Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Государственной службы
Чувашской Республики по
конкурентной политике и тарифам
от 10.03.2023 N 01/06-26
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, за 2022 год
Настоящий доклад подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий (далее также - региональный государственный контроль) отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом "О естественных монополиях" и в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", осуществляется Службой.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - Положение N 409).
Согласно Положению N 409 региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом - документарная проверка, выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) субъектов естественных монополий, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 3 Положения N 409 (далее - обязательные требования).
На территории Чувашской Республики осуществляют деятельность, подпадающую под региональный государственный контроль, два юридических лица - АО "Содружество" (пригородные железнодорожные перевозки), АО "Газпром газораспределение Чебоксары" (услуги по транспортировке газа по трубопроводам).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) приведены в Положении N 409:
Категория среднего риска |
Категория умеренного риска |
Категория низкого риска |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млн. рублей |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год от 0,5 млн. рублей и до 10 млн. рублей включительно |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год менее 0,5 млн. рублей |
В случае если объект контроля не отнесен Службой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Приказом Службы от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)" категории среднего риска присвоены деятельности двух организаций, внесенных ФАС России в реестр субъектов естественных монополий, - АО "Содружество и АО "Газпром газораспределение Чебоксары".
Приказом Службы от 12 сентября 2022 г. N 01/06-98 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)" к категории среднего риска отнесена деятельность двух вышеназванных организаций.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории среднего риска, с периодичностью один раз в пять лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, с периодичностью один раз в шесть лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Внеплановые проверки могли проводиться исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Оснований для проведения плановых и внеплановых проверок в 2022 году не возникало.
Проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятие) в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении АО "Газпром газораспределение Чебоксары" на предмет соблюдения стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам".
В ходе проведения мероприятия нарушения не выявлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление N 239) предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, предусмотренные перечнем N 1 и перечнем N 2.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России от 23 декабря 2021 г. N 46516-АХ/Д24и "Об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)" оценка соблюдения обязательных требований, установленных в соответствии с постановлением N 239, должна осуществляться в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).
При этом с учетом особенностей осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по установлению и (или) применению цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, предусмотренные перечнем N 1 и перечнем N 2, при разработке положения о региональном государственном контроле (надзора) оценка соблюдения обязательных требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), установленных в соответствии с постановлением N 239, подлежит отнесению к предмету регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.
Согласно Положению N 409 предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, предусмотренные перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) на услуги, предусмотренные перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, на которые органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В связи с чем, в рамках профилактической работы в 2022 году в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ при наличии признаков нарушений обязательных требований к применению тарифов и ведению раздельного учета доходов и расходов объявлено 8 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе:
4 предостережения - в связи с признаками завышения наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
3 предостережения - в связи с признаками завышения тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;
1 предостережение - в связи с отсутствием раздельного учета доходов и расходов у организации, оказывающей транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
Обращения о нарушении обязательных требований в 2022 году в Службу не поступали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий является проведение профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование осуществляется посредством размещения Службой предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ сведений на официальном сайте Службы на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Службы), с которыми можно ознакомиться по ссылке: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzoru-v-sf, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики на сайте Службы размещены:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 сентября 2022 г. N 01/06-98 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" информация о проведенных профилактических мероприятиях внесена в ГИС "ТОР КНД" и ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий".
Предложения по итогам организации и осуществления регионального государственного контроля:
1. В ходе проведенных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований) выявляются неоднократные нарушения одними и теми же контролируемыми лицами обязательных требований и неисполнение ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных по результатам таких мероприятий. В этой связи предлагаем внести изменения в статью 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", указав в ней конкретное количество предостережений, которое можно объявить одному и тому же контролируемому лицу за нарушение одних и тех же обязательных требований.
2. В связи с неоднократным неисполнением некоторыми контролируемыми лицами предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований предлагаем внести изменения в статью 28.1 КоАП России, дополнив ее нормой, в соответствии с которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела, при неоднократном неисполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.