Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2023 г. N 563/23
"Об отмене постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Тыва" (в редакции постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 28.03.2023 N 10 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38")"
29 сентября 2023 г.
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Федеральная антимонопольная служба установила следующее.
ФАС России провела анализ постановления Службы по тарифам Республики Тыва (далее также - Служба, Орган регулирования) от 18.11.2022 N 38 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Тыва", постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 40 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Тыва", оперативного экспертного заключения по предложениям об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023-2027 годы акционерного общества "Россети Сибирь Тываэнерго" (далее - Регулируемая организация), протокола заседания правления Службы от 18.11.2022 N 15, в том числе отчетного шаблона о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2023, а также постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 28.03.2023 N 10 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38", постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 07.04.2023 N 11 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 40", протокола заседания правления от 28.03.2023 N 7, протокола заседания правления от 07.04.2023 N 8, уточненного экспертного заключения (далее - Экспертное заключение на 2023 г.), обновленного отчетного шаблона о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2023, а также возражения Органа регулирования, направленные письмом от 07.04.2023 N 335 (далее - Возражения).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) полномочия по расчету и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, закреплены за исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), предусмотрено, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом N 35-ФЗ и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Как указано в пункте 5 Основ ценообразования N 1178, регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 1178 определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования N 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования N 1178 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:
базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
индекс эффективности подконтрольных расходов;
коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования N 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования N 1178).
Результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 Методических указаний N 98-э. Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей производится на основании раздела III Методических указаний N 98-э.
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 23.1 Правил регулирования N 1178 экспертные заключения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении территориальных сетевых организаций размещаются в единой информационно-аналитической системе.
В силу пункта 29 Основ ценообразования N 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования N 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
По результатам мониторинга принятого тарифного решения на 2023 г., экспертного заключения, отчетного шаблона о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии PEREDACHA.M2023 выявлено отклонение по величине заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии, определенной сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2023 г. (далее - СПБ), утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 N 767/22-ДСП. Службой при расчетах тарифов на 2023 г. применялся объем заявленной мощности потребителей в размере 102,49 МВт. В СПБ объем заявленной мощности потребителей Республики Тыва составляет 95,47 МВт.
Таким образом, Органом регулирования допущено нарушение общего принципа организации экономических отношений в сфере электроэнергетики - необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, изложенного в пункте 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ, в том числе выражающееся в несоблюдении пункта 14 Основ ценообразования N 1178.
В отношении отклонения по величине заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии, определенной СПБ, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 N 767/22-ДСП, Органом регулирования в нарушение пункта 7 Основ ценообразования N 1178 в течение периода регулирования произведен пересмотр единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Издано постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 28.03.2023 N 10 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38".
Кроме того, Органом регулирования в течение периода регулирования произведен пересмотр цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Тыва. Издано постановление от 07.04.2023 N 11 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 40". При этом тарифы на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей не пересмотрены, что противоречит Методическим указаниям по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденным приказом ФАС России от 27.05.2022 N 412/22.
Таким образом, Органом регулирования допущено нарушение общего принципа организации экономических отношений в сфере электроэнергетики - необходимости соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, изложенного в пункте 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ, в том числе выражающееся в несоблюдении приказа ФАС России от 27.05.2022 N 412/22.
1. Подконтрольные расходы
ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.
Базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 г. установлен в размере 966 348, 71 тыс. руб. в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1178, а именно методом экономически обоснованных расходов (Методические указания N 98-э) и методом сравнения аналогов (приказ ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э).
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 г. не представлен анализ предыдущего долгосрочного периода регулирования 2012-2022 гг., отсутствует информация о проведении анализа и корректировки фактических подконтрольных расходов 2012-2021 гг. в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, в том числе согласно позиции, отраженной ФАС России в письме от 18.05.2022 N МШ/48197/22.
Таким образом, Органу регулирования надлежит провести корректировку подконтрольных расходов по итогам предыдущего долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. в соответствии с Методическими указаниями N 98-э, в том числе согласно позиции, отраженной ФАС России в письме от 18.05.2022 N МШ/48197/22.
1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо
Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо Органом регулирования учтены в размере 153 826 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям затрат:
- средства пожаротушения - 427,4 тыс. руб.;
- материалы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности - 18 543,7 тыс. руб.;
- материалы на реализацию ремонтной программы в части транспортных средств, зданий и сооружений - 6 812,9 тыс. руб.;
- материалы на реализацию ремонтной программы в части электросетевых объектов - 88 066,4 тыс. руб.;
- материалы на эксплуатацию средств связи - 1 491,8 тыс. руб.;
- организационная техника, материалы для нее - 7 845,1 тыс. руб.;
- материалы прочие (выдача молока или других равноценных пищевых продуктов для работников, занятых на работах с вредными условиями труда) - 9,4 тыс. руб.;
- горюче-смазочные материалы (ГСМ) - 25 220,8 тыс. руб.;
- материалы на эксплуатацию зданий - 231,9 тыс. руб.;
- материалы на эксплуатацию оборудования (воздушные линии и подстанции) - 677,1 тыс. руб.;
- материалы на эксплуатацию транспорта - 2 091,5 тыс. руб.;
- канцелярские материалы - 943,8 тыс. руб.;
- хозяйственные материалы - 201,6 тыс. руб.;
- мебель - 235,7 тыс. руб.;
- типографские бланки, почтово-телеграфные материалы (конверты, марки) - 62,4 тыс. руб.;
- форменная одежда, счетчики, иные приборы учета, прочие материалы - 963,9 тыс. руб.
Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент и топливо заявлены Регулируемой организацией на 2023 г. в размере 233 670 тыс. руб.
В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178, пункта 23 Правил регулирования N 1178 в Экспертном заключении на 2023 г., а также в Возражениях отсутствует экономически обоснованный анализ данных расходов АО "Россети Сибирь "Тываэнерго" с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты указанных расходов. Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат. Отсутствует полная расшифровка расходов. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Отсутствует информация о направлении расходов согласно дефектной ведомости. При этом утвержденные Службой плановые расходы 2023 г. превышают фактические затраты 2021 г. (78 579 тыс. руб.) на 102%.
Службе необходимо дополнительно указать полный перечень затрат по всем подстатьям расходов на сырье, материалы, запасные части, инструмент и топливо с перечнем организаций, с которыми заключены договоры с указанием стоимости, с указанием экономической обоснованности фактически понесенных расходов. Необходимо отразить анализ фактических, плановых и экономически обоснованных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования.
На основании изложенного расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо на 2023 г., включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 и пункта 23 Правил регулирования N 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.
1.2. Работы и услуги производственного характера
Согласно Экспертному заключению на 2023 г. расходы учтены в размере 71 027 тыс. руб.
Расшифровка представлена по следующим подстатьям затрат:
- обследование, освидетельствование зданий и сооружений - 478 тыс. руб.;
- проверка приборов учета и инструмента - 1 444,2 тыс. руб.;
- услуги подрядчиков на реализацию ремонтной программы в части электросетевых объектов - 65 162,6 тыс. руб.;
- услуги по ремонту транспортных средств, зданий и сооружений - 1 261,7 тыс. руб.;
- услуги подрядчиков по обслуживанию оборудования, диагностика электрических сетей - 1 134,1 тыс. руб.;
- услуги по проведению инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией - 401,5 тыс. руб.;
- другие услуги производственного характера - 1 473,9 тыс. руб.
При этом сумма расшифровки составляет 71 356 тыс. руб., что на 329 тыс. руб. больше, чем указано в итоге по данной статье расходов.
Расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 г. в размере 71 027 тыс. руб.
Утвержденные Службой плановые расходы по статье "Работы и услуги производственного характера" на 2023 г. превышают фактические затраты 2021 г., (3 883 тыс. руб.) на 1 729%.
В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 в Экспертном заключении на 2023 г. отсутствует экономически обоснованный анализ вышеозначенных расходов АО "Россети Сибирь Тываэнерго" с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты этих расходов.
Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных расходов. Отсутствует полная расшифровка расходов. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Отсутствует информация о направлении расходов согласно дефектной ведомости. Органу регулирования необходимо отразить анализ фактических, плановых и экономически обоснованных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования.
На основании изложенного расходы на работы и услуги производственного характера на 2023 г., включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 и пункта 23 Правил регулирования N 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.
1.3. Расходы на оплату труда
Органом регулирования расходы на оплату труда на 2023 г. приняты в размере 634 887 тыс. руб. Фактический размер расходов на оплату труда согласно экспертному заключению за 2021 г. составил 402 076 тыс. руб.
Изменение расходов на оплату труда на 2023 г. в сравнении с фактическими данными за 2021 г. принято Службой с увеличением на 232 811 тыс. руб., или +58%.
Расходы на оплату труда заявлены Регулируемой организацией на 2023 г. в размере 929 314,7 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования N 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В нарушение пункта 26 Основ ценообразования N 1178 не проведен анализ фактической численности и плановой штатной численности, отсутствует оценка по всем подразделениям АО "Россети Сибирь Тываэнерго". Отсутствует оценка средней заработной платы.
Таким образом, при определении фонда оплаты труда Службе необходимо исходить из положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" (ВЭП), а также руководствоваться рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников в электроэнергетике, утвержденными Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики (Объединение РаЭл) и ВЭП от 14 ноября 2005 года, с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года (далее - Рекомендации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 26 Основ ценообразования N 1178, расходы на оплату труда, включенные в базовый уровень подконтрольных расходов на 2023 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом анализа численности персонала на 2023 г., в том числе с отражением фактических показателей в соответствии с формой статистической отчетности N П-4, а также с учетом анализа соответствия вышеуказанных данных Рекомендациям.
Органу регулирования необходимо дополнительно проанализировать, обосновать и указать численность АО "Россети Сибирь Тываэнерго" по видам деятельности за 2021 г. и на 2023 г., исключить экономически необоснованные затраты и отразить расчет расходов фонда оплаты труда в экспертном заключении.
Расходы по статье "Отчисления на социальные нужды" на 2023 г. также подлежат дополнительному анализу, по результатам которого Службе необходимо исключить экономически необоснованные расходы и отразить в Экспертном заключении на 2023 г.
1.4. Расходы на командировки и представительские
Расходы на командировки и представительские Органом регулирования учтены в размере 14 989 тыс. руб. При этом утвержденные Службой плановые расходы на 2023 г. превышают фактические затраты 2021 г. (9 664 тыс. руб.) на 55%.
Расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 г. в размере 14 988,7 тыс. руб.
В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 в Экспертном заключении на 2023 г. отсутствует экономически обоснованный анализ расходов на командировки и представительские АО "Россети Сибирь Тываэнерго" с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты этих расходов.
Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных расходов. Отсутствует полная расшифровка расходов. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Необходимо дополнительно указать полный перечень затрат на командировочные и представительские расходы с перечнем организаций, с которыми заключены договоры с указанием затрат, с указанием экономической обоснованности фактически понесенных расходов. Необходимо отразить анализ фактических, плановых и экономически обоснованных расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования.
На основании изложенного расходы на командировки и представительские, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 и пункта 23 Правил регулирования N 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.
1.5. Расходы на юридические и информационные услуги
Расходы на юридические и информационные услуги Органом регулирования учтены в размере 31 087 тыс. руб.
При этом учтенные Службой плановые расходы на 2023 г. превышают фактические затраты 2021 г. (1 672 тыс. руб.) на 1 759%.
Регулируемой организацией расходы заявлены на 2023 г. в размере 100 111,9 тыс. руб.
В нарушение пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 в Экспертном заключении на 2023 г. отсутствует экономически обоснованный анализ расходов на юридические и информационные услуги АО "Россети Сибирь Тываэнерго" с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты этих расходов.
Отсутствует анализ экономической обоснованности фактически понесенных расходов. Отсутствует полная расшифровка расходов. Не указана оценка закупок на предмет соблюдения принципа конкурентности. Необходимо дополнительно указать полный перечень затрат на юридические и информационные услуги с перечнем организаций, с которыми заключены договоры с указанием затрат, с указанием экономической обоснованности фактически понесенных затрат.
На основании изложенного расходы на юридические и информационные услуги, включенные в состав базового уровня подконтрольных расходов 2023 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 16, 29 Основ ценообразования N 1178 и пункта 23 Правил регулирования N 1178, соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки Регулируемой организации.
2. Неподконтрольные расходы
2.1. Налог на прибыль
Расходы по налогу на прибыль Органом регулирования учтены в размере 93 205 тыс. руб.
При этом плановые расходы, утвержденные Службой, на 2023 г. превышают фактические затраты 2021 г. (8 750 тыс. руб.) на 965%.
Регулируемой организацией расходы заявлены на 2023 г. в размере 93 205 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования N 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 г., Возражениях Органом регулирования не представлены расчеты по налогу на прибыль на плановый период регулирования в соответствии с Основами ценообразования N 1178.
Таким образом, расходы по статье "Налог на прибыль" на 2023 г. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключению из состава необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении.
2.2. Амортизация
Расходы по амортизации Органом регулирования на 2023 г. учтены в размере 142 727 тыс. руб.
При этом плановые расходы, учтенные Службой на 2023 г., превышают фактические затраты 2021 г. (118 094 тыс. руб.) на 21%.
Регулируемой организацией расходы по амортизации заявлены на 2023 г. в размере 140 252 тыс. руб.
Включение расходов на амортизацию в состав необходимой валовой выручки предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования N 1178.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования N 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.
В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).
При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 г., Возражениях Органом регулирования не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией, отсутствует анализ отнесения объектов основных средств к регулируемому виду деятельности.
Для повышения эффективности тарифного регулирования необходимо организовать учет реальных финансовых потребностей территориальных сетевых организаций на оказание услуг по передаче электрической энергии, включенных и не включенных в тарифы. Данный подход позволит определить общий объем средств, требуемых для выполнения инвестиционных программ, их финансовую обеспеченность.
На основании вышеизложенного расходы по статье затрат "Амортизация" на 2023 г. подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом вышеприведенных аспектов, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключению из состава необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении.
2.3. Выпадающие доходы от технологического присоединения
Органом регулирования расходы по выпадающим доходам от технологического присоединения учтены на 2023 г. в размере 165 603 тыс. руб.
При этом плановые расходы, учтенные Службой на 2023 г., превышают фактические затраты 2021 г. (151 537 тыс. руб.) на 9%.
Регулируемой организацией расходы заявлены в размере 282 492 тыс. руб.
В нарушение пунктов 7, 16, 87 Основ ценообразования N 1178 в Экспертном заключении на 2023 г. отсутствует анализ экономической обоснованности расходов по выпадающим доходам от технологического присоединения с указанием сумм, обоснований и ссылок на расчеты этих расходов.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования N 1178 расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 N 861, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые определена с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, установленной в соответствии с абзацем 7 указанного пункта, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, предоставленной до 1 июля 2022 г., не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.
Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Необходимо отразить анализ фактических, плановых экономически обоснованных расходов. В Экспертном заключении на 2023 г., а также в Возражениях не приводится расшифровка стоимости расходов по выпадающим доходам от технологического присоединения, а также отсутствует анализ экономической обоснованности данных расходов. На основании изложенного расходы по выпадающим доходам от технологического присоединения, включенные в состав неподконтрольных расходов 2023 г., подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом пунктов 7, 87 Основ ценообразования N 1178 и пункта 23 Правил регулирования N 1178. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении.
2.4. Экономия потерь
ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 г., Возражениях Органом регулирования не представлены расчеты по экономии потерь.
Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств, и рассчитывается в соответствии с пунктами 34(1) - 34(3) Основ ценообразования N 1178.
Таким образом, расходы по статье "Экономия потерь" на 2023 г. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов - исключению из состава необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Соответствующий анализ необходимо отразить в экспертном заключении.
Учитывая изложенное, на основании решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 31 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Службу по тарифам Республики Тыва нарушившей общий принцип организации экономических отношений в сфере электроэнергетики - необходимость соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, изложенный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", что выразилось в нарушении пунктов 7, 14, 16, 26, 27, 29, 34, 38 и 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, а также в пункте 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Пункт 2 изменен с 29 сентября 2023 г. - Приказ ФАС России от 29 сентября 2023 г. N 684/23
2. Отменить постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Тыва" (в редакции постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 28.03.2023 N 10 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38") с 16 октября 2023 года.
Пункт 3 изменен с 29 сентября 2023 г. - Приказ ФАС России от 29 сентября 2023 г. N 684/23
3. Органу исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 16 октября 2023 г. произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО "Россети Сибирь Тываэнерго", на основании мотивировочной части настоящего приказа и отобразить соответствующий анализ и расчет в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Пункт 4 изменен с 29 сентября 2023 г. - Приказ ФАС России от 29 сентября 2023 г. N 684/23
4. Органу исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики установить и ввести в действие с 16 октября 2023 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Тыва, а также установить долгосрочные параметры регулирования и необходимую валовую выручку АО "Россети Сибирь Тываэнерго" на основании пункта 3 резолютивной части настоящего приказа, устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Республики Тыва в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение пяти рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3-4 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
протоколов заседания правления Службы по тарифам Республики Тыва, на котором принимались указанные решения;
экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
отчетных шаблонов по системе ФГИС ЕИАС ФАС России.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 августа 2023 г. N 563/23 "Об отмене постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Тыва" (в редакции постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 28.03.2023 N 10 "О внесении изменений в постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 N 38")"
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2023 г. N 684/23
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2023 г.