Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
муниципального образования "Город Томск"
до 2030 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск) до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановления администрации Города Томска от 03.09.2015 N 830 "О разработке и корректировке прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск".
Долгосрочный прогноз одобрен постановлением администрации Города Томска от 14.09.2016 N 979 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года" и скорректирован с учетом результатов социально-экономического развития Города Томска за 2022 год, динамики развития экономики муниципального образования "Город Томск" в январе - июне 2023 года, а также основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Долгосрочный прогноз сформирован в 3 вариантах: консервативном, базовом и целевом.
Все три варианта долгосрочного прогноза предполагают адаптацию экономики и социальной сферы Города Томска к внешним факторам, связанным с антироссийскими санкциями и устранением последствий коронавирусной инфекции (COVID-19), с различной скоростью восстановления и формирования новых производственных и партнерских связей.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза (вариант 1) построен исходя из наименее благоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Города Томска.
Базовый вариант долгосрочного прогноза (вариант 2) исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях. Данный вариант долгосрочного прогноза является базовым для составления бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза (вариант 3) ориентирован на предусмотренный Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (утв. решением Думы г. Томска от 27.06.2006) инновационный сценарий социально - экономического развития Города Томска, успешное преодоление социальных и экономических вызовов.
Данный вариант предполагает к 2030 году успешную реализацию целей и задач национальных проектов, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", составляющих экономическую и социальную стратегию Российской Федерации на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает к концу 2030 года:
- увеличение численности населения Города Томска до 583,3 тысяч человек (+10,8 тысяч человек);
- рост объемов промышленного производства до 376,7 млрд. руб. (в 1,9 раза);
- прирост реальной заработной платы работающего населения Города Томска на 34,6% в сравнении с 2023 годом.
Целевой вариант долгосрочного прогноза является основанием для корректировки соответствующих показателей Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (утв. решением Думы г. Томска от 27.06.2006).
I. Демография
Численность населения в 2021 и 2022 годах скорректирована в соответствии с результатами Всероссийской переписи населения 2020 г. В долгосрочном прогнозном периоде с высокой долей вероятности прогнозируется естественная убыль населения Российской Федерации и Томской области. В Городе Томске естественная убыль населения прогнозируется по всем трем вариантам прогноза до 2030 года включительно.
Фактором, обеспечивающим рост численности населения Города Томска по всем вариантам долгосрочного прогноза, является миграционный прирост, который в состоянии сохранить положительную динамику численности населения при условии его превышения над естественной убылью населения.
Численность населения. С учетом половозрастного состава населения Города Томска на начало 2022 года и итогов миграции за период 2021-2022 годов, в консервативном варианте долгосрочного прогноза предусмотрен ежегодный прирост численности населения в 2023-2030 годы за счет миграционного прироста населения.
По состоянию на конец 2030 года численность населения Города Томска по консервативному варианту долгосрочного прогноза составит 574 283 человека. Среднегодовая численность населения оценивается в количестве 574 049 человек.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает постепенное повышение уровня рождаемости - с 4,2 тысяч родившихся детей в 2024 году до 4,9 тысяч родившихся в 2030 году, при сохранении числа умерших в 2023-2030 годы диапазоне 5,8 - 6,4 тысяч человек.
За счет ежегодного роста реальной заработной платы, восстановления объемов строительных работ и наращивания объемов промышленного производства, способствующих развитию рынка труда, по базовому варианту долгосрочного прогноза планируется снижение числа выбывших на другое место жительства и увеличение количества прибывших в Город Томск граждан. Согласно данному варианту, в прогнозном периоде ожидается ежегодный миграционный прирост населения в диапазоне 2 282 - 3 001 человека.
По базовому варианту долгосрочного прогноза численность населения Города Томска по состоянию на конец 2030 года, по оценке, достигнет 579 549 человек (на 5 266 человек больше, чем по консервативному варианту долгосрочного прогноза). Среднегодовая численность населения Города Томска в 2030 году, по оценке, составит 578 810 человек.
По целевому варианту долгосрочного прогноза, предусматривающему существенное ускорение темпов развития экономики, улучшение качества городской среды и услуг социальной сферы, в период с 2024 по 2030 годы ожидается увеличение численности населения Города Томска на 10,8 тысяч человек к уровню 2023 года. Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза, численность населения Города Томска по состоянию на 01.01.2031 составит 583 315 человек. Среднегодовая численность населения Города Томска в 2030 году, по оценке, составит 582 038 человек.
Средняя продолжительность жизни. К 2030 году прогнозируется увеличение продолжительности жизни городских жителей по консервативному варианту долгосрочного прогноза до 76,1 лет, по базовому варианту - до 76,7 лет, по целевому варианту - до 77,7 лет.
Для достижения определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национальном проекте "Демография" целевых показателей продолжительности жизни в долгосрочном периоде необходимы значительные улучшения системы здравоохранения, прежде всего, в сфере профилактики заболеваний. В связи с этим, необходимо обеспечить ежегодные профилактические осмотры населения всех групп и возрастов.
Использование цифровых технологий в сфере взаимодействия медицинских организаций Города Томска, их включение в формирующуюся единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения ускорят внедрение:
- инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
- новейших клинических рекомендаций и протоколов лечения;
- системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Приоритетными задачами томской медицины должны оставаться борьба с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие детского здравоохранения.
Необходима также эффективная система популяризации бережного отношения к своему здоровью и создания здоровьесберегающих привычек в семье.
Численность занятых в экономике. С учетом динамики трудоспособного населения Города Томска и изменений по возрастам выхода мужчин и женщин на пенсию (65 и 60 лет соответственно) в консервативном варианте долгосрочного прогноза в период 2026-2030 годов в целом предусмотрено увеличение числа занятых в экономике Города Томска с ежегодным приростом в диапазоне 454 - 5 695 человек, в 2024 и 2025 годах ожидается убыль в размере 146 и 360 человек соответственно.
Диапазон ожидаемого ежегодного прироста числа занятых в экономике Города Томска по базовому варианту долгосрочного прогноза составляет 902-5 860 человек, по целевому варианту - 1 486 - 6 723 человека.
Таким образом, три варианта долгосрочного прогноза предполагают увеличение показателя численности занятых в экономике Города Томска к началу 2031 года относительно ожидаемых итогов текущего года в диапазоне от 12 208 до 17 458 человек.
Доля занятых в экономике города жителей Томска, по оценке, в период 2024-2030 годов будет составлять от 50,8% до 52,9% по всем вариантам долгосрочного прогноза.
Численность занятых на крупных и средних предприятиях. Исходя из сложившейся в 2020-2023 годы структуры занятости, с учетом прогнозных данных базовых крупных и средних организаций Города Томска, среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий Города Томска на конец 2030 года составит:
- по консервативному варианту долгосрочного прогноза - 140,4 тысяч человек;
- по базовому варианту долгосрочного прогноза - 142,4 тысячи человек;
- по целевому варианту долгосрочного прогноза -144 тысячи человек.
В сравнении с ожидаемой численностью работников крупных и средних предприятий Города Томска на 2023 год (137,5 тысяч человек) данный показатель к концу 2030 года увеличится на 2,9 тысячи человек по консервативному варианту долгосрочного прогноза, на 4,9 тысячи человек согласно базовому, и на 6,5 тысячи человек согласно целевому варианту долгосрочного прогноза.
Численность занятых в малом предпринимательстве. При расчете значений показателя в долгосрочном прогнозируемом периоде учтены тенденции относительно невысоких темпов роста количества занятых на крупных и средних организациях Города Томска, в том числе, вследствие продолжающегося разукрупнения отдельных крупных и средних предприятий с их последующим отнесением к сфере малого бизнеса.
Учитывая имеющиеся тенденции и реализацию на территории Города Томска мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", среднегодовая численность занятых в сфере малого предпринимательства по состоянию в 2030 году оценивается в количестве:
- 160 719 человек по консервативному варианту долгосрочного прогноза (прирост к ожидаемому уровню 2023 года на 10,9 тысяч человек);
- 161 126 человек по базовому варианту долгосрочного прогноза (прирост на 11,2 тысячи человек);
- 162 517 человек по целевому варианту долгосрочного прогноза (прирост на 12,6 тысяч человек).
Уровень регистрируемой безработицы. С учетом успешной реализации мероприятий в сфере обеспечения занятости населения Города Томска, на конец 2030 года количество официально зарегистрированных безработных граждан будет незначительно колебаться в районе 1200 человек в год по трем вариантам долгосрочного Прогноза.
Прогнозируемый по консервативному варианту долгосрочного прогноза уровень регистрируемой безработицы на конец 2030 года составляет 0,41% от числа экономически активного населения, по базовому варианту долгосрочного прогноза - 0,39% от числа экономически активного населения. Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает снижение уровня регистрируемой безработицы по итогам 2030 года до 0,38% от числа экономически активного населения.
II. Уровень жизни населения
Долгосрочный прогноз показателей уровня жизни населения Города Томска сформирован с учетом следующих факторов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает рост номинальных денежных доходов населения Города Томска в размере, позволяющем в 2024-2030 годы компенсировать уровень инфляции, сложности в социально-экономической среде, связанные с антироссийскими санкциями и последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, с незначительным ростом реальных доходов всех групп населения.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает устойчивый рост средней заработной платы в реальном секторе экономики Города Томска, прежде всего, на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности. Продолжение реализации мероприятий государственной социальной политики обеспечит положительную динамику заработной платы работников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг. Рост средней заработной платы в указанных сферах увеличит потребительский спрос и будет способствовать увеличению объема реализации товаров и услуг, следовательно, росту заработной платы в сфере малого предпринимательства.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на ускорение темпов роста реальных доходов населения Города Томска вследствие опережающего роста производительности труда, увеличения доли занятых в высокопроизводительных секторах экономики, обеспечивающих высокую долю добавленной стоимости в объеме выпускаемой продукции, в том числе за счет построения новых выгодных экспортных каналов сбыта продукции.
Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по Городу Томску. В долгосрочном прогнозируемом периоде темпы роста номинальной начисленной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 105,5% до 107,6% (консервативный вариант);
- от 105,9% до 108,2% (базовый вариант);
- от 106,5% до 109,4% (целевой вариант).
С учетом прогнозируемых темпов инфляции, в реальном выражении ежегодные темпы роста заработной платы, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 101,4% до 103,4% (консервативный вариант);
- от 102% до 104,1% (базовый вариант);
- от 102,7% до 105,5% (целевой вариант).
Номинальная начисленная средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2030 году, по оценке, в 1,6-1,8 раза превысит уровень 2023 года и составит 81 406,3 руб. по консервативному варианту долгосрочного прогноза; 83 747 руб. - по базовому варианту и 88 796 руб. - по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий. Темпы роста средней номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий в 2024-2030 годах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 106,8% до 108,1% (консервативный вариант);
- от 107,8% до 108,6% (базовый вариант);
- от 108,2% до 109,3% (целевой вариант).
В денежном выражении средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2030 году превысит уровень 2023 года в 1,7-1,8 раза и составит 124 174,5 руб. по консервативному варианту долгосрочного прогноза, 126 885,3 руб. в соответствии с базовым вариантом долгосрочного прогноза и 132 476,8 руб. - по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве. Средняя заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве в Городе Томске, как и в других городах и регионах Российской Федерации, составляет значительно меньшую сумму, чем у работников крупных и средних предприятий.
Темпы роста средней номинальной начисленной заработной платы работников в сфере малого предпринимательства в 2024-2030 годах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 104,1% до 108,4% (консервативный вариант);
- от 105,1% до 108,4% (базовый вариант);
- от 106,5% до 111,5% (целевой вариант).
Ожидаемая величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере малого предпринимательства, в 2030 году по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составляет:
- 44 623,9 руб. (консервативный вариант);
- 46 053,8 руб. (базовый вариант);
- 50 659,1 руб. (целевой вариант).
III. Экономический потенциал
Согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, развитие экономического потенциала Города Томска будет характеризоваться положительной динамикой темпов роста основных экономических показателей, которые будут сдерживаться в случае ухудшения внешнеэкономической ситуации и сохраняющихся экономических санкций в отношении Российской Федерации. К ним относятся ограничения в доступе к кредитным ресурсам, сокращение объемов собственных средств у организаций, свертывание инвестиционных программ рядом предприятий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике Города Томска в 2019-2022 годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики (пищевая, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство электрооборудования), традиционно являющихся основой экономического потенциала Города Томска.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на интенсивное развитие ключевых отраслей экономики Города Томска и ускоренное формирование ее новых "точек роста". Предусматриваемое данным вариантом долгосрочного прогноза повышение инвестиционной активности томских и иногородних предприятий будет являться стимулом для положительных темпов роста строительной индустрии, ускоренного развития деревообработки, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, увеличения объема и повышения качества производственных и социальных услуг.
Экономический оборот.
В 2024-2030 годы ожидаемые темпы роста экономического оборота в сопоставимых ценах по вариантам долгосрочного прогноза составят:
- 102,1% - 102,9% (консервативный вариант);
- 102,6% - 104,7% (базовый вариант);
- 103,7% - 106% (целевой вариант).
По целевому варианту долгосрочного прогноза в 2030 году экономический оборот по полному кругу предприятий Города Томска увеличится к уровню 2023 года в 1,8 раз и, по оценке, составит 2 556,8 млрд. руб.
Объем отгруженной промышленной продукции.
В период до 2030 года главными направлениями повышения темпов прироста промышленного производства будут являться:
- создание новых предприятий, выпускающих востребованную, прогрессивную продукцию, имеющую стабильный рынок сбыта и гарантированный платежеспособный спрос;
- развитие на ряде томских промышленных предприятий производств в рамках политики замещения импорта, а также выполнение оборонных заказов.
Согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, в 2030 году объем отгруженной промышленной продукции крупными и средними предприятиями города, по оценке, составит 325,1 млрд. руб. По базовому варианту долгосрочного прогноза его величина ожидается в размере 353,3 млрд. руб., по целевому варианту - 376,7 млрд. руб.
Ежегодные темпы роста объема произведенных промышленных товаров в сопоставимых ценах составят:
- 102,3% - 103,6% (консервативный вариант);
- 102,5% - 105,7% (базовый вариант);
- 103,8% - 107% (целевой вариант).
Объем инвестиций в основной капитал.
Все варианты долгосрочного прогноза предполагают положительные темпы роста инвестиций в экономику города за счет активной адаптации реального сектора, финансовой и строительной отраслей к сформировавшимся внешним неблагоприятным условиям ведения хозяйственной деятельности.
В рамках целевого варианта долгосрочного прогноза предусматривается начало реализации масштабного по объему планируемых до 2049 года инвестиций проекта "Большой Томский университет", включающего строительство межуниверситетского студенческого кампуса.
Ожидаемый в 2030 году объем инвестиций составит по консервативному варианту долгосрочного прогноза 87 млрд. руб., по базовому варианту - 89,7 млрд. руб., по целевому варианту - 90,3 млрд. руб.
Реализация целевого варианта долгосрочного прогноза обеспечит в 2030 году объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в размере 154,8 тыс. руб.
Объем строительных работ.
Темпы роста объемов строительных работ крупных и средних предприятий в период с 2024 года по 2030 год в сопоставимых ценах будут составлять:
- 100,9% - 104,2% (консервативный вариант);
- 101,2% - 104,5% (базовый вариант);
- 102,3% - 104,6% (целевой вариант).
В результате, в 2030 году объем строительных работ, выполненный крупными и средними предприятиями Города Томска, в действующих ценах, по оценке, возрастет в 1,7-1,74 раза в сравнении с показателем 2023 года, и в стоимостном выражении составит от 12,7 до 13,1 млрд. руб. по трём вариантам прогноза.
Приоритетами развития строительной отрасли Города Томска в долгосрочной перспективе будут являться:
- внедрение передовых технологий в проектировании и строительстве;
- внедрение ресурсосберегающих технологий в строительство жилых объектов;
- повышение уровня комплексного и устойчивого развития территории жилой застройки в части обеспеченности объектами социальной инфраструктуры;
- актуализация Генерального плана муниципального образования "Город Томск";
- приведение правил землепользования и застройки территории Города Томска в соответствие с Генеральным планом муниципального образования "Город Томск" и градостроительными требованиями;
- подготовка проектов планировки и проектов межевания территории Города Томска в увязке с приоритетами и потребностями экономики и социальной сферы Города Томска;
- реконструкция существующих и строительство новых мощностей по производству строительных материалов.
IV. Потребительский рынок
В долгосрочной перспективе до 2030 года основными факторами, определяющими развитие потребительского рынка, являются платежеспособный спрос населения, создание комфортной потребительской среды и многоформатной инфраструктуры торговли.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение существующей системы размещения предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг и постепенный переход от стабилизации в 2023 году к положительной динамике в 2024-2030 годы основных экономических показателей потребительского рынка на фоне незначительного роста доходов населения Города Томска.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает устойчивое развитие существующего сетевого ритейла, вхождение на рынок новых федеральных сетей, появление ряда новых супермаркетов современных форматов, ежегодное открытие новых ресторанов, расширение перечня предлагаемых потребителям бытовых и иных услуг.
Целевой вариант долгосрочного прогноза основан на качественном изменении инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающем территориальную доступность предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания современных форматов для жителей различных районов Города Томска. Данный вариант предусматривает совершенствование инфраструктуры гостеприимства, способствующее развитию всех форм туризма. Тенденция увеличения средней продолжительности жизни населения будет сопровождаться качественным изменением спроса и предложения на потребительском рынке товаров и услуг, что приведет к росту предложения и увеличению конкуренции в отрасли.
До 2030 года предполагается дальнейшее создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе расширение торговых сетей разного формата: от магазинов шаговой доступности до крупных сетевых компаний с торгово-развлекательными комплексами, усовершенствование дистанционной торговли (прежде всего интернет-торговли), развитие узкоспециализированных магазинов, нестационарных и мобильных торговых объектов.
Темпы роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в долгосрочной перспективе до 2030 года, по оценке, составят по консервативному варианту долгосрочного прогноза 101,3% - 102,5%, по базовому варианту - 102% - 103,7%, по целевому варианту - 102,7% - 105%.
Основную долю в структуре формирования рынка платных услуг в долгосрочном периоде будут составлять коммунальные, телекоммуникационные, медицинские и образовательные услуги.
На развитие рынка платных услуг населению в долгосрочном периоде будет оказывать влияние рост денежных доходов населения, внедрение новых форм обслуживания населения, расширение перечня оказываемых услуг, повышение качества оказываемых услуг, ограничение роста регулируемых цен и тарифов.
К 2030 году темпы роста объема платных услуг населению в сопоставимых ценах, по оценке, составят 102,2%-102,3% в год по консервативному варианту, 102,5%-102,6% по базовому варианту, 102,7%-102,8% по целевому варианту долгосрочного прогноза.
В долгосрочном периоде снижению инфляции будет способствовать ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, стабилизация курса национальной валюты, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, широкий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия и ярмарки сельхозпродукции.
V. Городское хозяйство
Дорожное хозяйство.
По консервативному и базовому вариантам долгосрочного прогноза в период с 2023 по 2030 годы строительство дорог в Городе Томске осуществляться не будет.
Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза, мероприятия по развитию улично-дорожной сети будут ориентированы на разгрузку центральной части Города Томска, внедрение инновационных технологий и использование максимально адаптированных к климатическим условиям Города Томска материалов при ремонте автомобильных дорог общего пользования. Продолжится работа по созданию пешеходных улиц и велосипедных дорожек, модернизации технических средств регулирования дорожного движения.
В более долгосрочной перспективе приоритетными проектами Города Томска в сфере дорожного хозяйства будут являться строительство скоростных автомобильных дорог общего пользования "Томск - Тайга" и "Томск - Мариинск", реконструкция Степановского переезда, строительство левобережной объездной дороги для организации движения транзитного транспорта без загрузки улично-дорожной сети областного центра и улучшения экологической ситуации в Городе Томске, строительство Северной широтной автомобильной дороги, реализация проектов создания скоростных автомобильных дорог между Барнаулом, Новосибирском, Томском и Кемерово и др.
Развитие транспортной инфраструктуры Города Томска предполагает также капитальный ремонт мостов и крупных транспортных артерий Города Томска.
В 2023-2030 годы для качественного улучшения состояния дорожного полотна необходимо ежегодно ремонтировать не менее 500 тыс. кв. м. дорог.
Жилищный фонд.
По консервативному варианту долгосрочного прогноза к концу 2030 года планируется к вводу 862,4 тыс. кв. м. общей площади жилья.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризуется более высокими темпами жилищного строительства и предусматривает ввод в эксплуатацию 1,57 млн. кв. м жилой площади.
Реализация целевого варианта долгосрочного прогноза, который ориентирован на активизацию индивидуального жилищного строительства, развитие конкуренции на рынке жилищного строительства многоквартирных домов, способствующей более полному удовлетворению потребности различных групп населения Города Томска в жилье, обеспечит к концу 2030 года ввод порядка 1,84 млн кв. м. общей площади жилья.
С целью достижения прогнозных показателей по вводу объектов жилищного строительства администрацией Города Томска на постоянной основе будут проводиться встречи с застройщиками, выездные совещания на строительных площадках, консультирование застройщиков по вопросам ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства, оказание содействия в решении проблем в части компетенции администрации Города Томска.
Аварийный жилой фонд.
По состоянию на 01.08.2023 на территории города 814 многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) и нуждающихся в расселении. Ежемесячно после каждого заседания Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда количество аварийных многоквартирных домов увеличивается.
Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 N 233-ра утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы в рамках исполнения Томской областью установленных Региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" целевых показателей для финансового и организационного обеспечения в 2019-2025 годах реализации механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации. Таким образом, до 2025 года планируется ликвидировать аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2017 года и сократить общее количество аварийных многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Томск". В связи с этим, до 2025 года прогнозируется уменьшение площади аварийного жилищного фонда.
Однако за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста объема "ветхого" и аварийного жилищного фонда. Этот процесс связан с объективным фактором естественного старения и ветшания жилищного фонда. Это наиболее характерно для домов, построенных в XIX - начале и середине XX века. Преимущественно это одно- и двухэтажные дома брусовой и щитовой конструкций, построенные на простейших фундаментах, квартиры в них имеют низкую степень благоустройства.
Ситуация с аварийным жилищным фондом усугубляется еще и тем, что назревает вопрос окончания нормативного срока эксплуатации многоквартирных домов первых массовых серий - панельных "хрущевок" и необходимости реконструкции "сталинок" и кирпичных "хрущевок". Таких на территории города насчитывается более 720.
Исходя из изложенного, следует, что после окончания реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы и не продлении периода ее реализации (либо не принятия новой программы, есть риск того, что вопрос расселения будет решаться исключительно за счет средств местного бюджета, что приведет к снижению объемов расселяемой площади, и постоянного "планового" прироста домов, признаваемых аварийными, аварийный фонд муниципального образования "Город Томск" будет увеличиваться.
В настоящее время не проводится регулярная инвентаризация жилищного фонда с выявлением фактического износа конструктивных элементов дома в целом, данные для Прогноза являются расчетными.
VI. Социальная сфера
Дошкольное образование.
В рамках выполнения задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года (утв. решением Думы Города Томска от 27.06.2006), рассматривая 3 варианта прогноза (консервативный, базовый и целевой), доля детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет (включительно), получающих услуги дошкольного образования, к 2030 году составит от 35,7% до 44,3%. Доля детей, получающих дошкольное образование, в том числе до 3-х лет к 2030 году сохранится на уровне 100% от потребности. Численность детей, получающих дошкольное образование в возрасте до 3-х лет увеличится.
Увеличение показателя планируется за счет:
- восстановления (создания) мест для детей в возрасте до 3-х лет в действующих зданиях дошкольных образовательных учреждений (подготовка групп для приема детей младше трех лет);
- возврата в эксплуатацию зданий (помещений), выведенных по причине аварийного состояния;
- строительства зданий детских садов в районах, новой жилой застройки;
- получения детьми дошкольного образования в негосударственном секторе.
В долгосрочной перспективе в системе дошкольного образования в муниципальном образовании "Город Томск" в связи с уменьшением числа детей дошкольного возраста будет продолжена работа по сокращению численности детей в группах для её приведения в соответствие с санитарными нормами наполняемости групп. Также будет продолжена работа по закрытию "рациональных групп" с целью повышения комфортности пребывания детей в муниципальных детских садах (восстановление спален).
Физическая культура и спорт.
Достижение прогнозируемых значений по показателю "Уровень обеспеченности граждан Города Томска спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта" в прогнозируемый период будет обеспеченно:
- строительством новых спортивных объектов за счет бюджетных и внебюджетных средств, проведение своевременного капитального ремонта спортивных объектов;
- максимально эффективным использование имеющихся спортивных объектов;
- реализацией мер регулирующего, экономического и информационного характера, обеспечивающих повышение двигательной активности граждан, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни.
В целях повышения обеспеченности граждан Города Томска спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (далее - ЕПС) объектов спорта, в 2024-2030 годы запланированы следующие мероприятия:
на 2024-2026 годы:
- обустройство Центра уличного баскетбола;
- обустройство Троп здоровья в лесном массиве стадиона "Кедр", на Синем утесе и в с. Дзержинском;
- обустройство площадки с тренажёрами и места для тихого спорта справа от стадиона "Буревестника";
- продолжение работы по строительству спортивных площадок на внутридворовых и пришкольных территориях во всех районах Города Томска;
на 2027-2030 годы:
- строительство 4-х спортивных сооружений для массовых спортивных занятий на территории 4-х районов Города Томска с ЕПС на 160 человек;
- строительство тренажёрного комплекса (ПАО "Сибур") с ЕПС на 25 человек;
- строительство внутридворовых спортивных площадок с ЕПС на 60 - 120 человек (построенные за счёт средств жильцов, депутатов, ТСЖ, спонсоров и т.д.);
- обустройство физкультурных площадок на территории дошкольных образовательных учреждений с ЕПС на 80 человек;
- строительство спортивных залов и плоскостных сооружений на территориях школ с ЕПС на 200 человек, на территориях жилых домов (за счёт средств застройщиков ТДСК, ТПСК и т.д.) с ЕПС на 120 человек;
- открытие новых частных фитнес-клубов с ЕПС на 60 человек, физкультурно-оздоровительного комплекса (далее - ФОК) с плавательным бассейном с ЕПС на 170 человек;
- строительство Дворца спорта им. С.А. Белова с ЕПС на 220 человек;
- строительство теннисного центра на открытом воздухе с ЕПС на 16 человек;
- строительство уличного тренажерного комплекса со свободными весами с ЕПС на 30 человек;
- строительство ФОК для спортивной гимнастики (К.Маркса, 50 а) с ЕПС на 105 человек и др.
Культура.
На территории муниципального образования "Город Томск" функционируют 28 общедоступных библиотек (из них 26 муниципальных, входящих в состав муниципальной информационной библиотечной системы). В соответствии с социальными нормативами, утвержденными распоряжением Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" таких библиотек должно быть 66 с учётом сельских поселений, входящих в состав городского округа. Таким образом, обеспеченность общедоступными библиотеками населения города Томска по состоянию на 01.07.2023 составляет 42,4%.
Существует проблема нехватки количества библиотек во вновь построенных микрорайонах и отдалённых районах Томска. Решение данной проблемы возможно либо за счет выделения помещений для новых библиотек (например, строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров или библиотек), либо за счет привлечения инвестиций на приобретение мобильных библиотек (библиобусов) и развития мобильных, внестационарных форм библиотечного обслуживания. В рамках мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" на 2024-2029 годы такие мероприятия рассматриваются, но не обеспечены финансированием. Проводится работа по привлечению средств из федерального бюджета на создание модельных библиотек на базе МБ "Сказка".
В прогнозируемом периоде продолжится работа по переводу библиотечного фонда на нематериальные носители информации путём приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам. Планируется продолжить обслуживание пользователей электронными документами с помощью электронно-библиотечной системы "ЛитРес: мобильная библиотека" с учетом соблюдения законодательства РФ, а также обеспечение доступа к электронным подпискам периодических изданий для муниципальных библиотек.
Потребность городского населения в культурно-досуговых услугах в настоящее время удовлетворяется за счет муниципальных учреждений и учреждений иных форм собственности. Городская инфраструктура культурно-досуговой сферы включает: 9 клубных учреждений, в том числе - 5 муниципальных. В соответствии с социальными нормативами, утвержденными распоряжением Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" культурно-досуговых учреждений на территории муниципального образования "Город Томск" должно быть 5. При этом "при подсчёте нормативной обеспеченности учреждений клубного типа в качестве 1 сетевой единицы принимается учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный примерным Положением о государственном и муниципальном учреждении клубного типа". "Если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то учреждение следует учитывать, как 0,5 сетевой единицы". Если следовать этой методике, то муниципальных учреждений культурно-досугового типа в Городе Томске 3.
При этом в нарушение социальных нормативов в городе отсутствует городской Дворец культуры.
Как и в предыдущие годы, основной проблемой развития муниципальных культурно-досуговых учреждений остается острая нехватка собственных площадей для репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов и организации работы с детьми и молодёжью, что в прогнозируемом периоде может привести к снижению численности постоянных участников клубных формирований.
В прогнозируемый период в связи с нехваткой площадей муниципальных культурно-досуговых учреждений большинство масштабных общегородских мероприятий по-прежнему будет проходить на открытых площадках.
В рамках мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" запланирован капитальный ремонт МАУ "ДК "Томский перекресток", МАУ "ДК "Концертно-театральное объединение", МАУ "Зрелищный центр "Аэлита", МАУ "ДК "Маяк", МАУ "ДК "Светлый".
Обеспеченность населения Города Томска объектами культуры (общедоступными библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа, парками) по трем вариантам долгосрочного прогноза в период до 2030 года не изменится.
Приоритетными задачами в сфере развития культуры в Городе Томске на долгосрочную перспективу являются:
- создание условий и возможностей для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- продвижение в культурном пространстве традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев, и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
- модернизация материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, обеспечение детских музыкальных, художественных школ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- обеспечение инновационного развития отраслей культуры на основе применения современных технологий;
- усиление присутствия учреждений культуры Города Томска в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры и искусства;
- использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет для презентации томских культурных проектов и достижений в сфере культуры и искусства;
- совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, стимулирование благотворительной деятельности, меценатства;
- продвижение талантливой молодежи в различных сферах искусства;
- содействие развитию культурной индустрии, в том числе народных промыслов и креативных индустрий;
- стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;
- создание условий для организации и проведения мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества в сфере культуры;
- создание позитивного культурного образа Города Томска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.