Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 г. N 66а-681/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ревякина А.В.,
при секретаре Семенец Е.С.,
с участием прокурора Петрушенко К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" Руденко-Краснопёровой О.Ф. к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействующими Распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 16 от 27 декабря 2019 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области", Распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 35 от 27 декабря 2019 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", Распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 30 от 30 декабря 2020 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области", Распоряжение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 31 от 30 декабря 2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", Решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 38 от 27 декабря 2019 года "Об установлении на 2020 - 2024 годы долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части, установил:
Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" Руденко-Краснопёрова О.Ф. обратилась в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия:
- пункта 5 таблицы приложения N 2 распоряжения Региональной энергетической комиссии от 30 декабря 2020 года N 30 в редакции распоряжения Региональной энергетической комиссии от 15 июня 2021 года N 10;
- пункта 5 таблицы приложения к распоряжению Региональной энергетической комиссии от 30 декабря 2020 года N 31 в редакции распоряжения Региональной энергетической комиссии от 15 июня 2021 года N 11;
- пункта 4 таблицы приложения N 1 и пункта 4 таблицы приложения N 2 решения Региональной экономической комиссии от 27 декабря 2019 N 38 в редакции решения от 30 декабря 2020 года N 30.
Требования мотивированы тем, что Общество с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" (далее - административный истец, Общество, ООО "РЭСС") является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на юге Тюменской области и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям. Оказываемые административным истцом услуги входят в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Исполнительным органом государственной власти Тюменской области в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию (мощность) на территории Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО является Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО (далее - РЭК, Комиссия, административный ответчик). Полагает, что административным ответчиком не соблюден принцип обеспечения экономической обоснованности затрат на передачу электрической энергии (тарифов), что повлекло создание условий убыточности предприятия. Отмечает, что принятые РЭК решения не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу. Указывает, что 29 апреля 2019 года Обществом было направлено заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями АО "Тюменьэнерго" (АО "Россети Тюмень") и ООО "РЭСС" на 2020 год и установлении долгосрочных параметров регулирования на период 2020 - 2024 годы. Административным ответчиком в отношении ООО "РЭСС" был выбран и применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. 27 декабря 2019 года на заседании правления РЭК были приняты решения об установлении на 2020 - 2024 годы долгосрочных параметров регулирования, об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Также указывает, что по результатам 2020 года деятельность ООО "РЭСС" убыточна, что подтверждается упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетностью, представленной в налоговый орган 19 марта 2021 года. По результатам заключения специалиста в области государственного регулирования тарифов установлено, что убыточное состояние возникло в связи с нарушением административным ответчиком при принятии на долгосрочный период 2020 - 2024 годы долгосрочных параметров регулирования и расчетов необходимой валовой выручки, а также нарушением нормативно-правовых актов в области государственного регулирования тарифов. Обращает внимание, что при расчете потерь специалистом ООО "РЭСС" допущена ошибка при заполнении формы "TSO.POTERI_2020", а именно не были указаны потери в сетях низкого напряжения, в этой же форме специалистом были указаны поступления электроэнергии в сети низкого напряжения в размере 28 558 тыс. кВт.ч. и норматив потерь в сетях низкого напряжения в размере 13,49%. Административным ответчиком был установлен норматив потерь для ООО "РЭСС" в размере 3,05% без учета значений по сетям низкого напряжения. Также административный истец считает неправомерным исключение расходов на топливо марки АИ-95 для арендованных автомобилей представительского класса (Mercedes C200, Mercedes ML350), расходов на покупку электросетевого оборудования, а также расходов на покупку кофе, чая, сервиза и прочее, указывая, что топливо марки АИ-95 используется арендованными автомобилями, а также автомобилем ВАЗ 212140 "Нива". Расходы на чай, кофе, сервиз и прочее отражены в статье расходов "Расходы на командировки и представительские". Отмечает, что в целях бесперебойной передачи электрической энергии потребителям, ООО "РЭСС" осуществила замены вышедших из строя трансформаторных подстанций аналогичными. Кроме того, административный истец не согласен с установлением численности 16 человек по фонду оплаты труда (ФОТ). Полагает, что расходы на оплату труда подлежат учету в составе необходимой валовой выручки с учетом положения пункта 26 Основ ценообразования, а также формы таблицы N П 1.16 приложения N 1 Методических указаний N 20-э/2. Выражает несогласие с выводами РЭК об исключении расходов на услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, ссылаясь на отсутствие должности бухгалтера, указывая, что финансовый директор, начальник планово-экономического отдела, экономист не обладают достаточными профессиональными навыками по ведению бухгалтерского и налогового учета. Также Общество не согласно со снижением расходов на страховые взносы. Полагает, что данная статья затрат подлежит перерасчету после установления величины экономически обоснованных расходов по фонду оплату труда. Также обращает внимание на несоответствие значений в приложении к экспертному заключению со значениями, указанными в протоколе. Отмечает, что включение в базовый уровень подконтрольных расходов не в экономически обоснованном размере, повлекло для административного истца занижение размера величины необходимой валовой выручки. Поскольку необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации является одной из базовых величин для расчета тарифа на передачу электроэнергии, ее величина влияет на конечный размер тарифных ставок, единых (котловых) и индивидуальных тарифов, рассчитанных от указанного показателя (т. 1 л.д.5-29).
12 апреля 2022 года Общество с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия:
- пункта 5 таблицы приложения N 2 распоряжения Региональной энергетической комиссии от 27 декабря 2019 года N 16 в редакции распоряжения Региональной экономической комиссии от 21 января 2020 года N 1;
- пункта 5 таблицы приложения к распоряжению Региональной энергетической комиссии от 27 декабря 2019 года N 35.
В обоснование заявленных требований приведены доводы, аналогичные изложенным в вышеуказанном административном исковом заявлении (т.5 л.д.125-143).
Определением судьи Тюменского областного суда от 21 апреля 2022 года на основании статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т.6 л.д.167-170).
В уточнениях и дополнениях к административному иску сторона административного истца указывает, что оспариваемые акты основаны на результатах экспертизы, проведенной неуполномоченными лицами, в связи с чем являются полученными с нарушением закона. Обращают внимание, что уполномоченный ФИО4 не подписывал экспертное заключение и приложение к нему. Полагают, что экспертиза в рамках дела <.......> выполнена с участием лиц, не являющихся экспертами в составе экспертной группы, назначенной в установленном порядке. Указывают, что выполнение экспертизы тарифной заявки лицами, не уполномоченными на то в установленном порядке, свидетельствует о нарушении порядка проведения экспертизы. Поскольку экспертиза в рамках дела <.......> проводилась не уполномоченными на то лицами, принятые на ее основе и оспариваемые административным истцом акты являются незаконными, что является самостоятельным и достаточным основанием для удовлетворения административных исковых требований. Полагают необоснованным применение экспертами при расчете оптимальной численности персонала применение методики ОАО РАО "ЕЭС России в совокупности с дополнительным применением метода интерполяции. Указывают на отсутствие правовых оснований для применения правовых последствий пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления, поскольку, по мнению административного истца, такой процессуальный срок не пропущен, а в случае вывода о его пропуске, данный процессуальный срок подлежит восстановлению.
В ходе производства по настоящему административному делу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба России (т. 7 л.д. 111-186).
В судебном заседании представители административного истца ООО "РемЭнергоСтройСервис" Белоусов Н.А., Нифантьев С.Ю. поддержали заявленные требования с учетом изменений и дополнений, дав суду аналогичные пояснения.
Представитель административного ответчика Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа Ваулина С.Л. в судебном заседании возражала против заявленных требований. Поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, указала, что оспариваемые нормативные акты РЭК приняты в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры принятия, а определенная экономическая составляющая, которую оспаривает административный истец, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормативные-правовые акты приняты РЭК в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия на заседании правления при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликованы в установленном законом порядке.
Представители заинтересованного лица АО "Россети Тюмень" Замятина О.В., Дегтярев А.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, поддержав представленные в материалы дела письменные возражения.
Прокурор Петрушенко К.Ф. в заключении полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению, указав, что оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не нарушают права административного истца. Указала, что доводы административного истца, касающиеся несоблюдения регулятором процедуры принятия оспариваемого решения, основаны на неправильном толковании норм права, которые опровергаются представленными в материалы дела документами. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликованы с соблюдением порядка обнародования нормативного правового акта. Полагает, что при определении размера необходимой валовой выручки при определении расходов на оплату труда обоснованно учтена штатная численность предприятия, подтвержденная документально, расчет численности обоснованно произведен в соответствии с методическими рекомендациями. Исключение статьи расходов "консультационные услуги" по ведению бухгалтерского учета, оказываемые ИП ФИО10, с учетом положений п. 7 Правил регулирования цен (тарифов), является правомерным, как правомерным является и исключение расходов на топливо марки АИ-95 для арендованных административным истцом автомобилей Mercedes, расходов на покупку чая, кофе, сервиза и прочего, поскольку не представлено обоснования использования указанных расходов в целях осуществления регулируемой деятельности. Также указала, что затраты на покупку трансформаторов, отнесенные предприятием к материальным запасам, противоречит учетной политике предприятия, и в этой части обоснованно исключены РЭК.
Представители Федеральной антимонопольной службы России в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, в том числе показания свидетелей ФИО11, ФИО13, ФИО14, суд не находит законных оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца.
29 апреля 2019 года ООО "РемЭнергоСтройСервис" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год и установления долгосрочных параметров регулирования, рассчитываемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период 2020 - 2024 годы (т. 2 л.д. 233 - 234).
Решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (в редакции Решения РЭК ТО, ХМАО - Югры, ЯНАО от 30 декабря 2020 года N 32) "Об установлении на 2020 - 2024 годы долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" для ООО "РемЭнергоСтройСервис" определены долгосрочные параметры регулирования - установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 14,45455 млн. руб. (пункт 4 приложения N 1), определена необходимая валовая выручка в размере 17 042,45 тыс. руб. (пункт 4 приложения N 2).
Распоряжением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (в редакции распоряжения РЭК ТО, ХМАО - Югры, ЯНАО от 21.01.2020 года N 1) "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, на 2020 год, согласно Приложению.
Строкой 5 таблицы 2, содержащейся в Приложении к Распоряжению N 16 от 27 декабря 2019 года, размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа на 2020 год для ООО "РемЭнергоСтройСервис" установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь в размере 17 042,45 тыс. рублей, величина потерь электрической энергии при ее передаче учтена при формировании регулируемых цен (тарифов) в объеме 2,7050 млн. кВт.ч.
Распоряжением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2019 года N 35 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года согласно приложению.
Данным распоряжением размер тарифов для взаиморасчетов между ООО "РемЭнергоСтройСервис" и АО "Россети Тюмень" на 2020 год установлен:
- 1 полугодие - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей 555 112.20 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 81,90 руб./МВт.ч; одноставочный тариф 1,08482 руб./кВт.ч;
- 2 полугодие - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей 555 112,20 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 81,90 руб./МВт.ч; одноставочный тариф 1,08482 руб./кВт.ч (строка 5 приложения к распоряжению).
28 апреля 2020 года ООО "РемЭнергоСтройСервис" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты - Мансийского автономного округа-Югры, Ямало - Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год, рассчитанный с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (т. 2 л.д. 237 - 238).
Распоряжением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО от 30 декабря 2020 года N 30 (в редакции Распоряжения РЭК N 10 от 15 июня 2021 года) "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области" (далее - Распоряжением от 30 декабря 2020 года N 30) установлены тарифные ставки с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года по передаче электрической энергии.
В таблице 2 приложения 2 к Распоряжению N 30 от 30 декабря 2020 года приведен перечень сетевых организаций, необходимая валовая выручка (НВВ), которых без учета оплаты потерь учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации.
В пункте 5 указанного перечня значится ООО "РемЭнергоСтройСервис", НВВ которого принята при расчете единых (котловых) тарифов в размере 17 201,16 тыс. рублей.
Распоряжением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО от 30 декабря 2020 года N 31 (в редакции Распоряжения РЭК N 11 от 15 июня 2021 года) "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в том числе установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "РемЭнергоСтройСервис" и АО "Россети Тюмень".
Указанным распоряжением на 1 полугодие 2021 года установлен двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 654 405,28 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 76,58 руб./МВт.ч; одноставочный тариф: 1,27956 руб./кВт.ч.
На второе полугодие 2021 года установлен двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 668 216,23 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 91,94 руб./МВт.ч; одноставочный тариф: 1,30268 руб./кВт.ч.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку ООО "РемЭнергоСтройСервис" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Тюменской области, то оно имеет право на обращение в суд с данным административным иском.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании п. 6 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Постановлением Правительства Тюменской области от 22 ноября 2013 года N 520-п утверждено положение о Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, пунктом 1.1 которого определено, что РЭК является исполнительным органом государственной власти Тюменской области в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (комбинированная выработка). В силу п. 2.1 Комиссия наделена полномочиями по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, включая единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями. Для определения основных направлений деятельности Комиссии и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление, председателем которого является председатель Комиссии, который утверждает персональный состав правления, а также порядок его деятельности (п. 3.3).
Частью 1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" предусмотрено, что законы области, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы.
В части 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" указано, что официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
29 апреля 2019 года ООО "РемЭнергоСтройСервис" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год и установления долгосрочных параметров регулирования, рассчитываемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период 2020 - 2024 годы (т. 2 л.д. 233 - 234).
Приказом Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО <.......>-ос от 08 мая 2019 года открыто дело <.......> "Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчета между сетевыми организациями АО "Тюменьэнерго" и ООО "Ремэнергостройсервис" на 2020 год и установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО "Ремэнергостройсервис" на 2020 - 2024 годы", назначена экспертная группа из числа сотрудников Комиссии (т.2 л.д. 235).
Согласно выписки из протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа <.......> от 27 декабря 2019 года на данном заседании рассмотрен вопрос об установлении на 2020 - 2024 годы долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования (т. 2 л.д. 227-232).
Решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО N 38, Распоряжения N 16 и N 35 от 27 декабря 2019 года опубликованы на официальном портале органов государственной власти Тюменской области - www.admtyumen.ru 30 декабря 2019 года.
28 апреля 2020 года ООО "РемЭнергоСтройСервис" обратилось в Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год, рассчитанный с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (т. 2 л.д. 237 - 238).
Приказом Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО <.......>-ос от 19 мая 2020 года открыто дело <.......> "Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки", назначена экспертная группа из числа сотрудников Комиссии (т. 2 л.д. 239).
В рамках тарифного дела <.......> был произведен расчет (корректировка) необходимой валовой выручки на 2021 год с учетом принятого на долгосрочный период 2020 - 2024 г.г. базового уровня операционных расходов, установленного по результатам рассмотрения тарифного дела <.......>.
Согласно выписки из протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа <.......> от 29 - 30 декабря 2020 года на данном заседании рассмотрены вопросы об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа на 2021 год; об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями на 2021 год.
Распоряжения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО N 30 и N 31 от 30 декабря 2020 года опубликованы на официальном портале органов государственной власти Тюменской области - www.admtyumen.ru 30 декабря 2020 года.
Доводы представителей административного истца о нарушении процедуры установления тарифа при рассмотрении тарифного дела <.......> и соответственно нарушения порядка принятия Решения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО <.......> от 27 декабря 2019 года, Распоряжений Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО <.......> и <.......> от 27 декабря 2019 года ввиду проведения экспертизы ФИО14, который был принят на работу в РЭК только 29 ноября 2019 года, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с п. 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 29 декабря 2011 года (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования; регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
Как видно из приказа Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО <.......>с от 08 мая 2019 года при открытии тарифного дела <.......> назначена экспертная группа из сотрудников Комиссии, в том числе ответственным назначен ФИО4, экспертами определены ФИО12, ФИО13 07 июня 2019 года с ФИО4 расторгнут служебный контракт (т.8 л.д. 58). Приказом РЭК <.......>-ос от 29 ноября 2019 года ответственным по тарифному делу <.......> назначен ФИО14 (т. 8, л.д. 59-61).
Ссылка представителей административного истца на подготовку заключения экспертов по тарифному делу <.......> в окончательном виде 15 ноября 2019 года (т. 1 л.д. 119 - 127) также не может быть принята судом во внимание.
Заключение эксперта по тарифному делу <.......> от 15 ноября 2019 года подписано экспертом ФИО12, которая занимает должность начальника отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК и была указана в качестве экспертов в приказе РЭК <.......>-ос от 19 мая 2019 года.
Согласно должностному регламенту начальника отдела ценообразования в электроэнергетике начальник отдела осуществляет экспертизу предложений об установлении тарифов, предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территориях, не объединенных в зоны оптового рынка; экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; экспертизу предложений об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии; расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также в рамках исполнения своих должностных обязанностей начальник отдела имеет право направлять за своей подписью документы, определенные представителем нанимателя (т. 8 л.д. 81 - 88).
Само заключение экспертов по тарифному делу <.......> было рассмотрено на заседании правления РЭК 27 декабря 2019 года, о котором, в том числе, был извещен генеральный директор ООО "РемЭнергоСтройСервис" в соответствии с п. 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (т.2 л.д. 242 - 245).
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела из имеющихся в его материалах доказательств с достоверностью установлен факт принятия ФИО14 на должность главного специалиста отдела ценообразования в электроэнергетике Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского АО-Югры, Ямало-Ненецкого АО, а также факт принятия Комиссией приказа <.......>-ос от 20 ноября 2019 года, в частности, в части внесения изменений в приказ "Об открытии тарифного дела" от 08.05.2019 года <.......>-ос (т. 8, л.д. 59-61, т. 10, л.д. 149-167, 171), доводы стороны административного истца о том, что указанный приказ <.......>-ос от 29 ноября 2019 года фальсифицирован, являются надуманными. Кроме того, данный приказ не имеет существенного правового значения для разрешения настоящего дела, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что на момент рассмотрения правлением РЭК тарифного дела <.......> - 27 декабря 2019 года ФИО14 являлся работником Комиссии.
Исходя из указанных выше обстоятельств, существенного нарушения процедуры принятия тарифа, в том числе в связи с наличием ФИО14 в приложении к экспертному заключению от 15 ноября 2019 года, которое бы позволило считать нарушенной процедуру принятия Решения РЭК <.......> от 27 декабря 2019 года, Распоряжений РЭК <.......> и <.......> от 27 декабря 2019 года, Комиссией не допущено.
Таким образом, оспариваемые Решение и Распоряжения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа приняты полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренных законодательством, опубликованы с соблюдением порядка обнародования нормативного правового акта.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
На основании п. 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям; для территориальных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определяется исходя из отпуска электрической энергии в сеть и величины фактических потерь электрической энергии в отношении сторонних потребителей (субабонентов) за последний истекший год.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 сентября 2017 года N 887 утверждены Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
В судебном заседании установлено, что специалистами ООО "РемЭнергоСтройСервис" в составе обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифа от 29 апреля 2019 года представлены данные об уровне фактических потерь электрической энергии по форме TSO.POTERI_2020, при заполнении данной формы не были указаны потери на низком напряжении.
При этом другой порядок определения размера потерь в сетях сетевой организации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии действующим законодательством не предусмотрен. Применение расчетных способов в данном случае не предусмотрено, административный истец был обязан представить в РЭК данные по потерям электрической энергии в том числе и на низком напряжении.
Поскольку инициатором установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии выступает регулируемая организация ООО "РемЭнергоСтройСервис", то административный истец несет ответственность за непредставление соответствующих документов в регулирующий орган.
Доводы представителей административного истца об обязанности регулирующего органа истребовать из регулируемой организации, в порядке п. 19 Правил регулирования, необходимую информацию для расчета потерь электрической энергии на сетях низкого напряжения являются несостоятельными.
Так, согласно пункту 19 Правил регулирования цен (тарифов), регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их предоставления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса лишь в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований.
Из имеющихся в материалах дела сведений, обстоятельств, установленных в судебном заседании следует, что ООО "РемЭнергоСтройСервис" заблаговременно, до принятия спорных актов РЭК было ознакомлено с материалами Правления, включая проект экспертного заключения, в котором отражены долгосрочные параметры регулирования, в том числе значение потерь электрической энергии в размере 3,05%.
Так, Комиссией 17 декабря 2019 года в адрес ООО "РемЭнергоСтройСервис" направлено уведомление о проведении 27 декабря 2019 года заседания правления РЭК, указано, что материалы к правлению размещены для ознакомления на официальном сайте РЭК.
Вместе с тем, возражений и предложений по сути рассматриваемых вопросов, в частности о размере потерь электрической энергии на сетях низкого напряжения, представлено не было. Согласно информации от 23 декабря 2019 года, генеральный директор ООО "РемЭнергоСтройСервис" указал, что на заседании 27 декабря 2019 года представителей ООО "РемЭнергоСтройСервис" не будет (т.2 л.д. 245).
Как указано выше, из положений пункта 19 Правил регулирования цен (тарифов) следует, что запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости. Необходимость уточнения предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности, в случае иной оценки этой категории другим лицом. Следовательно, пункт 19 Правил предусматривает право регулирующего органа в ходе анализа предложений об установлении цен (тарифов) запросить дополнительные материалы.
При таких обстоятельствах, утверждение стороны административного истца о том, что РЭК было занижено значение норматива потерь для ООО "РемЭнергоСтройСервис" при их установлении в размере 3,05% без учета значения потерь по электрическим сетям на низком напряжении, является несостоятельным.
Административный истец указывает, что при определении размера необходимой валовой выручки регулирующим органом не обоснованно, при определении расходов на оплату труда, учтена штатная численность предприятия в размере 16 человек, тогда как в соответствии с п. 26 Основ ценообразования регулирующий орган должен был учесть фактическую штатную численность предприятия, которая на 2018 год составляла 29 человек.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (п. 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пп. 15 - 34 Основ ценообразования).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (ст. 6 Закона об электроэнергетике).
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрены основные принципы при государственном регулировании цен (тарифов), среди которых значатся такие принципы, как определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В порядке абз. 1, 2, 3 п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящего документа).
Согласно п. 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пп. 6 п. 18 Основ ценообразования к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся в том числе расходы на оплату труда.
Согласно п. 26 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Плановые расходы на оплату труда снижены тарифным органом с заявленных Обществом 11 376, 52 тыс. руб. до 6 631, 02 тыс. руб. в связи с корректировкой численности персонала и фонда оплаты труда.
Комиссией расчет численности обоснованно произведен в соответствии с нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей с применением методических рекомендаций, разработанных ОАО "ЦОТэнерго", утвержденных ОАО РАО "ЕЭС России" 03 декабря 2004 года.
Численность промышленно-производственного персонала ООО "РемЭнергоСтройСервис" в количестве 10 единиц подтверждена документально исходя из фактических данных штатного расписания предприятия, не превышает нормативной численности и принята РЭК в полном объеме.
Учитывая, что численность промышленно-производственного персонала ООО "РемЭнергоСтройСервис" не превышает нормативной численности, РЭК приняты фактические затраты предприятия на работы и услуги производственного характера сторонних организаций.
При этом, размер административно-управленческого персонала ООО "РемЭнергоСтройСервис" кратно превышал норматив численности и вопреки доводам административного истца учет нормативной численности в соответствии с указанной методикой произведен тарифным органом исходя из имеющихся в распоряжении органа регулирования документально подтвержденных сведений.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, в том числе в совокупности с показаниями свидетеля ФИО14, суд находит, что расчеты, произведенные РЭК по указанным действующим методикам, в том числе с применением метода интерполяции, предусмотренного пунктом 1.13 Приказа Госстроя РФ от 03.04.2000 года <.......>, исходя из численности промышленно - производственного персонала и административно - управленческого персонала ООО "РемЭнергоСтройСервис", являются экономически обоснованными.
Учитывая, что размер фонда оплаты труда в отношении ООО "РемЭнергоСтройСервис" определен верно, определенный РЭК в соответствии с требованиями Федерального закона N 379-ФЗ от 03.12.2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" размер затрат по статье "страховые взносы", также является верным.
Доводы административного истца о незаконном исключении РЭК из состава статьи расходов "консультационные услуги" услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые индивидуальным предпринимателем ФИО10 по договору <.......> от 31 августа 2018 года, также не принимаются во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 26 Основ ценообразования РЭК при определении необходимой валовой выручки предприятия руководствовались предоставленными ООО "РемЭнергоСтройСервис" данными о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования.
Согласно штатному расписанию ООО "РемЭнергоСтройСервис" в 2017 году и до 04 сентября 2018 года на предприятии была предусмотрена должность бухгалтера (т. 3 л.д. 180 - 183), что было учтено регулирующим органом при расчете численности административно-управленческого персонала ООО "РемЭнергоСтройСервис" при расчете расходов на оплату труда.
С учетом положений п. 7 Основ ценообразования регулирующим органом обоснованно исключены из состава статьи расходов "консультационные услуги" услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые индивидуальным предпринимателем ФИО10
Административный истец также считает необоснованным исключение расходов на топливо марки АИ-95 для арендованных автомобилей (Mersedes C200, Mersedes ML350), расходов на покупку электросетевого оборудования, расходов на покупку чая, кофе, сервиза и проч.
В силу пункта 24 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.
ООО "РемЭнергоСтройСервис" была заявлена сумма расходов на покупку горюче - смазочных материалов в размере 1 452, 92 тыс. руб., из данных расходов учтена сумма в размере 843,994 тыс. руб., при этом учтена сумма расходов на приобретение топлива марки АИ - 95 в размере 304, 46 тыс. руб. на один учтенный РЭК автомобиль ВАЗ - 212140 "Нива".
Кроме того, регулирующим органом исключены расходы на топливо двух арендованных автомобилей марки Mersedes C200, Mersedes ML350.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования цен (тарифов), обязанность предоставления экономического обоснования и документального подтверждения заявленных расходов, подачи тарифных предложений с применением действующих нормативов, возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.
Согласно пояснительной записке в дополнительных обосновывающих материалах, представленной ООО "РемЭнергоСтройСервис" в РЭК письмом от 01 октября 2019 года <.......>, назначение используемых по договорам аренды автомобилей Mersedes C200, Mersedes ML350 заключается в обеспечении заместителей генерального директора автотранспортом для исполнения ими своих трудовых обязанностей (осмотр ТП, удаленных объектов, встреча с руководством контрагентов, проведение переговоров).
Норматив транспортных средств для эксплуатации и ремонта электрических сетей предусмотрен Приказом Госстроя Российской Федерации от 05.09.2000 года N 200 "Об утверждении Нормативов и методических указаний по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей", в таблице N 1 которого приведен перечень машин и механизмов, возможных к использованию при оказании услуг по передаче электрической энергии, в котором автомобили с функционалом, аналогичным автомобилям Mersedes C200, Mersedes ML350, не обозначены.
Кроме того, в обоснование возражений на административные исковые требования в данной части административным ответчиком верно указано на то, что на потребителей услуг не могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат регулируемой организации, поскольку иное противоречило бы основным принципам государственного регулирования тарифов, определяющим обязательность достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг и интересов регулируемых организаций и обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения тарифов на электрическую энергию, определенных в статье 20 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Доводы стороны административного истца о том, что административным ответчиком были исключены расходы на топливо на автомобили Mersedes C200, Mersedes ML350, тогда как расходы на их ремонт (затраты, понесенные ООО "Астерион") были приняты регулирующим органом, полностью противоречат фактическим обстоятельствам дела, в частности, экспертному заключению от 15 ноября 2029 года, согласно которому расходы на сумму 134,9 тыс. руб. на ремонтные работы арендованного транспорта, выполненные ООО "Астерион", признаны экономически необоснованными (т. 1 л.д. 178-179).
Расходы же на покупку чая, кофе, сервиза, определенно по своему назначению не могут расцениваться как обязательные и экономически обоснованные при ведении предприятием регулируемого вида деятельности по передаче электрической энергии и восполнению за счет тарифных источников финансирования.
В связи с чем, расходы на топливо автомобилей марки Mersedes C200, Mersedes ML350, а также на покупку чая, кофе, сервиза обоснованно исключены регулирующим органом, ввиду отсутствия правового обоснования использования указанных расходов в целях осуществления регулируемой деятельности.
Исключение из состава базы подконтрольных расходов на покупку трансформаторных подстанций в общей стоимости 466, 5 тыс. руб. также является обоснованным.
Судом установлено, что экспертами РЭК исключены экономически необоснованные расходы на покупку электросетевого оборудования трансформатор ТМ - 250 стоимостью 180 тыс. руб., трансформатор ТМГ - 630/6 (10) 0,4 стоимостью 286,5 тыс. руб., относящиеся, согласно положения по бухгалтерскому учету, к основным средствам предприятия.
Как следует из материалов дела, 01 мая 2018 года в СНТ "Лесная сказка" вышел из строя силовой трансформатор ТМ-10/0,4 - 630 кВА, 02 мая 2018 года проведена замена данного трансформатора.
21 мая 2018 года в СНТ "Промстроевец" вышел из строя силовой трансформатор ТМ-10/0,4 - 250 кВА, 22 мая 2018 года проведена замена данного трансформатора.
ООО "РемЭнергоСтройСервис" расходы на замену трансформаторов в размере 466, 5 тыс. руб. заявлены в составе статьи "Материальные затраты" в состав базового уровня подконтрольных расходов, который в соответствии с п. 38, 39 Основ ценообразования относится к долгосрочным параметрам и не пересматривается в течение долгосрочного периода регулирования.
Поэтому является обоснованным довод административного ответчика о том, что расходы на замену трансформаторов не могли быть учтены Комиссией в составе подконтрольных расходов, так как в случае учета таких расходов в составе базового уровня подконтрольных расходов указанная сумма ежегодно бы включалась в необходимую валовую выручку административного истца и индексировалась в составе затрат до конца долгосрочного периода, то есть до конца 2024 года.
При этом, потребность в несении затрат на ежегодную замену одних и тех же трансформаторов не может расцениваться как экономически обоснованная, учитывая срок службы трансформаторов не менее 15 лет, что также противоречит и положениям пункта 5 Основ ценообразования, согласно которому при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.
Учитывая, что расходы по замене трансформаторов были заявлены как выполнение капитального ремонта конкретного электросетевого оборудования (КТП-10/0,4, арендованных по договорам от 31.10.2017 года <.......> и от 23.11.2017 года <.......>), указанные расходы могли быть рассмотрены как расходы на ремонт основных средств в порядке, предусмотренном п. 25 Основ ценообразования, и с учетом требований о формировании расходов на долгосрочный период регулирования.
Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 года N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", действовавшим в проверяемый период, в целях недопущения дублирования расходов в течение долгосрочного периода регулирования было предусмотрено, что необходимый объем ремонтных работ, заявляемых предприятием должен быть отражен в перспективных планах ремонта путем разработки графиков ремонтов электроустановок и долгосрочных планов технического перевооружения и реконструкции электроустановок (пункт 1.6.4 Правил).
Однако, утвержденная в установленном порядке долгосрочная ремонтная программа на период 2020 - 2024 г.г. ООО "РемЭнергоСтройСервис" в РЭК не предоставлялась.
При отсутствии подтверждения регулируемым органом потребности и экономической обоснованности несения ежегодных расходов на выполнение капитального ремонта (замены) трансформаторов в размере 466,5 тыс. руб. в течение долгосрочного периода 2020 - 2024 г.г., РЭК обоснованно исключены расходы на покупку указанного оборудования.
Вопреки доводам административного истца, из представленных материалов тарифных дел, экспертного заключения по делу <.......> от 20 ноября 2020 года (т. 6, л.д. 70-141) следует, что произведенный регулирующим органом расчет (корректировка) необходимой валовой выручки на 2021 год в рамках тарифного дела <.......> с учетом принятого на долгосрочный период 2020 - 2024 г.г. базового уровня операционных расходов, установленного по результатам рассмотрения тарифного дела <.......>, произведен верно, с учетом действующего тарифного регулирования, в том числе положений п. 9 Приказа ФСТ России от 17.02.2012 года N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки".
Учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, оспариваемые административным истцом ООО "РемЭнергоСтройСервис" распоряжения и решение Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа основано на положениях Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 года N 35-ФЗ и не противоречит ему или иному нормативному правовому акту в сфере электроэнергетики, тарифного регулирования и ценообразования, поэтому в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Довод административного ответчика Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о пропуске административным истцом срока для обращения с заявленными административными исковыми требованиями в суд не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 38 Закона Тюменской области от 07.03.2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" закон, иной нормативный правовой и ненормативный правовой акт прекращают свое действие в случаях: истечения срока действия нормативного правового и ненормативного правового акта; признания нормативного правового и ненормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт; в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.
Не является препятствием для обращения в суд прекращение действия оспариваемого нормативного правового акта на день подачи соответствующего заявления в случае, когда нормативный правовой акт, срок действия которого истек, продолжает применяться к определенным видам правоотношений. Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 19, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оспариваемые административным истцом акты в сфере тарифного регулирования отвечают признакам нормативного правового акта, так как изданы в установленном порядке компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливают для них общеобязательное правило поведения, рассчитаны на неоднократное применение в течение срока его действия и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, официально опубликованы в средствах массовой информации.
Данные акты не отменены, не признаны недействующими, не подлежащими применению и продолжают применяться к правоотношениям, связанным с определением размера тарифов в определенные в них периоды.
В связи с изложенным, доводы о пропуске административным истцом трехмесячного срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и об отсутствии оснований для его восстановления является ошибочным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "РемЭнергоСтройСервис" к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействующими:
- пункта 5 таблицы приложения N 2 распоряжения Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 16 от 27 декабря 2019 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Курганской области" в редакции распоряжения Региональной экономической комиссии от 21 января 2020 года N 1;
- пункта 5 таблицы приложения к распоряжению Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 35 от 27 декабря 2019 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями";
- пункта 5 таблицы приложения N 2 к распоряжению Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 30 от 30 декабря 2020 года "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало - Ненецкого автономного округа и Курганской области" в редакции распоряжения Региональной энергетической комиссии от 15 июня 2021 года N 10;
- пункта 5 таблицы приложения к распоряжению Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты - Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 31 от 30 декабря 2020 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в редакции распоряжения Региональной энергетической комиссии от 15 июня 2021 года N 11;
- пункта 4 таблицы приложения N 1 и пункта 4 таблицы приложения N 2 решения Региональной экономической комиссии Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа N 38 от 27 декабря 2019 года "Об установлении на 2020 - 2024 годы долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в редакции решения Региональной энергетической комиссии от 30 декабря 2020 года N 30, - отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления) во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2023 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Ревякин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 3 марта 2023 г. N 3а-32/2023 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 5 таблицы приложения N 2 к распоряжению РЭК ТО, ХМАО - Югры, ЯНАО от 27.12.2019 N 16"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2023 г. N 66а-681/2023 настоящее решение оставлено без изменения