г. Краснодар |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А01-2183/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Калашниковой М.Г. и Мацко Ю.В., без участия в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, арбитражного управляющего Маликовой Александры Викторовны (ИНН 772168954710), Ассоциации "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих (ОГРН 1050204056319), иных участвующих в обособленном деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2019 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 (судьи Сурмалян Г.А., Стрекачёв А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А01-2183/2017, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Транс Логистик" (далее - должник) Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего должника Маликовой Александры Викторовны (далее - арбитражный управляющий), выразившиеся в нарушении сроков опубликования сведений о введении процедуры наблюдения и неознакомлении с документами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов.
Определением суда от 26.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2019, в удовлетворении жалобы уполномоченного органа отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью существенных нарушений арбитражным управляющим норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), нарушения прав уполномоченного органа.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что на официальный адрес электронной почты уполномоченного органа материалы к собранию кредиторов не представлены. Резолютивная часть определения о признании должника банкротом и введении наблюдения опубликована на сайте 13.10.2017. Таким образом, крайним сроком публикации сведений о введении наблюдения является 17.10.2017. Однако оределение от 11.10.2017 опубликовано арбитражным управляющим 18.10.2017, т. е. с просрочкой на 1 день.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, определением суда от 11.10.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Маликова А.В. Сообщение о введении процедуры опубликовано в ЕРФСБ 18.10.2017 и в газете "Коммерсантъ" 21.10.2017. Решением суда от 15.05.2018 должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсный управляющим утверждена Маликова А.В.
Уполномоченный орган, полагая, что действия арбитражного управляющего, выразившиеся в нарушении сроков опубликования сведений о введении процедуры наблюдения и неознакомлении с документами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов, являются незаконными, обратился в суд.
Оценив представленные в дело доказательства и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено указанным Законом. Одним из способов защиты прав кредиторов является обращение в арбитражный суд с жалобой на действия (бездействие) арбитражного управляющего. Условием признания жалобы обоснованной является установление арбитражным судом одновременно двух обстоятельств: нарушение арбитражным управляющим требований законодательства о банкротстве к порядку выполнения управляющим возложенных на него обязанностей и нарушение вследствие этого прав и законных интересов кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Основанием для удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом: факта несоответствия этих действий законодательству о банкротстве (неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей); или факта несоответствия этих действий требованиям разумности; или факта несоответствия этих действий требованиям добросовестности.
Жалоба может быть удовлетворена в случае, если действиями (бездействием) действительно нарушены те или иные права и законные интересы подателя жалобы.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего должно распределяться следующим образом: кредитор обязан доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы кредитора, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности.
В пункте 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право созывать собрание кредиторов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. При этом полномочия, возложенные на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам в силу пункта 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
На основании пункта 1, подпункта "а" пункта 3 и подпункта "б" пункта 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56, арбитражный управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов материалы о финансовом состоянии, ходе процедур банкротства должника и иные материалы, рассмотрение которых позволит обеспечить принятие собранием решений по вопросам повестки дня; при подготовке к проведению собрания кредиторов арбитражный управляющий готовит материалы для представления на рассмотрение собрания кредиторов; при организации проведения собрания кредиторов - предоставляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы.
Лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен Законом о банкротстве (абзац 7 пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве).
Суды обеих инстанций установили, что 27.07.2018 в 17 часов 36 минут с электронной почты помощника арбитражного управляющего psultanzade@gmail.com на электронную почту уполномоченного органа u01@г01.nalog.ru направлены документы, подлежащие рассмотрению на собрании кредиторов 31.07.2018 (т. 1, л. д. 13). 17.10.2018 в 18 часов 13 минут с электронной почты арбитражного управляющего aleksandra-malikova@mail.ru в ответ на требование уполномоченного органа на электронную почту u01@г01.nalog.ru направлены документы, подлежащие рассмотрению на собрании кредиторов 25.10.2018 (т. 1, л. д. 75). Таким образом, арбитражным управляющим своевременно предоставлены документы для ознакомления в ответ на требования уполномоченного органа. Документы предоставлены в полном соответствии с порядком, который указан в сообщениях о проведении собраний кредиторов - по электронной почте. Возражений относительно факта направления, объема и перечня полученных документов уполномоченным органом заявлено не было. Суд апелляционной инстанции отметил, что при указании арбитражным управляющим на ознакомление с документами посредством электронной почты, подлежал применению именно указанный порядок ознакомления. Возражений относительно порядка ознакомления, указанного в сообщениях ЕФРСБ N 2864317 от 16.07.2018, N 3106534 от 09.10.2018 - в электронном виде посредством направления требования на электронную почту aleksandra-malikova@mail.ru заявлено не было. Уполномоченный орган не оспаривает надлежащего извещения о проведении собрания кредиторов, с учетом чего не был лишен возможности ознакомиться со всеми необходимыми документами непосредственно на собраниях кредиторов. С учетом изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении жалобы в данной части.
Из пунктов 1 и 6 статьи 28 Закона о банкротстве следует, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р официальным изданием, осуществляющим опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ". При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в частности о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Аналогичные нормы в части необходимости опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения содержатся в пункте 1 статьи 67, пункте 1 статьи 68 Закона о банкротстве.
Согласно абзацу 3 пункта 3.1 Приказа Минэкономразвития N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснено, что до определения регулирующим органом на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) подлежат направлению временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве).
Временный управляющим утвержден определением от 11.10.2017. Сообщение о введении процедуры наблюдения опубликовано в ЕРФСБ 18.10.2017. Обращаясь с жалобой на действия (бездействие) арбитражного управляющего, заявителем не указано, какие его права и законные интересы существенно нарушены в результате совершения арбитражным управляющим оспариваемых действий. При таких обстоятельствах, проанализировав представленные в материалы дела доказательства применительно к статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы уполномоченного органа на действия (бездействие) арбитражного управляющего.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А01-2183/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.