Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Администрации города Курска
от 08 сентября 2023 года N 503
Положение
об организации работы пунктов временного размещения пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования "Город Курск"
1. Основные понятия, термины и определения
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС.
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы управления РСЧС - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, погибший и/или получивший вред для здоровья, утративший полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которого ухудшились в результате ЧС.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное техногенное происшествие, авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное бедствие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС.
Первоочередные потребности населения в ЧС - набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС.
Первоочередное жизнеобеспечение населения (далее - ПЖОН) - совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения органами управления, силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным установленным порядком.
Вид ПЖОН - деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности пострадавшего в ЧС населения.
К видам ПЖОН относятся обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости, медицинское и санитарно-эпидемиологическое, транспортное, информационное и психологическое обеспечение. Приоритетность и состав необходимых видов ПЖОН определяются характером ЧС.
Период ПЖОН - промежуток времени, ограниченный началом и окончанием деятельности по удовлетворению жизненно важными материальными средствами и по оказанию услуг пострадавшему населению по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.
Управление ПЖОН - заблаговременная подготовка системы ПЖОН к функционированию, а также оперативное управление ПЖОН непосредственно после появления угрозы или факта возникновения источника ЧС, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от последствий ЧС.
План мероприятий по ПЖОН - документ, разрабатываемый на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении ЧС и содержащий расчеты необходимых сил, средств и ресурсов для ее ликвидации.
Силы ПЖОН - организации, осуществляющие предоставление населению различных видов ПЖОН.
Средства ПЖОН - коммунально-бытовые и производственные предприятия, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы (запасы) материальных ресурсов, используемые для ПЖОН при возникновении ЧС.
Пункт временного размещения населения, пострадавшего в ЧС (далее - ПВР) - комплекс технических и материальных средств, оборудования и изделий, предназначенных для ПЖОН, вынужденных переселенцев (беженцев) и лиц, эвакуируемых из зоны ЧС.
Резервы материальных ресурсов для ПЖОН - резервы (запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств) материальных ресурсов для ликвидации ЧС, заблаговременно создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, а также при необходимости привлекаемые ресурсы государственного материального резерва.
Обеспечение водой - добыча, очистка, хранение, восполнение запасов, транспортирование и распределение воды для удовлетворения потребностей пострадавшего в ЧС населения.
Обеспечение продуктами питания - производство, транспортирование, хранение и распределение продуктов питания для удовлетворения потребностей пострадавшего в ЧС населения, а также привлечение в случае необходимости продовольствия из резервов материальных ресурсов любого уровня в зависимости от масштабов ЧС.
Обеспечение жильем - развертывание стационарных ПВР на базе общественных зданий и сооружений (капитальных строений) или мобильных на базе палаточных городков (полевых лагерей) и модульных зданий (стандартных контейнеров), а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения пострадавшего в ЧС населения.
Обеспечение коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости - удовлетворение минимальных потребностей населения в тепле, освещении, банно-прачечных услугах, удалении бытовых отходов, а также потребностей населения в одежде, обуви, постельных принадлежностях, посуде и моющих средствах.
Медицинское обеспечение - удовлетворение потребностей населения в первой помощи, сортировка пострадавших и оказание им необходимой квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи в зоне ЧС с последующей, при необходимости, эвакуацией в медицинские организации для стационарного лечения.
Санитарно-эпидемиологическое обеспечение - выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Транспортное обеспечение - удовлетворение потребностей в транспортных средствах для решения задач эвакуации (перевозки) пострадавших из зоны ЧС в районы отселения и доставки материальных ресурсов ПЖОН.
Информационное обеспечение - своевременное оповещение населения и органов управления всех уровней о возможности и факте возникновения ЧС, возможных ее последствиях, правилах поведения в зоне ЧС.
Психологическое обеспечение - оказание экстренной психологической помощи пострадавшему в ЧС населению, проведение фармакологопсихологических и/или реабилитационных мероприятий.
Имущество первой необходимости - минимальный набор непродовольственных товаров бытового назначения, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в ЧС.
В состав имущества первой необходимости могут быть включены:
предметы для хранения и приготовления пищи (холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды);
предметы мебели для приема пищи (стол и стул (табуретка));
предметы мебели для сна (кровать (диван));
предметы средств информирования граждан (телевизор (радио));
предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) (насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь)).
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение разработано, учитывая Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения, утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.06.2022 N М-11-1541, и определяет основные задачи, организацию и порядок работы ПВР населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования "Город Курск".
2.2. Обеспечение жильем пострадавшего населения является одним из видов ПЖОН в зоне ЧС. Население, оставшееся без крова или нуждающееся в эвакуации (отселении) из зоны ЧС, обеспечивается проживанием в ПВР.
2.3. Настоящее Положение является основным документом, регламентирующим создание и функционирование ПВР. Требования настоящего Положения являются обязательными для исполнения лицами, входящими в состав администрации ПВР, сотрудниками организаций, обеспечивающих их функционирование, а также населением, временно размещенным в них.
3. Организация работы пунктов временного размещения пострадавшего населения
3.1. Обеспечение жильем пострадавшего населения является одним из видов ПЖОН в зоне ЧС. Население, оставшееся без крова или нуждающееся в эвакуации (отселении) из зоны ЧС, обеспечивается проживанием в ПВР.
3.2. Планирование создания ПВР пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении ЧС, осуществляется Администрацией города Курска при разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС наихудшего сценария развития ЧС в муниципальном образовании "Город Курск".
3.3. Администрация города Курска заблаговременно определяет возможности использования стационарных зданий и сооружений (капитальных строений) для временного размещения в них пострадавшего населения, а также определяет задачи по подготовке ПВР.
3.4. Обеспечение населения временным жильем при ЧС закрепляется нормативным правовым актом Администрации города Курска с указанием перечня ПВР. Корректировка перечня ПВР осуществляется ежеквартально.
3.5. Больные, проходящие курс лечения в медицинских организациях, попадающих в зону ЧС, эвакуируются вместе с медицинским и обслуживающим персоналом и временно размещаются в медицинских организациях, расположенных в безопасной зоне.
3.6. Эвакуируемые в рабочее время работники предприятий, учреждений, организаций (далее - организации), остальное население, попадающие в зону ЧС, временно размещается в безопасных районах на объектах, определенных в качестве ПВР решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования "Город Курск" (далее - КЧС и ОПБ муниципального образования "Город Курск").
4. Цель и задачи создания пунктов временного размещения
4.1. Главной целью создания ПВР пострадавшего населения в ЧС является создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС.
4.2. ПВР предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС.
4.3. При выборе места размещения ПВР учитывается максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских организаций, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур территории, на которой размещается ПВР.
4.4. Категории пострадавшего населения, нуждающиеся в первичной медико-санитарной помощи, беременных женщин, кормящих матерей, семьи с детьми дошкольного возраста, больных с тяжелыми (хроническими) заболеваниями рекомендуется размещать в стационарных ПВР, пригодных для жилья и имеющих системы жизнеобеспечения и медицинского обслуживания. Проживание этой категории населения в ПВР допускается только на период эвакуации его из зоны ЧС.
4.5. Основными задачами ПВР в режиме повседневной деятельности являются:
планирование и подготовка к осуществлению мероприятий по организованному приему населения, выводимого из зон возможных ЧС;
разработка необходимой документации;
заблаговременная подготовка помещений, инвентаря, средств защиты (медицинские маски, инфракрасные термометры, дезинфицирующие средства и т.д.) и средств связи;
обучение администрации ПВР действиям по приему, учету и размещению пострадавшего населения в ЧС;
практическая отработка вопросов оповещения, сбора и функционирования администрации ПВР;
участие в учениях, тренировках и проверках, проводимых на территории города Курска в рамках Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объекта, утверждаемого распоряжением Администрации города Курска;
4.6. Основными задачами ПВР при возникновении ЧС являются:
полное развертывание ПВР для эвакуируемого населения, подготовка к приему и размещению людей;
организация учета прибывающего населения и его размещения;
установление связи с КЧС и ОПБ муниципального образования "Город Курск" и эвакуационной комиссией города Курска, с ЕДДС города Курска, с организациями, участвующими в жизнеобеспечении эвакуируемого населения;
организация жизнеобеспечения эвакуируемого населения;
информирование об обстановке прибывающего в ПВР пострадавшего населения;
представление донесений о ходе приема и размещения населения в КЧС и ОПБ Курской области;
подготовка пострадавшего населения к отправке в пункты длительного проживания (при продолжительном периоде восстановительных работ).
5. Состав администрации пунктов временного размещения
5.1. Штат администрации ПВР зависит от численности принимаемого пострадавшего населения в ЧС и предназначен для планирования, организованного приема и размещения отселяемого (эвакуируемого) населения, а также его обеспечения всеми видами ПЖОН.
5.2. Штат администрации ПВР на 125 - 500 чел.:
начальник ПВР - 1 чел.;
заместитель начальника ПВР - 1 чел.;
группа встречи, приема, регистрации и размещения - 4 чел.;
группа торговли и питания - 3 - 4 чел.;
группа охраны общественного порядка - 4 чел.;
группа комплектования, отправки и сопровождения - 2 - 3 чел.;
стол справок - 1 чел.;
пункт питания - 3 - 4 чел.;
медпункт - 1 фельдшер, 2 медсестры;
кабинет психологического обеспечения - 1 психолог;
комната матери и ребенка - 1 - 2 чел.
5.3. Состав администрации ПВР назначается приказом руководителя организации, на базе которой развертывается ПВР. Личный состав ПВР должен твердо знать свои функциональные обязанности и добросовестно их выполнять.
5.4. Все лица, входящие в состав администрации ПВР, должны проходить теоретическую подготовку в "УМЦ ГОЧС Курской области", и практическую тренировку в объеме программы подготовки эвакуационных органов гражданской обороны.
6. Организация работы пунктов временного размещения
6.1. Руководитель организации, на базе которой развертывается ПВР, организует разработку документов, материально-техническое обеспечение, необходимое для функционирования ПВР, практическое обучение администрации ПВР. Руководитель организации, на базе которой развертывается ПВР, несет персональную ответственность за готовность ПВР.
6.2. При приеме пострадавшего населения администрация ПВР подчиняется КЧС и ОПБ муниципального образования "Город Курск".
6.3. Администрация ПВР для качественного ПЖОН заблаговременно составляет заявки на материальные средства, продукты питания.
6.4. В целях организации работы администрация ПВР разрабатывает следующие документы:
приказ руководителя организации о создании ПВР;
функциональные обязанности администрации ПВР;
штатно-должностной список администрации ПВР;
табель оснащения медицинского пункта ПВР;
календарный план действий администрации ПВР;
схема оповещения и сбора администрации ПВР;
схема связи и управления ПВР;
журнал регистрации размещаемого в ПВР населения;
журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов в ПВР;
журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
анкета качества условий пребывания.
6.5. Для обеспечения функционирования ПВР предусматривают:
указатели расположения элементов ПВР и передвижения населения;
перечень сигналов оповещения и порядок действий по ним;
электрические фонари;
электромегафоны;
инвентарь для уборки помещений и территории.
6.6. Весь личный состав администрации ПВР должен иметь на груди бирки с указанием должности, фамилии, имени и отчества.
6.7. Документы начальника ПВР:
функциональные обязанности начальника ПВР;
договор на оказание услуг временного размещения населения, пострадавшего в ЧС;
схема оповещения личного состава ПВР;
список личного состава ПВР;
схема размещения элементов ПВР;
удостоверение начальника ПВР;
функциональные обязанности администрации ПВР;
телефонный справочник.
6.8. Документы группы регистрации и учета пострадавшего населения:
журнал регистрации эвакуируемого населения в ПВР;
телефонный справочник;
функциональные обязанности.
6.9. Документы медицинского пункта:
журнал регистрации пострадавшего населения, обратившегося за медицинской помощью, а также другие документы, регламентированные приказами Минздрава России.
6.10. Документы стола справок:
журнал полученных и отданных распоряжений, донесений и докладов в ПВР;
телефонный справочник;
журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения;
список размещенного в ПВР населения;
список выбывшего из ПВР населения с направлением выбытия.
6.11. С получением решения Администрации города Курска руководитель организации - начальник ПВР организует прием и размещение пострадавшего населения согласно календарному плану действий администрации ПВР.
6.12. В случае необходимости функционирование организаций, на базе которых развертываются ПВР, может быть приостановлено по решению Администрации города Курска до завершения мероприятий по устранению поражающего воздействия источника ЧС.
6.13. Для размещения медицинского пункта, комнаты психологического обеспечения и организации пункта питания, развертываемых соответственно медицинской организацией и предприятием общественного питания, начальнику ПВР предусматриваются отдельные помещения.
6.14. Все вопросы жизнеобеспечения эвакуируемого населения начальнику ПВР решает во взаимодействии с КЧС и ОПБ муниципального образования "Город Курск".
6.15. При возникновении ЧС на территории Курской области расходы на проведение мероприятий по временному размещению пострадавшего населения и его первоочередному жизнеобеспечению осуществляются за счет собственных средств организаций, муниципального и регионального бюджетов.
При ЧС межрегионального и федерального характера расходы на проведение мероприятий по временному размещению пострадавшего населения и его первоочередному жизнеобеспечению при соответствующем обращении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации могут быть компенсированы за счет федерального бюджета.
7. Содержание помещений и территорий пунктов временного размещения
7.1. Все здания, помещения и участки территории рекомендуется всегда содержать в чистоте и порядке. Ответственность за правильное использование зданий и помещений, за сохранность мебели, инвентаря и оборудования несет руководителя ПВР.
7.2. Размещение населения в помещениях рекомендуется производить из расчета не менее 12 куб. метров объема воздух и по площади не менее 2,5 кв. метра на одного человека.
7.3. Комнаты рекомендуется пронумеровать, на наружной стороне входной двери каждой комнаты вывесить табличку с указанием номера комнаты и ее назначения, а внутри каждой комнаты - опись находящегося в ней имущества.
7.4. Кровати рекомендуется располагать не ближе 50 см от наружных стен с соблюдением равнения в один ярус, но не более чем в два яруса.
7.5. В помещениях ПВР на видном месте рекомендуется вывесить на информационных стендах распорядок дня, регламент работы, схему размещения, опись имущества, другие необходимые инструкции и журнал отзывов и предложений размещаемого в ПВР населения. Также могут быть установлены телевизоры, радиоаппаратура, холодильники и другая бытовая техника.
7.6. Зимой в жилых помещениях поддерживается температура воздуха не ниже +18 °C. Термометры вывешиваются в помещениях на стенах, вдали от печей и нагревательных приборов, на высоте 1,5 метра от пола.
7.7. В помещениях ПВР осуществляется ежедневная уборка помещений и поддержание чистоты в них.
7.8. В помещениях и на территории ПВР должны выполняться требования пожарной безопасности. Эвакуационные пути (выходы) должны содержаться в незахламленном, незакрытом состоянии. Курение в зданиях и помещениях ПВР запрещается.
8. Функциональные обязанности должностных лиц пунктов временного размещения
8.1. Начальник ПВР отвечает за организацию регистрации, подготовку и прием пострадавшего населения, за организацию работы всей администрации ПВР. Он является прямым начальником всего личного состава ПВР, несет личную ответственность за организацию, подготовку и прием пострадавшего населения.
8.2. Начальник ПВР подчиняется председателю КЧС и ОПБ муниципального образования "Город Курск" (в период развертывания ПВР), руководителю отраслевого подразделения или организации, при которой создан ПВР, и работает в контакте с МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска" (в повседневной деятельности).
8.3. Начальник ПВР в режиме повседневной деятельности обяз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.