Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 12.09.2023 N 769
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск) на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Прогноз) составлен в целях:
- создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- определения основных проблем развития Города Томска и возможных путей их решения органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" и других финансовых источников.
Прогноз разработан с учетом:
- тенденций социально-экономического развития, сформировавшихся в Городе Томске в 2020-2022 годы и ожидаемых итогов 2023 года;
- реализации майских Указов Президента Российской Федерации, национальных проектов и соответствующих им региональных проектов;
- перечня инвестиционных предложений и проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Города Томска.
Основные параметры Прогноза определены с использованием данных, полученных методами:
- опроса более 500 крупных и средних организаций, осуществляющих различные виды деятельности на территории Города Томска, о планируемых ими производственных и финансовых показателях работы в 2024-2026 годы;
- экспертных оценок развития городского хозяйства и социальной сферы, сформированных отраслевыми органами администрации Города Томска.
Прогноз разработан с учетом приоритетов развития Города Томска, которые определены в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 N 224 и скорректированной Решением Думы Города Томска от 07.07.2020 N 1380.
При формировании Прогноза использованы разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации "Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". Прогноз сформирован в 2 вариантах развития: основном и оптимистическом. Основной вариант Прогноза соответствует базовому варианту прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, оптимистический вариант - целевому варианту указанного прогноза.
Основной вариант (далее - первый вариант) Прогноза исходит из эволюционного сценария развития Города Томска и предполагает в 2024-2026 годы продолжение тенденции прироста объемов промышленного производства и объема инвестиций на томских предприятиях, положительную динамику потребительского спроса на фоне устойчивого роста реальных доходов населения.
Данный вариант Прогноза является базовым для составления проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Оптимистический вариант (далее - второй вариант) Прогноза предполагает к 2026 году успешную реализацию среднесрочных производственно-финансовых планов томскими организациями реального сектора экономики, как следствие, формирование тенденции устойчивого роста экономики Города Томска, способствующей развитию ключевых отраслей социальной сферы и городского хозяйства.
Демография
Динамика численности населения Города Томска в 2024-2026 годы, по оценке, будет характеризоваться положительным трендом.
При этом по первому варианту Прогноза в 2024-2026 годы ожидается небольшой рост рождаемости - с 4 206 родившихся в 2024 году до 4 307 родившихся в 2026 году. Количество умерших в 2024-2026 годы прогнозируется в диапазоне 5 826 - 6 070 человек. Согласно первому варианту Прогноза естественная убыль населения Города Томска будет снижаться с 1 620 человек в 2024 году до 1 763 человек в 2026 году.
Второй вариант Прогноза предусматривает устойчивый рост рождаемости с 2024 года, под влиянием реализации национальных и региональных проектов по направлениям "Демография" и "Здравоохранение", усиления государственной поддержки семей с детьми. Количество родившихся в прогнозном периоде, по оценке, будет иметь положительную динамику в диапазоне от 4 346 до 4 470 человек. Число умерших в 2024-2026 годы прогнозируется в диапазоне 5 826 - 6 065 человек. Таким образом, второй вариант Прогноза предполагает снижение естественной убыли населения Города Томска с 1 480 человек в 2023 году до 1 595 человека в 2026 году.
Снижение показателей смертности в прогнозном периоде будет обеспечено мероприятиями по профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни, а также созданию необходимых для этого условий.
Прогнозируемый рост численности населения Города Томска в среднесрочной перспективе основан на ожидаемом положительном сальдо миграционного движения населения. В 2024-2026 годы ожидается, что в результате мер, направленных на создание рабочих мест, активное привлечение иногородних студентов к учебе в томских вузах и повышение привлекательности Города Томска для жизни, учебы и работы, миграционный прирост будет ежегодно составлять от 2,3 тысяч человек до 2,7 тысяч человек по двум вариантам Прогноза.
Численность детей дошкольного возраста (0 - 7 лет включительно) к 2026 году составит по первому варианту Прогноза 38,5 тысяч человек, по второму варианту Прогноза - 38,9 тысяч человек. Таким образом, в сравнении с ожидаемым показателем 2023 года (45,1 тысяч детей) численность детей дошкольного возраста уменьшится на 6,2 - 6,6 тысяч детей по двум вариантам Прогноза.
Количество детей в возрасте 7 - 17 лет (включительно) к 2026 году составит по двум вариантам Прогноза около 77,6 тысяч человек. В сравнении с ожидаемым показателем 2023 года (76,5 тысяч детей) численность детей в возрасте 7 - 17 лет (включительно) увеличится на 1,0-1,1 тысячу детей по двум вариантам Прогноза.
В среднесрочном периоде прогноз численности населения трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста по двум вариантам Прогноза составлен с учетом параметров пенсионной реформы.
С учетом поэтапного увеличения пенсионного возраста населения Российской Федерации, численность населения трудоспособного возраста Города Томска составит в 2026 году 358 тысяч человек по первому варианту Прогноза и 358,4 тысяч человек по второму варианту Прогноза, увеличившись на 9,8 - 10,2 тысяч человек в сравнении с ожидаемым значением показателя по состоянию на конец 2023 года.
Численность пенсионеров, напротив, к концу 2026 года сократится на 2,3 - 2,6 тысяч человек по сравнению с ожидаемым значением показателя на конец 2023 года.
Таким образом, численность населения Города Томска, по оценке, к концу 2025 года достигнет 574,6 - 575,5 тысяч человек по двум вариантам Прогноза.
Среднегодовая численность населения в 2026 году составит 574,2 - 574,9 тысяч человек по двум вариантам Прогноза. В результате в 2026 году среднегодовая численность населения Города Томска увеличится на 2 - 2,6 тысяч человек, по двум вариантам Прогноза.
Ожидаемая продолжительность жизни населения Города Томска к 2026 году, по оценке, увеличится на 0,5- 1 год в сравнении с 2023 годом и достигнет 75 - 75,5 лет по двум вариантам Прогноза соответственно.
II. Рынок труда и уровень жизни населения
В 2024-2026 годах ситуация на рынке труда Города Томска будет складываться под воздействием следующих факторов:
- продолжение тенденции к увеличению численности населения старших возрастов;
- действие пенсионной реформы, сокращение численности граждан, ежегодно выходящих на пенсию, с одновременным увеличением числа жителей Города Томска трудоспособного возраста и рабочей силы;
- сохранение межотраслевой конкуренции за квалифицированную рабочую силу.
Для сохранения баланса на рынке труда Города Томска в прогнозном периоде необходимо:
- продолжить реализацию государственных мер поддержки занятости населения;
- обеспечить сохранение занятости возрастных работников, не ушедших на пенсию по прежним возрастным основаниям;
- создать рабочие места для притока рабочей силы со стороны выпускников вузов и организаций начального и среднего профессионального образования.
Решение этих задач планируется осуществить в первую очередь в процессе реализации на территории муниципального образования "Город Томск" мероприятий региональных проектов в рамках национальных проектов, в результате которых в Городе Томске будут созданы, по оценке, более 6 тысяч постоянных и временных рабочих мест.
Ситуация на рынке труда в 2024-2026 годы напрямую будет зависеть от активности спроса на рабочую силу со стороны реального сектора экономики, масштабов реализации инвестиционных проектов.
Позитивные изменения в экономической ситуации, реализация национальных и региональных проектов, действие пенсионной реформы приведут к ежегодному росту численности занятых в экономике.
На конец 2026 года прирост числа занятых в экономике Города Томска в сравнении с показателем 2023 года ожидается в размере 3,5 тысяч человек по первому варианту Прогноза и 4,6 тысяч человек по второму варианту Прогноза. Численность занятых в экономике в 2026 году, по оценке, составит 293,6 - 294,6 тысячи человек.
С учетом успешной реализации мероприятий в сфере обеспечения занятости населения Города Томска, в 2024-2026 годы количество официально зарегистрированных безработных граждан существенно не изменится.
Уровень официально регистрируемой безработицы в Городе Томске прогнозируется в 2024-2026 гг. году в размере 0,4% - 0,41% от числа экономически активного населения.
В прогнозируемом периоде ежегодные темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий Города Томска, ожидаются в размере 107,8%-108,9% по двум вариантам Прогноза.
Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий прогнозируется в 2026 году в размере 93,7 - 94,7 тыс. руб., в муниципальных учреждениях социальной сферы - 47,9 тыс. руб. Средняя заработная плата работников, занятых на малых предприятиях в 2026 году, по оценке, составит 35,6-38 тыс. руб.
Ожидаемые темпы роста номинальной заработной платы в расчете на одного работника в целом по Городу Томску будут составлять: в 2024 году - 108,2%-108,9%; в 2025 году - 107,2%-108,0%, в 2026 году - 108,2%-109,3%. В 2026 году размер среднемесячной заработной платы одного работника составит 63,2 тыс. руб. по первому варианту Прогноза, 64,8 тыс. руб. - по второму варианту Прогноза.
С учетом темпов роста инфляции прирост реальной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску прогнозируется на уровне 3,1%-3,8% в 2024 году, 3%-4% в 2025 году и в 2026 году прирост составит 4%-5,2%.
III. Экономический потенциал территории
3.1. Экономический оборот организаций
В 2024-2026 годы прогнозируется ежегодный прирост объемов экономического оборота организаций Города Томска в диапазоне от 2,6% до 4,6% в сопоставимых ценах по двум вариантам Прогноза. Доля крупных и средних предприятий в общем объеме экономического оборота всех предприятий Города Томска в прогнозном периоде составит 56,1% - 57,1%.
Прогнозируемый рост оборота организаций Города Томска обусловлен ожидаемым приростом объемов производства промышленных предприятий, увеличением оптового и розничного товарооборота, объема транспортных, коммунальных, образовательных и иных услуг.
3.2. Производство промышленной продукции
В 2024-2026 гг. по двум вариантам Прогноза предусматривается ежегодный рост промышленного производства в сопоставимых ценах: по первому варианту Прогноза - в размере от 102,5% до 104%, по второму варианту Прогноза - в диапазоне 103,8% - 104,2%.
Прогнозируемый объем отгруженной промышленной продукции по сектору "Добыча полезных ископаемых" в 2026 году составит около 5,4 млрд. руб. по обоим вариантам Прогноза.
Развитие обрабатывающей промышленности Города Томска в среднесрочном периоде будет основано на внедрении технологических и организационных инноваций, создании новых высокотехнологичных производств.
В связи с этим ожидается ускоренное развитие томской электронной промышленности в рамках реализации мероприятий "дорожных карт" по расширению использования продукции и технологий предприятий Города Томска (АО "НПФ "Микран", ОАО "Манотомь", АО "ЭлеСи", АО "НИИПП") крупными российскими корпорациями.
Производство электрического оборудования в среднесрочной перспективе продолжит положительную динамику темпов роста с учетом инвестиционной деятельности крупных и средних предприятий, направленной на модернизацию действующих производств, а также реализации мероприятий "дорожных карт" с ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "ИНТЕР РАО".
АО "Томский электротехнический завод" продолжит реализацию инновационных проектов за счет собственных средств по обновлению производственного оборудования и общехозяйственных фондов предприятия.
Стабильная ситуация сохранится в химической отрасли. В среднесрочной перспективе развитие будет осуществляться за счет средств компаний и холдингов, направляемых на модернизацию и реконструкцию действующих производственных мощностей, частичный ввод новых мощностей, а также завершение начатых инвестиционных проектов.
ООО "Томскнефтехим" продолжит реализацию ряда локальных проектов по текущей модернизации отдельных участков производства, которые будут направлены на оптимизацию технологических процессов, снижение потребления энергоресурсов, сокращение потерь, повышение эффективности производства в целом.
ООО "Газпром Метанол" продолжит модернизацию компрессора синтез-газа и техническое перевооружение циркулярного синтеза метанола (в период 2024-2025 годов) с целью увеличения мощности производства метанола.
Деревообрабатывающая отрасль промышленности продолжит устойчивое развитие благодаря стабильной работе крупных предприятий: ООО "Томлесдрев" (производство древесно-стружечных плит) и ООО "Монолит-Строй".
В производстве пищевых продуктов в среднесрочной перспективе также прогнозируется устойчивый рост производства за счет стабильно растущего спроса на продукцию местных товаропроизводителей (АО "Аграрная группа МП", ГК "Лама", ОАО "Томское пиво" и др.).
В целом в "Обрабатывающих производствах" прогнозируются ежегодные темпы роста объемов производства в сопоставимых ценах по первому варианту Прогноза - от 103,8% до 104,1%, по второму варианту Прогноза - от 104% до 104,4%. С учетом данной динамики стоимостной объем произведенной в "Обрабатывающих производствах" промышленной продукции в 2025 году ожидается в размере 206,5 млрд. руб. - 207,7 млрд. руб.
В период 2024-2026 годов энергосистема Города Томска будет характеризоваться умеренными темпами роста за счет спроса со стороны растущего жилищного сектора и развития обрабатывающей промышленности. Объем отгруженной промышленной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром в 2026 году, по оценке, достигнет 35,4 млрд. руб. - 35,5 млрд. руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах: 100,8% - 102,1% по двум вариантам Прогноза).
По отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" объем отгруженной продукции в 2026 году прогнозируется в диапазоне 5 - 5,1 млрд. руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах в диапазоне 100,2% - 101% по двум вариантам Прогноза).
На динамику прогнозных показателей указанной отрасли в 2024-2026 годы будут оказывать существенное влияние:
1) эффективность работы УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" по организации сбора и утилизации отходов;
2) динамика объемов предоставляемых ООО "Томскводоканал" и ООО "ГОС" услуг, в том числе, по обеспечению технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения новых объектов, а также реконструкции имеющихся либо строительства новых очистных сооружений.
3.3. Потребительский рынок
В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика розничного товарооборота. Темпы роста оборота розничной торговли в 2024-2026 годы составят по первому варианту Прогноза 102,7%-103,5%, по второму варианту Прогноза 103,5%-105% в сопоставимых ценах к предыдущему году. Оборот розничной торговли в 2026 году достигнет 255,7 млрд. руб. - 263,7 млрд. руб. по двум вариантам Прогноза соответственно.
Достижению прогнозных показателей будет способствовать расширение действующих торговых сетей (наиболее динамично развиваются сети "Магнит", "Мария-РА", "Ярче", "Красное-белое", группа компаний "Лама").
Темпы роста объема платных услуг в 2024-2026 годы составят по первому варианту Прогноза - 102,5% - 102,6%, по второму варианту Прогноза - 102,7%-102,8% в сопоставимых ценах к предыдущему году.
Основную долю в структуре формирования рынка платных услуг в среднесрочном периоде будут составлять коммунальные, телекоммуникационные, медицинские и образовательные услуги.
Развитие рынка платных услуг населению будет определяться следующими факторами:
- внедрение новых форм обслуживания;
- развитие сервисов доставки продуктов;
- расширение перечня оказываемых услуг;
- ограничение роста регулируемых цен и тарифов.
В период 2024-2026 годов работа администрации Города Томска в части развития сферы потребительского рынка будет направлена на:
- содействие развитию инфраструктуры потребительского рынка и оптимальному размещению на территории Города Томска сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- организацию эффективной работы муниципальных ярмарок;
- систематическое проведение мониторинга цен на фиксированный набор продовольственных товаров;
- упорядочение нестационарной торговли, в том числе путем перевода торговой деятельности в стационарные объекты.
3.4. Развитие малого предпринимательства
В прогнозном периоде, в рамках имеющихся полномочий и с учетом реализации на территории Города Томска мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", к 2026 году ожидается положительная динамика показателей, характеризующих деятельность малого и среднего бизнеса:
количество малых и микропредприятий увеличится до 16 615 - 16 648 предприятий, численность работников малых и микропредприятий возрастет до 118,6 - 118,7 тысяч человек;
количество индивидуальных предпринимателей составит 14 453 - 14 615 человек; численность наемных работников индивидуальных предпринимателей достигнет 20 481 - 20 534 человек;
оборот малых и микропредприятий, по оценке, в 2026 году по первому варианту Прогноза составит 754,4 млрд руб., по второму варианту Прогноза - 789,2 млрд руб.
В прогнозном периоде, в соответствии с приоритетами национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса направлены мероприятия и финансовые ресурсы муниципальной программы муниципального образования "Город Томск" "Экономическое развитие инновационная экономика" на 2015-2025 годы, предусматривающие:
- информационную и консультационную поддержку субъектов предпринимательства, самозанятых и лиц, желающих открыть собственное дело;
- повышение профессионального уровня предпринимателей;
- финансовую поддержку;
- развитие эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
3.5. Инвестиционная и строительная деятельность
В 2024-2026 годы темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах прогнозируются по первому варианту Прогноза - на уровне 103,2% - 104,5%, по второму варианту Прогноза - в размере 103,3%-104,6%.
Второй вариант Прогноза предусматривает успешную реализацию инвестиционных планов крупнейших производственных компаний Города Томска: ООО "Газпром Метанол" (проект по увеличению мощности производства метанола), ООО "Горсети" (проект по техническому перевооружению и реконструкции, а также новому строительству и расширению), АО "ТомскРТС" (проекты по строительству, реконструкции и модернизации объектов в целях подключения потребителей, строительству новых тепловых сетей в целях подключения потребителей, мероприятия по переключению нагрузки котельной по ул. Водяная, 80), АО "Томская генерация" (проекты по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации оборудования), ООО "Газпром газораспределение Томск" (проекты по догазофикации, приобретению строительной автотехники, транспортных средств, машин и оборудования, проекты по объектам, выполняемым по договорам о технологическом подключении), ООО "Томскводоканал" (проекты по строительству новых сетей водоснабжения, реконструкции оборудования, ПАО "ТРК" (проекты по техническому присоединению энергопринимающих устройств потребителей, реконструкция оборудования), проектно-изыскательские работы по модернизации резервного центра обработки данных), АО "ПроКванТ" (проект по строительству Административно-производственного комплекса на территории ОЭЗ ТВТ "Томск"), ООО "Томслесдрев" (проект по модернизации завода ДСП-2 и реконструкции завода ДСП-1)).
Объем работ, выполненных крупными и средними предприятиями Города Томска, по виду экономической деятельности "Строительство" в 2026 году составит 9,4 - 9,5 млрд. руб., по двум вариантам Прогноза. По первому варианту Прогноза темпы роста физического объема строительных работ составят 101,2% -104,5%, по второму варианту Прогноза - 102,3%-104,6%.
Рост в отрасли будет обеспечен за счет строительства объектов, в том числе, социального назначения, в ходе реализации национальных проектов на территории Города Томска, увеличения темпов промышленного и жилищного строительства.
3.6. Жилой фонд
Одним из ключевых факторов, ограничивающих жилищное строительство, остается отсутствие на территории Города Томска свободных земельных участков, в том числе для целей комплексного развития территорий, обустроенных социальной, коммунальной и транспортной инфраструктурой.
В прогнозном периоде ежегодный объем вводимого в эксплуатацию жилья ожидается в размере 227,9 - 259 тыс. кв. м. общей жилой площади, при этом не менее 40% объема нового жилья ежегодно будет строиться населением.
Согласно прогнозу в 2026 году общая площадь жилого фонда Города Томска, по оценке, увеличится по отношению к показателю 2023 года на 673,1 -749,3 тыс. кв. м. по двум вариантам Прогноза и составит 15,7-15,8 млн. кв. м. общей площади жилья.
Согласно обоим вариантам Прогноза общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя Города Томска, в 2026 году составит 27,4-27,5 кв. м. по двум вариантам Прогноза.
Сохранение спроса на жилье в прогнозном периоде ожидается за счет повышения доступности жилищного строительства в рамках реализации проекта "Губернаторская ипотека на территории Томской области", а также государственной поддержки молодых семей в целях улучшения жилищных условий в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
3.7. Развитие улично-дорожной сети
В 2024-2026 годах в рамках реализации постановления администрации Города Томска от 08.10.2021 N 850 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства" на 2022-2030 годы и отмене отдельных постановлений администрации Города Томска" мероприятий по строительству и реконструкции улично-дорожной сети не запланировано.
В целях поддержания улично-дорожной сети Города Томска в нормативном состоянии в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в среднесрочном периоде планируется ежегодный ремонт городских улиц с заменой покрытия проезжей части на всю ширину улицы. Результат реализации проекта предполагает достижение к 2025 году целевого показателя - соответствие нормативным требованиям по показателям ровности 69,2% от общей протяженности автомобильных дорог муниципального образования "Город Томск", включенных в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры (298,946 км).
IV. Социальная сфера
4.1. Дошкольное образование
Указом Президента от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлены задачи создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, и создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, включая:
- достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 3-х лет.
В прогнозном периоде 2024-2026 годов количество детей в возрасте от 0 до 3-х лет, получающих дошкольное образование, увеличится по сравнению с 2022 годом. В связи с этим появится необходимость создания условий для обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 3-х лет.
Таким образом, основными направлениями развития системы дошкольного образования в 2024-2026 годы будут являться:
- обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 3-х лет;
- сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте 1,5 - 7 лет включительно, в том числе в альтернативных формах дошкольного образования (частные дошкольные образовательные организации);
- создание условий для получения качественного дошкольного образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- укрепление материально-технической базы организаций и обеспечение безопасного пребывания в них детей.
Благодаря этим мероприятиям численность детей, получающих дошкольное образование в возрасте от 0 до 3-х лет в 2026 году возрастет до 5 600 человек.
4.2. Общее образование
Согласно прогнозной оценке, к 2026 году численность детей, получающих услуги общего образования по основному варианту прогноза увеличится до 66 000 человек. Доля обучающихся в первую смену в общеобразовательных организациях составит 57%.
В целях освоения обучающимися обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и повышения качества общего образования в 2024-2026 годах необходимо решить следующие основные задачи системы общего образования:
- обеспечение доступного и качественного общего образования путём создания дополнительных мест и оснащения современным оборудованием; недопущение обучения в третью смену;
- реализация мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- реализация проектов национального проекта "Образование";
- обеспечение условий для реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО;
- обеспечение общеобразовательных организаций педагогическими кадрами;
- создание доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; развитие инклюзивного образования;
- реализация Единой модели профессиональной ориентации - профориентационного минимума;
- совершенствование системы воспитательной работы.
4.3. Дополнительное образование
К 2026 году общеразвивающими программами дополнительного образования различной направленности в системе общего и дополнительного образования планируется охватить 71 316 -71 334 детей по двум вариантам прогноза или не менее 80% от общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет.
В прогнозном периоде существуют риски снижения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования по причине достижения предельной численности контингента обучающихся, установленной лицензиями на право осуществления образовательной деятельности на фоне роста численности детей в возрасте 5 - 18 лет.
Проблема недостаточности площадей для обеспечения государственных гарантий, сохранения и развития системы дополнительного образования детей, ее доступности и расширения в прогнозном периоде будет решаться путем предоставления помещений вновь открывающихся общеобразовательных организаций для занятий. Имеется потребность в увеличении площадей организаций дополнительного образования за счет строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров, строительства центральной музыкальной школы, своевременного проведения ремонта действующих организаций.
Основными задачами дополнительного образования на среднесрочный период являются:
- сохранение контингента детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием 80%
- внедрение системы выявления и учёта достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтёрскую) деятельность;
- создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
- привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтёров и представителей науки, высшей школы, студенчества и родительской общественности;
- создание условий для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными условиями здоровья;
- увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, в том числе программами технической и естественнонаучной направленности;
- дальнейшее развитие инфраструктуры дополнительного образования, укрепление материально-технической базы организаций;
- повышение качества услуг дополнительного образования;
- выявление талантов каждого ребенка и ранняя профориентация обучающихся.
4.4. Физическая культура и спорт
В рамках реализации национального проекта "Демография" (региональный проект - "Спорт - норма жизни в Томской области"), в целях развития спортивно-массовой работы и увеличения к 2026 году до 52%-56,2% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Города Томска, в 2024-2026 годы приоритетными задачами являются:
- строительство новых спортивных объектов за счет бюджетных и внебюджетных средств, проведение своевременного капитального ремонта спортивных объектов;
- максимально эффективное использование имеющихся спортивных объектов;
- реализация мер регулирующего, экономического и информационного характера, обеспечивающих повышение двигательной активности граждан, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни.
В целях повышения обеспеченности граждан Города Томска спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта (план на конец 2026 года - 55,6% по второму варианту Прогноза), в 2023-2026 годы планируется строительство крупных спортивных сооружений, в том числе:
- обустройство Центра уличного баскетбола;
- обустройство Троп здоровья в лесном массиве стадиона "Кедр", на Синем утесе и в с. Дзержинском;
- площадка с тренажёрами и места для тихого спорта справа от стадиона "Буревестника";
Кроме того, продолжатся работы по строительству спортивных площадок на внутридворовых и пришкольных территориях во всех районах Города Томска.
4.5. Культура
В среднесрочном прогнозируемом периоде количество муниципальных общедоступных библиотек и учреждений культурно-досугового типа в Городе Томске сохранится на уровне 2023 года.
В рамках реализации национального проекта "Культура" продолжится работа по переводу библиотечного фонда на нематериальные носители информации путем приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам. Планируется продолжить обслуживание пользователей электронными документами с помощью электронно-библиотечной системы "ЛитРес: "мобильная библиотека" с учетом соблюдения законодательства РФ, а также обеспечение доступа к электронным подпискам периодических изданий для муниципальных библиотек.
Существующая проблема нехватки библиотек во вновь построенных микрорайонах может быть решена путем развития мобильных (библиобусов), внестационарных форм библиотечного обслуживания.
Как и в предыдущие годы, основной проблемой развития 5 муниципальных культурно-досуговых учреждений остается острая нехватка собственных площадей для репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов и организации работы с детьми и молодёжью. В связи с отсутствием площадей большинство масштабных общегородских мероприятий по-прежнему будет проводиться на открытых площадках.
В рамках реализации национального проекта "Культура", регионального проекта "Культурная среда" и мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" на 2015-2025 годы (утверждена постановлением администрации Города Томска от 26.09.2014 N 968) в 2024-2026 годы запланированы:
- капитальный ремонт учреждений дополнительного образования;
- капитальный ремонт системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией учреждений культуры и дополнительного образования;
- работа по привлечению средств из федерального бюджета на создание модельных библиотек на базе МБ "Сказка", "Истоки";
- предусмотрено приобретение музыкальных инструментов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.