Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к приказу министерства экономического
развития Сахалинской области
от 11.09.2023 N 1-3.05-546/23
Методические рекомендации
по заполнению формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта
1. Общие рекомендации по составлению сводного отчета
Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, применяются в том же значении, что и в Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Сахалинской области и экспертизы нормативных правовых актов Сахалинской области, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 27.07.2016 N 368 (далее - Порядок ОРВ), если в настоящих методических рекомендациях не определены иные понятия.
В случае предоставления неполного и (или) некачественного сводного отчета последний подлежит возврату на доработку без подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия в соответствии с Порядком ОРВ.
В соответствии с Порядком ОРВ сводный отчет подписывается разработчиком и размещается на "Интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти и местного самоуправления Сахалинской области" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в формате pdf.
2. Рекомендации по заполнению раздела 1 "Общая информация" сводного отчета
Раздел 1 заполняется с учетом следующих требований.
В пункте 1.6 указываются основания для разработки проекта акта.
Если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такой акт и его соответствующие положения указываются в пункте 1.6.1.1 или 1.6.1.2 со ссылкой на структурную единицу (статью, часть, пункт и др.) соответствующего акта.
В случае наличия у разработчика обязанности по приведению действующего нормативного правового акта Сахалинской области в соответствие с нормативным правовым актом большей юридической силы обоснование такой обязанности подробно приводится в пункте 1.6.1.1.
В случае, если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, об этом указывается в пункте 1.6.2.
В случае, если разработка проекта акта обусловлена иными причинами (факторами), не указанными в пунктах 1.6.1 и 1.6.2 сводного отчета, в пункте 1.6.3 необходимо содержательно указать эти причины (факторы). В частности, в данном пункте указываются поручения или указания Президента Российской Федерации, поручения председателя Правительства Российской Федерации, поручения или указания Губернатора Сахалинской области, поручения председателя Правительства Сахалинской области и заместителей председателя Правительства Сахалинской области, из которых вытекает необходимость разработки проекта акта.
В случае, если основанием для разработки проекта акта является исключительно обязанность по приведению действующего нормативного правового акта Сахалинской области в соответствие с нормативным правовым актом большей юридической силы, допускается не заполнять подпункт 1.6.1.2, пункты 1.8 - 1.10 раздела 1, разделы 2 - 13 сводного отчета.
В пункте 1.7 даются пояснения о критериях, на основании которых проект акта был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия. В качестве обоснования могут быть приведены формулировки конкретных положений или ссылки на статьи (пункты) проекта акта, содержащие положения:
- устанавливающие новые обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) новые обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и (или) устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сахалинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Сахалинской области обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и (или) изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сахалинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1.8 указывается информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок.
В пункте 1.9 приводится информация, подтверждающая соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (законность, обоснованность, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость). В данном пункте сводного отчета должны быть указаны соответствующие принципы и приведены сведения, подтверждающие соответствие проекта акта данным принципам.
В пункте 1.10 приводится информация о соблюдении условий установления обязательных требований, содержащихся в пунктах 2.2, 2.4, 2.5 постановления Правительства Сахалинской области от 06.12.2022 N 558 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Сахалинской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Сахалинской области".
3. Рекомендации по заполнению раздела 2 "Описание проблемы" сводного отчета
В пункте 2.1 приводится подробное описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Формулировка проблемы должна быть конкретной и понятной в том числе для лиц, не обладающих профессиональными знаниями в заявленной области регулирования. Наличие поручений по разработке нормативного правового акта не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, а также причин возникновения таких поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
Проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы.
В пункте 2.2 приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного периода времени, но до настоящего момента остается актуальной или усилия по ее решению не привели к желаемому результату. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается, какие именно меры, когда были предприняты, какие результаты были достигнуты, почему принятые меры не привели к достижению цели, приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в пункте 2.3 приводится описание негативного воздействия и последствий невмешательства в проблему, которые могут проявляться в следующем:
- наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе бюджету Сахалинской области (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
- наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления трудозатрат, стоимости и продолжительности аналогичных процедур, в том числе в других субъектах Российской Федерации, а также анализа обращений граждан и организаций);
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
- наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
В данном пункте перечисляются группы субъектов предпринимательской, инвестиционной и иной экономической деятельности, испытывающие на себе негативное влияние данной проблемы, указывается количество участников групп, приводится количественная оценка ущерба от существования данной проблемы.
В пункте 2.4 приводятся результаты анализа опыта решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации. При этом изучается как положительный, так и отрицательный опыт, указываются источники информации. Приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в этих субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указываются проблемы, на решение которых было направлено регулирование.
4. Рекомендации по заполнению раздела 3 "Цели предлагаемого правового регулирования"
В пункте 3.1. при формулировании целей регулирования необходимо руководствоваться следующими положениями:
- цели предлагаемого регулирования должны соответствовать заявленным проблемам, на решение которых направлено предлагаемое регулирование, и содержанию предлагаемого проекта акта;
- формулировка цели должна быть конкретной, размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", "предоставление субсидии" и иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения, не допускаются;
- цель должна быть понятной в том числе для лиц, не обладающих профессиональными знаниями в заявленной области;
- формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
- формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
- формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способна ее достижения;
- при формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения.
Для каждой цели предлагаемого регулирования приводится конкретный ожидаемый срок ее достижения. В случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
Для каждой цели указывается обосновывающая информация о ее соответствии принципам правового регулирования, нормативным правовым актам, программным документам Российской Федерации и Сахалинской области. При этом указываются конкретные положения указанных документов и/или ссылки на статьи и пункты указанных документов.
В пункте 3.2 для каждой цели предлагаемого регулирования, указанной в пункте 3.1, приводятся количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования.
В случае если показатель (индикатор) не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
В том случае, если индикативный показатель установлен, указывается информация о программах мониторинга и иных способах (методах) оценки достижения заявленных целей регулирования.
В случае если индикативный показатель не рассчитывается статистическими органами необходимо также оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
В случае если для цели предлагаемого регулирования не могут быть установлены индикативные показатели, необходимо обосновать невозможность установления таких показателей.
В пункте 3.3 указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
- разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
- создание информационных ресурсов, баз данных;
- обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
- мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию описывается измеряемый результат, сроки реализации, даются оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
5. Рекомендации по заполнению раздела 4 "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы"
В пункте 4.1 указывается краткое описание проекта акта и его основных положений.
В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчиком рассматриваются все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства (регулирования). Анализ способов регулирования (решения проблемы) проводится в пункте 4.2. При этом разработчик использует основной (предлагаемый) и не менее одного иного (альтернативного) способа регулирования. '
В пункте 4.3 приводится обоснование, почему из возможных способов решения проблемы был выбран способ, предложенный проектом акта.
В случае, если по мнению разработчика не представляется возможным использовать иной (альтернативный) способ регулирования, такое обоснование также указывается в пункте 4.3. При этом необходимо дополнительно рассмотреть вариант отказа от введения предлагаемого правового регулирования.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, а также иных критериев оценки, указанных в пункте 4.2, доказывающих сравнительные преимущества выбранного способа регулирования.
6. Рекомендации по заполнению раздела 5 "Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов"
В разделе 5 указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками, информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
7. Рекомендации по заполнению раздела 6 "Новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Сахалинской области обязательные требования, преимущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сахалинской области, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения"
В разделе 6 приводятся сведения об устанавливаемых, изменяемых обязательных требованиях, обязанностях, запретах для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, ответственности за нарушение нормативных правовых актов Сахалинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии со степенью регулирующего воздействия) по каждой группе субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном разделе также кратко описывается предполагаемый порядок организации исполнения новых обязательных требований, обязанностей, соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
8. Рекомендации по заполнению раздела 7 "Оценка затрат (расходов) и доходов (выгод) субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательных требований, иных установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания обязательных требований, обязанностей или ограничений"
Для каждой группы участников отношений, указанных в разделе 5 сводного отчета, приводится оценка ожидаемых дополнительных затрат (расходов) и доходов (выгод).
Оценка затрат (расходов) и доходов (выгод) приводится в текущих ценах соответствующих лет.
Если выделение затрат (расходов) и доходов (выгод) по отдельному виду обязанностей не представляется возможным, то оценка затрат (расходов) и доходов (выгод) возможна по сгруппированным новым (изменяемым, отменяемым) обязанностям или правам.
При определении затрат (расходов) и доходов (выгод) следует выделять единовременные, осуществляемые и получаемые в момент выполнения требований акта, и долгосрочные, регулярно осуществляемые и получаемые на протяжении всего срока действия требования (срока оцениваемого периода, определенного разработчиком).
При определении затрат (расходов) и доходов (выгод) используются в том числе официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц, социологических опросов, независимых исследований и других источников. Источники данных указываются в соответствующих полях раздела 7 сводного отчета.
Для расчета затрат (расходов) и доходов (выгод) используется калькулятор, размещенный на сайте Минэкономразвития Сахалинской области (https://orv.sakhalin.gov.ru/Regulation/Materials).
В пункте 7.1 указываются затраты (расходы) для каждой группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также итоговые затраты (расходы) в год и за оцениваемый период, определяемый разработчиком.
Устанавливаются положения, приводящие к возникновению у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности расходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных требований регулирования. Количественная (монетарная) оценка таких расходов проводится с использованием модели стандартных издержек путем оценки издержек на выполнение участниками регулируемых отношений типовых действий, необходимых для выполнения требований со стороны государства. Оценка таких стандартных издержек (информационных и содержательных) на выполнение установленных государством требований осуществляется в расчете на календарный год.
Расчет затрат (расходов) должен проводиться в соответствии с методикой оценки издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, утвержденной Минэкономразвития России (https://orv.sakhalin.gov.ru/Regulation/Materials01). В случае, если применение указанной методики невозможно, и применены иные методы, то соответствующая информация также указывается в данном разделе сводного отчета. .
Подробный расчет всех затрат (расходов) указывается в поле "Порядок расчета" пункта 7.1.
В пункте 7.2 указываются доходы (выгоды) для каждой группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также итоговые доходы (выгоды) за год и за оцениваемый период, определяемый разработчиком. Подробный расчет всех доходов (выгод) указывается в поле "Порядок расчета".
9. Рекомендации по заполнению раздела 8 "Новые функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации"
В разделе 8 указываются все функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта, указывается то, каким органом власти данные функции, полномочия, обязанности и права будут реализовываться, а также предполагаемый порядок их реализации. При описании предполагаемого порядка реализации должны быть отражены новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, - такие, как например: проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов и др.
В данном разделе приводится оценка изменения трудозатрат и изменения численности сотрудников. По каждому изменяемому полномочию рекомендуется указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующее полномочие. Прогноз трудовых затрат на осуществление нового полномочия делается на основе их оценки по аналогичным осуществляемым полномочиям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе также указываются потребности в любых иных ресурсах (финансовых, материальных, временных), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
10. Рекомендации по заполнению раздела 9 "Оценка дополнительных расходов (доходов) областного бюджета и (или) бюджетов муниципальных образований, связанных с введением предлагаемого правового регулирования"
В разделе 9 дается оценка расходов бюджета Сахалинской области и (или) бюджетов муниципальных образований и оценка возможных поступлений, в том числе дополнительных расходов бюджета Сахалинской области и (или) бюджетов муниципальных образований, а также оценка снижения доходов бюджета Сахалинской области и (или) бюджетов муниципальных образований, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в отношении новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в разделе 8 сводного отчета. Финансовая оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета, связанных с реализацией новых функций, полномочий, обязанностей и прав, проводится по всем пунктам, указанным в разделе 8 сводного отчета.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
При оценке возможных поступлений бюджета следует исходить из того, что они могут генерироваться, в частности, за счет поступления платежей от предпринимательской и иной экономической деятельности (сокращения выпадающих доходов), сокращения расходов (например, в случае отмены ^необходимости выполнения' определенных функций со стороны органов власти). Аналогично для расходов бюджета.
В данном разделе указываются все необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия (мониторинги, исследования, разработка иных нормативных правовых документов).
Общий объем затрат на организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия, необходимые для достижения заявленных целей регулирования составляется на основании данных о соответствующих затратах органов государственной власти, органов местного самоуправления.
На основе оценки расходов и возможных поступлений по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных поступлений.
В пункте 9.2 указываются другие сведения о дополнительных расходах (доходах) областного бюджета и (или) бюджетов муниципальных образований, не указанных в пункте 9.2 сводного отчета.
В пункте 9.3 указываются источники данных, с использованием которых произведена оценка расходов и возможных поступлений областного бюджета и (или) бюджетов муниципальных образований.
11. Рекомендации по заполнению раздела 10 "Риски решения проблемы предложенным способом правового регулирования и риски негативных последствий"
В разделе 10 проводится:
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом правового регулирования (рисков невозможности достичь целей регулирования);
- оценка рисков негативных последствий (в том числе рисков негативного влияния предложенного способа правового регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
При оценке рисков решения проблемы предложенным способом правового регулирования рассматриваются следующие виды рисков:
1) риски несоответствия предложенного способа правового регулирования заявленным целям регулирования.
Такие риски возникают, если проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, "пилотное" внедрение проекта акта, правовой эксперимент;
2) риски недостаточности механизмов реализации предложенного способа правового регулирования для решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли. Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта;
3) риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом;
4) риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения представителей государственных органов власти и управления, представителей хозяйствующих субъектов и иных участников отношений;
5) риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
Данные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
Указываются также иные риски решения проблемы предложенным способом в случае их выявления.
При оценке рисков негативных последствий введения нового правового регулирования рассматриваются следующие виды рисков:
- риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
- риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
- риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
- риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
- риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
- социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков предложенного способа правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При этом выделяются высокая, средняя и низкая степени риска в зависимости от вероятности его наступления:
Для каждого выявленного риска указываются:
- методы (способы), меры контроля, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
- степень контроля риска. При этом указывается следующая оценочная характеристика:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия Проекта акта целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты правового регулирования.
12. Рекомендации по заполнению раздела 11 "Предполагаемая дата вступления в силу проекта акта"
В пункте 11.1 указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта. Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, в пункте 11.2 приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
В случае необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки введения предлагаемого правового регулирования, и (или) срока действия правового регулирования, а также необходимости распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения, информация об этом указывается в пунктах 11.3 и 11.4 сводного отчета. В пункте 11.5 приводится обоснование такой необходимости.
Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта акта может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
13. Рекомендации по заполнению раздела 12 "Сведения о проведении публичного обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования"
Раздел 12 заполняется в случае если проводились публичные консультации по обсуждению идей (концепции) предлагаемого варианта правового регулирования.
В пункте 12.1 указывается полный электронный адрес размещенного уведомления о разработке и проведении публичного обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования на Интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти и местного самоуправления Сахалинской области.
В пункте 12.2 указываются сроки представления предложений в связи с размещением уведомления.
14. Рекомендации по заполнению раздела 13 "Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования"
Разработчик приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов, или же иную значимую информацию. Указанные дополнительные сведения должны обеспечивать возможность их верификации. Если приводятся сведения, основанные на данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены, в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.