Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Алтайского краевого
Законодательного Собрания
от 04.09.2023 N 201
Проект федерального закона
вносит Алтайское краевое
Законодательное Собрание
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Москва, Кремль |
Президент Российской Федерации |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде предоставления материнского (семейного) капитала может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло указанное право.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям осуществляется по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.
С 2008 года в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" поэтапно вносились изменения в части расширения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала независимо от периода, прошедшего со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с появлением которого возникло вышеуказанное право. В настоящее время подать заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала можно в любое время в случае их использования на следующие цели:
1) уплата первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией;
2) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
3) оплата платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования и оплата иных связанных с получением дошкольного образования расходов;
4) получение ежемесячной выплаты.
Таким образом, по четырем из пяти направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала указанные средства можно использовать до истечения трехлетнего периода.
По информации Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, больше половины семей используют средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Расходы по этому направлению составляют почти 90% средств федерального бюджета, передаваемых ежегодно в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
За период действия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" улучшить жилищные условия с использованием средств материнского (семейного) капитала смогли 8,2 млн семей. Из них 5,4 млн семей (66%) частично или полностью направили средства на уплату первоначального взноса либо погашение кредита на приобретение жилья, 2,8 млн семей (34%) с помощью средств материнского (семейного) капитала улучшили жилищные условия без привлечения кредитных средств.
Как указано выше, в настоящее время улучшение жилищных условий до достижения ребенком трехлетнего возраста возможно только в случае привлечения кредитных средств. В этом случае заемщики вынуждены выплачивать проценты по ипотеке, сумма которых может превысить размер материнского (семейного) капитала. Согласно статистическим данным при покупке жилья в ипотеку заемщик переплачивает банку за весь срок кредита в среднем около трети стоимости квартиры.
Кроме того, пособие по уходу за ребенком не считается доходом и не учитывается кредитными учреждениями при оценке платежеспособности заемщика. В связи с этим женщинам, находящимся в декретном отпуске, часто отказывают в получении ипотечного кредита.
Проектом федерального закона предлагается предоставить право на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала по всем направлениям со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло вышеуказанное право. Это позволит семье в случае необходимости в любое время воспользоваться дополнительной мерой государственной поддержки, в том числе направить средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий без расходов на погашение кредитных обязательств или на получение образования детьми.
Принятие проекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета. Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала предусмотрены Федеральным законом "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Председатель Алтайского краевого |
А.А. Романенко |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия следующих федеральных законов:
1) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
2) Федеральный закон от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала";
3) Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 440-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
4) Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии";
5) Федеральный закон от 23 мая 2015 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
6) Федеральный закон от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
7) Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
8) Федеральный закон от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала";
9) Федеральный закон от 5 декабря 2022 года N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Председатель Алтайского краевого |
А.А. Романенко |
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 сентября 2023 г. N 201 "О законодательной инициативе по внесению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.