Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ текущего состояния осуществления государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Департамента, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
2.1. В 2022 году государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.09.2021 N 1492-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в городе Москве".
2.2. По состоянию на 30.09.2022 на государственном учете находится 4061 объект контроля, в том числе отнесенных к:
- низкой категории риска - 1261;
- умеренной категории риска - 1706;
- средней категории риска - 985;
- значительной категории риска - 109.
2.3. По результатам анализа состояния законности в подконтрольной сфере контрольно-надзорной деятельности установлено следующее.
В 2022 году (по состоянию на 30.08.2022) должностными лицами Департамента выявлено 399 нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, в том числе:
- 93 нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования;
- 223 нарушение в области обращения с отходами;
- 13 нарушений в области охраны водных объектов;
- 3 нарушения в области охраны атмосферного воздуха;
- 67 нарушений акустического режима.
К административной ответственности привлечено 474 виновных лица в том числе, по видам нарушений:
- ст. 7.6 КоАП РФ "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий" - 4;
- ст. 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов" - 35;
- ст. 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления" - 222;
- ст. 8.5 КоАП РФ "Сокрытие или искажение экологической информации" - 25;
- ст. 8.13 КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных объектов" - 2;
- ст. 8.14 КоАП РФ "Нарушение правил водопользования" - 3;
- ст. 8.21 КоАП РФ "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" - 6;
- ст. 8.41 КоАП РФ "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду" - 38;
- ст. 8.46 КоАП РФ "Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений" - 19;
- ст. 4.4 КоАП г. Москвы "Нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации" - 1;
- ст. 4.5 КоАП г. Москвы "Сброс или поступление иным способом загрязняющих веществ на рельеф местности" - 3;
- ст. 4.10 КоАП г. Москвы "Производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям" - 1;
- ст. 4.36 КоАП г. Москвы "Нарушение порядка ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы" -141;
- ст. 4.42 КоАП г. Москвы "Нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов" -22;
- ст. 4.46 КоАП г. Москвы "Нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума" - 71;
- ст. 4.50 КоАП г. Москвы "Нарушение условий производства разгрузочно-погрузочных работ на торговых объектах, встроенных в многоквартирные дома либо пристроенных (встроенно-пристроенных) к многоквартирным домам, в ночное время" -1;
- ст. 8.17 КоАП г. Москвы "Нарушение требований по транспортированию и (или) размещению отходов строительства и сноса" - 68.
К нарушениям с высоким риском причинение вреда охраняемым законом ценностям относятся нарушения, за совершение которых ответственность предусмотрена ст. ст. 8.2 (ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4), 8.13, 8.14 КоАП РФ, ст. ст. 4.10, 4.42, 4.46, 8.17 КоАП г. Москвы.
К нарушениям со средним риском причинения вреда охраняемым законом ценностям относятся нарушения, за совершение которых ответственность предусмотрена ст. ст. 7.6, 7.20, 8.1, 8.5, 8.46 КоАП РФ.
К нарушениям с низким риском причинения вреда охраняемым законом ценностям относятся нарушения, за совершение которых ответственность предусмотрена ст. ст. 8.2 (ч. 9, ч. 10), 8.41 КоАП РФ, ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Анализ деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора) должностными лицами Департамента в период с 2018 по 2022 годы (по состоянию на 31.08.2022).
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Проведено проверок: |
100 |
38 |
44 |
12 |
плановых |
76 |
35 |
37 |
8 |
внеплановых |
24 |
3 |
7 |
4 |
Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения |
52 |
33 |
35 |
10 |
Проведено мероприятий по контролю без взаимодействия с объектами контроля |
530 |
1300 |
880 |
712 |
Выявлено нарушений по результатам проверок |
105 |
80 |
103 |
20 |
Составлено протоколов об административных правонарушениях |
1145 |
315 |
471 |
399 |
Вынесено постановлений о назначении административного наказания |
1583 |
639 |
582 |
474 |
Выдано предписаний |
49 |
47 |
64 |
8 |
По результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия, а также в рамках проведения административного расследования выявлено 4 факта причинения вреда окружающей среде в результате размещения отходов и 1 факт причинения вреда атмосферному воздуху. Общая сумма вреда, причиненного окружающей среде противоправными деяниями, составила 671 млн 242 тыс. 806 рубля (отходы) и 7 тыс. 649 рублей (воздух).
При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход.
2.4. Приказом Департамента от 17.12.2021 N 05-09-264/21 утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы регионального государственного экологического контроля (надзора) в городе Москве на 2022 год (далее - программа профилактики). Департаментом в 2022 году (по состоянию на 30.09.2022) проведены следующие профилактические мероприятия:
2.4.1. Информирование.
На официальном сайте Департамента в сети Интернет (https://www.mos.ru/eco/) размещены:
- перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, утвержденный приказом Департамента от 22.11.2021 N 05-09-228/21 с учетом изменений, внесенных приказом Департамента от 15.09.2022 N 05-09-179/22;
- обязательные требования, оценка которых является предметом контроля (надзора) с информацией о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
- тексты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в области охраны окружающей среды;
- проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- утвержденная программа профилактики;
- план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, утвержденный приказом Департамента от 19.05.2022 N 05-09-112/22;
- доклады о государственном контроле (надзоре) за 2019, 2020, 2021 годы;
- руководство по соблюдению обязательных требований, утвержденное приказом Департамента от 29.10.2021 N 05-09-191/21.
2.4.2. Обобщение правоприменительной практики.
- 09.08.2022 года состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности за I полугодие 2022 года;
- материалы с обобщением и анализом правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности размещены на официальном сайте Департамента в сети Интернет (https://www.mos.ru/eco/).
2.4.3 Объявление предостережений.
- должностными лицами Департамента в 2022 году (по состоянию на 30.09.2022) контролируемым лицам объявлено 386 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
- учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, результатов их обжалования, информации об исполнении ведется посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, Платформы контрольной (надзорной) деятельности.
2.4.4. Профилактические визиты.
В 2022 году должностными лицами Департамента (по состоянию на 30.09.2022) проведено 23 обязательных профилактических визита в отношении объектов контроля, отнесенных к значительной категории риска, в 5 случаях контролируемые лица в установленном порядке оказались от проведения профилактического мероприятия.
2.4.5 Консультирование.
- в 2022 году должностными лицами Департамента осуществлялось консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований, проведения контрольных (надзорных) мероприятий, применения мер ответственности за нарушение обязательных требований;
- в порядке, установленном законодательством, осуществлен личный прием 2 граждан по вопросам соблюдения обязательных требований в рамках регионального контроля.
2.4.6. Самообследование.
На официальном сайте Департамента в сети Интернет (https://www.mos.ru/eco/) размещены проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования. Разработаны и проходят процедуру согласования методические рекомендации по проведению самообследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.