Решение Ленинградского областного суда от 2 мая 2023 г. по делу N 3а-84/2023
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 г. N 66а-747/2023 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А., при секретаре Черкасовой Е.С., с участием прокурора Махмудова Э.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барановой Л.М. о признании не действующим с момента принятия Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846, в части включения в него пункта 598; Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850, в части включения в него пункта 622; Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2022 N 965, в части включения в него пункта 626, в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером 47:26:0805001:457, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пгт. Рябово, ул. Рычина, д. 10, установил:
Баранова Л.М. обратилась в Ленинградский областной суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит здание магазина, расположенное по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Рябово, ул. Рычина, д. 10 Указанное здание включено в перечень зданий, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на основании вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено. Между тем, используется менее 20% площади здания, в связи с чем административный истец полагает, что налог на здание не должен рассчитываться по правилам статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании административный истец Баранова Л.М. и ее представитель Кравчук Е.П. поддержали свою позицию, просили удовлетворить административное исковое заявление, полагая, что именно фактическое использование здания может являться основанием для включения в перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. в письменном отзыве на административный иск просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что расположение здания на земельном участке с видом разрешенного использования "для эксплуатации магазина", который находится в собственности административного истца, является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В судебном заседании Вилаева М.А. поддержала отзыв на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Леноблкомимущества Агапова А.В. представила возражения на административный иск, просила отказать в его удовлетворении. В судебном заседании Агапова А.В. поддержала правовую позицию Правительства Ленинградской области.
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России N 7 по Ленинградской области направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В заключении прокурор Махмудов Э.Т. указал, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Информация о времени и месте рассмотрения административного искового заявления в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с правилами ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 11.04.2023 здание магазина, нежилое, с кадастровым номером 47:26:0805001:457, расположенное по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пгт. Рябово, ул. Рычина, д. 10, принадлежит на праве собственности административному истцу Барановой Л.М. Налоговая база для указанного здания определяется как кадастровая стоимость пунктом 598 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, (далее - Перечень) на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846, пунктом 622 Перечня на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства от 22.12.2021 N 850, пунктом 626 Перечня на 2023 год, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2022 N 965.
Следовательно, Баранова Л.М., являясь собственником объекта недвижимости, включенного в Перечень, вправе полагать, что её права и законные интересы нарушаются оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку на неё возлагается обязанность по уплате налога исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из п. 2 ст. 399 НК РФ представительные органы местного самоуправления определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применения с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 406 НК РФ).
Решением совета депутатов МО Рябовское городское поселение Тосненского района Ленинградской области от 25.11.2015 N 38 "Об установлении и введении на территории Рябовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области налога на имущество физических лиц" установлена ставка налога в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз "Устав Ленинградской области" определено, что Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области (ст. 35).
Согласно ст. 39 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 N 6-оз нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской и вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области.
Оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в форме постановлений Правительства Ленинградской области и опубликованы в сетевом издании "Электронное опубликование документов" www.npa47.ru и на "Официальном интернет-портале правовой информации" www.pravo.gov.ru. Указанными постановлениями определены Перечни зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022, 2023 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие.
В части соответствия оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.
В силу п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, среди прочего, торговых центров (комплексов) и помещений в них
Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает следующему условию:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пп. 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административному истцу Барановой Л.М. на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером 47:26:0805001:457 площадью 1293,9 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п.г.т. Рябово, ул. Рычина, д. 10, с наименованием "здание магазина".
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0805014:80 площадью 2229 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "для эксплуатации магазина". Земельный участок согласно выписки из ЕГРН от 11.04.2023 принадлежит на праве собственности административному истцу.
Здание включено в оспариваемые Перечни зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022, 2023 года на основании вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, исходя из изложенных норм налогового законодательства здание магазина, принадлежащее Барановой Л.М., в силу расположения его на земельном участке с видом разрешенного использования "для эксплуатации магазина" отнесено к виду имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно торговому центру (комплексу).
В связи с изложенным довод административного истца о том, что здание магазина не может быть отнесено к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в силу использования торговой площади менее 20% от общей площади здания, признается несостоятельным. Заключение кадастрового инженера, представленное административным истцом, в разрешении данного спора не имеет правового значения и не опровергает законность включения здания магазина в оспариваемые Перечни.
Исходя из положений ст. 378.2 НК РФ в случае если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, установление вида фактического использования указанного здания не требуется.
Ссылка Барановой Л.М. на правовую позицию, отраженную в постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П, не применима к рассматриваемым правоотношениям, поскольку она касается налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания, находящегося на арендуемом земельном участке.
Согласно ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что в оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты требованиям ст. 378.2 НК не противоречат, то оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Барановой Л.М. отказать в удовлетворении административного иска о признании не действующим с момента принятия Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 21.12.2020 N 846, в части включения в него пункта 598; Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2021 N 850, в части включения в него пункта 622; Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2021 N 965, в части включения в него пункта 626, объекта недвижимости с кадастровым номером 47:26:0805001:457, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пгт. Рябово, ул. Рычина, д. 10.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 2 мая 2023 г. по делу N 3а-84/2023
Опубликование:
-