Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Советского района
от 06.09.2023 N 1392
Методика
формирования штатных расписаний муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений Советского района
(далее муниципальные образовательные организации)
1. Общие положения
1.1. Методика формирования штатных расписаний муниципальных образовательных организаций Советского района (далее Методика) разработана в целях применения единых подходов и требований к разработке штатных расписаний, тарификационных списков педагогических работников муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее организационные структуры, штатные расписания, тарификационные списки)
1.2. Разработка организационных структур, штатных расписаний и тарификационных списков осуществляется с учетом положений:
1) Трудового кодекса Российской Федерации;
2) Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
4) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
5) Постановления Министерства труда Российской Федерации от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих";
6) Постановления Министерства труда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
7) приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
8) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре";
9) приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях";
10) приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2012 N 3-нп "Об утверждении Положений об установлении систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подведомственных Департаменту образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "02.03.2017"
11) муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих систему оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций.
1.3. В Методике используются следующие понятия:
1) организационная структура - система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между структурными подразделениями и работающими в них людьми.
При создании организационных структур необходимо четко определить цели и предполагаемые результаты деятельности, должностные инструкции сотрудников, разработать Положения о структурных подразделениях (отделах, службах);
2) штатное расписание - организационно-распорядительный документ, утверждаемый руководителем муниципальной образовательной организации, в котором отражается структура муниципальной образовательной организации, содержится перечень должностей с указанием их количества и размеров должностных окладов, размеров надбавок и доплат по конкретным должностям, а также источники финансирования.
Для применения в текущей деятельности рекомендуется составлять сводное штатное расписание (краткое).
Примерная форма сводного штатного расписания указана в Приложении.
1.4. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, рабочих при формировании штатных расписаний и тарификационных списков должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, предусмотренным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
1.5. Штатное расписание и тарификационный список формируются с учетом нормирования труда, определяемого работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда), включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации.
1.6. Тарификационный список составляется и утверждается на учебный год с 1 сентября текущего года по 31 августа следующего года.
1.7. Тарификационный список формируется исходя из количества часов по учебному плану.
1.8. В тарификационном списке указывается должностной оклад педагогического работника на норму часов в неделю (в месяц).
1.9. Тарификация лиц, работающих по совместительству (внутреннему и внешнему) или совмещению, проводится отдельно по каждой должности.
1.10. Штатное расписание утверждается приказом руководителя муниципальной образовательной организации на финансовый (учебный) год.
1.11. Внесение изменений в штатное расписание или тарификационный список осуществляется в следующих случаях:
1) реорганизация муниципальной образовательной организации;
2) изменение штатной численности работников, часов по учебному плану;
3) переименование структурных подразделений или должностей;
4) изменение размера должностного оклада, тарифной ставки (оклада).
1.12. Штатное расписание с учетом тарификационного списка, формируется в пределах доведенных средств фонда оплаты труда (в пределах средств субсидии на выполнение муниципального задания), в соответствии с требованиями, установленными муниципальным нормативным актом, регламентирующим систему оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций.
2. Формирование штатных расписаний муниципальных дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования
2.1. При формировании штатного расписания муниципальной дошкольной образовательной организации необходимо учитывать:
1) количество общеразвивающих групп исходя из нормативной наполняемости групп (количество детей в группах) исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки;
2) количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет;
для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп;
3) количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
а) в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) в возрасте старше 3 лет, в том числе:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи;
4) допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
2.2. Количество штатных единиц по должности "воспитатель" в группах с 12-часовым пребыванием устанавливается:
1) в общеразвивающих группах исходя из расчета 2 штатные единицы;
2) в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (компенсирующих и комбинированных) - из расчета 2 штатных единицы.
2.3. Количество штатных единиц по должности "помощник воспитателя" (младший воспитатель) в группах любой направленности с 12-часовым пребыванием устанавливается исходя из расчета 1,67 штатных единиц.
2.4. В группах любой направленности с длительностью пребывания меньше 12-ти часов, количество штатных единиц по должностям "воспитатель" и "помощник воспитателя" (младший воспитатель) устанавливается пропорционально продолжительности работы группы.
2.5. В случае, если для помощников воспитателя (младших воспитателей) график работы в группе установлен менее 60 часов в неделю, количество штатных единиц может быть уменьшено.
2.6. Штатные единицы по должности "музыкальный руководитель" в количестве 0,25 штатных единиц вводятся на каждую общеразвивающую группу детей в возрасте от 1,5 лет и старше наполняемостью свыше 15 человек.
2.7. Штатные единицы по должности "музыкальный руководитель" в компенсирующих и комбинированных группах вводятся при наличии рекомендации ПМПК (с учетом возраста и нозологии), количество штатных единиц зависит от продолжительности их педагогической работы в конкретной группе.
2.8. Штатные единицы по должности "инструктор по физической культуре" в количестве 0,25 штатных единицы вводятся на каждые 2 (две) общеразвивающие группы для детей в возрасте свыше 3 лет (разновозрастные). При наличии финансовой возможности указанные должности могут вводиться в общеразвивающих группах для детей в возрасте свыше 2 лет.
2.9. Должность "инструктор по адаптивной физической культуре" в дошкольных образовательных организациях не вводится.
2.10. Должности педагогических работников "учитель-логопед", "учитель-дефектолог" вводятся в зависимости от фактического объема коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, исходя из нормы часов педагогической работы на 1 ставку.
2.11. Должность "педагог-психолог" вводится исходя из расчета 0,25 штатных единиц не менее чем на 3 группы детей дошкольного возраста, не имеющих ограничений по здоровью.
2.12. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности с учетом особенностей детей для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий в штатное расписание могут быть введены штатные единицы следующих специалистов: олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) в зависимости от фактического объема коррекционной работы с детьми исходя из нормы часов работы на 1 ставку.
2.13. Должность заместителя руководителя дошкольной образовательной организации, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, вводится исходя из расчета штатная единица на каждые 10 групп.
2.14. Должность заместителя руководителя дошкольной образовательной организации по административно-хозяйственной работе вводится исходя из расчета 1 штатная единица на организацию, но не менее чем на 15 групп.
При количестве групп менее 15 рекомендуется вводить должность "заведующий хозяйством". Должность "заведующий хозяйством" вводится исходя из расчета штатная единица на каждые 12 групп.
2.15. Должность "специалист по кадрам" ("специалист по персоналу", "специалист по кадровому делопроизводству") вводится исходя из расчета 1 штатная единица на 125 работников (физических лиц).
2.16. Должность "делопроизводитель" вводится исходя из расчета 1 штатная единица на организацию с количеством групп 10 и свыше.
2.17. В дошкольных образовательных организациях с количеством групп свыше 24 количество штатных единиц может быть увеличено.
2.18. Решение о введении иных должностей или увеличении количества штатных единиц по имеющимся должностям, включая педагогические должности, принимается с учетом достаточности средств фонда заработной платы, предусмотренного в объеме субсидии на выполнение муниципального задания, исходя из необходимости достижения установленных соотношений уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников, с учетом непревышения предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальной образовательной организации (не более 40%).
Округление расчетных ставок при исчислении по каждой должности производится отдельно. Правило округления расчетных ставок производится в соответствии с указанным принципом округления ставок.
Принцип округления ставок
Диапазон расчетных ставок |
Округление для штатного расписания |
менее 0,13 |
не учитывается |
0,13- 0,37 |
0,25 ставки |
0,38 - 0,62 |
0,5 ставки |
0,63 - 0,87 |
0,75 ставки |
более 0,87 |
1 ставка |
3. Формирование штатных расписаний муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы в очной форме
3.1. Нормативная наполняемость в классах (группах) общеобразовательных организаций, расположенных:
1) в городских населенных пунктах - 25 обучающихся;
2) в городских населенных пунктах с численностью обучающихся менее 370 человек при отсутствии в населенном пункте иных общеобразовательных организаций - 18 обучающихся;
3) в сельских населенных пунктах - 16 обучающихся.
3.2. Нормативная наполняемость в отдельных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы:
для глухих обучающихся - 6 человек,
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек,
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек,
для слепых обучающихся - 8 человек,
для слабовидящих обучающихся - 12 человек,
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек,
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек,
для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек, для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 человек,
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек,
для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5 человек.
3.3. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
3.4. Количество штатных единиц по должности "учитель" вводится исходя из количества урочных часов в неделю по учебному плану с учетом максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки (в академических часах), а также дополнительных часов, обусловленных делением классов на подгруппы при преподавании отдельных предметов, урочные часы обучающихся, обучение которых организовано индивидуально, в том числе на дому, часов внеурочной деятельности.
3.5. При наличии необходимых условий обучения и финансовых средств рекомендуется осуществлять деление класса на две группы (подгруппы) при наполняемости классов в городских общеобразовательных организациях - 25 человек, в сельских - не менее 20 человек, по учебным предметам:
1) иностранный язык в 5-11 классах;
2) технология в 5-9 классах;
3) физическая культура в 9-11 классах;
4) информационные технологии;
5) физика, химия (при проведении практических занятий, лабораторных работ).
3.6. Количество тарифицируемых часов внеурочной деятельности, включаемое в учебный план, зависит от плана внеурочной деятельности, реализуемой в общеобразовательной организации, при этом в тарифицируемые часы не включаются часы внеурочной деятельности, реализуемые иными педагогическими работниками в рамках своих должностных обязанностей, а также часы внеурочной деятельности, реализуемые с использованием ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), экскурсии, походы и пр.
3.7. Должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" может вводиться при наличии часов учебной нагрузки по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". Учитываются 9 часов урочной деятельности по предмету на 1 штатную единицу, при этом такие часы не учитываются при расчете штатных единиц по должности "учитель".
3.8. Должность "педагог-психолог" вводится исходя из расчета 1 штатная единица на каждые 400 детей, не имеющих ограничений по здоровью.
3.9. Должности педагогических работников "учитель-логопед", "учитель-дефектолог" вводятся в зависимости от фактического объема коррекционной (контактной) работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья исходя из нормы часов педагогической работы на 1 ставку.
3.10. При получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей детей для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий в штатное расписание могут быть введены штатные единицы следующих специалистов: олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) в зависимости от фактического объема коррекционной работы с детьми исходя из нормы часов работы на 1 ставку.
3.11. Должность "инструктор по адаптивной физической культуре" в образовательных организациях не вводится.
3.12. Должность заместителя руководителя общеобразовательной организации, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом вводится исходя из расчета 1 штатная единица на 10 классов с нормативной наполняемостью, далее дополнительно вводится по 1 штатной единице на каждые 10 классов.
3.13. Должность заместителя руководителя общеобразовательной организации по административно-хозяйственной работе вводится исходя из расчета 1 штатная единица при наличии не менее 16 классов.
При количестве классов менее 16 рекомендуется вводить должность "заведующий хозяйством".
3.14. Должность "специалист по кадрам" ("специалист по персоналу", "специалист по кадровому делопроизводству") вводится исходя из расчета 1 штатная единица на 125 работников (физических лиц).
3.15. Должность "секретарь учебной части" вводится исходя из расчета 1 штатная единица на муниципальную образовательную организацию с количеством не менее 11 классов и свыше.
3.16. Должность "уборщик служебных помещений" вводится из расчета не более 1 штатной единицы на 930 квадратных метров убираемой площади.
Нормы обслуживания на уборку устанавливаются дифференцированно в зависимости от назначения помещения, периодичности уборки, коэффициента заставленности помещения. Нормы обслуживания устанавливаются для одного исполнителя в смену в квадратных метрах убираемой площади с учетом выполнения работ вручную при длительности смены 6 ч.
3.17. Решение о введении иных должностей или увеличении количества штатных единиц по имеющимся должностям, включая педагогические должности, принимается с учетом достаточности средств фонда заработной платы, предусмотренного в объеме субсидии на выполнение муниципального задания, исходя из необходимости достижения установленных соотношений уровня заработной платы отдельных категорий педагогических работников, с учетом непревышения предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальной образовательной организации (не более 40%).
3.18. При формирование штатного расписания необходимо учитывать соблюдение следующих соотношений:
1) доля численности педагогических работников в общей численности работников должно быть более 50%.
Значение показателя (П 5) определяется по формуле:
П 5 = Ч поо/ Ч роо х 100%, где
Ч поо - численность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, списочного состава (муниципальные организации) за отчетный период (на основе данных формы федерального статистического наблюдения N ОО-1, источник данных - Министерство просвещения Российской Федерации (стр.06 гр.3 раздела 3.1.)), человек,
Ч роо - численность всех работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, списочного состава (муниципальные организации) за отчетный период (на основе данных формы федерального статистического наблюдения N ОО-1, источник данных - Министерство просвещения Российской Федерации (стр. 01, гр.3 раздела 3.1.), человек,
2) количество руководящих работников не должно быть более 1 на 10 педагогических работников.
Значение показателя (П 6) определяется по формуле:
П 6 = Ч рзоо/ Ч поо х 10, где
Ч рзоо - численность руководителей, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений и их заместителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, списочного состава (муниципальные организации) за отчетный период (на основе данных формы федерального статистического наблюдения N ОО-1, источник данных - Министерство просвещения Российской Федерации), человек, (стр. 02, гр.3 раздела 3.1.), человек,
Ч поо - численность педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, списочного состава (муниципальные организации) за отчетный период (на основе данных формы федерального статистического наблюдения N ОО-1, источник данных - Министерство просвещения Российской Федерации (стр.06 гр.3 раздела 3.1.)), человек.
Округление расчетных ставок при исчислении по каждой должности производится отдельно. Правило округления расчетных ставок производится в соответствии с указанным принципом округления ставок.
Принцип округления ставок
Диапазон расчетных ставок |
Округление для штатного расписания |
менее 0,13 |
не учитывается |
0,13 - 0,37 |
0,25 ставки |
0,38 - 0,62 |
0,5 ставки |
0,63 - 0,87 |
0,75 ставки |
более 0,87 |
1 ставка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.