г. Краснодар |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А32-44051/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"" (ИНН 2317045741, ОГРН 1062317014033) - Белоусова В.И. (доверенность от 11.12.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2019 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-44051/2018, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Доверие"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 24.04.2018 N 1496.
Решением суда от 27.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и не нарушает законные права и интересы общества.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.02.2019 и постановление апелляционной инстанции от 28.05.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что на основании пункта 5.7 договора управления от 16.05.2016 N 54 размер платы за жилое помещение на очередной календарный год подлежит индексации в соответствии с изменением уровня инфляции, уровня потребительских цен и значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей. Наличие в договоре от 16.05.2016 N 54, заключенном по результатам открытого конкурса, условия о порядке изменения платы за содержание и текущий ремонт (увеличения размера платы на коэффициент инфляции) не требовало принятия собственниками отдельного решения об утверждении размера указанной платы, следовательно, являются правомерными действия общества по изменению размера платы на 2017 - 2018 годы. В связи с принятием собственниками помещений многоквартирных домов (далее - МКД) по ул. Голубые Дали д. 66, 68 решений в период с 01.01.2017 общество начисляло плату за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в МКД, исходя из разницы между фактическим объемом потребления электроэнергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и объемом потребления электроэнергии, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, полученный объем потребления электроэнергии распределялся между всеми жилыми помещениями пропорционально их площади, что полностью соответствует нормам действующего жилищного законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, между обществом и департаментом городского хозяйства администрации муниципального образования город Сочи по результатам открытого конкурса заключены договоры управления МКД по ул. Голубые Дали д. 66, 68, согласно которому собственникам помещений в данных МКД обществом оказываются услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлению коммунальных услуг, начислению платы за данные услуги.
На основании распоряжения от 03.04.2018 N 796Л инспекция провела внеплановую документарную проверку общества, в ходе которой установила, что общество осуществляет управление МКД N 68 по ул. Голубые Дали в г. Сочи на основании договора управления от 16.05.2016 N 54 и в соответствии с лицензией от 27.04.2015 N 58.
Согласно договору управления от 16.05.2016 N 54 размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества составляет 17 рублей 80 копеек за кв. м. При этом из пункта 5.7 договора следует, что размер платы за жилое помещение на очередной календарный год подлежит индексации в соответствии с изменением уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Проверкой установлено, что с 01.01.2017 размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД N 68 в отсутствие соответствующих решений общего собрания собственников увеличен на 5,4 % и составил 18 рублей 86 копеек за кв. м, а с 01.01.2018 - на 2,51 % и составил 19 рублей 23 копейки за кв. м.
Поскольку такая индексация противоречит статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, инспекция сделала вывод о нарушении действующего законодательства Российской Федерации и прав потребителя.
Также проверкой установлено, что с января 2017 года по март 2018 года общество начисляло плату за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД N 66 и 68, исходя из разницы между фактическим объемом потребления данного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета. Полученный объем потребления коммунальных ресурсов управляющая организация распределяла между всеми жилыми (нежилыми) помещениями пропорционально их площади, что нарушает часть 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По итогам проверки составлен акт проверки от 24.04.2018 N 1768, а также выдано предписание от 24.04.2018 N 1496, в соответствии с которым обществу предписано:
- произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам (пользователям) помещений д. 68 ул. Голубые Дали г. Сочи с января 2017 года в размере, утвержденном собственниками помещений на общем собрании (17 рублей 80 копеек) без применения коэффициента инфляции, исключив дальнейшее начисление платы с учетом повышающего коэффициента;
- произвести перерасчет размера платы за период с января 2017 года по март 2018 года за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленный при содержании общего имущества в МКД N 66, 68 ул. Голубые Дали г. Сочи исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по электроэнергии.
Полагая, что предписание инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 153, 154, 156, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498), суды отказали в удовлетворении заявленного требования и исходили из того, что инспекция доказала законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в МКД проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги в числе прочего входит плата за содержание жилого помещения, в свою очередь, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления МКД осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы отнесены к существенным условиям договора управления МКД (пункт 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Действующее жилищное законодательство прямо не закрепляет право управляющей организации на одностороннее изменение договора управления, в том числе в части изменения стоимости оказываемых услуг и выполняемых работ.
Исходя из изложенного, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в МКД определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме и может быть изменен также по решению собрания собственников помещений. Установленный действующим законодательством порядок определения платы (тарифа) за содержание и ремонт жилых помещений МКД обязателен для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в качестве управляющих организаций, что исключает произвольное применение указанных тарифов.
На основании пункта 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления МКД, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников МКД N 68 увеличило размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в указанном МКД с 01.01.2017 на 5,4% до 18 рублей 86 копеек за кв. м, а с 01.01.2018 - на 2,51% до 19 рублей 23 копеек за кв. м. Указанные действия обоснованы ссылками на пункт 5.7 договора управления от 16.05.2016 N 54 - размер платы за жилое помещение на очередной календарный год подлежит индексации в соответствии с изменением уровня инфляции, уровня потребительских цен и значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей.
Вместе с тем, как правильно указали судебные инстанции, в рассматриваемом пункте 5.7 договора управления не предусмотрен конкретный механизм индексации, не указано, применительно к уровню какого потребительского товара (услуги) должна быть учтена инфляция, не обозначен тариф, к которому должна быть применена инфляция (с учетом структуры платы за жилое помещение согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), не установлены основания применения уровня инфляции, период применения конкретных показателей и значений, не названы конкретные органы, утверждающие такие значения.
Таким образом, является правомерным вывод судебных инстанций, что поскольку порядок расчета (изменения) размера платы с использованием механизма индексации в договоре управления с необходимой степенью конкретности не определен, данное обстоятельство исключает возможность применения индексации при определении размера тарифа в отсутствие соответствующего волеизъявления собственников помещений в МКД. При этом, наличие в договоре с органом местного самоуправления пункта 5.7 договора управления нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников МКД решения о порядке изменения ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установления нового размера платы.
Довод общества о том, что спорный договор заключен с органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса в порядке статей 161 и 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно отклонен судебными инстанциями, поскольку по условиям договора услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, по предоставлению коммунальных услуг, начислению платы за данные услуги оказываются обществом собственникам помещений в МКД, поэтому размер платы за содержание жилого помещения следует определять на общем собрании собственников помещений МКД с учетом предложений управляющей организации в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
При этом судебные инстанции учли, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления выступает "посредником" между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией по определению способа управления таким домом, но не является прямым участником возникших правоотношений.
Таким образом, условия договора управления МКД распространяют свое действие на правоотношения с собственниками помещений в МКД, услуги по управлению МКД оказываются именно собственникам, а не департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования город Сочи.
Суды согласились с позицией инспекции, что пункт 5.7 договора управления МКД N 68 в рассматриваемом случае как не содержащий необходимой степени конкретности не позволял обществу в одностороннем порядке изменять условие договора управления МКД о размере платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в указанном МКД без решений собственников помещений в МКД по данному вопросу.
В таких условиях действия общества правомерно признаны противоречащими статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушающими права потребителей - собственников МКД. Таким образом, содержание предписания инспекции от 24.04.2018 N 1496 в рассматриваемой части соответствует выявленным нарушениям.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677 изложен правовой вывод применительно к ситуации с иными фактическими обстоятельствами.
Проверив предписание инспекции в части, касающейся неправомерного начисления обществом платы за период с января 2017 года по март 2018 года за коммунальный ресурс по электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в МКД, судебные инстанции установили следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в МКД вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами N 354, при которых потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в МКД (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил N 354, в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к указанным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ в целях содержания общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в МКД включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Суды также учли, что с 01.01.2017 в связи со вступлением в законную силу части 9 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, и в соответствии с постановлением N 1498 изменилась структура оплаты потребителями за жилищные и коммунальные услуги, а именно: в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Плата за содержание жилого помещения (так называемая "жилищная услуга") определяется как сумма двух составляющих:
- установленного в МКД в каждом расчетном периоде, начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению МКД, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД;
- размера платы за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде, электроэнергии, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД при условии, что конструктивные особенности в МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, то есть при наличии в МКД соответствующих внутридомовых инженерных сетей.
При первоначальном включении (первое полугодие 2017 года) в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодного и горячего водоснабжения, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, их размер определялся исходя из фактического объема потребления данных коммунальных ресурсов но, не превышая норматив, который был установлен региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения этих расходов в плату за содержание жилого помещения не требовалось решения общего собрания собственников помещений в МКД. Таким образом, размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества МКД, определялся исходя из фактического объема потребления данных коммунальных ресурсов, но, не превышая нормативный объем.
Системное толкование приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 3-АД18-1).
В мае 2017 года приказом РЭК от 18.05.2017 N 3/2017-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" утверждены нормативы на все виды коммунальных ресурсов.
Таким образом, с июня 2017 года при начислении платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, должны применяться нормативы потребления коммунальных ресурсов, утвержденные данным приказом.
С 10 августа 2017 года внесены изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые определили последующий порядок установления платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества МКД.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Довод общества о протоколах общих собраний от декабря 2016 года обоснованно отклонен судебными инстанциями.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, МКД N 66 и N 68 оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии.
Обществом представлены копии принятых в декабре 2016 года решений собственника помещений в МКД N 66 и 68 в форме очно-заочного голосования, подписанных начальником отдела ЖКХ администрации Адлерского внуригородского района города Сочи, о распределении объема коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, между всеми жилыми, нежилыми помещениями дома пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения в полном объеме.
Поскольку собственники помещений МКД N 66 и 68 не приняли решение о расчете платы исходя из среднемесячного объема потребленных ресурсов в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды согласились с позицией инспекции, что за период с января 2017 года по март 2018 года общество неправомерно распределяло плату за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД N 66, 68, в виде разницы между фактическим объемом потребления данного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, в полном объеме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С учетом изложенного является правомерным вывод судебных инстанций, что порядок расчета обществом с 01.01.2017 платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКN 66, 68 по ул. Голубые Дали в г. Сочи, нарушает требования пункта 29 Правил N 491, статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку общество в спорный период произвело начисление платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества МКД N 66 и N 68, исходя из разницы между фактическим объемом потребления данных коммунальных ресурсов определенных по показаниям общедомового прибора учета и объемом потребления коммунальных ресурсов определенных по показаниям индивидуальных приборов учета, суд пришел к верному выводу об обоснованности предписания в части требования инспекции об устранении нарушений и осуществлении перерасчета платы за поставленные услуги по электроэнергии за период с января 2017 года по март 2018 года.
Суды установили, что оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных инспекции полномочий и с учетом его содержания, а также сроков исполнения, является исполнимым. Доказательства обратного общество не представило.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 по делу N А32-44051/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку собственники помещений МКД N 66 и 68 не приняли решение о расчете платы исходя из среднемесячного объема потребленных ресурсов в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды согласились с позицией инспекции, что за период с января 2017 года по март 2018 года общество неправомерно распределяло плату за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКД N 66, 68, в виде разницы между фактическим объемом потребления данного коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и объемом потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета, в полном объеме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С учетом изложенного является правомерным вывод судебных инстанций, что порядок расчета обществом с 01.01.2017 платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, используемый в целях содержания общего имущества МКN 66, 68 по ул. Голубые Дали в г. Сочи, нарушает требования пункта 29 Правил N 491, статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф08-7919/19 по делу N А32-44051/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7919/19
28.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6334/19
27.02.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44051/18
30.11.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44051/18