Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2023 г. N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021
Резолютивная часть определения объявлена 6 сентября 2023 г.
Полный текст определения изготовлен 7 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Иваненко Ю.Г.,
судей Павловой Н.В., Прониной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 по делу N А83-24654/2021 Арбитражного суда Республики Крым
по заявлению Министерства экономического развития Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" о возврате средств меры поддержки, полученных в апреле и мае 2020 года в сумме 24 260 рублей, и использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю,
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым.
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" - Казаков В.А.;
от Министерства экономического развития Республики Крым - Дикая А.С.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Ефремова Е.И., Макиенко Н.Ю.;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю - Макиенко Н.Ю.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Законом Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020) предусмотрено предоставление компенсационных выплат из средств бюджета Республики Крым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по видам экономической деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели мер поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Одним из условий Закона N 86-ЗРК/2020 для включения в Реестр получателей мер поддержки является подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке того, что он обязуется уплатить налог на доходы физических лиц за период, в течение которого предоставляется мера поддержки, не менее 13 процентов от размера полученной меры поддержки.
Законом Республики Крым от 17.07.2020 N 103-ЗРК/2020 "О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Крым "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" предусмотрено, что получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязан оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от размера полученной меры поддержки не позднее месяца, следующего за месяцем получения меры поддержки.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом Республики Крым N 86-ЗРК/2020, и распоряжения председателя Совета министров Республики Крым от 12.11.2020 N 393-рп/ДСП общество с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" (далее - общество), находящееся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы", включено в реестр получателей мер поддержки N 13.
Общество обратилось в Министерство экономического развития Республики Крым (далее - министерство) с заявками на получение мер поддержки в апреле и мае 2020 года, в которых обязалось уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Платежными поручениями от 12.11.2020 NN 78, 79 обществу перечислена субсидия за апрель и май 2020 года в сумме 24 260 рублей (из расчета на одного человека).
В целях ведомственного контроля Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым предоставило министерству сведения о получателях субсидии, которые не оплатили налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения меры поддержки, в числе которых указано общество.
Министерством в адрес общества направлено требование от 28.06.2021 N 12/3092 о возврате полученных средств поддержки.
Неисполнение обществом указанного требования послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного Республики Крым от 14.06.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022, в удовлетворении иска отказано.
Суды, проанализировав положения Закона N 86-ЗРК/2020, пришли к выводу о том, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Из выписки по банковскому счету общества следует, что субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов, какие-либо выплаты генеральному директору общества (единственному работнику) не производились, что подтверждается справкой по форме 6-НДФЛ. Основания для удержания налога на доходы физических лиц отсутствовали.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что спорные средства были израсходованы обществом на цели, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами, в связи с чем оснований для их возврата не имеется.
Суд апелляционной инстанции также указал, что общество, находящееся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы", включило полученную субсидию в налогооблагаемый доход по УСН за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог, что подтверждается сведениями, полученными из налоговой инспекции по городу Симферополю.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены. Исковые требования министерства удовлетворены. С общества в пользу министерства взысканы денежные средства в сумме 24 260 рублей.
При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что согласно буквальному прочтению подпункта "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 и условию, обозначенному в заявках общества, получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Обязательство оплатить налог на доходы физических лиц в месяце после получения субсидии прямо обусловлено наличием соответствующей налоговой обязанности.
При отсутствии доказательств выплат в пользу работника меры поддержки, перечисленные обществу на одного работника, не соответствуют экономическому основанию такой компенсационной выплаты, указанной в Законе N 86-ЗРК/2020, поэтому право на ее удержание или трату на текущие расходы отсутствует.
Между тем судом округа не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 86-ЗРК/2020 целью принятия настоящего Закона является оказание некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года, и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленные на сохранение занятости.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Порядок возврата мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366, в соответствии с которым подлежат возврату средства меры поддержки, использованные с нарушением требований закона и нормативных правовых актов Республики Крым.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о том, что средства субсидии подлежат возврату, если они использованы на цели, не связанные с деятельностью хозяйствующего субъекта - получателя субсидии. При использовании мер поддержки обществом не допущено нарушений.
Полученная субсидия была использована обществом на сопровождение и аккредитацию в торговой процедуре для возобновления хозяйственной деятельности в период неблагоприятной экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Судебная коллегия соглашается с выводом судов о том, что субсидия не должна быть использована исключительно на выплату заработной платы работникам, поскольку из содержания норм Закона N 86-ЗРК/2020 действительно не следует такая обязанность получателя компенсационной выплаты.
Словосочетание "в том числе", исходя из разъяснения, содержащегося в "Словаре русского языка" (Издательство РАН, Институт лингвистических исследований, под редакцией А.П. Евгеньевой, 1999 год), означает "включая", а не "исключительно", как полагает министерство.
Таким образом, при наличии в Законе N 86-ЗРК/2020 вышеизложенных положений, не свидетельствующих о том, что субсидия может быть использована исключительно на заработную плату работникам, действия общества следует признать основанными на разумных ожиданиях, вытекающих из вышеуказанных положений Закона, содержащих соответствующие формулировки.
Цель предоставления компенсационной выплаты также достигнута, поскольку полученная субсидия направлена на поддержание хозяйственной деятельности общества, численность работников сохранена.
Следует также отметить, что в соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 207 и статьей 209 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доход от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Судами установлено, что общество "Алеф Альянс" состоит из одного человека, которому выплата заработной платы в апреле и мае 2020 года не производилась.
Таким образом, у общества, как налогового агента, отсутствовала обязанность для уплаты налога на доходы физических лиц.
Полученная субсидия включена в налогооблагаемый доход по упрощенной системе налогообложения за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог, что следует из письма Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю от 03.06.2022 N 06-28/13008.
Эти обстоятельства были учтены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом округа при рассмотрении дела допущено нарушение норм материального права, что повлияло на исход настоящего дела, в связи с чем постановление суда кассационной инстанции на основании части 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а решение Арбитражного Республики Крым от 14.06.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 176, 291 11 - 291 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 по делу N А83-24654/2021 Арбитражного суда Республики Крым отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.06.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по названному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Ю.Г. Иваненко |
Судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
От общества потребовали вернуть деньги, которые оно получило как меру поддержки в период пандемии.
Как посчитал финансовый орган, общество не выполнило условие, при котором предоставлялись суммы.
ВС РФ счел, что оснований для возврата субсидии нет.
По региональному закону предоставляемая мера поддержки - выплата, направленная на частичную компенсацию затрат ее получателя, связанных с осуществлением им деятельности, в т. ч. на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Словосочетание "в том числе" означает "включая", а не "исключительно", как полагал финансовый орган.
С учетом этого не предполагалось, что субсидия должна была использоваться исключительно на выплату зарплаты работникам. Из норм закона не следовала такая обязанность получателя сумм.
В данном случае общество израсходовало субсидию на компенсацию текущих расходов, она была направлена на поддержание его хоздеятельности. При этом численность работников сохранилась. Соответственно, цель предоставления компенсационной выплаты также достигнута.
По закону получатели меры поддержки были обязаны уплатить НДФЛ, если их режим налогообложения предусматривал внесение такого налога. Между тем общество не производило выплат за счет субсидии своему единственному работнику. Поэтому у данной организации не было обязанности удержать НДФЛ.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2023 г. N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021
Опубликование:
-