Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Государственной службы
Чувашской Республики по
конкурентной политике и тарифам
от 10.03.2023 N 01/06-26
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, за 2022 год
Настоящий доклад подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - региональный государственный контроль) отнесен к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам", осуществляется Службой.
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее также - Положение N 409).
Согласно Положению N 409 региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом - документарная проверка, выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом - наблюдение за соблюдением обязательных требований.
В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля (надзора), имеющихся у Службы, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых на уровне органов исполнительной власти Чувашской Республики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее также - объект контроля) является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 3 Положения N 409 (далее - обязательные требования).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска при организации регионального государственного контроля (надзора) приведены в Положении N 409:
Категория среднего риска |
Категория умеренного риска |
Категория низкого риска |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млн. рублей |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год от 0,5 млн. рублей и до 10 млн. рублей включительно |
Хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год менее 0,5 млн. рублей |
В случае если объект контроля не отнесен Службой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Приказом Службы от 16 сентября 2021 г. N 01/06-810 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)", категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год присвоены деятельности 67 хозяйствующих субъектов.
Категория среднего риска присвоена деятельности 11 юридических лиц, умеренного риска - 38 юридических лиц, низкого риска - деятельности 18 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приказом Службы от 12 сентября 2022 г. N 01/06-98 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)", категории риска на 2023 год присвоены деятельности 78 хозяйствующих субъектов. Категория среднего риска присвоена деятельности 9 юридических лиц, умеренного риска - 43 юридического лица, низкого риска - деятельности 26 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории среднего риска, с периодичностью один раз в пять лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории умеренного риска, с периодичностью один раз в шесть лет;
в отношении объектов контроля, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год утвержден приказом Службы от 23 ноября 2021 г. N 01/06-874 "Об утверждении плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год".
В план была включена проверка МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Поэтому приказом Службы от 11 марта 2022 г. N 01/06-40 "О внесении изменения в приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 23 ноября 2021 г. N 01/06-874" из Плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год исключены все проверки, дата начала которых наступает после 10 марта 2022 года, в том числе в отношении вышеназванного предприятия.
Внеплановые проверки могли проводиться исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Оснований для проведения внеплановых проверок в 2022 году не возникало.
В 2022 году без взаимодействия с контролируемыми лицами проводились контрольные (надзорные) мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к раскрытию информации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения".
За нарушение Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6, к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа привлечены: ООО "УК "Управдом" (г. Чебоксары), МУП "УК г. Цивильск", ООО "АКВА" (Шемуршинский МО) (трижды) и директор МУП "ЖКХ "Вурман-Сюктерское".
При наличии признаков нарушений обязательных требований, выявленных в ходе данных мероприятий, организациям в течение 2022 года объявлено и направлено 77 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее также - предостережение) в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе 38 предостережений - за нарушения обязательных требований к раскрытию информации и 39 предостережений - за нарушение обязательных требований, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" к ведению раздельного учета доходов и расходов.
Проведен путем использования видео-конференц-связи один обязательный профилактический визит в отношении контролируемого лица, приступившего к осуществлению деятельности в 2021 году, и один профилактический визит на предприятие, в отношении которого было отменено плановое контрольное (надзорное) мероприятие.
Индикатором риска нарушения обязательных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении обязательных требований.
Обращения о нарушении обязательных требований в 2022 году в Службу не поступали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий является проведение профилактических мероприятий.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование осуществляется посредством размещения Службой предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ сведений на официальном сайте Службы на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Службы), с которыми можно ознакомиться по ссылке: https://tarif.cap.ru/action/activity/zhkh/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor/regionaljnij-gosudarstvennij-kontrolj-nadzor-v-obl-1, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики на сайте Службы размещены:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 августа 2021 г. N 409 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 сентября 2022 г. N 01/06-98 "О присвоении категорий риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области регулируемых государством цен (тарифов)";
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" информация о проведенных профилактических мероприятиях внесена в ГИС "ТОР КНД" и ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий".
Предложения по итогам организации и осуществления регионального государственного контроля:
1. В ходе проведенных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований) выявляются неоднократные нарушения одними и теми же контролируемыми лицами обязательных требований и неисполнение ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных по результатам таких мероприятий. В этой связи предлагаем внести изменения в статью 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", указав в ней конкретное количество предостережений, которое можно объявить одному и тому же контролируемому лицу за нарушение одних и тех же обязательных требований.
2. В связи с неоднократным неисполнением некоторыми контролируемыми лицами предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований предлагаем внести изменения в статью 28.1 КоАП России, дополнив ее нормой, в соответствии с которой дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела, при неоднократном неисполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.