Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
от 11.03.2023 N 102
Методические рекомендации
по согласованию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
1. Настоящие Методические рекомендации по согласованию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Рекомендации) регулируют порядок взаимодействия центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора при согласовании планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (далее - план).
2. Рекомендации действуют до вступления в силу административного регламента по согласованию планов и не устанавливают обязательных требований для граждан и организаций.
3. Государственная услуга по согласованию планов предоставляется центральным аппаратом и территориальными органами Росприроднадзора.
4. Согласование планов осуществляется в соответствии с требованиями:
4.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
4.2. Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
4.3. постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
4.4. постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов";
4.5. постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг";
4.6. постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников";
4.7. постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 852 "Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг";
4.8. постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг".
5. План разрабатывается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация) 1.
6. План разрабатывается для объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - объекты) и эксплуатация которых допускается при наличии плана.
7. Критериями определения объектов являются 2:
7.1. максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;
7.2. максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.
8. Заявление о согласовании плана может быть составлено в произвольной форме.
9. План может быть представлен эксплуатирующей организацией на согласование в центральный аппарат или в территориальный орган Росприроднадзора.
10. В случае если план поступил на рассмотрение от эксплуатирующей организации в территориальный орган Росприроднадзора, в течение 1 рабочего дня такой территориальный орган перенаправляет в центральный аппарат:
10.1. при поступлении заявления и плана в виде электронных документов - документы в полном объеме;
10.2. при поступлении заявления и плана в виде документов на бумажном носителе - сканированные копии заявления, титульных листов плана или иных документов, позволяющих идентифицировать объекты.
11. В случае если план поступил на рассмотрение от эксплуатирующей организации в центральный аппарат Росприроднадзора, а также в случае его поступления от территориального органа в соответствии с пунктом 10 Рекомендаций, центральный аппарат в течение 3 рабочих дней принимает одно из следующих решений:
11.1. о рассмотрении плана в центральном аппарате;
11.2. о направлении плана на рассмотрение в территориальный орган Росприроднадзора.
12. В случае если центральным аппаратом Росприроднадзора принято решение о направлении плана, представленного в виде документа на бумажном носителе, на рассмотрение не в тот территориальный орган Росприроднадзора, которому такой план поступил первоначально, то копия поручения о рассмотрении плана направляется территориальному органу, в котором находится план на бумажном носителе, с указанием о необходимости направления плана соответствующему территориальному органу для рассмотрения.
13. В случае если центральным аппаратом Росприроднадзора принято решение о рассмотрении в центральном аппарате плана, который был ранее представлен в виде документа на бумажном носителе в территориальный орган, то центральным аппаратом направляется в такой территориальный орган указание о необходимости направления плана в полном объеме в центральный аппарат.
14. В центральном аппарате Росприроднадзора рассмотрение планов осуществляется Управлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора совместно с Управлением государственного геологического надзора.
15. Центральный аппарат Росприроднадзора в ходе рассмотрения плана при необходимости запрашивает информацию, необходимую для рассмотрения плана, в территориальном органе Росприроднадзора по месту расположения объекта.
16. В случае если территориальный орган Росприроднадзора, в который направлен на согласование план в соответствии с пунктом 11.2 Рекомендаций, не осуществляет полномочий на территории расположения объекта, такой территориальный орган может запросить информацию, необходимую для рассмотрения плана, в территориальном органе Росприроднадзора по месту расположения объекта.
17. План рассматривается на предмет его соответствия следующим требованиям 3:
17.1. План должен содержать:
17.1.1. общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
17.1.2. сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
17.1.3. максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 17.3 Рекомендаций;
17.1.4. прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта);
17.1.5. перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;
17.1.6. расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
17.1.7. расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации - в течение 6 часов;
17.1.8. состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
17.1.9. порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
17.1.10. схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;
17.1.11. мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;
17.1.12. информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
17.1.13. информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается, если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
17.1.14. календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
17.2. К плану прилагаются:
17.2.1. копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
17.2.2. копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
17.2.3. копия лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.
17.3. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
17.3.1. нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;
17.3.2. нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;
17.3.3. поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 72 часа по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;
17.3.4. железнодорожный подвижной состав - 50 процентов общего объема цистерн с нефтью (нефтепродуктами) в железнодорожном подвижном составе;
17.3.5. нефтяные терминалы во внутренних водах (за исключением внутренних морских вод), причалы в речном порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке;
17.3.6. внутрипромысловые и межпромысловые трубопроводы (в том числе надводные и подводные, проходящие через водные объекты) - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытия задвижек на поврежденном участке);
17.3.7. магистральные трубопроводы при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
17.3.8. магистральные трубопроводы при проколе - 2 процента максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или утвержденной проектной документацией (для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, процент максимального объема нефти и нефтепродуктов определяется порогами срабатывания таких систем);
17.3.9. магистральные трубопроводы при пересечении водных объектов - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке с учетом профиля трассы;
17.3.10. технологические трубопроводы (кроме внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов) - 25 процентов максимального объема прокачки нефти и нефтепродуктов, определяемой характеристиками насосного оборудования, за время, необходимое на остановку прокачки в соответствии с утвержденной проектной документацией и закрытие задвижек на поврежденном участке, и объем нефти и нефтепродуктов в трубопроводе между задвижками на поврежденном участке;
17.3.11. склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.
18. Срок согласования плана (подготовки письма с замечаниями по плану) не должен превышать двадцать рабочих дней со дня первого получения плана Росприроднадзором (центральным аппаратом или территориальным органом). 4
19. В случае если план подготовлен в отношении объекта, который не соответствует установленным Правилами критериям, либо представлен лицом, не являющимся эксплуатирующей организацией, Росприроднадзор возвращает представленные документы заявителю без рассмотрения по существу не позднее, чем в течение двадцати рабочих дней со дня их получения.
20. В случае поступления в эксплуатирующую организацию замечаний от Росприроднадзора, такая организация после доработки указанного плана с учетом данных замечаний направляет его на повторное согласование.
21. Срок повторного согласования плана не должен превышать десять рабочих дней со дня его получения Росприроднадзором.
22. В случае, если в течение установленных сроков согласования план или замечания к нему в эксплуатирующую организацию Росприроднадзором не направлялись, такой план считается согласованным.
23. Не требуется согласование плана в случае, если такой план является составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и на которую получено заключение государственной экологической экспертизы.
24. Эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении плана в территориальный орган Росприроднадзора, на территории деятельности которого расположен объект с приложением утвержденного плана.
25. Внесение изменений в план осуществляется эксплуатирующей организацией при условии согласования указанных изменений Росприроднадзором 5.
26. Срок согласования изменений, которые вносятся в план, не должен превышать десять рабочих дней со дня их получения Росприроднадзором (центральным аппаратом или территориальным органом).
27. В случае поступления в эксплуатирующую организацию замечаний от Росприроднадзора, такая организация после доработки изменений, которые вносятся в план, с учетом данных замечаний направляет их на повторное согласование.
28. Срок повторного согласования изменений, которые вносятся в план, не должен превышать пять рабочих дней со дня их получения Росприроднадзором (центральным аппаратом или территориальным органом).
------------------------------
1пункт 1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 (далее - Правила).
2пункт 4 Правил.
3пункты 5-7 Правил.
4пункт 7 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
5пункт 8 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 марта 2021 г. N 102 "Об утверждении методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.