г. Краснодар |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А53-27947/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТаганСервис" (ИНН 6154136429, ОГРН 1146154036203), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал" (ИНН 6154125226, ОГРН 1126154006989), Кадетова Власа Алексеевича и Паукова Александра Николаевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2019 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А53-27947/2018, установил следующее.
ООО "ТаганСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным приказа от 05.07.2018 N 787-Л.
Решением от 21.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2019, суд удовлетворил заявленное обществом требование.
Судебные акты мотивированы отсутствием у инспекции правовых оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением обществом договора управления многоквартирным домом N 37 по пер. Итальянскому в г. Таганроге (далее - спорный многоквартирный дом).
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Инспекция указывает, что суды не приняли во внимание, что в нарушение требований действующего жилищного законодательства, уведомление, направленное лицом, по инициативе которого созвано общее собрание собственников помещений спорного многоквартирного дома по вопросу смены управляющей организации, с приложением копий решений и протокола общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома, в инспекцию не представлялось. Собственниками спорного многоквартирного дома и ООО "УК РЭП "Профессионал" не соблюден порядок расторжения договора управления, в связи с чем, спорный многоквартирный дом не может перейти под управление общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО УК "РЭП "Профессионал" просит удовлетворить кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.12.2017 в результате проведения общего собрания собственниками помещений многоквартирного дома N 37 по пер. Итальянский в г. Таганроге Ростовской области в форме очно-заочного голосования принято решение о расторжении с 31.12.2017 договора управления с ООО "УК РЭП "Профессионал", ввиду недобросовестного исполнения управляющей организацией обязанности по управлению многоквартирным домом, систематического невыполнения договорных отношений.
Собранием собственников помещений спорного многоквартирного дома принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УО "ТаганСервис" с 01.01.2018
11 января 2018 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления спорным многоквартирным домом.
Рассмотрев заявление общества от 11.0.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и приложенные к нему документы, инспекция вынесла приказ от 25.01.2018 N 88/4-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления. Приказ инспекции от 25.01.2018 N 88/4Л оспорен обществом в судебном порядке. Решением суда от 04.06.2018, оставленным без изменения постановление апелляционной инстанции от 06.09.2018 по делу N А53-7705/2018, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Суды сделали вывод о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в связи с чем, оспариваемый приказ инспекции от 25.01.2018 N 88/4Л является законным и обоснованным.
02 марта 2018 года общество повторно обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
По результатам проведенной проверки представленных обществом заявления и документов, инспекция составила заключение, на основании которого начальником инспекции вынесен приказ от 16.04.2018 N 421-Л об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления. Приказ инспекции от 16.04.2018 N 421-Л оспорен обществом в судебном порядке. Решением суда от 28.12.2018, оставленным без изменения постановление апелляционной инстанции от 25.03.2019 по делу N А53-27257/2018, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии оснований для отмены приказа инспекции от 16.04.2018 N 421-Л, ввиду его законности и обоснованности.
16 мая 2018 года общество вновь обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, которая вынесла приказ от 05.07.2018 N 787-Л об отказе во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Ростовской области.
Полагая, что приказ инспекции от 05.07.2018 N 787-Л является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, с учетом установленных по делу обстоятельств, сделали правильный вывод об обоснованности в данном случае заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции правильно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 195 Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В силу части 2 статьи 195 Кодекса, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 4 статьи 195 Кодекса предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 статьи 195 Кодекса являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (части 1 статьи 44 Кодекса). К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 44 Кодекса).
В силу части 1 статьи 161 Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Согласно части 3 статьи 161 Кодекса, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 162 Кодекса). Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 Кодекса).
В силу части 8.2 статьи 162 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно части 10 статьи 162 Кодекса, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 Кодекса орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Кодекса, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 198 Кодекса).
Согласно пункту 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) в редакции, действовавшей в спорном периоде, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения об адресе многоквартирного дома, основаниях заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом, копии договора управления многоквартирным домом, данных о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Пунктом 3 Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, а именно: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
Пунктом 7 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8 Порядка).
Судебные инстанции установили, что основанием для вынесения оспариваемого приказа явился вывод инспекции о том, что представленные обществом вместе с заявлением документы не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 46 Кодекса, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление и получение копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, и как следствие прекращение договора управления многоквартирным домом. ООО "УК РЭП "Профессионал" представлена информация, подтверждающая отсутствие надлежащего уведомления о расторжении договора управления.
Вместе с тем, суды установили, что согласно описи документов, направленных обществом в адрес инспекции 16.05.2018, одним из направляемых документов, является копия уведомления от 07.12.2017 ООО "УК РЭП "Профессионал" собственниками спорного многоквартирного дома о выборе в качестве управляющей организации ООО УО "ТаганСервис". При этом, как следует из самого уведомления, подписанного инициатором собрания Пауковым А.Н, направляемого в адрес инспекции, а также письма ООО "УК РЭП "Профессионал" от 04.07.2018 N 505, уведомление о расторжении договора управления получено ООО "УК РЭП "Профессионал" 07.12.2017 (вх. N 2722). Документально данное обстоятельство инспекция не опровергла.
Таким образом, установив, что общество передало инспекции все необходимые документы, предусмотренные жилищным законодательством, заявление о внесении изменений соответствует требованиям пункта 2 Порядка, а приложенные к указанному заявлению документы и размещенная информации, указанная в заявлении и на официальном сайте для раскрытия информации, соответствуют требованиям пункта 3, пункта 5 Порядка, суды сделали правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований, предусмотренных пунктом 15 Порядка, для отказа обществу во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
Доводы инспекции были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А53-27947/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса.
...
Судебные инстанции установили, что основанием для вынесения оспариваемого приказа явился вывод инспекции о том, что представленные обществом вместе с заявлением документы не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 46 Кодекса, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление и получение копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в управляющую организацию лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, и как следствие прекращение договора управления многоквартирным домом. ООО "УК РЭП "Профессионал" представлена информация, подтверждающая отсутствие надлежащего уведомления о расторжении договора управления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 августа 2019 г. N Ф08-6574/19 по делу N А53-27947/2018