Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Минздрава ЧР
от 11.09.2023 г. N 272
Стандарт
телемедицинского центра, телемедицинского пункта и телемониторинга
1. Общие положения
Стандарт телемедицинского центра, телемедицинского пункта и телемониторинга (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Концепцией развития телемедицинских технологий в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 27 августа 2001 года N 344/76, Федеральными законами от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", от 29 июля 2017 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".
Телемедицинская сеть Чеченской Республики предназначена для обеспечения консультаций медицинских работников городских и районных медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Чеченской Республики (далее - медицинская организация), со специалистами ведущих медицинских организациях Чеченской Республики, а при необходимости со специалистами ведущих медицинских организаций Российской Федерации.
Телемедицинская сеть может использоваться для дистанционного обучения и повышения квалификации специалистов.
Телемедицина является одной из передовых медицинских информационных технологий. Внедрение телемедицинских технологий в Чеченской Республике позволяет обеспечить:
удаленный мониторинг пациентов, что уменьшает число дней пребывания в стационаре, количество выездов высококвалифицированных врачей-специалистов в отдаленные территории и количество направлений пациентов на очный прием в медицинские организации;
снижение потерь рабочего времени в системе здравоохранения;
преодоление трудностей в диагностике и лечении сложных клинических случаев;
возможность диагностики и лечения пациентов на местах (в районной и городской медицинской организации) при обеспечении универсальности оказываемой медицинской помощи;
глобальное распространение профессиональных навыков;
улучшение здоровья населения Чеченской Республики, включая контроль над заболеваемостью;
снижение затрат на транспорт как пациентам, так и медицинским работникам.
2. Цели разработки Стандарта
Целью разработки Стандарта в Чеченской Республике является повышение качества оказания дистанционной медицинской помощи за счет внедрения в государственную систему здравоохранения Чеченской Республики единых правил использования телемедицинских технологий, которые позволяют организовать принципиально новое взаимодействие районных и городских медицинских организаций со специализированными и многопрофильными республиканскими медицинскими организациями и федеральными центрами путем дистанционного оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению, используя передовые информационные технологии и интеллектуальный потенциал ведущих республиканских и федеральных медицинских организаций.
3. Задачи телемедицинской сети Чеченской Республики
Обеспечить доступность квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению Чеченской Республики.
Повысить эффективность медицинских консультаций сложных больных на различных этапах оказания медицинской помощи.
Создать систему телемедицинской диагностики и мониторинга пациентов отдаленных сельских районов (телемониторинг ЭКГ, передача других диагностических изображений) специалистами республиканских и городских медицинских организаций.
Создать систему управления информацией о пациентах медицинских организаций с соблюдением требований по защите персональных данных.
Повысить эффективность организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Создать систему дистанционной подготовки и повышения квалификации медицинских кадров.
Создать систему информационной поддержки принятия управленческих решений руководителями органов и учреждений здравоохранения за счет организации системы дистанционного обмена управленческой информацией.
Предоставить возможность профессионального общения между медицинскими работниками медицинских организаций и их коллегами из специализированных медицинских центров Российской Федерации с использованием современных телекоммуникационных технологий.
4. Структура телемедицинской сети Чеченской Республики
Структура республиканской телемедицинской сети предполагает развитие информационной, организационной и технической инфраструктуры медицинских организаций.
Информационная инфраструктура - это совокупность источников получения информации и средств ее обработки, систем стандартизации форм представления и передачи информации, форм и методов оказания информационных услуг.
Организационная инфраструктура - это совокупность документов, регламентирующих функционирование телемедицинской сети Чеченской Республики.
Техническая инфраструктура - это аппаратно-программное обеспечение телемедицинской сети, с помощью которого реализуется доступ к информационным ресурсам телемедицинской сети всех субъектов телемедицинской сети.
Телемедицинский консультативный центр (далее - ТКЦ) организуются в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь населению на территории Чеченской Республики.
ТКЦ - подразделение медицинской организации, оснащённое телекоммуникационными, компьютерными, информационными средствами, оргтехникой, каналами связи, специальным программным обеспечением, имеющее подготовленный персонал для участия в дистанционных консилиумах врачей и проведения дистанционных медицинских вмешательств.
ТКЦ является структурным подразделением медицинской организации 3 уровня и специализированных городских медицинских организаций, на базе которых функционируют подразделения республиканского значения.
Республиканский ТКЦ обеспечивает доступность и качество оказания высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи медицинским работникам и пациентам медицинских организаций, обмен специализированной медицинской информацией на основе внедрения современных телемедицинских технологий в медицинских организациях, создание телемедицинской информационно-диагностической системы с последующей интеграцией в телекоммуникационную информационную среду Чеченской Республики и Российской Федерации.
ТКЦ в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Чеченской Республики, ведомственными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.
5. Задачи телемедицинских консультативных центров
Консультирование врачей и пациентов городских, районных медицинских организаций, а также врачей, фельдшеров скорой медицинской помощи, фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов и пациентов с индивидуальными устройствами телемониторинга.
Организация консультирования врачей и пациентов в медицинских организациях республиканского и федерального уровней.
Обучение медицинских работников медицинских организаций, в том числе организация участия в образовательных сеансах видеоконференцсвязи, проводимых медицинскими организациями республиканского и федерального уровней.
Методическая помощь врачам городских, районных, участковых больниц, а также врачам и фельдшерам скорой медицинской помощи, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов и пациентам с индивидуальными устройствами телемониторинга по освоению и внедрению современных методик дистанционной диагностики.
Внедрение в практику работы медицинских работников новых телемедицинских технологий. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности экстренной и плановой медицинской помощи детскому и взрослому населению Чеченской Республики путем внедрения в медицинских организациях современных телемедицинских технологий дистанционного оказания консультативно-диагностической и лечебной помощи, в том числе решения вопросов направления на высокотехнологическое специализированное лечение.
Аудиовизуальная поддержка оперативного принятия решений по сложным клиническим вопросам, включая преемственность оказания помощи в экстренных ситуациях и принятия адекватных мер, отвечающих масштабам происшествия.
Участие в подготовке, повышении уровня преемственности последипломного медицинского образования и последующего повышения квалификации медицинского персонала, внедрение телеобучения независимо от места трудовой деятельности специалистов медицинских организаций.
Проведение телемедицинских видеоконференций с ведущими научными и образовательными медицинскими организациями Российской Федерации, органами государственного управления здравоохранением для дистанционного обсуждения проблем регионального здравоохранения, оперативного анализа ситуации и принятия административно-управленческих решений.
Организация банка данных (регистров) консультантов и консультирующих организаций, а также специалистов и организаций, привлекаемых для телеобучения, проведение анализа медицинской и экономической эффективности использования телемедицины.
6. Региональный координационно-технический центр
Региональный координационно-технический центр (далее - КТЦ) - медицинская организация или подразделение медицинской организации, выполняющее организационно-методическую и техническую деятельность по поддержанию работоспособности и взаимодействию телемедицинских консультативных пунктов и телемедицинских консультативных центров телемедицинской системы регионального (межрегионального) уровня.
КТЦ является структурным подразделением ГБУ "Медицинский информационно-аналитический центр".
Федеральный координационно-технический Центр организован в Федеральном центре медицины катастроф ФГБУ "Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФЦМК ФГБУ "НМХЦ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России).
КТЦ функционирует в круглосуточном режиме.
КТЦ выполняет функции управления системой регионального уровня и состоит из:
серверов телемедицинской системы;
автоматизированных рабочих мест администратора и оператора телемедицинской системы.
7. Телемедицинский консультативный пункт
Телемедицинский консультативный пункт - подразделение медицинской организации, оснащённое телекоммуникационными, компьютерными, информационными средствами, оргтехникой, каналами связи, специальным программным обеспечением, имеющее подготовленный персонал для организации дистанционных консилиумов врачей и дистанционных медицинских вмешательств.
Телемедицинские консультативные пункты на территории Чеченской Республики организуются в медицинских организациях различного профиля, включающих в себя центральные районные больницы, городские больницы и поликлиники.
8. Задачи телемедицинских консультативных пунктов
Организация и техническое обеспечение консилиумов, срочных и плановых консультаций врачей и пациентов в телемедицинских центрах Чеченской Республики.
Подготовка заявок на консультацию, включающая предоставление медицинской информации о пациенте, нуждающемся в телемедицинской консультации в соответствии с требованиями консультантов.
Техническая поддержка дистанционного обучения медицинских работников.
9. Задачи медицинского работника, применяющего устройство телемониторинга
Организация и техническое обеспечение получения срочных и плановых консультаций у врачей в телемедицинских пунктах и телемедицинских центрах Чеченской Республики.
Обеспечение запроса на консультацию, включающее установление связи с телемедицинским пунктом или телемедицинским центром, предоставление медицинской информации о пациенте, нуждающемся в телемедицинской консультации в соответствии с требованиями консультантов.
10. Рекомендуемая штатная численность телемедицинского центра, пункта
Наименование |
Специалист в сфере компьютерного программного обеспечения, защиты информации <*> |
Специалист в сфере аппаратно-технического обеспечения <*> |
Специалист в сфере телемедицинских технологий с медицинским образованием <*> |
Телемедицинский центр |
2 |
1 |
1 |
Телемедицинский пункт |
1 |
- |
1 |
______________________________
<*> Квалификация специалиста подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами, свидетельствами.
Консультации с использованием телемедицины осуществляют высококвалифицированные врачи-специалисты, имеющие соответствующую категорию, и (или) врачи-специалисты, имеющие ученую степень в области медицинских наук.
11. Правовые аспекты
Нормативно-правовые аспекты телемедицинских технологий предполагают решение вопросов ответственности медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность телемедицинских консультаций и дистанционного обучения, включая:
показания к проведению телемедицинских консультаций населению;
добровольное информированное согласие пациента (родственника, уполномоченного лица) на проведение телемедицинской консультации с учетом ограничений, существующих при использовании телемедицинских технологий;
ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекса необходимой информации о состоянии больного и правильной трактовке (выполнении) лечащим врачом полученных при телемедицинской консультации рекомендаций;
аутентичность обсуждаемых медицинских документов (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых/получаемых материалов);
авторизацию материалов, получаемых при использовании телемедицинских технологий;
конфиденциальность телеконсультации и последующую защиту персональных данных пациентов, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
документирование телемедицинской консультации (сеанса) и последующее архивирование данных телеконсультации;
аутентификацию консультанта и его подписи;
техническое обеспечение своевременного проведения телемедицинского сеанса;
ответственность за достоверность информации, публикуемой на Web-серверах;
обеспечение авторских и имущественных прав на материалы, используемые в процессе телеконсультации (лекции);
предоставление телемедицинских услуг при дистанционном обучении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.