Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено. - Приказ Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2023 г. N 11/од
Приложение N 1
к приказу ГКЦ PC (Я)
от 29 марта 2019 г. N 29/од
Положение
об организации в Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
1 февраля 2023 г.
I. Общие положения
1. Положение об организации в Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - Комитет) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Комитета.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды. Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Комитете;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса - рабочая группа по оценке эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
3. Задачи антимонопольного комплаенса Комитета:
- выявление комплаенс-рисков;
- управление комплаенс-рисками;
- контроль за соответствием деятельности Комитета требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
4. При организации антимонопольного комплаенса Комитет руководствуется следующими принципами:
- заинтересованность руководства Комитета в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обеспечение информационной открытости функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Организация антимонопольного комплаенса и обеспечение его функционирования осуществляется председателем Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - председатель), который:
- вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими и работниками Комитета правил антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту риски нарушения антимонопольного законодательства комплаенс-рисков Комитета:
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Комитета;
- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом.
6. Функции, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между Департаментом регулирования организаций коммунального комплекса и мобилизационной работы; отделом топливно-транспортного комплекса, техприсоединения, твердых коммунальных отходов; отделом потребительского рынка и сводной работы; отделом электроэнергетики и цифровизации; отделом административной и юридической работы.
7. К компетенции отдела административной и юридической работы Комитета относятся следующие функции:
- подготовка и представление председателю на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Комитета, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- консультирование сотрудников Комитета по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом в пределах полномочий;
- организация взаимодействия с другими отделами Комитета по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- информирование председателя о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- подготовка и внесение на утверждение председателю:
7.1. Карты комплаенс-рисков Комитета;
7.2. Ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
7.3. Плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Комитета;
7.4. Подготовка для подписания председателем и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
7.5. Организация обучения служащих и работников Комитета требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
7.6. Проведение проверок в случаях, предусмотренных, пунктом 18 настоящего Положения;
7.7. Ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Комитет.
8. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возлагаются на рабочую группу Комитета, в которую входят представители отделов и Департамента, а также другие служащие и сотрудники по решению председателя.
9. К функциям коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка плана мероприятия ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Комитета в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе;
- инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе деятельности государственных гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами Комитета;
- выявление конфликта интересов в деятельности служащих и работников Комитета, разработка предложений по их исключению;
- выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
- подготовка аналитической справки, содержащей результаты анализа информации по вопросам, указанным в пункте 11 настоящего Положения;
- подготовка предложений:
в карту комплаенс-рисков Комитета в соответствии с требованиями, установленными разделом IV настоящего Положения;
по ключевым показателям эффективности антимонопольного комплаенса;
в план мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Комитета;
III. Выявление и оценка рисков нарушения Комитетом антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
10. Выявление и оценка комплаенс-рисков Комитета осуществляется коллегиальным органом.
11. В целях выявления комплаенс-рисков коллегиальным органом проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Комитета;
- анализ нормативных правовых актов Комитета, а также актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.);
- анализ проектов нормативных правовых актов Комитета;
- мониторинг и анализ практики применения ФАС России антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений);
- систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
12. При проведении (не реже одного раза в год) коллегиальным органом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуется следующее мероприятие:
- составление перечня нарушения антимонопольного законодательства в Комитете, который содержит классифицированные по сферам деятельности Комитета сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом, позицию Комитета, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
13. При проведении отделом административной и юридической работы анализа нормативных правовых актов Комитета реализуются следующие мероприятия:
- разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Комитета (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в срок не позднее мая отчетного года);
- размещение на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
- сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
- представление председателю сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Комитета (в срок не позднее сентября отчетного года).
14. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов отделом административной и юридической работы реализуются следующие мероприятия (в течение отчетного года):
- размещение на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решении, в том числе их влияния на конкуренцию;
- сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
15. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Комитете отделом бухгалтерской и юридической работы реализуются следующие мероприятия:
- сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в Комитете;
- подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Комитете.
16. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Комитета согласно разделу IV настоящего Положения.
17. Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется коллегиальным органом по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
18. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 21.02.2019 года N 87-РГ.
19. В случае если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков коллегиальным органом обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении государственными гражданскими служащими Комитета контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче в отдел административной и юридической работы.
20. Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков Комитета в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
21. Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Карта комплаенс-рисков Комитета
22. В карту комплаенс-рисков Комитета включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
23. Карта комплаенс-рисков Комитета утверждается председателем и размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Комитета
24. В целях снижения комплаенс-рисков ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Комитета. План мероприятий подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков Комитета.
25. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Комитета должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков Комитета) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков Комитета в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков Комитета);
- описание конкретных действии (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению комплаенс-рисков Комитета могут быть указаны дополнительные сведения:
необходимые ресурсы;
календарный план (для многоэтапного мероприятия);
показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
требования к обмену информацией и мониторингу.
26. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Комитета утверждается председателем в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия.
27. Руководитель рабочей группы на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Комитета.
28. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Комитета подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
29. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
30. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для рабочей группы, так и для Комитета в целом.
31. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Также количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях, (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
32. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса утверждаются председателем на отчетный год ежегодно в срок не позднее 1 февраля отчетного года.
33. Коллегиальный орган ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности, антимонопольного комплаенса.
34. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
35. Оценка эффективности и функционирования в Комитете антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
36. При оценке эффективности и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
- карту комплаенс-рисков Комитета, утвержденную председателем на отчетный период;
- ключевые показатели, эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные председателем на отчетный период;
- план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Комитета, утвержденный председателем на отчетный период.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
37. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется на подпись председателю, а подписанный председателем проект доклада представляется на утверждение коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке и сроки:
- проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется на подпись председателю не позднее 15 января года, следующего за отчетным;
- председатель подписывает проекта доклада в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
- коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.
38. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
- информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
- иную информацию, установленную настоящим Положением.
39. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца со дня его утверждения.
40. Доклад об антимонопольном комплаенсе Комитета, утвержденный коллегиальным органом, не реже 1 раза в год направляется отделом административной и юридической работы в Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) до 01 февраля.
IX. Ознакомление служащих и работников Комитета с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
41. При поступлении на государственную гражданскую службу в Комитет отдел административной и юридической работы обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
42. Отдел административной и юридической работы организует систематическое обучение служащих и работников Комитета требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
43. Информация о проведении ознакомления служащих и работников с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность
44. Рабочая группа несет ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Комитете в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. Служащие и работники Комитета несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Комитета, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.