Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) в целях организационно-методической поддержки специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, педагогических работников образовательных организаций направляет методические рекомендации "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата" (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации разработаны в целях организации выявления обучающихся, поведение которых может свидетельствовать о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поредения и последующего психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Директор Департамента |
Л.П. Фальковская |
Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата
Методические рекомендации
Введение
Девиантное поведение детей и подростков находится под пристальным вниманием специалистов системы образования Российской Федерации. Вопросы профилактики девиантных проявлений обучающихся являются ключевой задачей образовательных организаций в части обеспечения их психолого-педагогического сопровождения.
Методические рекомендации "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-педагогический скрининг и формирование благоприятного социально-психологического климата" (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях повышения адресности психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации), направленного на организацию своевременного выявления обучающихся, поведение которых может свидетельствовать о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения.
Методические рекомендации адресованы специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, педагогическим работникам образовательных организаций, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- на основании реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования полномочий по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в своем развитии и социальной адаптации (пункт 12 части 1 статьи 8);
- на основании реализации прав обучающихся в предоставлении им условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получении социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (пункт 2 части 1 статьи 34), и организации деятельности, направленной на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (часть 1 статьи 42).
Методические рекомендации направлены на реализацию Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года 1 в части деятельности психологической службы образовательной организации по созданию условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.
------------------------------
1 Утверждена министром просвещения Российской Федерации 20 мая 2022 г. за N СК-7/07вн.
------------------------------
Методические рекомендации также соответствуют положениям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования в части создания психолого-педагогических условий реализации образовательных программ для обеспечения вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение).
Алгоритм организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, поведение которых свидетельствует о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения, представленный в Методических рекомендациях, с необходимостью включается в различные модели функционирования психологических служб системы образования 1, в том числе в целях дальнейшей маршрутизации обучающегося для получения им при необходимости психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи вне образовательной организации.
------------------------------
1 Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях; методические рекомендации/Рубцов В.В., Сергоманов П.А., Леонова О.И. [и др.]; Министерство просвещения Российской Федерации. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020.
------------------------------
В Методических рекомендациях обозначены подходы к организации и проведению скрининговых мероприятий, направленных на выявление рисков формирования у обучающихся девиаций, связанных с проявлениями общественно опасного поведения. Рекомендованы возрастные группы, периодичность проведения, инструментарий, даны предложения по методическому обеспечению.
Система организации скрининговых мероприятий представлена двумя векторами: индивидуальным и массовым. Сформированы подходы к организации психолого-педагогического сопровождения по результатам скрининговых мероприятий, включая подходы к организации маршрутизации обучающегося для получения им при необходимости психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи вне образовательной организации.
Взаимодействие медицинских и образовательных организаций определено приказом Минздрава России от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения", в котором функционально закреплено участие медицинских организаций во взаимодействии с общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования.
При этом основным ориентиром деятельности педагогических работников образовательной организации является формирование и укрепление индивидуально-психологических и социально-средовых факторов защиты обучающихся, формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации как основы превенции девиантного поведения.
1. Вектор индивидуального скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся
В целях выявления обучающихся, поведение которых свидетельствует о рисках формирования девиантного (общественно опасного) поведения, в образовательных организациях рекомендуется проведение индивидуального скрининга изменений в поведении обучающихся и организация индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения.
1.1. Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: психолого-педагогическое наблюдение
Один из подходов к организации и проведению индивидуального скрининга, рекомендуемый к реализации в образовательных организациях, строится на основании положений, определенных в методических материалах по признакам девиаций, действиям специалистов органов и организаций системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся "Навигатор профилактики" 1 (далее - Навигатор), включая критерии выявления изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о рисках совершения общественно опасного деяния.
------------------------------
1 Письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2022 г. N 07-8351 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
------------------------------
Индивидуальный скрининг предполагает проведение психолого-педагогического наблюдения за поведением обучающихся в соответствии с положениями Навигатора со стороны классных руководителей, педагогов, педагогов-психологов образовательных организаций. Особое внимание следует уделять обучающимся из числа ранее выявленных групп риска.
Навигатор содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, педагога и специалистов образовательных организаций. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного взаимодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все виды отклоняющегося поведения дополнены формами проявления, а также указаны основные признаки девиантного поведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющую функцию своеобразного путеводителя по памяткам, включая признаки рискованного поведения онлайн, несуицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). Общий алгоритм действий, определенный в Навигаторе, может быть использован специалистами образовательной организации в процессе психолого-педагогической работы с детьми, подростками, во взаимодействии с их родителями (законными представителями) по вопросам воспитания и развития обучающихся. В Навигаторе подчеркивается особая роль родителей (законных представителей) в жизни ребенка, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать способы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и правовой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям.
При ведении образовательной деятельности педагогическому коллективу рекомендуется учитывать особенности поведения детей, которые могут свидетельствовать о риске совершения особо опасного деяния, в том числе риска нападения обучающимися на образовательную организацию.
Данные признаки проявляются в виде враждебности, высказывания мыслей агрессивного характера, интереса к агрессивным играм и контенту в сети Интернет, замкнутости, сниженного настроения, суицидальных высказываний, рисунков, попыток самоповреждения. Это один из самых сложных сочетанных видов девиантного поведения, представляющий собой случаи общественно особо опасных деяний несовершеннолетних. В памятке "Риск нападения обучающимися на образовательную организацию" представлены три группы критериев изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о вышеуказанном риске (по данным ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского" Минздрава России), специальный алгоритм действий классных руководителей, педагогов и специалистов образовательных организаций в рамках профилактики правонарушений, включающий межведомственный аспект. Обозначены защитные факторы, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным факторам и снижению риска потенциальной угрозы общественно опасного деяния, которые могут быть мишенями коррекционно-развивающего воздействия в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Ниже приведены три группы критериев и соответствующие им признаки, которые могут свидетельствовать о формирующемся риске. Однако стоит отметить, что выделенные критерии и признаки необходимо рассматривать в комплексе, как связанные друг с другом. Важно при реализации программ психолого-педагогического сопровождения избегать стигматизации обучающихся. Если, же обучающийся проявляет одновременно несколько признаков, то это может указывать на то, что ему требуется помощь специалистов.
Критерий 1: изменения в поведении обучающихся, являющиеся факторами риска совершения общественно опасного деяния:
- изменение настроения, сниженное настроение - подавленность, грусть, пессимизм, апатия;
- изменение поведения в сторону отказа от учебы и школьной жизни, снижение успеваемости, угасание интереса к любимым предметам и занятиям, отвлечение и рассеянность на уроках, систематическое невыполнение домашних заданий;
- изменение поведения в сторону ухода от общения и социальной изоляции, отсутствие социальных интересов;
- изменения поведения в сторону протестных проявлений: игнорирование норм и требований взрослых, общества, нарушение границ в отношениях со взрослыми, игнорирование субординации;
- изменение поведения в сторону агрессии, насилия и жестокости, конфликтность поведения с участниками образовательных отношений, высказывание мыслей агрессивного содержания;
- изменение поведения в сторону проявления повышенного интереса к оружию, взрывчатым веществам; демонстрация осведомленности в этой сфере, чтение специальной литературы, использование соответствующей терминологии и т.д., высказывание одобрения эстетизации и героизации идей насилия, выражение интереса к применению оружия против людей;
- изменение поведения в сторону аутоагрессии, высказывание суицидальных мыслей, наличие рисунков суицидального содержания, обсуждение суицида в социальных сетях, планирование и (или) попытки суицида, наличие признаков самоповреждающего поведения (селфхарма);
- изменение поведения в сторону употребления психоактивных веществ, алкоголя (эпизодические случаи употребления);
- изменение поведения в сторону проявление интереса (увлечение) к идеологии запрещенных в Российской Федерации движений и группировок, посещение сайтов и групп экстремистской идеологической направленности, членство в группах деструктивной тематики, попытки распространения запрещенного контента;
- изменение поведения в сторону увлечения видео- и (или) компьютерными играми агрессивно-деструктивного содержания; наличие признаков формирования зависимости от игр (проводит много времени за играми, трудности отвлечения от игрового процесса);
- высказывание о намерении совершить противоправные действия (прямое высказывание намерения или угрозы совершить нападение на школу с указанием даты и времени, высказывания идей мести).
Критерий 2: личностные (мотивационные и индивидуально-психологические) характеристики обучающегося, являющиеся факторами риска формирования изменений в поведении, в том числе свидетельствующих о рисках совершения противоправного деяния:
- тревожность, сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям), обидчивость, ранимость;
- склонность к накоплению отрицательных переживаний, интроверсия (направленность личности на явления собственного субъективного мира), низкая демонстративность;
- ригидность (затрудненность в изменении намеченной деятельности в условиях, объективно требующих перестройки), враждебность, агрессивность.
Критерий 3: особенности социальной среды, являющиеся факторами риска формирования изменений в поведении обучающихся, которые могут свидетельствовать о рисках совершения ими общественно опасного деяния:
- факты жестокого обращения и агрессии со стороны сверстников в образовательной организации (насмешки, издевательства, травля со стороны одноклассников, социальный остракизм [отвержение]);
- слабый контроль со стороны взрослых, родителей (законных представителей), отсутствие родительской поддержки, дистанцированность в отношениях в семье;
- семейное неблагополучие (дисфункциональная семья), в том числе развод родителей;
- особенности обучения в начальной школе (условия не соответствовали возможностям и потребностям ребенка [трудности адаптации, непринятие сверстниками, плохая успеваемость, отсутствие интереса к учебе, смена школ]).
1.2. Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: социометрическое исследование
Еще одним подходом к организации и проведению индивидуального скрининга, рекомендуемого к реализации в образовательных организациях, является изучение социально-психологического климата в классе (группе) обучающихся, который может проводиться в форме социометрического исследования 1.
------------------------------
1 Диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах, разработан Я. Морено.
------------------------------
Социально-психологический климат 2 в классе (группе) - состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях обучающихся друг с другом и педагогами. Проявляется в групповом настроении, общественном мнении, межличностных отношениях и нравственном сознании группы.
------------------------------
2 Безрукова B.C. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000.
------------------------------
Выявление особенностей взаимоотношений в классе (группе) (потенциальные конфликты, лидерство и пр.), определение обучающихся с трудностями социальной адаптации или изолированных от ученического коллектива крайне важно, так как такие обучающиеся могут иметь повышенный риск формирования девиантного поведения, в том числе связанного с общественно опасными проявлениями в дальнейшем.
Особенную важность социометрия имеет в связи с тем, что это один из наиболее надежных методов выявления социального остракизма в группе (игнорирование, исключенность обучающегося другими членами коллектива, или его отвержение ими), что является значимым фактором риска формирования отклоняющегося поведения, подтвержденным научными исследованиями зафиксированных фактов общественно опасных, деструктивных проявлений среди обучающихся 1.
------------------------------
1 Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних: [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. N 3. С, 37-44; Бойкина Е.Э. Агрессия сквозь призму социального остракизма: [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. N 3. С. 60-67.
------------------------------
Ценность социометрического исследования заключается в его универсальности - в несколько упрощенном виде оно доступно для проведения и среди обучающихся начальной школы.
Процедура исследования включает в себя опрос обучающихся с целью выявления особенностей межличностных отношений в ученическом коллективе, степень сплоченности.
Анализ результатов позволяет выявить структуры взаимоотношений в группе, оценить характер эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), место каждого обучающегося в структуре группы ("звезды", "предпочитаемые", "принимаемые", "изолированные").
В целях соблюдения единообразия скрининговых процедур рекомендуется типовой инструментарий социометрического исследования для обучающихся начальной, средней и старшей школы, студентов профессиональных образовательных организаций. В зависимости от возрастной группы социометрические вопросы могут быть модифицированы.
Для младших классов рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. С кем из класса ты любишь играть вместе?
2. Кто из класса самый добрый?
Для 5-8-х классов рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. С кем из класса ты чаще всего общаешься вне уроков?
2. У кого из класса ты бы попросил помощи в личном деле?
Для 9-11-х классов, студентов профессиональных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие вопросы:
1. С кем из класса (группы) ты чаще всего общаешься вне уроков?
2. У кого из класса (группы) ты бы попросил помощи в личном деле?
3. С кем из класса (группы) ты общаешься меньше/чем хотелось бы?
Количество выборов, совершаемых обучающимися в ходе ответов на вопросы исследования, не должно быть более шести для каждого обучающегося, при этом число выборов необходимо уменьшать для коллективов меньшего размера. Ниже в таблице представлено соотношение размера ученического коллектива и рекомендуемого количества выборов.
Таблица
Численность обучающихся в коллективе |
Социометрическое ограничение |
5-7 |
1 |
8-11 |
2 |
12-16 |
3 |
17-21 |
4 |
22-26 |
5 |
27 и более |
6 |
Кроме того, следует избегать установления минимального количества выборов, чтобы не ограничивать обучающихся в свободе выразить свой выбор и не искажать результаты социометрии. Таким образом, обучающийся может никого не выбрать, это тоже будет выступать диагностическим критерием.
Следует выделить несколько рекомендуемых к соблюдению условий при организации и проведении социометрического исследования.
1. Стабильные результаты можно получить после 5-6 недель после образования группы, что важно учитывать в случае исследования вновь созданных коллективов (1-е классы, 5-е классы, 10-е классы).
2. Необходимо обеспечить конфиденциальность исследования. Члены коллектива не должны советоваться или обсуждать свои выборы.
3. В процессе проведения исследования необходимо поддерживать позитивную мотивацию и положительный эмоциональный фон исследования.
4. Социометрическое исследование должно охватить всех членов ученического коллектива. Отсутствующих учеников следует вовлечь в исследование в другие дни. В случае если некоторые из обучающихся будут возражать против участия, следует провести дополнительное разъяснение мотивов исследования (стремление к улучшению климата в коллективе), принципа конфиденциальности (никто не узнает, кто кого выбрал). При этом не следует принуждать обучающихся к участию в случае активного сопротивления, так как это может повлечь только ухудшение отношений в классе (группе). Следует заранее предусмотреть дополнительный вид активности, которым может заниматься обучающийся, не вовлеченный в социометрическое исследование. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется организовать исследование в игровой форме.
В результате социометрического исследования формируется карта класса (группы) (социограмма), которая отражает весь спектр взаимоотношений между всеми обучающимися и позволяет выявить проблемные зоны и нуждающихся в помощи. В практике педагогов-психологов встречается использование цифровых платформ, позволяющих сформировать развернутую наглядную социограмму, в доступном визуальном виде определить весь спектр системы межличностных отношений в классе (группе).
Социометрическое исследование рекомендуется приурочить к Неделе психологии в образовательных организациях, традиционно проводимой в октябре и апреле каждого учебного года (письмо Минпросвещения России от 27 марта 2023 г. N 07-1645), с возможностью отследить динамику изменений в рамках повторного исследования.
2. Вектор массового скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся
В Российской Федерации среди обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7-го класса обучения в общеобразовательной организации ежегодно проводится социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - СПТ, тестирование), проведение которого определено федеральными нормативными правовыми актами 1. СПТ является инструментом организации воспитательной и профилактической работы в образовательной организации и содействует выявлению обучающихся, нуждающихся в адресной психолого-педагогической помощи и соответствующем сопровождении специалистов.
------------------------------
1 Тестирование проводится в соответствии с пунктом 3 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Порядок проведения тестирования утвержден приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. N 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях".
------------------------------
2.1. Выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением: социально-психологическое тестирование
Методика СПТ 2, доработанная Минпросвещения России в 2022 году, позволяет диагностировать не только риски аддиктивных форм поведения, но и иные формы рискового поведения обучающихся. Результаты тестирования рекомендуется использовать для проектирования рабочих программ воспитания обучающихся в образовательных организациях, для оказания обучающимся своевременной психолого-педагогической помощи и учитывать при разработке индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения.
------------------------------
2 Методические рекомендации по применению единой методики социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, направленные письмом Минпросвещения России от 6 марта 2023 г. N 07-1139дсп в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
------------------------------
Анализ результатов тестирования проводится на основании соотношения факторов риска и факторов защиты, которые представлены следующими шкалами:
- шкалы, определяющие факторы риска: "плохая приспосабливаемость, зависимость", "потребность во внимании группы", "принятие асоциальных (аддиктивных) установок", "стремление к риску", "импульсивность", "тревожность", "фрустрированность", "склонность к делинквентности";
- шкалы, определяющие факторы защиты: "принятие родителями", "принятие одноклассниками", "социальная активность", "самоконтроль поведения", "самоэффективность", "адаптированность к нормам", "фрустрационная устойчивость", "дружелюбие, открытость".
Методика тестирования заключается в анализе ответов обучающихся на вопросы, соответствующие вышеуказанным шкалам.
Одним из преимуществ методики тестирования является возможность создания так называемого профиля обучающегося, класса (группы), школы, который в наглядном виде демонстрирует критические значения по каждой шкале.
Методика тестирования позволяет видеть не только области явных дефицитов и деформаций в развитии индивидуальности, но и ресурсные области обучающегося, области потенциального роста и развития. При этом следует понимать реверсивность результатов пошкального анализа факторов риска и факторов защиты. Критические значения по шкалам факторов защиты свидетельствуют о наличии зон риска, и, наоборот, некритическая выраженность факторов риска свидетельствует о наличии ресурсных зон. Внимания специалистов требуют даже единичные критические значения шкал как векторы приложения профессиональных усилий.
Пошкальный анализ результатов тестирования класса (группы) поможет определить направления как индивидуальной, так и групповой работы с обучающимися.
3. Алгоритм организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся по результатам скрининговых исследований
Проведение скрининговых исследований, обозначенных в Методических рекомендациях, своей конечной целью ставит определение среди обучающихся единого комплекса мероприятий, реализуемых в соответствии с принципами, принятыми в психолого-педагогической практике, с учетом условий образовательной организации.
Скрининговые исследования, как и последующее психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, проводятся на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями части 3 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Такое согласие оформляется на каждого обучающегося в рамках уже существующих процедур, и дополнительного согласия на скрининговые мероприятия, указанные в настоящих Методических рекомендациях, не требуется. Работа с результатами тестирования также проводится на основании информированного согласия на участие в тестировании самого обучающегося или согласия его родителей (законных представителей) для обучающихся в возрасте до 15 лет. Анализ результатов тестирования и доступ к ним педагога-психолога образовательной организации не противоречит принципу соблюдения конфиденциальности при проведении СПТ.
Таким образом, деятельность педагога-психолога, педагогических работников, классных руководителей (по компетенции) по результатам предлагаемых скрининговых мероприятий осуществляется в виде следующих форм работы:
- групповая работа: комплекс мероприятий превентивной направленности, связанных с воспитательной деятельностью среди обучающихся, психолого-педагогической работой в отдельном классе (группе), направленной на предупреждение рисков формирования девиантного поведения и нивелирование отдельных девиантных проявлений обучающихся;
- индивидуальная работа: комплекс мероприятий с обучающимися, изменения в поведении которых свидетельствуют, в том числе, о рисках совершения общественно опасного деяния и требуют неотложной психолого-педагогической помощи и коррекции.
3.1. Комплекс мероприятий, направленный на профилактику девиантного поведения обучающихся: групповая работа
В целях профилактики развития факторов риска девиантного (общественно опасного поведения) на основании всей совокупности скрининговых мероприятий, реализованных в конкретном классе (группе): по результатам психолого-педагогического наблюдения, направленного на выявление изменений в поведении обучающихся, по результатам исследования социально-психологического климата в классе (группе) или пошкального анализа результатов тестирования, рекомендуется проведение групповых мероприятий в следующих направлениях.
1. Укрепление индивидуально-психологических факторов защиты обучающихся, среди которых: высокий уровень развития интеллекта, эмоциональная зрелость, коммуникабельность, умение управлять своими эмоциями, самоконтроль, адекватная самооценка, целеустремленность, навык принятия решений, уважение законов и норм общества и т.д.
Мероприятия, способствующие укреплению индивидуально-психологических факторов защиты:
- реализация программ, направленных на развитие навыков целеполагания, прогнозирования;
- реализация программ развития навыков уверенного отказа, ассертивного поведения, развития субъектной позиции;
- реализация программ обучения навыкам рефлексии и аргументации с использованием игровых форм взаимодействия, дебатов и дискуссий;
- проведение развивающих занятий по коррекции иррациональных убеждений и формированию рациональных установок, развитие психоэмоциональной саморегуляции;
- проведение развивающих занятий, направленных на преодоление деструктивных психоэмоциональных состояний (тревога, страх, вина, гнев [агрессия], обида и др.);
- организация деятельности, способствующей самопроявлению обучающихся, раскрывающей их интересы и увлечения (проекты по поддержке хобби, создание условий по обмену опытом увлечений, оформление классных комнат).
2. Укрепление социально-средовых факторов защиты обучающихся, среди которых: доверительные отношения и поддержка со стороны родителей и просоциальных взрослых, просоциальные взаимоотношения со сверстниками в группе, социальная активность, сформированная культура достижений.
Мероприятия, способствующие укреплению социально-средовых факторов защиты:
- применение универсальных педагогических методик и технологий для развития доверительных отношений в коллективе в целом;
- проведение социально-психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей обучающихся;
- организация работы родительских клубов, предоставляющих родителям комфортное пространство для обсуждения вопросов воспитания и обучения детей и подростков одного коллектива;
- организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся в целях повышения психолого-педагогической компетентности и активизации ресурсов семьи, способствующих благоприятной социализации и социальной адаптации детей и подростков;
- вовлечение обучающихся в общешкольные дела, активную деятельность (конкурсы творческих работ, походы, организация празднований социально значимых событий и пр.);
- создание условий для участия обучающихся в спортивных мероприятиях и кружках по интересам;
- применение ресурса института наставничества в деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся;
- создание условий для развития творческих способностей через посещение музеев, театров, кинотеатров;
- создание на базе образовательной организации кружков по интересам различной направленности (киноклубы, книжные клубы, кружки по декоративно-прикладному творчеству и пр.);
- проведение интеллектуальных игр и соревнований, викторин, конкурсов по темам здоровья, социальной активности и историко-культурных знаний и т.п.
Вышеуказанная деятельность реализуется с учетом принципов работы в группе: формирования доверительного отношения, поддержки, ответственности, уважения мнения каждого, свободы самопроявления и т.д.
Таким образом, одной из задач групповой работы с обучающимися является формирование благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе (классе, группе) и, как следствие, в образовательной организации в целом.
Психолого-педагогические программы, рекомендуемые для организации воспитательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися в образовательной организации, представлены в приложении к Методическим рекомендациям.
3.2. Комплекс мероприятий, направленный на предупреждение и коррекцию девиантного поведения обучающихся: индивидуальная работа
В случае выявления изменений в поведении обучающихся по результатам скрининговых исследований, наличия проявлений в поведении, свидетельствующих о явном риске формирования девиантного поведения, классный руководитель, педагог образовательной организации, взаимодействующие с конкретным обучающимся, информируют об этом педагога-психолога образовательной организации.
Педагог-психолог образовательной организации проводит соответствующую дополнительную диагностику рисков (по валидизированным методикам) 1 и учитывает в анализе результаты тестирования (в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет). В случае подтверждения явных рисков формирования девиантного поведения, в том числе свидетельствующих о рисках опасного поведения, информирует руководство образовательной организации и выносит на рассмотрение психолого-педагогического консилиума образовательной организации 1 (далее - ППк). В соответствии с примерным Положением о ППк в отношении выявленного обучающегося составляется план индивидуального психолого-педагогического сопровождения (далее - ИППС).
------------------------------
1 Рекомендуется к применению открытый реестр психодиагностических методик, приведенный в приложении 3 к методическим рекомендациям "Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях"/Рубцов В.В., Сергоманов П.А., Леонова О.И. [и др.]; Министерство просвещения Российской Федерации. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020.
------------------------------
1Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утверждено распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N P-93).
------------------------------
В случае выявления необходимости привлечения специалистов клинического профиля к реализации плана ИППС обучающегося, например, клинического психолога, психиатра, по решению ППк родителям (законным представителям) обучающегося рекомендуется обратиться за консультацией к соответствующему специалисту в медицинскую организацию или в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию 2 (далее - ПМПК) по месту проживания обучающегося.
------------------------------
2Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082).
------------------------------
В соответствии с приказом Минздрава России от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" соответствующая медицинская помощь может быть оказана в кабинете медико-консультативной помощи, кабинете врача-психиатра детского (кабинете психического здоровья детей), психоневрологическом диспансере (центре психического здоровья, диспансерном отделении психиатрической больницы).
В рамках деятельности кабинета медико-консультативной помощи (далее - Кабинет), который является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, предусмотрена работа медицинского психолога.
Кабинет осуществляет следующие функции:
1) проведение клинико-психологического исследования: высших психических функций, процессов, состояний; эмоционально-аффективной, ценностно-мотивационной, волевой сфер личности; имеющихся психологических проблем, выраженности психологических конфликтов, уровня и способов психологической адаптации, личностных ресурсов; межличностных отношений в соответствии с целью психодиагностического исследования и принятыми этикодеонтологическими нормами;
2) представление пациенту и (или) его законному представителю информации о результатах проведенной психологической диагностики;
3) консультирование пациента и (или) членов его семьи либо иных законных представителей по вопросам, связанным с имеющимся заболеванием, стрессовой ситуацией, комплаентным поведением, эффективной коммуникацией;
4) участие в оказании помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения (далее - психические расстройства), связанными со стрессом, включая посттравматическое стрессовое расстройство;
5) мотивирование пациента к соблюдению рекомендаций врача и образа жизни, способствующего поддержанию, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья;
6) разработка и представление пациенту и (или) членам его семьи либо иным законным представителям психологических рекомендаций, соответствующих актуальному состоянию пациента, в том числе его познавательным функциям, эмоционально-личностной сфере, психологическому, социальному и семейному функционированию, способам и стилю адаптации к стрессу;
7) направление лиц с признаками психических расстройств и расстройств поведения в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь при психических расстройствах;
8) направление лиц с признаками заболеваний на консультацию к врачам-специалистам;
9) организация и проведение санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике психических расстройств;
10) оказание методической и консультативной помощи врачам-специалистам по вопросам клинико-психологической помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий;
11) участие во взаимодействии с общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, медицинскими организациями.
Таким образом, деятельность медицинских психологов Кабинета является значимым ресурсом в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи обучающимся образовательных организаций.
В целях организации межведомственного взаимодействия специалистов образовательных и медицинских организаций на уровне региональных и муниципальных органов управления в сфере образования субъекта Российской Федерации рекомендуется проработать вопрос и определить алгоритм маршрутизации обучающихся для оказания им при необходимости психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи вне образовательной организации исходя из особенностей и ресурсов организационной структуры образовательных и медицинских организаций муниципальных образований субъектов Российской Федерации. В рамках алгоритма рекомендовано определить закрепление образовательных организаций за определенными медицинскими организациями или иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, предусмотреть наличие контактной информации, ответственных специалистов, графика их работы, предоставление психолого-педагогической характеристики обучающегося, составленной специалистами психолого-педагогического службы образовательной организации, и т.п.
Решение ППк образовательной организации о направлении обучающегося на консультацию в медицинскую организацию или ПМПК доводится до сведения родителей (законных представителей) обучающегося. Педагог-психолог информирует их о выявленной необходимости дополнительной консультации клинического психолога, психиатра. Родителям (законным представителям) даются подробные разъяснения о причинах приглашения на консультацию, выявленной необходимости посещения специалистов клинического профиля. При этом важно сделать акцент на совместной деятельности родителей (законных представителей) обучающегося и специалистов в интересах ребенка и сохранения его здоровья. Проведенные встречи с родителями (законными представителями) обучающегося также фиксируются в материалах плана ИППС обучающегося.
По результатам встречи с родителями (законными представителями) рекомендуется оформить и подписать направление на консультацию, в котором могут содержаться контактные данные рекомендованных к посещению специалистов (организаций), месте их нахождения, графике работы и т.п. Крайне важно уведомить родителей (законных представителей) обучающегося о целесообразности предоставления рекомендаций клинических специалистов или заключения ПМПК в целях создания в образовательной организации оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на информирование специалистов образовательной организации о результатах консультации врача-психиатра или получение рекомендаций фиксируется в направлении на консультацию.
Для фиксации в плане ИППС предпринимаемых мер рекомендуется предусмотреть хранение копии или второго экземпляра направления с подписью родителя (законного представителя) обучающегося. Например, один экземпляр направления передается родителю (законному представителю) обучающегося, второй экземпляр направления на консультацию прикладывается к материалам плана ИППС.
При посещении обучающимися в сопровождении родителей (законных представителей) медицинской организации или территориальной ПМПК рекомендуется организовать предоставление от образовательной организации психолого-педагогической характеристики обучающегося.
Рекомендации специалистов ПМПК или медицинской организации учитываются при корректировке плана ИППС обучающегося.
3.3. Профилактика девиантного поведения обучающихся в циклограмме деятельности педагогических работников образовательной организации
Предлагаемые в Методических рекомендациях скрининговые мероприятия целесообразно включать в общую циклограмму деятельности педагогических работников образовательной организации.
Стоит отметить, что вектор индивидуального скрининга в рамках психолого-педагогического наблюдения реализуется на постоянной основе со стороны классных руководителей, педагогов и педагогов-психологов образовательной организации. Педагог-психолог образовательной организации использует результаты психолого-педагогического наблюдения при составлении и корректировке планов ИППС с обучающимися выявленных групп риска. Ниже представлен пример циклограммы скрининговых мероприятий, включая деятельность по анализу результатов и реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Период |
Содержание деятельности |
Включенность педагогического коллектива (по компетенции) |
1 |
2 |
3 |
Сентябрь |
Организация информационно-мотивационной кампании СПТ |
Педагог-психолог Классные руководители Социальный педагог |
Октябрь |
Проведение СПТ Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление групп риска |
Педагог-психолог Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители |
Ноябрь |
Анализ результатов СПТ: выявление групп риска. Составление планов ИППС по результатам СПТ, социометрического исследования, с учетом результатов психолого-педагогического наблюдения. Разработка рекомендаций педагогам, классным руководителям по проведению групповой работы в классе (по компетенции) |
Педагог-психолог Социальный педагог ППк |
Декабрь |
Корректировка планов ИППС |
ППк Педагог-психолог Социальный педагог |
Январь-март |
Реализация планов ИППС, реализация развивающих и иных программ в рамках групповой работы |
Классные руководители Педагог-психолог Социальный педагог |
Апрель |
Проведение социометрического исследования и анализ его результатов, выявление динамики изменений социально-психологического климата класса (группы) |
Педагог-психолог Классные руководители |
Май-июнь |
Анализ результатов деятельности |
Педагог-психолог |
Циклограмма представляет собой запланированную работу педагогического коллектива образовательной организации. Однако в случае обнаружения явного риска совершения общественно опасного деяния реализуются меры экстренного реагирования и профилактической работы в соответствии с алгоритмом, указанном в Навигаторе.
Алгоритм действий
классных руководителей и педагогических работников образовательных организаций при обнаружении проявлений, которые могут свидетельствовать о риске совершения общественно опасного деяния
Если по результатам скрининга проявлений девиантного поведения обучающихся обнаруживается сочетание нескольких признаков (особенно специфических) и случай подразумевает хотя бы малейшую потенциальную угрозу для здоровья, действуйте незамедлительно по специальному алгоритму.
1. Меры экстренного реагирования при непосредственной опасности
В случае непосредственной опасности для жизни и здоровья окружающих и самого обучающегося проверьте информацию (если возможно) и немедленно известите руководителя, педагогов, специалистов образовательной организации и правоохранительные органы.
2. Меры профилактической работы при выявлении потенциально высокого риска проявления девиантного (общественно опасного) поведения
Инициируйте углубленное психологическое и социально-педагогическое обследование обучающегося для последующего обсуждения ситуации на ППк.
Рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов:
1) педагог-психолог проводит исследование, которое включает в себя оценку психологического состояния обучающегося с целью выявления агрессивных и аутоагрессивных тенденций, тревожных и депрессивных состояний обучающегося. Оценке подлежат его текущее состояние (стресс, ситуативная тревожность, фрустрация), личностные свойства (в первую очередь агрессивность и личностная тревожность) и отношения с окружающими (отношения с родителями, отношения со сверстниками);
2) социальный педагог составляет подробную характеристику социальной ситуации обучающегося, выясняет характер взаимодействия и отношений обучающегося с одноклассниками (одногруппниками), его социально-психологический статус в классе (группе), семейную ситуацию.
При обнаружении потенциально высокого риска поставьте в известность руководителя образовательной организации и незамедлительно вынесите этот случай на ППк с другими специалистами школы, педагогическим советом или в рамках деятельности Совета профилактики образовательной организации. Совместно с другими специалистами примите решение о дальнейших мерах психолого-педагогического и социально-педагогического характера, разработайте (скорректируйте) план ИППС и индивидуальной профилактической работы. Важно, чтобы обучающийся и его родители принимали участие в обсуждении. Комплекс мер по работе со случаем представлен в разделе 3.2 Методических рекомендаций.
Дополнительную помощь в организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося в случаях выявления потенциально высокого риска общественно опасного поведения и выявленной необходимости усиления (индивидуализации) программы профилактики предоставляют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центры). Это может быть как дополнительное психолого-педагогическое обследование, так и участие обучающегося в коррекционно-развивающих программах, реализуемых ППМС-центром. При этом координирующая роль педагога-психолога образовательной организации сохраняется. Работа специалистов ППМС-центра является частью общего плана ИППС обучающегося.
В случаях выявления и сохранения высокого риска проявлений девиантного поведения обучающихся с риском совершения общественно опасного деяния при необходимости организуйте привлечение к реализации индивидуальной профилактической программы органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: органы внутренних дел (инспекторы подразделения по делам несовершеннолетних), органы опеки и попечительства, социально-реабилитационные центры, медицинские организации (специализированные учреждения детской и подростковой психиатрии). При необходимости возможно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам, относящимся к компетенции данного коллегиального органа.
При этом важно понимать, что взаимодействие между участниками образовательных отношений в контексте профилактики девиантного поведения не должно сводиться к давлению. Педагогическим работникам следует выступать в роли партнеров и наставников для обучающихся, общаться с ними с позиций уважения и принятия, стремиться понять их мотивы и потребности. Одним из ключевых аспектов профилактики девиантного поведения является создание доверительных отношений между педагогами и учениками, которые позволяют выработать здоровые механизмы реагирования на различные жизненные ситуации и проблемы.
Родители (законные представители) обучающегося играют ключевую роль в процессе реализации ИППС и профилактических программ. Критически важными являются настроенность родителей (законных представителей) на сотрудничество с образовательной организацией и их участие в различных мероприятиях, которые будут способствовать социальной адаптации и развитию, их детей. В индивидуальной работе со случаем рекомендуется формировать у родителей (законных представителей) обучающегося готовность оказывать поддержку и помощь своему ребенку, а также готовность обращаться за помощью к специалистам, если это необходимо.
Заключение
Современные вызовы диктуют необходимость усиления работы специалистов, направленной на выявление обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением и организацию их сообразного психолого-педагогического сопровождения, а также организацию воспитательной и профилактической работы в целом.
Ключевая роль в такой деятельности отводится специалистам, педагогическим работникам образовательных организаций, поскольку именно в сфере образования заключены максимальные ресурсы и возможности для взаимодействия с обучающимися.
Следует понимать, что базисные условия, предотвращающие формирование или способствующие нивелированию девиантных проявлений обучающихся, заключаются в эффективности общей системы воспитания детей и подростков как в семье, так и в системе образования, формировании благоприятного социально-психологического климата образовательной организации.
Образовательная среда может и должна способствовать удовлетворению всего комплекса социальных или личностных потребностей обучающихся: способствовать (формировать условия) их положительному социальному проявлению и самовыражению, обеспечивать удовлетворение потребности в общении и принадлежности группе, давать возможность быть принимаемым, уважаемым, признаваемым в среде сверстников и значимых взрослых, конечно же при активном участии, принятии и поддержке со стороны родителей.
Именно реализация вышеуказанных условий позволит минимизировать влияние факторов риска развития девиантного поведения и позволит усилить факторы защиты как личностные, так и социальные, способствующие позитивной социализации и социальной адаптации обучающихся.
Предлагаемые скрининговые мероприятия и последующие алгоритмы психолого-педагогического сопровождения обучающихся являются необходимым инструментарием повышения эффективности психолого-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения обучающихся.
Приложение
Психолого-педагогические программы, рекомендуемые для организации воспитательной, профилактической и коррекционно-развивающей работы среди обучающихся в образовательной организации 1
------------------------------
1 Программы прошли экспертную оценку общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" и рекомендованы для реализации в образовательных организациях. С программами, в том числе и по иным направлениям работы с обучающимися, можно ознакомиться на странице общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России" (ссылка: https://rospsy.ru/KPresults).
------------------------------
N |
Программа |
Авторы |
Ссылка |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Программа коррекции школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии "Я и Мы" |
Дунская Татьяна Павловна, педагог-психолог МАУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Советского района г. Челябинска", Челябинская область |
https://rospsy.ru/node/680 |
2. |
Методика развития эмоционального интеллекта младших школьников "Сказочный сюжет" |
Баравкова Марина Михайловна, педагог-психолог МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", г. Вяземский, Хабаровский край |
https://rospsy.ru/node/717 |
3. |
Комплексная программа развития субъектной ресурсности обучающихся на разных возрастных этапах |
Гарбузова Анжела Михайловна, директор; Ильяшова Екатерина Анатольевна, заместитель директора по УВР; Швалева Нина Михайловна, методист по НИД; Боброва Алена Вячеславовна, педагог-психолог; Мясоедова Ангелина Викторовна, педагог-психолог; Пищулина Любовь Викторовна, педагог-психолог МБОУ Лицей N 15, г. Пятигорск, Ставропольский край |
https://rospsy.ru/node/870 |
4. |
Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник" |
Гусова Залина Хаджимуратовна, заместитель директора; Гобаева Илона Робертовна, педагог-психолог; Соболева Оксана Ониковна, педагог-психолог МАУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центр диагностики и консультирования "Доверие" г. Владикавказа, республика Северная Осетия - Алания |
https://rospsy.ru/node/670 |
5. |
Психолого-педагогическая программа "Эффективное взаимодействие" (для обучающихся 5-х классов) |
Байбородова Э.Ю., педагог-психолог, учитель музыки МБОУ СОШ N 2, г. Павловский Посад, Московская область |
https://rospsy.ru/node/1770 |
6. |
Развивающая психолого-педагогическая программа "Познаю себя. Развиваюсь. Стремлюсь" |
Иванова Саргылана Анатольевна, педагог-психолог; Тимофеева Елена Даниловна, педагог-психолог МБОУ "Сунтарский политехнический лицей-интернат" муниципального района "Сунтарский улус (район)", Республика Саха (Якутия) |
https://rospsy.ru/node/872 |
7. |
Вторичная психологическая профилактика самоповреждающего поведения школьников |
Билецкая Наилля Ханяфиевна, заместитель директора по ВР, учитель психологии высшей категории; Белоусова Светлана Анатольевна, доктор психологических наук, педагог-психолог высшей категории; Тетюева Татьяна Александровна, педагог-психолог первой категории МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 108 г. Челябинска имени Героя Российской Федерации А.В. Яковлева", Челябинская область |
https://rospsy.ru/node/668 |
8. |
Психолого-педагогическая программа "Как не просмотреть беду..." |
Кучегашева Полина Петровна, директор научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО "ВГАПО"; Орешкина Наталья Владимировна, специалист научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО "ВГАПО", педагог-психолог МОУ СШ N 99 им. дважды Героя Советского Союза А.Г. Кравченко; Колотева Елена Юрьевна, педагог-психолог МКОУ СШ N 5 городского округа город Михайловка Волгоградской области; Антамошкина Елена Александровна, педагог-психолог МОУ Гимназия N 8 Красноармейского района г. Волгограда; Николаева Юлия Павловна, педагог-психолог МБОУ СШ N 35 им. В.П. Дубины г. Волжский Волгоградской области; Штонда Елена Михайловна, специалист научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО "ВГАПО", Волгоградская область |
https://rospsy.ru/node/860 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 28 июля 2023 г. N 07-4251 "О направлении методических рекомендаций"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", сентябрь 2023 г. N 17