Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 августа 2023 г. N 03-07-13/1/75110
Вопрос: ООО (далее - "Общество") просит дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении НДС при импорте товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
Порядок применения НДС в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - "Протокол").
Согласно пункту 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.
Пунктом 13 Протокола установлено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1-13.5 Протокола.
В соответствии с пунктом 13.1 Протокола если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом. Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Общество приобретает товар по договору с поставщиком Республики Беларусь, место отгрузки товара - склад на территории Республики Беларусь, переход права собственности на товар Обществу - момент передачи товара перевозчику на территории Республики Беларусь. На основании договора с Покупателем Общества товар со склада на территории Республики Беларусь сразу отгружается в адрес Покупателя Общества, находящегося на территории Российской Федерации, переход права собственности на товар Покупателю Общества - также момент передачи товара перевозчику на территории Республики Беларусь, доставку товара Покупателю Общества на территорию Российской Федерации обеспечивает поставщик Республики Беларусь.
По мнению Общества, товары, импортируемые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, приобретаются Обществом на основании договора поставки, заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, поэтому Общество должно подать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, уплатить "ввозной" НДС, принять его к вычету и при реализации товара в адрес покупателя Общества оформить счет-фактуру с выделением суммы НДС по налоговой ставке в размере 20%. Такой подход, по мнению Общества, обеспечивает соблюдение принципа уплаты НДС в стране назначения.
На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации просим подтвердить правомерность:
- представления Обществом в налоговый орган Российской Федерации заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
- уплаты "ввозного" НДС в бюджет Российской Федерации;
- оформления счета-фактуры и начисления НДС по налоговой ставке в размере 20% при реализации покупателю Общества товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при импорте в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь товаров, приобретаемых российской организацией и реализуемых другой российской организации, в случае если доставка товаров на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь осуществляется непосредственно в адрес этой другой организации Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь установлен разделом III "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол).
Согласно пункту 13.1 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом.
На основании пункта 14 Протокола для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта).
Таким образом, российская организация, заключившая договор на приобретение товаров с белорусским хозяйствующим субъектом, определяет налоговую базу по товарам, ввозимым в Российскую Федерации с территории Республики Беларусь, и уплачивает налог на добавленную стоимость российскому налоговому органу, в том числе в случае, если эти товары реализованы другой российской организации и их доставка на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь осуществляется непосредственно в адрес этой другой организации. При этом при реализации вышеуказанных товаров налог на добавленную стоимость исчисляется в общеустановленном порядке по налоговой ставке, предусмотренной пунктами 2 или 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и счет-фактура выставляется в порядке, установленном статьей 168 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация, заключившая договор на приобретение товаров с белорусским хозяйствующим субъектом, определяет налоговую базу по товарам, ввозимым в РФ из Беларуси, и уплачивает НДС российскому налоговому органу, в т. ч. в случае, если эти товары реализованы другой российской организации и их доставка осуществляется непосредственно в ее адрес. При этом в случае реализации указанных товаров НДС исчисляется и счет-фактура выставляется в установленном НК РФ порядке.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 августа 2023 г. N 03-07-13/1/75110
Опубликование:
-