Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Кененовой Е.В.,
с участием прокурора Ананченко И.Е.,
представителя административного истца Перминовой Б.П. - Жилиной Н.Ю., представителя административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области - Маракулиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перминовой Б.П. к Главному управлению строительства Тюменской области о признании не действующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района", распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части, установил:
Перминова Б.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" и распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без уточнения границ. После постановки земельного участка на кадастровый учет с координатами, земельный участок с кадастровым номером <.......> стал относиться к двум категориям земель - земли сельскохозяйственного использования и земли населенных пунктов, а также стал располагаться в двух территориальных зонах - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) и зона озелененных территории общего пользования (Р2).
Указывает, что Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района в части нахождения земельного участка с кадастровым номером <.......> в двух территориальных зонах противоречит статьям 30, 34, 36 Градостроительного кодекса РФ, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ.
Административный истец полагает, что Правила землепользования и застройки приняты без учета фактического использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу. Расположение земельного участка в двух территориальных зонах создает неопределенность правового режима земельного участка и нарушает права и законные интересы Перминовой Б.П. как собственника земельного участка.
Обращает внимание, что 30 августа 2021 года административный истец обращалась с заявлением о внесении изменений, однако 02 ноября 2021 года Главным управлением строительства Тюменской области предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки отклонены.
Представитель административного истца Перминовой Б.П. - Жилина Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что земельный участок предоставлен на основании постановления Администрации Тюменского района от 02 июля 1990 года N 110. При выполнении кадастровых работ было выявлено, что земельный участок пересекает границу населенного пункта д. Елань и находится в двух территориальных зонах. Ранее административный истец обращалась в суд с аналогичным административным исковым заявлением, однако было установлено, что земельный участок пересекает земли лесного фонда. В настоящее время данный вопрос решен. Указала, что земельный участок не может находиться в двух территориальных зонах, поскольку нарушает права административного истца на пользование земельным участком. Полагала, что при разработке генерального плана не был учтен графический материал перераспределения земель Переваловского МО.
Представитель административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области Маракулина Ю.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что в настоящее время в генеральный план вносятся изменения. Включение земельного участка административного истца в земли населенного пункта не планируется. Земельный участок будет исключен из границ населенного пункта для использования в соответствии с его целевым назначением - сельхозназначение. Земельный участок был предоставлен административному истцу на основании Указа Президента РФ, в котором указано, что земельные участки должны использоваться в соответствии с назначением, земельный участок был выдан как пашня, для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы земельного участка были определены 01 августа 2021 года после утверждения документов. До уточнения границ земельного участка информация о проекте перепланировки отсутствовала. После получения информации о границах земельного участка была начата процедура внесения изменений, имеющиеся противоречия будут устранены.
Прокурор Ананченко И.Е. полагала, что требования административного истца подлежат удовлетворению. Ссылаясь на ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации полагала, что распоряжениями Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года и 08 ноября 2016 года нарушены права и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению прав как собственника земельного участка.
Административный истец Перминова Б.П., представители заинтересованных лиц Администрации Тюменского муниципального района, Администрации Переваловского МО Тюменского муниципального районы, Думы Тюменского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Доводы представителя Главного управления строительства Тюменской области о необходимости прекращения производства по делу в связи с тем, что ранее судом были рассмотрены аналогичные требования, не могут быть приняты судом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 194 КАС Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 7 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 Кодекса). В случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав).
Определением Тюменского областного суда от 21 июня 2022 года принят отказ административного истца Перминовой Б.П. от административного иска о признании не действующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района", распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части.
Поводом для подачи заявления об отказе от заявленных административных исковых требований стало установление по материалам административного дела N 3а-40/2022, нахождения земельного участка с кадастровым номер <.......> на землях лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации, что препятствовало включению всего земельного участка в состав населенного пункта.
В настоящее время, как следует из ответа на судебный запрос Департамента лесного комплекса Тюменской области от 21 июня 2023 года, земельный участок с кадастровым номером <.......> имеет частичное наложение на земли лесного фонда Тюменского лесничества, успенского участкового лесничества (Переваловское СП) в лесных кварталах N 95 (выдел 71, 72), N 97 (выдел 2, 3) и частично на земли иных категорий. 23 марта 2023 года сведения о земельном участке с кадастровым номером <.......> в государственном лесном реестре приведены в соответствие со сведениями ЕГРН, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д.129).
Доводы административного истца Перминовой Б.П. о нарушении ее прав положениями распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" и распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" являются идентичными, однако при рассмотрении административного дела 3а-40/2022 доводам Перминовой Б.П. судом оценка не дана, на соответствие указанных нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу не проверено.
В связи с чем суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу и не находит оснований для прекращения производства по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7).
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9).
Судом установлено, что Перминова Б.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:17:1907006:93, площадь 50 000 кв. м, расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 17-21, 24).
Генеральным планом Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" (далее - Генеральный план, Генеральный план Переваловского муниципального образования) земельный участок с кадастровым номером <.......> частично находится за пределами населенного пункта, в населенном пункте расположен в функциональных зонах - жилая зона (Ж) и зона улично-дорожной сети (л.д.156).
Правилами землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 106-р от 08 ноября 2016 года "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" (далее - Правила землепользования и застройки, Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования) в действующей редакции земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в территориальных зонах Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и Р-2 (зона озелененных территорий общего пользования).
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ следует, что утверждение Генерального плана муниципального образования, Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области", ст. 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжением Правительства Тюменской области от 02.02.2015 N 67-рп "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Тюменской области по исполнению перераспределенных полномочий органов местного самоуправления" полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района по подготовке и утверждению документов территориального планирования (за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний) отнесены к полномочиям Главного управления строительства Тюменской области.
Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года. Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 01 августа 2016.
В настоящее время Генеральный план Переваловского муниципального образования действует в редакции Распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 декабря 2020 N 176-р "О внесении изменений в распоряжение от 28.07.2016 N 064-р". Данное распоряжение опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 29 декабря 2020.
Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области" было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 08 ноября 2016.
В настоящее время Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области действуют в редакции Распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 29 декабря 2021 N 198-р "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области, утвержденные Распоряжением от 08.11.2016 N 106-р", которое опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 09 августа 2022 года.
Порядок подготовки и утверждения проекта генерального плана городского округа предусмотрен ст. 24 - 25 ГрК РФ.
03 июня 2016 года председателем Думы Тюменского муниципального района принято распоряжение N 52 о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана Переваловского муниципального образования, в соответствии с ч. 11 ст. 24 ГрК РФ, опубликовано в газете "Красное знамя" от 07 июня 2016 года N 45 (8109) (т.1 л.д.92, 93). Публичные слушания по проекту Генерального плана Переваловского муниципального образования состоялись 27, 28 и 30 июня 2016 года (т.1 л.д. 87, 88-91). Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете "Красное знамя" от 08 июля 2016 года N 55 (8119) (т.1 л.д.86).
Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года. Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 01 августа 2016.
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района N 1167 - ро от 12 ноября 2020 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области (т.1 л.д. 132, 133). Общественные обсуждения прошли 15 декабря 2020 года (т.1 л.д. 134 - 135). Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете "Красное знамя" от 18 декабря 2020 года N 101 (8581) (т.1 л.д. 140).
Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 176-р от 28 декабря 2020 года "О внесении изменений в распоряжение от 28.07.2016 N 064-р" опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 29 декабря 2020 (т.1 л.д. 143).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен ст. 31, 32, 33 ГрК РФ.
19 августа 2016 года председателем Думы Тюменского муниципального района принято постановление N 93 о назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения, которое было опубликовано в газете "Красное знамя" от 23 августа 2016 года N 68 (8132) (т.1 л.д.79, 80-81).
Общественные обсуждения прошли 11, 12 и 13 октября 2016 года (т.1 л.д.75, 76 - 78), заключение о результатах общественных обсуждений от 18 октября 2016 года было опубликовано в печатном издании "Красное знамя" от 25 октября 2016 года N 86 (8150) (т.1 л.д.74).
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района N 20 - р от 09 декабря 2021 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области (т.1 л.д. 144). Общественные обсуждения прошли 23 декабря 2021 года (т.1 л.д. 146). Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете "Красное знамя" от 28 декабря 2021 года N 103 (8687) (т.1 л.д. 148).
Таким образом, Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.07.2016 N 064-р (ред. от 28.12.2020), Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08.11.2016 N 106-р (ред. от 29.12.2021), приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка принятия, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Тюменского областного суда от 19 декабря 2022 года по административному делу N 3а-86/2022 установлено, что распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" и распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия, согласования и опубликования данных нормативных правовых актов.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ)
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Генеральный план муниципального образования является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон и утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
В судебном заседании установлено, что при принятии Генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907006:93 поставлен на государственный кадастровый учет без уточнения конкретных границ.
После уточнения местоположения границ данного земельного участка (01 августа 2021 года) он стал располагаться частично в границах населенного пункта д. Елань Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района, частично за его пределами на землях сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д. 156). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Доводы представителя Главного управления строительства Тюменской области о том, что при принятии Генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района границы земельного участка были не определены и соответственно на момент принятия данного нормативного правового акта отсутствовало противоречие с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты судом, поскольку административным истцом заявлены требования о признании недействующим Генерального плана с момента вступления решения в законную силу. Кроме того, административный истец в августе 2021 года, после уточнения границ земельного участка, обращалась в Главное управление строительства Тюменской области с заявлением об уточнении и корректировки карты градостроительного зонирования д. Елань Переваловского сельского поселения, однако 02 ноября 2021 года предложения административного истца были отклонены.
Таким образом, суд считает установленным, что в нарушение требований положений статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Генеральным планом Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" граница населенного пункта - д. Елань Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района проходит по территории земельного участка с кадастровым номером 72:17:1907006:93.
Нарушение требований закона при установлении границ населенного пункта препятствует административному истцу в реализации права собственника земельного участка.
В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ), градостроительные регламенты. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим в том числе территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон Российской Федерации, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 37 ГрК РФ).
В судебном заседании достоверно установлено, что в соответствии с выкопировками из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в части территории д. Елань Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района Тюменской области принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <.......> отнесен к территориальным зонам Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами) и Р-2 (Зона озелененных территорий общего пользования).
При этом доводы представителя административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области о том, что административный истец не участвовал в общественных обсуждениях при подготовке изменений в Генеральный план в 2020 году и Правила землепользования и застройки в 2021 году не могут служить основанием для признания отсутствующим нарушение прав административного истца.
После уточнения границ принадлежащего административному истцу земельного участка, сведения о его точных координатах были внесены в Единый государственной реестр недвижимости, соответственно при подготовке изменений в Правила землепользования и застройки в конце 2021 года сотрудники Главного управления строительства Тюменской области должны были руководствоваться сведениями, содержащимися в ЕГРН. Кроме того, в 2021 году Перминовой Б.П., при ее обращении было отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области. Соответствующий нормативный правовый акт о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области в части изменения градостроительного зонирования в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <.......> настоящего времени не принят.
Таким образом, в данном случае определенное оспариваемым нормативным актом - Правилами землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменской области - градостроительное зонирование земельного участка с кадастровым номером <.......>, противоречит приведенным положениям части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, что является основанием для признания нормативного правого акта в оспариваемой части недействующим.
Доводы заинтересованных лиц, изложенные в письменных возражениях на административный иск об отсутствии нарушения прав административного истца, являются необоснованными, поскольку установление в отношении земельного участка двух территориальных зон в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима земельного участка, что ограничивает право административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Следовательно, права административного истца в части пользования принадлежащим ей земельным участком нарушены Правилами землепользования и застройки утвержденных распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района".
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из заявленных требований, с учётом применения этого акта считает, что он подлежит признанию не действующим с момента вступления решения в законною силу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Главное управление строительства Тюменской области.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Перминовой Б.П. к Главному управлению строительства Тюменской области о признании не действующими распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района", распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером: <.......>, расположенного по адресу: <.......> на карте градостроительного зонирования к двум территориальным зонам: зона Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами и зона Р-2 - зона озелененных территорий общего пользования.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского сельского поселения Тюменского муниципального района" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером: <.......>, расположенного по адресу: <.......> к землям двух категорий - земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения.
Возложить на Главное управление строительства Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2023 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 29 июня 2023 г. N 3а-66/2023 "О признании частично недействующими распоряжений Главного управления строительства Тюменской области от 28.07.2016 N 064-Р "Об утверждении Генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области", от 08.11.2016 N 106-р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
газета "Красное знамя" от 12 сентября 2023 г. N 73 (8865)