Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 04 сентября 2023 г. N 728-П
Обстоятельства авиационного происшествия с самолетом Ан-74ТК-100 RA-74044
3 августа 2020 г. с целью перевозки представителей миссии Организации Объединенных Наций выполнялся полет самолета Ан-74ТК-100 RA-74044 по маршруту: аэропорт Бамако (Республика Мали) - аэропорт Гао (Республика Мали). На борту самолета находилось 7 членов экипажа и 4 пассажира.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия по расследованию АП) установлено, что перед выполнением полета экипаж имел информацию о погоде для выполнения перелета. Маршрут полета проходил через зону опасных явлений погоды при наличии дождя, грозы и кучево-дождевой облачности с верхней границей выше FL250.
После взлета и следования по маршруту на эшелоне FL250 (7620 м), командир воздушного судна (далее - КВС) при подходе к облачности с наличием обледенения (40 мин полета) дал команду на включение противообледенительных систем крыла, хвостового оперения и двигателей воздушного судна (далее - ВС). На 52 мин полета экипаж по бортовой радиолокационной станции обнаружил грозовую деятельность, для чего выполнил маневр вправо по ее обходу, возврат на линию заданного пути и переход на управление ВС в ручном режиме в условиях обледенения и сильной болтанки. Через 1 час 10 мин полета, на FL250 и скорости 380 км/ч, бортовой механик доложил КВС об отказе генератора N 2, а затем через 1 мин и об отказе генератора N 1. Для выхода из зоны обледенения и запуска вспомогательной силовой установки (далее - ВСУ) экипаж перевел самолет на снижение, и на высотах 6380 м, 4700 м, 3000 м, 2800 м предпринимал попытки запуска ВСУ (по данным бортового устройства регистрации полетных данных БУР-3 выполнено 7 запусков), которые были безуспешны. Через 1 час 33 мин полета на ВС прекратилась запись параметрической информации (снижение напряжения в аварийной шине ниже 14 В) и последующее полное отключение электропитания на борту. КВС принял решение снизиться ниже нижней границы облаков (2900 м) и следовать на аэродром назначения по правилам визуальных полетов. После посадки на аэродроме Гао самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), колесом носовой стойки шасси попал в канализационный коллектор (в 272 м от торца ВПП) и остановился в 389 м от торца ВПП (фактический пробег составил 2439 м). В результате аварии 3 члена экипажа и 1 пассажир получили телесные повреждения различной степени тяжести, самолет получил значительные повреждения.
Комиссия по расследованию АП отмечает, что экипаж нарушил требования:
пункта 3 раздела 8.2 Руководства по летной эксплуатации самолета Ан-74ТК-100 (далее - РЛЭ), в части подогрева отсека ВСУ на протяжении всего полета для обеспечения надежного запуска ВСУ;
установленной высоты начала запуска ВСУ в полете, а при повторных ее запусках установленные высоты и скорости полета;
к интервалам повторных запусков ВСУ (менее 1 мин) с превышением рекомендованной температуры газов за турбиной (140°С), в том числе и при сигнализации превышения предельной величины температуры (700°С).
Нарушения экипажем положений РЛЭ предопределили незапуск ВСУ при первой попытке и привели к перегреву лопаток турбины и их разрушению при второй попытке запуска, что сделало невозможным ее дальнейший запуск. Нарушения технологии запуска ВСУ способствовали ускоренной разрядке бортовых аккумуляторов и последующему обесточиванию самолета. Также отмечено, что практически одновременное отключение обоих генераторов произошло из-за превышения установленного объема (перелива) масла в маслосистеме ГП21, его перегреву (выше 190°С), расплавлению датчиков температуры масла (термосвидетели) и автоматическому отключению генератора при помощи механизма расцепления.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие произошло при выполнении пробега после посадки в результате продольного выкатывания ВС за пределы ВПП и столкновения с канализационным коллектором при пробеге по грунту. Посадка выполнялась на полностью обесточенном ВС с убранной механизацией крыла без возможности применения для торможения интерцепторов и реверса двигателей. Сразу после приземления произошел отказ тормозной системы колес из-за ее применения экипажем на скоростях, значительно превышающих установленные РЛЭ самолета Ан-74ТК-100 максимальные значения. Посадка в данных условиях выходила за пределы ожидаемых условий эксплуатации, так как никаких данных в РЛЭ для ее расчета и выполнения не предусмотрено.
Наиболее вероятно, способствующими факторами явились:
- отсутствие в РЛЭ информации по расчету посадки и действиям экипажа при обесточивании ВС в полете (посадка с убранной механизацией без возможности использования для торможения интерцепторов и реверса двигателей) из-за оценки разработчиком ВС такой ситуации как практически невероятной;
- некачественное выполнение накануне вылета работ по заправке маслосистем генераторов и отсутствие должного контроля за их выполнением, что привело к превышению допустимого максимального уровня масла, его перегреву в полете, расплавлению термосвидетелей и поочередному автоматическому отключению двух генераторов ГП21;
- невыполнение экипажем стандартных процедур эксплуатации ВСУ в полете (невключение обогрева отсека ВСУ), а также методики подготовки к запуску и запуска, приведенных в РЛЭ, что привело к невозможности ее запуска и полному обесточиванию ВС после падения напряжения аккумуляторов ниже допустимого значения.".
Подробная информация о результатах расследования аварии с самолетом Ан-74ТК-100 RA-74044 приведена в Окончательном отчете, размещенном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 4 сентября 2023 г. N 728-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.