Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
муниципального образования
Новосергиевский район
Оренбургской области
от 23 января 2023 г. N 32-п
Программа подготовки диспетчеров единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области"
I. Общие положения
Настоящая программа разработана для организации профессиональной подготовки диспетчеров единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС) и диспетчеров системы-112 муниципального образования. Внесены изменения по результатам решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности Оренбургской области N 4-V от 28 августа 2020 года.
Главная задача обучения состоит в обеспечении в соответствии с программой подготовку дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб и диспетчерского персонала системы-112 в целях поддержания уровня его персональной подготовленности, овладения новыми и совершенствования имеющихся практических средств управления, связи и оповещения, а также по обеспечению оперативного управления силами и средствами муниципального звена Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) (происшествия). В результате обучения специалисты ЕДДС и диспетчера системы-112 должны:
а) знать:
- требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Правительства Оренбургской области в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- требования основных руководящих и нормативных документов по организации управления, связи и оповещения ЕДДС;
- структуру Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОТП РСЧС), районного звена ОТП РСЧС, место ЕДДС в ней;
- структуру, содержание, порядок планирования мероприятий гражданской обороны и территориального звена ОТП РСЧС;
- порядок приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны от вышестоящих органов управления, порядок введения режимов функционирования для органов управления территориального звена РСЧС;
- порядок приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций и доведение информации о ЧС (происшествии) до дежурно-диспетчерских служб организаций, служб РСЧС;
- порядок оповещения руководящего состава муниципального образования и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
- основные принципы и способы защиты населения в кризисных ситуациях;
- силы и средства гражданской обороны и территориального звена ОТП РСЧС, порядок их применения в мирное и военное время;
- основные мероприятия по предупреждению ЧС и повышению устойчивости функционирования в паводковый и пожароопасный периоды;
- организацию и порядок взаимодействия между органами управления территориального звена ОТП РСЧС, силами гражданской обороны, расположенными на территории муниципального образования;
- тактико-технические характеристики средств управления, связи и оповещения ЕДДС муниципального образования и правила их безопасной эксплуатации;
- алгоритмы действий диспетчера ЕДДС муниципального образования при ЧС (происшествиях) природного и техногенного характера;
- порядок оперативного управления силами и средствами РСЧС, расположенных на территории муниципального образования, постановки и доведения до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС (происшествий);
- систему комплексной безопасности социально значимых объектов, расположенных на территории муниципального образования;
- структуру системы-112 Оренбургской области (муниципального образования), руководящие документы, регламентирующие работу диспетчера-112;
административные границы муниципального образования, районы выезда пожарно-спасательных подразделений;
- зону территориальной ответственности ЕДДС муниципального образования и зоны территориальной ответственности служб РСЧС, действующих на территории муниципального образования;
- дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий);
- потенциально опасные и социально значимые объекты, расположенные в районах выезда пожарно-спасательных подразделений, их адреса, полное наименование;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на ЕДДС;
- объекты и населенные пункты соседних муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться пожарно-спасательные подразделения;
- правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;
- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;
б) уметь:
- вести сбор, обработку, обмен и передачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализировать и оценивать показатели в условиях постоянно нарастающего риска усложнения обстановки с большими психофизиологическими нагрузками;
- применять штатную аппаратуру, механизмы, приборы и другое табельное оборудование, установленное на ЕДДС;
- работать на штатных средствах связи и оповещения;
- разрабатывать и вести документацию ЕДДС;
- готовить наихудший прогноз ЧС, оценивать параметры и результаты развития ЧС;
- готовить донесения 1 - 4 ЧС и формализованные документы по ЧС (происшествиям);
- работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint);
- организовывать взаимодействие с органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия);
- эффективно использовать информационные ресурсы системы-112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС.
Иметь навыки:
- работы на автоматизированном рабочем месте по оперативному управлению мероприятиями РСЧС, реагированию и управлению в ЧС для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС (происшествий).
При организации профессиональной подготовки учитываются следующие требования:
- установление определенных часов для проведения занятий;
- личное участие руководящего состава и непосредственных начальников в подготовке и проведении занятий по профессиональной подготовке;
- использование в системе обучения средств АСУ, технических средств обучения и новейших достижений науки и техники.
II. Организация профессиональной подготовки
Программа профессиональной подготовки разработана для подготовки диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112 продолжительностью 12 месяцев, с зимним (3 учебных дня), весенним (3 учебных дня), летним (3 учебных дня) и осенним (3 учебных дня) периодами обучения - по одному учебному дню в месяц (Последняя пятница недели каждого месяца). Продолжительность учебного дня - 8 часов.
Всего на профессиональную подготовку диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112 отводится - 96 часа.
Профессиональная подготовка диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112 организовывается начальником ЕДДС и проводится под руководством главного специалиста отдела по делам ГО и ЧС, начиная со дня назначения диспетчера ЕДДС на должность, а при установлении испытательного срока - с его первого дня.
Лица, вновь принимаемые на работу на должности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, прежде чем приступить к самостоятельному исполнению служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение.
Специальное первоначальное обучение состоит из индивидуального обучения и стажировки.
Индивидуальное обучение диспетчеров ЕДДС муниципального образования осуществляется в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного Оренбургской области профессионального образования "Учебно-методический центр по ГОЧС Оренбургской области" (далее - ГАОУ ДПО УМЦ по ГОЧС Оренбургской области), учебных центрах и учебных пунктах Государственной противопожарной службы области, а также в других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности.
Подготовка заканчивается проведением стажировки в практическом исполнении обязанностей, сдачей зачетов и допуском к несению дежурства.
Стажировка организуется и проводится на базе Центра Управления Кризисными Ситуациями (далее - ЦУКС) Главного управления МЧС России по Оренбургской области согласно графику и плана стажировки. Продолжительность стажировки - пять дежурств, из них три дежурства по 8 часов, и 2 дежурства по 24 часа.
Допуск к несению дежурства в должности диспетчера ЕДДС осуществляется на основании распоряжения администрации Новосергиевского района с прилагаемым протоколом приема зачетов о допуске к несению самостоятельного дежурства в должности диспетчера ЕДДС.
Для организации профессиональной подготовки диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112 начальником ЕДДС и главным специалистом отдела по делам ГО и ЧС администрации района разрабатываются и утверждаются председателем КЧС и ОПБ администрации района, следующие документы:
- план подготовки диспетчеров ЕДДС;
- расписание занятий;
- перечень вопросов для проверки теоретических знаний и проверки практических навыков;
- журнал учета занятий.
В соответствии с планом подготовки разрабатывается расписание занятий на день с указанием места, времени проведения и руководителя занятия.
Руководителем занятия разрабатываются планы (методические планы) проведения занятия.
Учебные материалы проведенных занятий вместе с планами и расписаниями занятий хранятся у начальника ЕДДС муниципального образования "Новосергиевский район", в течение следующего учебного года.
Основными формами является правовая, общая и специальная подготовка.
Самостоятельная подготовка проводится в целях непрерывного, систематического пополнения и углубления должностными лицами ЕДДС и 112 своих специальных знаний и включает в себя:
- изучение функциональных обязанностей и инструкций ЕДДС;
- изучение нормативных актов (документов), регламентирующих деятельность ЕДДС и 112;
- конспектирование необходимых для работы материалов;
- регулярное ознакомление с новой юридической, экономической, технической и специальной литературой;
- выполнение различных практических заданий, имеющих целью выработать и закрепить умение и практические навыки.
Самостоятельная подготовка проводится под контролем начальника ЕДДС МО. Содержание самостоятельной подготовки определяется в соответствии с Программой профессиональной подготовки.
При совместной подготовке проводятся групповые и практические занятия, тренировки в составе дежурных смен, зачеты, методические и показные занятия, демонстрация учебных фильмов и т.д. Выбор того или иного занятия определяется уровнем подготовки диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112. При этом необходимо учитывать, что только комплексное сочетание всех форм обучения может обеспечить достижение поставленных целей.
Наиболее важной формой совместной подготовки диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112 являются тренировки в составе дежурных смен, которые необходимо готовить и проводить, сообразуясь с конкретными задачами по взаимодействию с силами и средствами постоянной готовности, оперативными, дежурно-диспетчерскими службами РСЧС и дежурно-диспетчерскими службами потенциально опасных объектов.
В целях более эффективной организации взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территории от ЧС (происшествий) природного и техногенного характера для проведения занятий с дежурно-диспетчерским составом ЕДДС и диспетчерским составом системы-112 могут привлекаться специалисты соответствующих служб РСЧС.
Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с диспетчерами ЕДДС муниципального образования, осуществляются в соответствии с графиком и тематикой, утвержденным главой администрации района. Периодичность проведения тренировок со специалистами ЕДДС муниципального образования - ежедневно.
Подготовка диспетчеров ЕДДС муниципального образования также осуществляется в ходе:
- проведения ежедневного инструктажа при заступлении на дежурство;
- тренировок, проводимых НЦУКС, ЦУКС Главного управления МЧС России по Оренбургской области;
- командно-штабных (штабных) учений (тренировок), специальных учений, тренировок с КЧС и ОПБ муниципального образования, силами и средствами территориального звена РСЧС, проводимых на территории муниципального образования;
- проведения тренировок с дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) служб РСЧС и организаций (объектов) муниципального образования.
Созданной комиссией муниципального образования "Новосергиевский район" осуществляется принятие зачетов у диспетчеров ЕДДС, не реже одного раза в полгода по результатам которых принимается решение о допуске их к несению дежурства, которое утверждается председателем КЧС и ОПБ администрации района.
Ежегодно главным специалистом отдела по делам ГО и ЧС администрации района совместно начальником ЕДДС проводится анализ состояния дел по подготовке диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы 112 и представляется главе администрации района и председателю КЧС и ОПБ администрации района.
III. Порядок оценки профессиональной подготовки
Основной оценкой профессиональной подготовки диспетчеров ЕДДС и диспетчеров системы-112 является их умение выполнять свои функциональные обязанности при получении и доведении сигналов управления (оповещения), умение грамотно и оперативно действовать самостоятельно в повседневной деятельности в режиме "повышенной готовности" и в режиме "чрезвычайной ситуации".
Профессиональная подготовка диспетчеров ЕДДС диспетчеров системы-112 проверяется один раз в полугодие в ходе занятий в объеме программы подготовки с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации и руководящих документов вышестоящих органов управления.
Действия диспетчеров ЕДДС отражаются в актах (протоколах) работы аттестационных комиссий или других проверяющих органов и признаются "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно".
По результатам оценки теоретических знаний и практических действий диспетчера ЕДДС и диспетчера системы-112 допускаются к самостоятельному несению дежурства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.