услуги специализированным транспортным средством; 3. Количество общественных организаций инвалидов и ветеранов, получивших финансовую поддержку; 4. Количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, переселенных в жилые помещения, приспособленные для беспрепятственного доступа. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Срок реализации подпрограммы 2024 - 2030 годы. Подпрограмма реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы составляет - 282183 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 17817,8 тыс. рублей, средства местного бюджета - 264365,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Увеличение количества объектов городской инфраструктуры для доступа инвалидов с 261 ед. до 279 ед. 2. Обеспечение транспортными услугами по перевозке инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, специализированным транспортным средством, не менее 1900 чел. ежегодно; 3. Обеспечение финансовой поддержкой общественных организаций инвалидов и ветеранов до 9 ед. ежегодно; 4. Обеспечение жилыми помещениями, приспособленными для беспрепятственного доступа, нуждающихся в переселении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не менее 1 чел. ежегодно. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Формирование доступной среды для инвалидов, создание условий, благоприятных для их нормальной жизнедеятельности, являются одними из приоритетных задач социально-экономического развития городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет социальную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Люди с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход, в большинстве случаев, ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они испытывают трудности при получении образования и в дальнейшем трудоустройстве, большинство из них не имеют семьи и малоактивны в общественной жизни. Поэтому проблемы инвалидов являются важной составляющей современной государственной социальной политики.
Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть экономически независимыми, вести полноценный образ жизни, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень их прав как граждан, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию общества.
Создание, формирование доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических задач и вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
С 2011 года программным методом решаются проблемы доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, что способствует устранению препятствий и барьеров к физическому окружению (зданиям и сооружениям, транспорту, информации и связи), а также услугам, предоставляемым населению, формированию толерантного отношения жителей города к инвалидам.
За указанный период, в рамках реализации муниципальных программ, проведены строительно-монтажные работы по оборудованию (дооборудованию) 259 жилых домов и приоритетных объектов социальной сферы приспособлениями, обеспечивающими доступ к ним инвалидов. В случае невозможности проведения адаптационных работ предусмотрено переселение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в жилые помещения, приспособленные для беспрепятственного доступа, с 2016 года переселено 23 гражданина.
В 2022 году 140 остановочных пунктов общественного транспорта городского округа "Город Южно-Сахалинск" оборудованы тактильными информационными табло, 18 - электронно-информационными табло.
В городе эффективно работают три специализированных автобуса с гидравлическим подъемником, которые предоставляются по заявкам инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан. В течение 2022 года исполнено 483 заявки.
Ежегодно оказывается финансовая поддержка на развитие деятельности общественных организаций инвалидов и ветеранов.
В целях создания условий для полноценной жизни инвалидов и их интеграции в общество, ежегодно организуются и проводятся общегородские социально значимые и реабилитационные мероприятия для инвалидов, в которых принимают участие более 2000 человек.
В целях создания условий для полноценной жизни инвалидов и их интеграции в общество, ежегодно организуются и проводятся общегородские социально значимые и реабилитационные мероприятия для инвалидов, в которых принимают участие до 30% инвалидов, от общего числа инвалидов, проживающих на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Вместе с тем, не смотря на достигнутые результаты остается ряд нерешенных проблем, которые влияют на снижение социальной активности инвалидов и ограничение возможности для реализации личного потенциала этих людей.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что в настоящее время в городе Южно-Сахалинске проживает 8949 инвалидов, в том числе 1626 чел. - инвалиды 1 группы, 3136 чел. - инвалиды 2 группы, 3041 чел. - инвалиды 3 группы и 1146 чел. - детей-инвалидов.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с развитием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, программным методом определяется следующими причинами:
- высокой социальной значимостью проблемы по устойчивому развитию доступной среды жизнедеятельности;
- комплексностью проблемы (разработка и реализация комплекса мероприятий);
- длительностью решения проблемы (проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий).
Использование программного метода позволит определить приоритетность тех или иных мероприятий Программы, распределить полномочия и ответственность всех заинтересованных структур, обеспечит эффективное использование финансовых ресурсов, планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
2. Цели и задачи подпрограммы Программы
Основной целью подпрограммы является повышение уровня доступности и комфортности городской инфраструктуры для инвалидов.
Подпрограмма предусматривает решение следующей задачи:
- создание благоприятных условий для улучшения полноценной общественной жизни инвалидов, их интеграции в общество.
3. Прогноз конечных результатов подпрограммы Программы
Выполнение программных мероприятий позволит создать для инвалидов возможностей равного с другими гражданами участия в жизни общества за счет формирования общей среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов, а также повысить качество жизни данной категории граждан.
Реализация Программы к 2030 году позволит:
- увеличить количество объектов городской инфраструктуры для доступа инвалидов с 261 ед. до 279 ед.;
- обеспечить транспортными услугами по перевозке инвалидов, ветеранов ВОВ и маломобильных граждан, за исключением детей-инвалидов, не достигших возраста 16 лет, специализированным транспортным средством, не менее 1900 чел. ежегодно;
- обеспечить финансовую поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов до 9 ед. ежегодно;
- обеспечить жилыми помещениями, приспособленными для беспрепятственного доступа, нуждающихся в переселении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не менее 1 чел. ежегодно.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы Программы
Реализация подпрограммы осуществляется в течение 2024 - 2030 годов без деления на этапы.
5. Перечень мероприятий подпрограммы Программы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к Программе.
Информация о мероприятиях, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства представлена в приложении N 2 к Программе.
6. Характеристика мер правового регулирования Программы
Сведения об основных мерах правового регулирования на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 6 к Программе.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы Программы
Сведения об индикаторах (показателях) подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам реализации приведены в приложении N 3 к Программе.
8. Ресурсное обеспечение подпрограммы Программы
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год.
Распределение средств на реализацию мероприятий Программы приведено в приложениях N 4, 5 к Программе.
Паспорт подпрограммы N 2 "Забота"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма N 2 "Забота" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
ДСП |
Соисполнители подпрограммы |
МКУ "УЖП"; ДВП |
Обоснование разработки подпрограммы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 25.11.2014 N 35/3-14-5 "О Положении об установлении на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан"; решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26.08.2015 N 224/14-15-5 "О нормах финансового обеспечения расходов на проведение социально значимых мероприятий для отдельных категорий граждан, финансируемых за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск". |
Цели подпрограммы |
Повышение качества жизни отдельных категорий граждан. |
Задачи подпрограммы |
Повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан и активизация их участия в жизни общества. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество многодетных граждан, имеющих трех и более детей, которым оказаны дополнительные меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения; 2. Количество граждан, имеющих детей, которым оказана дополнительная адресная социальная поддержка, в целях приобретения жилого помещения взамен ветхого (аварийного); 3. Количество семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции, получивших социальную поддержку. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Срок реализации Подпрограммы 2024 - 2030 годы. Подпрограмма реализуется в один этап |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств местного бюджета - 859910,2 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
1. Улучшение жилищных условий многодетных граждан, имеющих трех и более детей, не менее 1 сем. ежегодно; 2. Обеспечение жилым помещением граждан, имеющих детей, нуждающихся в переселении из ветхого (аварийного) жилья, не менее 1 сем. ежегодно; 3. Повышение социальной защищенности семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции - оказание поддержки 60 семьям ежегодно. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации подпрограммы
Социальные катаклизмы, экономические трудности, активное изменение законодательной базы всегда негативно отражается на незащищенных категориях населения и семьях, воспитывающих несовершеннолетних детей. К сожалению, количество жителей города Южно-Сахалинска, нуждающихся в социальной поддержке, не уменьшается.
С 1 января 2005 года, в соответствии с действующим законодательством, все полномочия по социальной защите граждан переданы субъекту РФ. Несмотря на это, в целях усиления социальной поддержки для снижения уровня бедности отдельных категорий граждан в городе Южно-Сахалинске сохранены все виды муниципальной социальной помощи. В бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" ежегодно предусматриваются средства на эти цели.
К отдельным категориям относятся: неработающие пенсионеры (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), ветераны Великой Отечественной войны, семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам, семьи, в которых родилось трое и более детей, совершеннолетние воспитанники детских домов в возрасте от 18 до 23 лет.
Ежегодно в рамках программных мероприятий для ветеранов Великой Отечественной войны организуются и проводятся праздничные мероприятия. Традиционными ежегодными мероприятиями являются единовременные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года, относящимся к категории дети войны к 9 мая и 3 сентября, а также посещение и поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма на дому с вручением подарков.
Ветераны Великой Отечественной войны нуждаются в особом внимании, заботе и поддержке, поэтому проведение социально значимых мероприятий для данной категории включено в перечень мероприятий Программы.
В целях социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, и семей с детьми, потерявшими кормильца, с доходом ниже прожиточного минимума, Программой предусмотрена доплата к ежемесячному пособию на ребенка в размере 2000 рублей, ежегодно приобретаются и вручаются новогодние подарки, проводится единовременная выплата к 1 сентября. Данными мероприятиями в 2022 году охвачено 270 детей.
Гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации и семьям, в которых родилось трое и более детей предоставляется единовременная материальная помощь.
В рамках Программы осуществляется поддержка неработающих пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми в части компенсации денежных затрат на приобретение лекарственных препаратов, одежды, обуви, бытовой техники, данными мерами охвачено 1307 чел., израсходовано 18220,1 тыс. рублей.
В целях поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей предоставляется материальная помощь на лечение детей в медицинских организациях, расположенных за пределами Сахалинской области, в 2022 году социальную поддержку получили 409 чел., израсходовано 40996,0 тыс. рублей.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, носят адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной поддержки, направленную на предоставление помощи мало защищенным слоям населения. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств позволит оказать помощь гражданам, которые действительно в ней нуждаются.
Меры социальной поддержки востребованы жителями городского округа "Город Южно-Сахалинск", так как усиливают социальную защищенность населения, улучшают качество жизни лиц старшего поколения, обеспечивают социальное здоровье населения.
2. Цели и задачи подпрограммы Программы
Основной целью подпрограммы является повышение качества жизни отдельных категорий граждан.
Подпрограмма предусматривает решение следующей задачи:
- повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан и активизация их участия в жизни общества.
3. Прогноз конечных результатов подпрограммы Программы
Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить эффективное развитие адресной социальной помощи, обеспечить ее доступность и качество, а также повысить уровень жизни отдельных категорий граждан.
Реализация Программы позволит к 2030 году:
- улучшить жилищные условия многодетных граждан, имеющих трех и более детей, не менее 1 сем. ежегодно;
- обеспечить жилыми помещениями граждан, имеющих детей, нуждающихся в переселении из ветхого (аварийного) жилья, не менее 1 сем. ежегодно;
- повысить социальную защищенность семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе специальной военной операции - оказание поддержки 60 семьям ежегодно.
4. Сроки и этапы реализации подпрограммы Программы
Реализация подпрограммы осуществляется в течение 2024 - 2030 годов без деления на этапы.
5. Перечень мероприятий подпрограммы Программы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 1 к Программе.
6. Характеристика мер правового регулирования Программы
Сведения об основных мерах правового регулирования на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 6 к Программе.
7. Перечень целевых индикаторов (показателей) подпрограммы Программы
Сведения об индикаторах (показателях) подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам реализации приведены в приложении N 3 к Программе.
8. Ресурсное обеспечение подпрограммы Программы
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта местного бюджета на соответствующий год.
Распределение средств местного бюджета на реализацию мероприятий Программы приведено в приложениях N 4, 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.