г. Краснодар |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А32-29408/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252) - Куксы Г.И. (доверенность от 03.06.2019), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Поколодиной Л.П. (доверенность от 06.08.2019) и Церковной Е.А. (доверенность от 15.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 (судья Лукки А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-29408/2018, установил следующее.
ООО "Элемент-Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений от 07.06.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10317100/261217/0027113 и 10317100/300817/0018013 (далее - спорные ДТ).
Решением от 11.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.04.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, поскольку товар, ввезенный обществом по спорным ДТ, является деликатесом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество полагает, что суды неверно истолковали положения статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), вследствие чего пришли к неверному выводу о правомерности применения таможней ставки НДС 18% на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса. Суды не учли разъяснения Высшего Абитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", согласно которым для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Наименование товара и код ТН ВЭД указаны в спорных ДТ в соответствии с сертификатами о происхождении товара СТ-2 N 1178992, СТ-2 N 1260614, а именно: "бекон сырокопченный", код ТН ВЭД 1602 49 190 0; бекон относится к товарной группе "готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков и прочих беспозвоночных", код: 16, а товарные субпозиции с кодом 1602 49 ТН ВЭД (кроме деликатесных) входят в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (далее - Перечень N 908). Ключевым вопросом в рассматриваемом споре является отнесение спорного товара с кодом ТН ВЭД 1602 49 190 0 "прочие продукты из домашней свинины" к деликатесам. Подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень наименований деликатесных мясных продуктов, которые являются исключениями из общего правила и облагаются налогом по ставке 18%, при этом спорный товар к указанному перечню не относится. Суд апелляционной инстанции применил не подлежащие применению ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - ТР ТС 034/2013), а также ГОСТ 33610-2015 "Консервы мясные пастеризованные. Шпик и бекон ломтиками. Технические условия".
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством. Таможенный орган указывает, что срок годности товара, задекларированного обществом по спорным ДТ значительно превышает сроки годности для таких товаров, установленные ГОСТом Р 55796-2013 "Продукты из свинины сырокопченые. Технические условия", кроме того, товар в своем составе содержит пищевую добавку Е250 (натрия нитрит), область применения которой в пищевой промышленности характеризуется в качестве консерванта и фиксатора окраски пищевых продуктов, следовательно, спорный товар относится к консервам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 07.06.2017 N 416/2017, заключенного ООО "Элемент-Трейд" (покупатель) и компанией "MITROS FLEISCHWAREN D.O.O.", Сербия (поставщик), таможенный представитель общества ООО "Рускон-Брокер" с целью помещения товара "бекон сырокопченый в виде нарезки в вакуумной упаковке по 200 г, приготовлен из мяса свинины, состав: грудинка свиная (без костей и кожи), питьевая вода, соль, мальтодекстрин, регулятор кислотности (Е451), эмульгатор (Е460), декстроза, сахар, чеснок, смесь специй (чеснок, черный перец, можжевельник), антиокислитель (Е301), консервант (Е250). Не содержит красителей, не содержит ГМО. Содержащий более 80% мяса, изготовитель "MITROS FLEISCHWAREN D.O.O." товарный знак отсутствует", классифицированного в товарной подсубпозиции 1602 49 190 0 ТН ВЭД под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поданы на Новороссийский центральный таможенный пост спорные ДТ.
По ДТ N 10317100/300817/0018013 задекларирован товар "бекон сырокопченый в виде нарезки в вакуумной упаковке по 200 г приготовлен из мяса свинины, состав: грудинка свиная (без костей и кожи), питьевая вода, соль, мальтодекстрин, регулятор кислотности (Е451), эмульгатор (Е460), декстроза, сахар, чеснок, смесь специй (чеснок, черный перец, можжевельник), антиокислитель (Е301), консервант (Е250). Не содержит красителей, не содержит ГМО. Содержащий более 80% мяса", всего 88 380 штук, 5 892 коробки, вес брутто 20 751,63 кг, вес нетто 19 399,41 - 17 676 кг, цена товара 78 228 Евро, таможенной стоимостью 5 509 723 рубля 20 копеек. Ставка НДС в размере 10% составила 661 166 рублей 78 копеек.
По ДТ N 10317100/261217/0027113 задекларирован товар "бекон сырокопченый в виде нарезки в вакуумной упаковке по 200г, приготовлен из мяса свинины, состав: грудинка свиная (без костей и кожи), питьевая вода, соль, мальтодекстрин, регулятор кислотности (Е451), эмульгатор (Е460), декстроза, сахар, чеснок, смесь специй (чеснок, черный перец, можжевельник), антиокислитель (Е301), консервант (Е250). Не содержит красителей, не содержит ГМО. Содержащий более 80% мяса", всего 88 245 штук, 5 883 коробки, вес брутто 21 552 кг, вес нетто 20 130,275 - 17676 кг, цена товара 78 113, 25 Евро, таможенной стоимостью 5 397 133 рублей 46 копеек. Ставка НДС в размере 10% составила 539 713 рублей 35 копеек.
Заявленная декларантом ставка НДС в размере 10% к спорному товару применена в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
28 мая 2018 года таможня на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по спорным ДТ провела камеральную таможенную проверку по вопросу правильности, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей за период с 01.08.2017 по 31.12.2017, по результатам которой составила акт камеральной таможенной проверки от 07.06.2018 N 10317000/210/070618/А000040/000.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки таможня приняла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ от 07.06.2018, согласно которым ввезенный обществом товар должен быть обложен НДС по ставке 18%, что составило применительно к ДТ N 10317100/261217/0027113 - 971 484 рубля 02 копейки, применительно к ДТ N 10317100/300817/0018013 - 1 190 100 рублей 21 копейку.
Не согласившись с решениями таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Статьей 179, действовавшего на момент ввоза и декларирования спорного товара Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются, в том числе сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (статья 181 Кодекса).
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 181 Кодекса в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом (часть 1 статьи 183 Кодекса).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). В свою очередь классификационный код является основанием для выбора соответствующих таможенных пошлин и платежей и их размера (ставки).
Статьей 143 Налогового кодекса определено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу статьи 70 Кодекса к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 164 Налогового кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.
В соответствии с положениями Перечня N 908 в отношении "готовых или консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов или крови прочих", классифицируемых в товарной субпозиции 1602 49 ТН ВЭД, налоговая ставка НДС предусмотрена в размере 10%, кроме деликатесных.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что налогообложение по налоговой ставке НДС в размере 10% производится в отношении мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).
Суды, в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе, в совокупности с иными доказательствами по делу материалы камеральной проверки, сертификаты о происхождении товара СТ-2 N 1178992, СТ-2 N 1260614, предоставленную ООО "Рускон-Брокер" письмом от 05.06.2018 N 96, на запрос таможни от 30.05.2018 N 02-41/17608, спецификацию от 23.11.2017 N 2, а также сведения о спорном товаре, указанные непосредственно на этикетке, и установив, что ввезенный обществом по спорным ДТ товар - "бекон сырокопченый в виде нарезки в вакуумной упаковке по 200г, приготовлен из мяса свинины, состав: грудинка свиная (без костей и кожи), питьевая вода, соль, мальтодекстрин, регулятор кислотности (Е451), эмульгатор (Е460), декстроза, сахар, чеснок, смесь специй (чеснок, черный перец, можжевельник), антиокислитель (Е301), консервант (Е250), не содержит красителей, не содержит ГМО", является деликатесом, сделали правильный вывод о том, что ввезенный обществом по спорным ДТ товар подлежит обложению НДС по ставке 18%.
При этом суды обоснованно исходили из того, что таможенным декларантом общества ООО "Рускон-Брокер" к ввозу указан товар "бекон сырокопченый 200 г, упакованный в модифицированной атмосфере, срок годности 210 дней, толщина нарезки 1,5 мм, равномерное распределение кусков на подложке, линия края прямая, свойственная натуральному бекону, мясность 60% - 45% ". По данным на этикете находящейся на товаре указано, что продукт из мяса свинины: бекон сырокопченый в нарезку, упакован в модифицированной атмосфере; состав грудинка свиная (без костей и кожи), питьевая вода, соль мальтодекстрин, регулятор кислотности (Е 451), эмульгатор (Е460),декстроза, сахар, чеснок, смесь специй (чеснок, черный перец, можжевельник), антиокислитель (Е301), консервант (Е250); не содержит красителей; не содержит ГМО. Бекон согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 18158-72 "Производство мясных продуктов. Термины и определения" представляет собой свиные беконные полутуши без лопаточной кости специального посола (пункт 57), следовательно, сырокопченый бекон относится к категории копченостей из свинины, которые в свою очередь, подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса отнесены к деликатесным товарам, налогообложение которых производится по ставке НДС 10%.
Кроме того, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам повторно рассмотрев дело, установил, что спорный товар также относится к консервам. Так срок годности спорных товаров (5 месяцев), задекларированных обществом по спорным ДТ, значительно превышает сроки годности для таких товаров, установленные ГОСТом Р 55796-2013, согласно пункту 7.5 которого, рекомендуемые сроки годности продуктов из свинины, упакованных с применением вакуума и модифицированной атмосферы при температуре хранения от 0° С до 6 С: при сервировочной нарезке - не более 10 суток, при порционной нарезке - не более 15 суток. Суд апелляционной инстанции исследовал и обоснованно отклонил довод общества о том, что сырокопченый бекон не является консервами, поскольку это не следует из документации, предоставленной при декларировании, а в графе 31 ГТД "грузовые места и описания товаров" не указано, что бекон является консервированным на основании следующего.
Согласно ТР ТС 034/2013 консервы - это мясная продукция в герметично укупоренной потребительской таре, подвергнутая стерилизации или пастеризации, которые обеспечивают микробиологическую стабильность и отсутствие жизнеспособной патогенной микрофлоры, и пригодная для длительного хранения. Стерилизованные консервы - консервы, подвергнутые в процессе изготовления нагреванию при температуре свыше 100 С и соответствующие установленным ТР ТС 034/2013 требованиям промышленной стерильности для стерилизованных консервов. Пастеризованные консервы - консервы, подвергнутые в процессе изготовления нагреванию при температуре менее 100
С и соответствующие установленным ТР ТС 034/2013 требованиям промышленной стерильности для пастеризованных консервов, условия хранения которых обеспечивают микробиологическую стабильность.
Таким образом, ТР ТС 034/2013 определяет следующие критерии для отнесения продуктов к разряду мясных консервов: способ упаковки - герметично укупоренная потребительская тара; характер обработки - стерилизация или пастеризация; срок хранения - пригодны для длительного хранения. В силу технологических особенностей способа обработки мясной продукции (пастеризации) этот срок может достигать до полугода (при соблюдении определенного температурного режима хранения).
Положения ГОСТа 33610-2015 распространяется на кусковые мясные пастеризованные консервы из шпика и бекона, предназначенные для непосредственного употребления в пищу и приготовления различных блюд и закусок (далее - консервы), в том числе, бекон копченый ломтиками. Согласно пункту 3.2 ГОСТа 33610-2015 бекон - свинина, полученная при обвалке грудино-реберного отруба, освобожденная от ребер и пашины, подвергнутая предварительному посолу и/или копчению [без предварительного посола и/или копчения]. В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТа 33610-2015 консервы должны быть герметично укупорены и пастеризованы. В силу пункта 7.2.3 ГОСТа 33610-2015 срок годности консервов устанавливает изготовитель; рекомендуемый срок годности "бекон копченый ломтиками" - 6 мес. с даты изготовления.
Согласно информационным сведениям о составе консервов (приложение А, таблица А.1 ГОСТа 33610-2015) бекон копченый ломтиками содержит следующий состав: бекон копченый, смесь нитритно-посолочная (поваренная соль, фиксатор окраски E250), сахар.
Положения ГОСТа 32781-2014 распространяются на пищевую добавку нитрит натрия Е250, представляющую собой натриевую соль азотистой кислоты, предназначенную для использования в пищевой промышленности как консервант и фиксатор окраски пищевых продуктов.
При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что ввезенный по спорным ДТ товар "бекон сырокопченый в виде нарезки в вакуумной упаковке по 200г, приготовлен из мяса свинины, состав: грудинка свиная (без костей и кожи), питьевая вода, соль, мальтодекстрин, регулятор кислотности (Е451), эмульгатор (Е460), декстроза, сахар, чеснок, смесь специй (чеснок, черный перец, можжевельник), антиокислитель (Е301), консервант (Е250). Не содержит красителей, не содержит ГМО", является деликатесом и подлежит обложению по ставке 18%, является правильным.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что спариваемые решения таможни соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы общества.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу N А32-29408/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.