В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", постановлениями Правительства Свердловской области от 21.02. 2019 N 91-ПП "О Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области", от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" приказываю:
1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования Свердловской области (прилагается).
2. Отделу итоговой аттестации и оценки качества образования департамента общего и дополнительного образования
1) обеспечить информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, расположенных на территории Свердловской области, об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области;
2) разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Свердловской области www.minobraz.egov66.ru.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 18.12.2018 N 615-д "О региональной системе оценки качества образования в Свердловской области".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлеву.
Министр |
Ю.И. Биктуганов |
Утверждено
приказом Министерства образования
и молодежной политики
Свердловской области
от 20 июля 2021 г. N 689-Д
"Об утверждении Положения
о региональной системе
оценки качества образования
Свердловской области"
Положение
о региональной системе оценки качества образования Свердловской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение определяет цели, задачи, единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования Свердловской области (далее - РСОКО), ее структуру и функции.
2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
3) государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
4) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
5) федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование";
6) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
7) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
8) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
9) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
10) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
11) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
12) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
13) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
14) постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";
15) постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года";
16) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России), Правительства Свердловской области, приказами Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (далее - Министерство), методическими рекомендациями, инструкциями Минпросвещения России, Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (далее - Рособрнадзор), настоящим приказом.
3. В РСОКО используются следующие понятия:
1) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы 1;
2) качество образования на региональном уровне - комплексная характеристика региональной системы образования, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении планируемых результатов основных общеобразовательных программ и являющаяся отражением экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона;
_____________________________
1Пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
_____________________________
3) оценка качества образования на региональном уровне - оценка способности региональной системы образования удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в части эффективного и всестороннего развития человека вследствие освоения основных общеобразовательных программ;
4) механизмы оценки качества образования на региональном уровне - совокупность принятых и осуществляемых в региональной системе образования оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, оценки качества и условий реализации основных общеобразовательных программ, а также деятельности системы образования региона в целом;
5) процедуры оценки качества образования на региональном уровне - совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных контрольных измерительных материалов, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выраженное в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений;
6) мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне - сбор, обработка, накопление, комплексный анализ информации о результатах оценочных процедур, о количественных и качественных изменениях в состоянии региональной системы образования, установление степени соответствия состояния ее элементов, структур, механизмов целям и задачам оценки качества образования, федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов образовательной программы.
4. РСОКО как часть Единой системы оценки качества образования представляет собой совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями Министерства, осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части структуры, содержания, условий реализации, результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки информации, необходимой для принятия управленческих решений.
РСОКО является основным механизмом реализации приоритетных направлений развития системы образования Свердловской области.
5. Результаты РСОКО как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг и результатах образования могут быть использованы:
1) федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов государственной власти, осуществляющими государственный контроль;
2) исполнительными органами государственной власти Свердловской области;
3) учредителями образовательных организаций и образовательными организациями различных форм собственности;
4) учреждениями и организациями Свердловской области, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе подведомственными Министерству;
5) органами государственно-общественного управления образованием;
6) обучающимися и их родителями (законными представителями);
7) научными и методическими организациями;
8) работодателями и их объединениями;
9) общественными организациями (объединениями);
10) средствами массовой информации;
11) иными гражданами и организациями, заинтересованными в оценке качества образования.
Глава 2. Цель, задачи и принципы РСОКО
6. Целью РСОКО является получение и распространение субъектами РСОКО достоверной объективной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы при принятии управленческих решений.
РСОКО в Свердловской области направлена на:
1) развитие системы региональных исследований качества общего образования (включая федеральный сегмент), позволяющий оценивать качество образования на уровнях общего образования, включая сбор контекстных данных;
2) создание (пополнение) фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки общего образования на региональном уровне;
3) функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях;
4) формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях;
5) обеспечение единства и соотнесенности между собой (в соответствии с полномочиями) региональной, муниципальной и институциональных систем оценки качества общего образования (включая дошкольное, в том числе образование детей с ограниченными возможностями здоровья);
6) достижение обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
7) оценку результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
8) формирование функциональной грамотности, повышение уровня образовательных результатов в Свердловской области на основе анализа национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования;
9) повышение качества образовательных результатов, отражающего региональные особенности (специфику) Свердловской области.
7. Основными задачами РСОКО являются:
1) определение перечня критериев оценки качества образования с учетом социально-экономических особенностей Свердловской области;
2) осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням общего образования, включая общественную и педагогическую экспертизу;
3) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Свердловской области для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
4) формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
5) информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
6) информирование населения Свердловской области о качестве образования;
7) развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Свердловской области;
8) расширение участия общественных организаций и объединений, социальных институтов в оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций Свердловской области;
9) удовлетворение потребностей субъектов образования в объективной информации о состоянии и развитии системы образования Свердловской области.
8. Общими принципами РСОКО являются:
1) объективность, достоверность, полнота и системность информации;
2) открытость и информационная безопасность;
3) ориентация на требования внешних пользователей;
4) учет текущих и перспективных потребностей системы образования с учетом социально-экономических особенностей Свердловской области;
5) снижение субъективности оценки за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ;
6) инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
7) информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
8) оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
9) переход к системе мониторинговых исследований;
10) организация аналитической деятельности по результатам оценки качества;
11) сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами процедур оценки качества образования;
12) соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания.
Глава 3. Структура PC ОКО
9. РСОКО включает в себя следующие составляющие:
1) нормы соответствия федеральным и региональным требованиям к качеству общего образования;
2) субъекты РСОКО и их функции;
3) объекты РСОКО;
4) механизмы (модули) РСОКО (инвариантные и вариативные) на региональном и муниципальном уровнях;
5) процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды;
6) формы и регламенты проведения оценочных процедур;
7) оценочные средства (инструментарий оценивания) для каждой процедуры);
8) система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
9) примерный перечень управленческих действий (решений) обеспечивающих требуемый уровень качества общего образования.
10. Организационная структура РСОКО предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях действующего законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями оценочных процедур.
11. Субъектами РСОКО являются:
1) на региональном уровне:
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях действующего законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями оценочных процедур.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Субъектами РСОКО являются:
1) на региональном уровне:
Министерство и его структурные подразделения;
коллегия Министерства;
Общественный совет при Министерстве;
Координационный совет по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при Министерстве;
Общественный совет при Министерстве по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Свердловской области;
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО СО "ИРО"), другие образовательные организации, подведомственные Министерству;
общественные организации (объединения) и профессиональные объединения; '
2) на муниципальном уровне:
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, расположенные на территории Свердловской области (далее - МОУО);
муниципальные методические объединения и службы, и (или) информационно-методические центры муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
муниципальные общественные советы по образованию;
общественные организации (объединения) и профессиональные объединения;
3) на институциональном уровне:
образовательные организации осуществляющие образовательную деятельность на территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - образовательные организации), в том числе подведомственные Министерству;
коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.
Глава 4. Функции субъектов РСОКО
12. Распределение функций между субъектами РСОКО:
1) Министерство:
формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования в Свердловской области на основе федеральной стратегии;
осуществляет нормативное правовое регулирование РСОКО; осуществляет финансирование РСОКО;
осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций Свердловской области (за исключением образовательных организаций, контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования в которых отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования), а также МОУО;
осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, (за исключением образовательных организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования);
осуществляет государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций (за исключением образовательных организаций, государственная аккредитация образовательной деятельности которых отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования);
осуществляет контроль за реализацией федеральных целевых программ, областных целевых и ведомственных программ, проектов и планов развития образования Свердловской области;
осуществляет аттестацию педагогических работников образовательных организаций;
обеспечивает повышение квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления
и оценки качества образования;
обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА), в том числе в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ), единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);
организует осуществление мониторинга в системе образования на территории Свердловской области;
определяет задачи по аналитическому обеспечению РСОКО перед подведомственными Министерству учреждениями (организациями) и (или) привлекает для этой работы экспертов;
принимает управленческие решения для повышения качества образования на основе аналитических материалов;
обеспечивает образовательные организации, органы государственно-общественного управления в сфере образования, общественные организации, средства массовой информации, граждан и организации, заинтересованные в оценке качества образования, предусмотренной законодательством информацией о состоянии качества образования в системе образования Свердловской области;
публикует рейтинги образовательных организаций по результатам проведения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций в Свердловской области;
стимулирует развитие системы оценки качества образования;
2) ГАОУ ДПО СО "ИРО":
осуществляет разработку критериев РСОКО, формирует предложения по их корректировке;
обеспечивает сопровождение процедур РСОКО: информационно
аналитическое, организационно-технологическое, техническое, научно-методическое, научно-организационное;
обеспечивает организационное сопровождение международных, федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;
осуществляет подготовку контрольных измерительных материалов, аттестационных педагогических измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий для процедур контроля качества образования, государственного контроля качества образования;
осуществляет подготовку программных средств для проведения оценки качества образования;
обеспечивает организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ;
осуществляет формирование методик и рейтингов образовательных систем, образовательных организаций (в случаях, предусмотренных распорядительными актами федеральных органов власти Российской Федерации, Министерства);
обеспечивает сбор, хранение, обработку статистической информации о состоянии и динамике качества образования;
осуществляет подготовку информационно-аналитических материалов о состоянии качества образования в Свердловской области;
обеспечивает ведение и совершенствование баз данных разработчиков тестовых заданий, экспертов ЕГЭ и ГИА, результатов ЕГЭ и ГИА, иных оценочных процедур, в том числе международных сравнительных исследований качества образования, результатов аттестации педагогических работников образовательных организаций, результатов самообследований и внешних оценок качества образования;
осуществляет анализ данных и подготовку рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
осуществляют организацию и (или) проведение дополнительных мониторинговых исследований (по запросу Министерства);
осуществляет сбор и обработку информации об образовательных организациях, являющихся участниками оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, представление информации по запросу Министерства;
3) образовательные организации, подведомственные Министерству, и осуществляющие функции операторов РСОКО:
осуществляют разработку критериев РСОКО в рамках своей компетенции, формируют предложения по их корректировке;
формируют предложения и рекомендации по направлениям мониторинговых исследований, а также обеспечивают подготовку аналитических материалов по их результатам;
осуществляют мониторинговые исследования в рамках РСОКО; обеспечивают привлечение экспертов к реализации мероприятий и процедур РСОКО;
4) МОУО:
обеспечивают разработку и функционирование муниципальной модели системы оценки качества образования (далее - МСОКО);
оказывают содействие в проведении международных, федеральных, региональных мониторинговых, контрольно-оценочных процедур
социологических исследований по вопросам качества образования;
обеспечивают проведение ГИА, ЕГЭ в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
обеспечивают проведение контрольно-оценочных процедур
в образовательных организациях;
обеспечивают участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;
осуществляют сбор статистической информации о состоянии муниципальной системы образования;
обеспечивают сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
осуществляют в рамках своих полномочий проведение процедур оценки качества образования, оказывают содействие их развитию;
осуществляют анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
осуществляют внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов и перспектив развития муниципальных образовательных организаций;
обеспечивают объективность и информационную открытость проведения процедур РСОКО, МСОКО в соответствии с действующим законодательством;
осуществляют подготовку предложений в адрес Министерства, ГАОУ ДПО СО "ИРО" по вопросам развития РСОКО;
принимают участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций, муниципальных систем образования и системы образования Свердловской области;
5) муниципальные методические объединения, службы и (или) информационно-методические центры муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляют информационно-методическое сопровождение РСОКО на основе анализа результатов оценки качества образования, других процедур РСОКО;
6) образовательные организации:
обеспечивают функционирование системы внутренней оценки качества образования;
осуществляют ведение, сбор и представление сведений в действующие базы данных;
обеспечивают объективность и информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;
обеспечивают регулярное проведение самообследования; обеспечивают проведение процедур оценки качества образования; осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
7) общественные организации (объединения):
принимают участие в формировании информационных запросов пользователей РСОКО;
осуществляют подготовку предложений в адрес Министерства, ГАОУ ДПО СО "ИРО" и МОУО по вопросам развития РСОКО;
принимают участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций, муниципальных систем образования и системы образования Свердловской области;
принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, аттестации педагогических работников, ГИА обучающихся и иным исследованиям в области оценки качества образования;
участвуют в наблюдении за процедурами оценки качества образования;
8) коллегия Министерства, Общественный совет при Министерстве, Координационный совет по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при Министерстве, Общественный совет при Министерстве по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Свердловской области, могут осуществлять следующие функции:
рассматривают предложения по разработке и изменению критериев РСОКО; рассматривают предложения и рекомендации по направлениям мониторинговых исследований;
осуществляют взаимодействие с общественными организациями в рамках РСОКО;
обеспечивают привлечение экспертов к реализации мероприятий и процедур РСОКО;
вносят предложения по развитию системы образования Свердловской области на основе результатов процедур оценки качества образования;
9) муниципальные общественные советы по образованию при МОУО могут осуществлять следующие функции:
обеспечивают подготовку предложений по разработке и изменению критериев РСОКО;
обеспечивают подготовку предложений и рекомендаций по направлениям мониторинговых исследований;
осуществляют взаимодействие с общественными организациями в рамках РСОКО;
вносят предложения по развитию муниципальной системы образования на основе результатов процедур оценки качества образования.
Глава 5. Объекты РСОКО. Механизмы и процедуры оценивания
13. Объектами РСОКО являются:
1) основные образовательные программы: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
2) условия реализации основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
3) результаты освоения обучающимися основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
14. Реализация РСОКО обеспечена комплексом механизмов (модулей) оценки качества образования в Свердловской области:
1) оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
2) оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования
3) оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования (в том числе оценка образовательных результатов и индивидуальных достижений обучающихся образовательных организаций);
4) оценка качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных);
5) оценка качества образовательной системы по уровням образования.
6) оценка механизмов управления качеством образовательной деятельности, в том числе - результатов профессиональной деятельности и профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций);
7) оценка системы организации воспитания и социализации обучающихся;
8) оценка сформированности функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
15. Механизмы (модули) оценки качества общего и профессионального образования осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически.
16. К процедурам оценки качества общего и профессионального образования, носящим постоянный (непрерывный) характер, относятся мониторинговые процедуры 2, являющиеся источником информации об уровне обеспечения качества образования в Свердловской области.
Система мониторинговых процедур соотносится с перечнем обязательной информации о развитии дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования". С учетом объектов РСОКО к такой информации относятся сведения о:
1) содержании образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования;
2) кадровом обеспечении образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в части реализации основных общеобразовательных программ, а также об оценке уровня заработной платы педагогических работников;
3) материально-техническом и информационном обеспечении образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в части реализации основных образовательных программ (дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования);
4) условиях получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
5) результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе результатах ОГЭ, ЕГЭ;
_____________________________
2 B соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
_____________________________
6) учебных и внеучебных достижениях обучающихся, сформированности функциональной грамотности обучающихся профессиональных достижениях выпускников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;
7) мерах по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных);
Мониторинг осуществляется на основе:
1) данных федерального статистического наблюдения;
2) обследований, в том числе социологических, деятельности образовательных организаций;
3) информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) информации, опубликованной в средствах массовой информации;
5) информации, поступающей в Министерство, МОУО от организаций и граждан.
6) сведений, перечень которых определен региональными документами в рамках развития PC ОКО, на основе методики Рособрнадзора и Федерального института оценки качества образования.
Мониторинг осуществляется не реже одного раза в год в соответствии с порядком, сроками проведения процедур, показателями, определенными Рособрнадзором, Министерством, МОУО.
Система постоянных (непрерывных) мониторинговых процедур на региональном уровне включает в себя следующие мониторинги:
1) мониторинг выполнения основных мероприятий и достижения показателей, определенных государственными программами Свердловской области;
2) мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) мониторинг сайтов образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в информационно телекоммуникационной сети "Интернет";
4) мониторинг количества руководящих и педагогических работников дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам;
5) мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы.
17. К процедурам оценки качества образования, осуществляемым периодически, относятся:
1) государственный контроль (надзор);
2) государственная аккредитация образовательной деятельности;
3) лицензирование образовательной деятельности;
4) аттестация педагогических кадров;
5) государственная итоговая аттестация обучающихся;
6) исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся международного, федерального, регионального уровней;
7) оценка качества образования, в том числе оценка качества подготовки обучающихся и оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций;
8) общественная аккредитация (признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующей критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
7) независимая оценка качества образования.
18. Исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся включают в себя:
1) международные сравнительные исследования качества образования (внешняя оценка):
международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (период - 4 года);
международная программа по оценке учебных достижений PISA (период - 5 лет);
международное исследование граждановедческого образования ICCS (период - 6 лет);
международное исследование по информационным технологиям в обучении ICILS (период - 4 года);
международное исследование PIRLS "Изучение качества чтения и понимания текста" (период - 4 года);
2) исследования качества образования на федеральном уровне (оценка отдельных компонентов системы образования Российской Федерации):
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ, государственного выпускного экзамена;
всероссийские проверочные работы (далее - ВПР);
национальное исследование качества образования (далее - НИКО) - регулярные (не реже 2 раз в год) исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования;
3) исследования качества образования на региональном уровне:
диагностические контрольные работы обучающихся;
репетиционное тестирование выпускников 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к ГИА, ЕГЭ;
иные региональные исследования.
19. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования по соответствующим учебным предметам, осуществляются в соответствии с графиком проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на текущий учебный год, утверждаемым приказом Министерства. Перечень критериев качества образования в Свердловской области, их количественные характеристики определяются Министерством.
20. Мониторинговые исследования с использованием методики Рособрнадзора и Федерального института оценки качества образования в рамках РСОКО осуществляются в соответствии со сроками, определенными нормативными правовыми актами, другими документами Министерства.
По итогам анализа результатов мониторинговых исследований разрабатываются адресные рекомендации, нацеленные на повышение качества подготовки обучающихся.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Глава 6. Оценка результатов РСОКО
20. Оценка результатов РСОКО предполагает формирование системы управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
21. Реализация РСОКО на институциональном уровне позволит обеспечить образовательные организации востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
1) построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами РСОКО, в том числе с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной образовательной организации;
2) оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций, в том числе для формирования оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, формирования оптимальных траекторий профессионального развития педагогов;
3) оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия решений по их изменению, доработке и корректировке;
4) оценки инфраструктуры образовательной организации на соответствие требованиям к условиям реализации образовательных программ, в том числе для подготовки дорожной карты совершенствования таких условий и программы развития образовательной организации, согласованной с ее учредителем;
5) образовательных организаций, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования;
6) информирования родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций о качестве образования, результатах оценочных процедур, формирования позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
22. Реализация РСОКО на муниципальном уровне позволит:
1) формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в рамках полномочий);
2) совершенствовать муниципальные системы оценки качества образования, применять аналоговые модели управления качеством образования;
3) оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания;
4) соотносить результаты оценки качества образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, в том числе для проведения аттестации;
5) рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями;
6) планировать научные и методические мероприятия по повышению качества образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
7) информировать граждан о качестве образования в образовательных организациях, формировать позитивное отношение к объективной оценке образовательных результатов.
23. Результаты реализации РСОКО на региональном уровне могут учитываться при:
1) проведении аттестации педагогических работников;
2) аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций;
3) планировании региональных исследований индивидуальных достижений обучающихся и региональных мониторингов;
4) определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
5) определении объемов государственных заданий на повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций;
6) планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных программ развития образования;
7) информировании граждан о качестве образования в Свердловской области;
8) формировании (совершенствовании) региональной нормативной базы, определяющей функционирование и развитие РСОКО;
9) оценке эффективности деятельности МОУО.
24. Методика организации работы с результатами РСОКО на уровнях образовательных организаций и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, представлена в приложении к настоящему положению.
25. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. Информация общего доступа размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": на официальном сайте Министерства http://minobraz.egov66.ru/, портале "Образование Урала" http://www.uraledu.ru/, официальном сайте ГАОУ ДПО СО "ИРО" http://www.irro.ru/, сайте информационной поддержки оценки качества образования в Свердловской области http://www.ege.midural.ru.
26. Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Свердловской области осуществляется через ежегодный доклад Министерства о состоянии и перспективах развития системы образования Свердловской области, иные общественно-профессиональные мероприятия, проводимые Министерством и ГАОУ ДПО СО "ИРО", МОУО, другими субъектами системы образования Свердловской области.
Глава 7. Финансовое обеспечение РСОКО
27. Финансовое обеспечение РСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления и образовательных организаций за счет средств бюджета Свердловской области.
Приложение
к положению о региональной
системе оценки качества
образования Свердловской
области
Методика
организации работы в рамках системы оценки качества образования Свердловской области на уровнях образовательных организаций и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области
Глава 1. Общие положения
1. Методика организации работы в рамках системы оценки качества образования Свердловской области на уровнях образовательных организаций и муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - Методика), разработана в соответствии с федеральными подходами в сфере оценки качества образования, раскрывает содержание аналитической работы и обеспечивает реализацию РСОКО.
2. Методика отражает практическое использование лицами, принимающими решения, информации о результатах оценочных процедур, реализуемых в образовательных организациях, а также результатов ГИА.
3. Методика рекомендована для использования как на уровне муниципальной образовательной системы, так и на уровне образовательной организации.
4. Лица, реализующие данную Методику:
1) на уровне муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, - специалисты МОУО, муниципальных методических служб, руководители городских методических объединений;
2) на уровне образовательных организаций - заместители директоров по учебной работе, руководители школьных методических объединений или школьных методических советов.
5. Результатом применения Методики являются управленческие решения об изменениях в формах организации образовательного процесса, отборе содержания, определении конкретных сроков реализации мероприятий и ответственных лиц. Принципиальным является определение персональной ответственности субъектов образовательного процесса, в том числе должностных лиц, за каждый из показателей.
6. Для применения Методики исполнители должны обладать профессиональными экспертно-аналитическими компетенциями, владеть инструментами анализа образовательной статистики.
Глава 2. Ключевые показатели качества общего образования
7. Методика построена на работе с ключевыми показателями качества образования в рамках РСОКО. В свою очередь, ключевые показатели являются данными образовательной статистики, формируемыми посредством статистического анализа результатов оценочных процедур при применении соответствующего программного инструмента.
8. К ключевым показателям качества общего образования относятся:
1) доступность качественного образования;
2) объективность результатов, наличие маркеров необъективности;
3) наличие аномальных результатов;
4) соответствие результатов ожидаемому среднестатистическому "коридору решаемости";
5) индекс низких результатов;
6) уровневый анализ (анализ результатов по группам обучающихся с разным уровнем подготовки);
7) типичные учебные затруднения обучающихся по учебным предметам;
8) типичные ошибки обучающихся по учебным предметам;
9) сформированность функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
9. Доступность качественного образования.
1) источники данных:
графики доступности образования, построенные по медианам первичных баллов, с отметками о максимальном, минимальном значении и (или) стандартном отклонении в разрезе образовательных организаций, отдельных педагогов:
на уровне муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, необходимо сформулировать вывод о доступности качественного образования на основании графика "доступности", построенного по всем предметам по результатам экзаменов, диагностических и проверочных работ (или иных процедур) по всем образовательным организациям;
на уровне образовательных организаций следует построить сопоставительные графики "доступности" по результатам диагностических процедур и экзаменов в разрезе классов и учителей, необходимо сформулировать вывод о доступности качественного образования, обеспечиваемых конкретными учителями;
2) необходимые выводы:
все ли образовательные организации (учителя) обеспечивают одинаковую доступность к качественному образованию;
какие конкретно образовательные организации (учителя) не обеспечивают достаточный уровень доступности;
какие конкретно образовательные организации (учителя) обеспечивают доступность высокого уровня образования;
в каких конкретно образовательных организациях (у каких учителей) наиболее высок процент обучающихся в зоне риска (обучающимся не предоставлен равный доступ к качественному образованию);
3) интерпретация графика доступности образования:
определить расположение медианы по отношению к максимальному баллу (медиана приближается к максимальному баллу, медиана довольно далека от максимального балла, медиана ближе к минимальному баллу или ближе к нулю);
определить на сколько баллов отличается (отстает) максимальный результат, полученный в конкретной образовательной организации и (или) муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, от максимально возможного балла. Оценить критичность полученного значения. Определить, какими именно контекстными факторами обусловлен данный результат;
определить, на сколько баллов отличается (превышает) минимальный результат, полученный в образовательной организации (муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области), от минимального порога. Оценить критичность полученного значения. Определить, какими именно контекстными факторами обусловлен данный результат;
определить какие образовательные организации в силу более высоких результатов могут стать источником методической помощи для образовательных организаций, имеющих более низкие результаты (или даже отрицательную динамику результатов);
определить приоритетность принятия управленческих решений относительно выравнивания доступности к качественному образованию во всех образовательных организациях муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области;
в случае проведения анализа в образовательной организации целесообразно выработать управленческие решения относительно поддержки учителей, демонстрирующие неодинаковое для всех обучающихся качество образования по преподаваемому предмету (отрицательную динамику результатов).
10. Объективность результатов, наличие маркеров необъективности.
1) источники данных:
открытые информационные материалы Рособрнадзора, информационно-аналитические материалы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт оценки качества образования" (далее - ФГБУ ФИОКО);
результаты регионального анализа корреляции результатов экзаменов и иных процедур, предоставляемые ГАОУ ДПО СО "ИРО";
результаты внутреннего анализа образовательной организации по сопоставлению результатов текущей успеваемости, промежуточной аттестации, независимых диагностик (ГИА, ВПР, диагностических контрольных работ);
математические расчеты индексов доверия к результатам;
2) необходимые выводы:
есть ли несоответствие результатов по предмету региональной тенденции? все ли образовательные организации находятся в "доверительном интервале";
какие конкретно образовательные организации имеют признак завышения, занижения результатов ОГЭ по отношению к ЕГЭ;
как часто признаки необъективности результатов демонстрирует та или иная школа;
наличие положительной или отрицательной корреляции. В чем причины сложившейся корреляции;
чем обусловлен низкий индекс доверия к результатам.
11. Наличие аномальных результатов.
1) источники данных:
кривая распределения первичных баллов (в идеале должна повторять кривую нормального распределения Гаусса) по каждому предмету в разрезе образовательной организации, каждого класса, каждого учителя, преподающего конкретный предмет в конкретном классе;
график решаемости (доли от максимального возможного суммарного количества баллов) по процедуре, сравнение с "коридором решаемости";
2) необходимые выводы:
является ли распределение по первичным баллам гармоничным? В какую сторону смещаются результаты (в сторону минимальных или высоких балов). Имеют ли место статистические выбросы? Отмечаются ли резкие изменения кривой распределения на переходе баллов между отметками "2-3", "3-4", "4-5"?
резкое изменение кривой распределения "через порог" - яркий признак необъективного оценивания;
находится ли решаемость в пределах диапазона? Или на кривой распределения есть подтверждения того, что участники решили хорошо (плохо) конкретные задания (например, на 100% только несколько заданий из общего количества)? Проявляется ли на кривой распределения ситуация, когда учащиеся "хорошо" решают сложные задания, но не решают простые? Чем обусловлены выходы за заданный доверительный "диапазон".
12. Соответствие "коридору решаемости".
1) источники данных:
график решаемости заданий в разрезе образовательных организаций, классов, отдельных учеников (каждого ученика);
"коридоры решаемости" по всем предметам, установленные федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", ФГБУ ФИОКО; при отсутствии данных - средняя решаемость по выборке;
2) необходимые выводы:
есть ли несоответствия установленному коридору решаемости (отклонение от доверительного диапазона 10% по выборке);
по каким именно заданиям установлено несоответствие коридору решаемости;
какие элементы контролируемого содержания и контролируемых учебных умений сформированы ниже допустимого уровня.
13. Индекс низких результатов.
1) источники данных:
графики распределения первичных баллов, полученных участниками по результатам экзаменов (иных процедур) в разрезе образовательной организации, класса (классов), учителя (учителей);
изучение контекста.
2) необходимые выводы:
количество и доля обучающихся в зоне риска по соответствующим учебным предметам;
количество и доля обучающихся в зоне риска у каждого учителя в динамике;
динамика показателя (положительная, отрицательная, без изменений) за последние несколько лет;
изменение результатов между параллелями по одному предмету.
14. Уровневый анализ (анализ результатов по группам обучающихся с разным уровнем подготовки).
1) источники данных:
график решаемости, построенный по группам обучающихся, имеющих различный уровень образования по предмету (по пятибалльной шкале уровни подготовки определяются по отметкам "2", "3", "4", "5"; по сто балльной шкале уровни подготовки определяются по группам баллов: от 0 до минимального порога, от минимального порога до 60 баллов, от 61 до 80 баллов, от 81 до 100 баллов, 100 баллов);
2) необходимые выводы:
количество и доля обучающихся по уровням подготовки;
персонализация, кластеризация результатов: персонализацию результатов целесообразно проводить при небольшом количестве участников экзаменов (иных процедур) или при проведении анализа результативности конкретного учителя, кластеризацию результатов по уровням подготовки - от 25 человек и более.
Уровень подготовки |
Обучающиеся (количество и доля (или пофамильно) |
Перечень типичных затруднений (перечисление) |
Меры коррекции, ответственные лица |
"2" |
10 человек |
перечисляются контролируемые элементы содержания, учебные умения, которые по результатам статистического анализа сформированы на недостаточном (критично низком) уровне |
перечисляются управленческие решения по определению форм работы и сроков исполнения ответственными лицами. |
15. Типичные учебные затруднения обучающихся по учебным предметам.
1) источники данных:
таблицы, сформированные на этапе уровневого анализа;
2) необходимые выводы:
какие затруднения типичны для учащихся всех групп уровня подготовки по предмету?
какие затруднения типичны для учащихся только определённых групп? какие метапредметные затруднения типичны для учащихся по разным предметам?
16. Типичные ошибки обучающихся по учебным предметам.
1) источники данных:
таблицы, сформированные на этапе уровневого анализа подготовки обучающихся;
бланки работ учащихся (ВПР) или статистические данные регионального уровня;
2) необходимые выводы:
какие ошибки типичны (наиболее часто встречаются) для учащихся по конкретной образовательной организации?
какие ошибки типичны (наиболее часто встречаются) для учащихся по классу / по учителю?
что могло послужить источником данных ошибок? Как избежать ошибок в последующие периоды деятельности?
17. Сформированность функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
1) источники данных:
открытые информационные материалы Рособрнадзора, информационно-аналитические материалы ФГБУ ФИОКО);
результаты анализа процедур, предоставляемые ГАОУ ДПО СО "ИРО";
результаты внутреннего анализа образовательной организации (МИСИ, НИКО, другое), изучение контекста;
2) необходимые выводы:
количество и доля обучающихся, у которых не сформирована функциональная грамотность;
количество и доля обучающихся в зоне риска в динамике;
динамика показателя (положительная, отрицательная, без изменений);
изменение результатов между параллелями по одному предмету;
степень влияния условий функционирования на сформированность функциональной грамотности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20 июля 2021 г. N 689-Д "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области"
Опубликование:
официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (http://minobraz.egov66.ru)