Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Государственной службы
Чувашской Республики по
конкурентной политике и тарифам
от 10.03.2023 N 01/06-26
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, за 2022 год
Настоящий доклад подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике (далее также - региональный государственный контроль) отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом "Об электроэнергетике" и в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", осуществляется Службой.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - Положение N 409).
Согласно Положению N 409 региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом - документарная проверка, выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в электроэнергетике обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, регулируемых на уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов) и платы в электроэнергетике, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики, к правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, платы за реализацию сетевой организацией мероприятий по обеспечению вывода из эксплуатации объектов по производству электрической энергии (мощности), к раздельному учету объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) и платы, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 3 Положения N 409 (далее - обязательные требования).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) приведены в Положении N 409:
Категория среднего риска |
Категория умеренного риска |
Категория низкого риска |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млн. рублей |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год от 0,5 млн. рублей и до 10 млн. рублей включительно |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год менее 0,5 млн. рублей |
В случае если объект контроля не отнесен Службой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Приказом Службы от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)" категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год присвоены деятельности 30 хозяйствующих субъектов.
Категория среднего риска присвоена деятельности 24 юридических лиц, умеренного риска - 5 юридических лиц, низкого риска - деятельности 1 юридического лица.
Приказом Службы от 12 сентября 2022 г. N 01/06-98 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)" (в редакции от 01.11.2022 N 01/06-121) категории риска на 2023 год присвоены деятельности 21 организации.
К категории среднего риска отнесена деятельность 1 3 организаций, умеренного риска - 6 организаций, низкого риска - 2-х организаций.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории среднего риска, с периодичностью один раз в пять лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, с периодичностью один раз в шесть лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год утвержден приказом Службы от 23 ноября 2021 г. N 01/06-874 "Об утверждении плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год".
В план было включено три проверки:
АО "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева";
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района";
МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Поэтому приказом Службы от 11 марта 2022 г. N 01/06-40 "О внесении изменения в приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 23 ноября 2021 г. N 01/06-874" из Плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год исключены все проверки, дата начала которых наступает после 10 марта 2022 года, в том числе в отношении МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района" и МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска".
В ходе проверки АО "Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева" выявлены экономически необоснованные фактические расходы на услуги по передаче электрической энергии за 2021 год, которые исключены из необходимой валовой выручки при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. Общество в нарушение части 1 статьи 43 Федерального закона "Об электроэнергетике" не вело раздельный учет объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. Юридическому лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушениях, которое исполнено в установленный Службой срок. В части правильности применения регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики на услуги по передаче электрической энергии, установленных для взаиморасчетов между сетевыми организациями, нарушения установленного порядка ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) не выявлены.
Внеплановые проверки могли проводиться исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Оснований для проведения внеплановых проверок в 2022 году не возникало.
В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом - систематического наблюдения и анализа за соблюдением обязательных требований стандартов раскрытия информации выявлены нарушения обязательных требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24.
При наличии признаков нарушений обязательных требований, выявленных в ходе данных мероприятий, организациям в течение 2022 года объявлено и направлено 49 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее также - предостережение) в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе 35 предостережений - за нарушения обязательных требований к раскрытию информации и 14 предостережений - за нарушение обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" к ведению раздельного учета доходов и расходов.
Подано два возражения на предостережения, которые после рассмотрения Службой оставлены без изменений.
Проведено путем использования видео-конференц-связи пять обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступившим к осуществлению деятельности в электроэнергетике в 2022 году, и два профилактических визита в организации, в отношении которых были отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
Обращения о нарушении обязательных требований в 2022 году в Службу не поступали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий является проведение профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование осуществляется посредством размещения Службой предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ сведений на официальном сайте Службы на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Службы), с которыми можно ознакомиться по ссылке: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnii-gosudarstvennij -kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor-za-re, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики на сайте Службы размещены:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 сентября 2022 г. N 01/06-98 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" информация о проведенных проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, информация о проведенных профилактических мероприятиях внесена в ГИС "ТОР КНД" и ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий".
Предложения по итогам организации и осуществления регионального государственного контроля:
1. В ходе проведенных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований) выявляются неоднократные нарушения одними и теми же контролируемыми лицами обязательных требований и неисполнение ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных по результатам таких мероприятий. В этой связи предлагаем внести изменения в статью 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", указав в ней конкретное количество предостережений, которое можно объявить одному и тому же контролируемому лицу за нарушение одних и тех же обязательных требований.
2. В связи с неоднократным неисполнением некоторыми контролируемыми лицами предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований предлагаем внести изменения в статью 28.1 КоАП России, дополнив ее нормой, в соответствии с которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела, при неоднократном неисполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.