Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства образования
Оренбургской области
от 17.01.2020 N 01-21/63
Региональная программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей
Пояснительная записка
На современном этапе развития образования одним из условий вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году является обеспечение кадровой безопасности системы общего образования.
В настоящее время в 851 общеобразовательной организации региона работает 16536 педагогических работников, из них 8660 педагогов (52%) имеют первую категорию, 4828 педагогов (30%) - высшую. Однако, для школ региона, по-прежнему актуальной остается проблема "старения" кадров и нехватки специалистов. Более 20% педагогов (российский показатель - 18%) уже достигло пенсионного возраста (при этом есть ряд сельских школ, в которых средний возраст педагогов составляет более 55 лет), тогда как доля молодых педагогов, пришедших в школу в течение последних трех лет, составляет только 8%. Высшее образование имеют только 63% (в городских школах 67%) молодых учителей региона, 37% (в городских школах 33%) пришли в школу после окончания педагогического колледжа.
По результатам анализа информации о вакансиях, предоставленной образовательными организациями Оренбургской области, в тройку самых востребованных педагогических профессий входят учитель иностранного языка, учитель начальных классов и учитель математики. Традиционно высокий уровень спроса держится на учителей русского языка и литературы, учителей физики, учителей физической культуры. Большое количество вакансий свидетельствует о тенденции, при которой выпускники рассматривают трудоустройство по своему профилю в образовательные организации не в первую очередь. Слишком сложной и ответственной представляется молодым педагогам и будущая профессиональная деятельность в школе.
Чтобы состояться в учительской профессии нужен не один год кропотливой работы и непрерывное профессиональное самосовершенствование.
Кроме того, более 10% молодых учителей уходит из профессии в первые два года работы, выбирая другие сферы деятельности. Несмотря на то, что более 56% молодых учителей работают в сельских школах, все чаще молодые специалисты стремятся обустроить свою жизнь в крупных городах, где больше возможностей для комфортной жизни, построения карьеры.
Такое положение создает прямые риски устойчивому развитию и эффективности региональной системы общего образования, к которым, прежде всего, относятся: возрастная дисгармония, дефицит кадров, низкий приток и закрепляемость молодых учителей, недостаточный уровень их профессиональной компетентности. Возникает необходимость создания системы работы по привлечению, адаптации, закреплению и обеспечению непрерывного и планомерного повышения квалификации и уровня профессионального мастерства молодых учителей региона.
На пути к профессиональным вершинам начинающему педагогу предстоит преодолеть массу препятствий, первым из которых является адаптация к своей новой роли и специфике профессиональной деятельности, включающая:
- интеграцию в педагогический коллектив и педагогическое сообщество школы, муниципалитета и региона, осознание и принятие корпоративных ценностей и норм;
- знакомство с содержанием и требованиями к качеству работы учителя, приобретение и совершенствование личностных, предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, обуславливающих эффективность педагогической деятельности.
Изучение практических аспектов профессиональной адаптации молодого учителя показывает, что в работе учителя молодых педагогов привлекает, прежде всего, возможность общаться с детьми, стабильность, защищенность, интересные и разнообразные виды деятельности, возможность карьерного роста. Наибольшие затруднения у молодых педагогов вызывает разработка программно-методической и учебной документации, заполнение отчетов, общение с родителями обучающихся, поддержание дисциплины на уроке и организация внеклассной работы с ученическим коллективом. Указанные затруднения и связанные с ними негативные переживания в сочетании с низкой "стартовой" зарплатой создают риски возникновения дезадаптации и ухода из школы.
Важным на этом этапе становится целенаправленное социально-психологическое и методическое сопровождение молодого учителя на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном. Важно с одной стороны создать условия, когда молодой педагог будет ощущать действенную поддержку и искреннюю заинтересованность со стороны администрации, наставников и коллег непосредственно на рабочем месте. С другой стороны получит доступ к наиболее эффективному опыту, лучшим практикам и методическим ресурсам системы образования, будет включен в активную деятельность по освоению и диссеминации этого опыта, проектированию инноваций, профессиональному саморазвитию и самореализации.
Этими положениями определяется необходимость разработки и реализации региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых учителей.
Паспорт программы
Наименование программы |
Региональная программа профессиональной адаптации и развития молодых учителей |
Основания для разработки программы |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; указ Президента России от 07.05 2018. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"; постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года N 921-пп "Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Развитие системы образования Оренбургской области" |
Период и этапы реализации программы |
2020 - 2024 годы 1 этап (январь - август 2020 г.): разработка программно-методического и диагностического обеспечения программы; 2 этап (сентябрь 2020 г. - май 2023 г.): реализация мероприятий, направленных на создание условий для профессиональной адаптации, достижение успешного личностного и профессионального развития молодых педагогов; 3 этап (июнь 2023 г. - январь 2024 г.): анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего совершенствования региональной системы содействия профессиональной адаптации и профессиональному развитию молодых педагогов в регионе |
Цель программы |
создание единого профессионально-образовательного пространства для профессиональной адаптации и непрерывного профессионального развития молодых учителей Оренбуржья посредством вовлечения в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года |
Основные направления и задачи |
- создание условий для эффективной профессиональной адаптации и закрепления молодых учителей в региональной системе общего образования; - обеспечение непрерывного развития профессиональных компетенций молодых учителей на основе результатов диагностики профессиональных затруднений; - оценка потенциала и планирование дальнейшего профессионального и карьерного развития молодых учителей; - знакомство молодых учителей с инновационным педагогическим сообществом региона, эффективное использование опыта лучших учителей Оренбургской области, развитие практики наставничества и технологий "горизонтального обучения"; - вовлечение в конкурсное движение "Педагогический дебют" |
Ожидаемые результаты |
- создание условий для профессиональной и социально-бытовой адаптации молодых учителей; - положительная динамика обновления учительского корпуса в регионе; - повышение уровня личностной, предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентности молодых учителей и определение перспектив их профессионального развития; - создание системы сетевого взаимодействия и сетевого наставничества в регионе, направленных на обеспечение адресной помощи молодым педагогам, преемственности традиций российской школы в региональной системе общего образования; - повышение доли молодых педагогов, вовлеченных в конкурсные мероприятия различного уровня |
Разработчики программы |
министерство образования Оренбургской области; государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области" |
Система организации контроля за выполнением программы |
Ежегодный мониторинг реализации Программы по выделенным направлениям программы |
Руководитель программы |
Тамбовцева М.А. - директор государственного бюджетного учреждения "Региональный центр развития образования Оренбургской области" (далее - ГБУ РЦРО) |
Администратор региональной программы |
Сергеева Н.А. - заместитель директора ГБУ РЦРО |
Принципы реализации программы |
- непрерывность - взаимосвязь организованных образовательных мероприятий и самообразования молодого учителя; - опережающий характер содержания образования - ориентация не только на актуальные, но и на прогнозируемые проблемы сферы образования; - стимулирование субъектности - формирование способности молодого учителя к саморазвитию и самоорганизации; - вариативность - гибкость и разнообразие содержания, методов и форм работы с молодым учителем; - дифференциация и индивидуализация обучения - учет реального уровня профессионально-педагогической подготовки и личностного развития молодого учителя, его потенциальных возможностей и характера затруднений; - связь содержания и методики обучения с практической деятельностью молодого (начинающего) учителя (педагога) |
Участники программы |
- молодые учителя в возрасте до 35 лет, проработавшие в образовательном учреждении Оренбургской области не более трех лет. - наставники, закрепленные за молодыми учителями в общеобразовательных организациях Оренбургской области, в том числе победители зональных, региональных и федеральных конкурсов профессионального мастерства |
Механизмы реализации программы |
- наставничество; - непрерывное повышение квалификации в форматах формального, неформального и информального образования, - экспертная оценка и аттестация, - сетевое взаимодействие. - индивидуальные программы профессиональной адаптации и развития, - рефлексия. - мониторинг эффективности процесса и результата профессиональной адаптации и развития молодого учителя |
Уровни реализации программы |
региональный; муниципальный; школьный |
Субъекты, участвующие в реализации программы |
- министерство образования Оренбургской области; - ГБУ РЦРО; - муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования; - муниципальные и межмуниципальные методические службы (далее - ММЦ); - методические объединения педагогических работников (далее - МО); - общеобразовательные организации (далее - ОО); - муниципальные центры непрерывного повышения квалификации (далее - МЦНПК); - учреждения высшего (далее - ВУЗы) и дополнительного профессионального образования региона (далее - учреждения ДПО); - Оренбургская областная общественная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации; - ассоциация "Оренбургский университетский (учебный) округ"; - ассоциации учителей-предметников Оренбургской области; - ассоциации молодых педагогов Оренбургской области "PRO-движение" |
Целевые индикаторы реализации программы
Наименование показателя |
Тип показателя |
Базовое значение |
Период, год |
||||
значение |
дата |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Доля учителей в возрасте до 35 лет, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, процент |
Основной |
10 |
01.01.2020 |
30 |
40 |
50 |
70 |
Основные компоненты реализации программы
Организационно-управленческий компонент |
Содержательный компонент |
Технологический компонент |
Региональный уровень | ||
Владелец процесса: ГБУ РЦРО
Функции: 1. координация деятельности всех субъектов Программы; 2. создание условий для повышения уровня профессионального мастерства и непрерывного педагогического образования молодых педагогов и наставников; 3. создание условий для творческой самореализации молодых педагогов и наставников; 4. создание условий для интеграции молодых учителей в региональное педагогическое сообщество; 5. выявление и распространение лучших практик наставничества
Субъекты, участвующие в реализации программы: - министерство образования Оренбургской области; - межмуниципальные методические центры; - ассоциации учителей-предметников Оренбургской области; - ВУЗы; - учреждения ДПО; - Оренбургская областная общественная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации; - ассоциация "Оренбургский университетский (учебный) округ", - ассоциация молодых педагогов "PRO-движение"; - ведущие учителя региона. |
- нормативное правовое, программное и диагностическое обеспечение процесса; - программа мониторинга; - определение приоритетных направлений и организационно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ и образовательных мероприятий для молодых педагогов и наставников; - механизмы выявления, оценки, обобщения и диссеминации лучших педагогических практик; - развитие информационно-методического ресурса для молодых педагогов и наставников в сети Интернет |
- диагностика уровня профессиональной адаптации и профессионального развития и типичных профессиональных затруднений молодых учителей; - технологии сетевого взаимодействия; - тренинги, круглые столы, ярмарки педагогических проектов, мастер-классы, экскурсии, конференции, мастерские, фестивали открытых уроков, работы фокус-групп в рамках Ассоциации "PRO-движение" и ассоциаций учителей-предметников; - региональные конкурсы профессионального мастерства для молодых учителей и наставников; - курсы повышения квалификации; - стажировка в рамках региональных стажировочных площадок; - сетевое наставничество; - базы данных (наставников, молодых педагогов); - региональный информационно-сетевой ресурс для молодых педагогов и наставников. - форум молодых учителей Оренбуржья, включающий круглые столы и встречи с представителями передовой педагогической общественности, лидерами конкурсного движения |
Муниципальный уровень | ||
Координатор процесса: муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования; МЦНПК.
Функции: 1. формирование сообщества молодых учителей муниципалитета; 2. повышение профессионального уровня молодых педагогов, обмен опытом; 3. повышение профессионального мастерства педагогов-наставников, обмен опытом, информирование; 4. создание условий для интеграции молодых учителей в педагогическое сообщество муниципалитета; ГАРАНТ:Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником 6. выявление и распространение лучших педагогических практик, в том числе наставничества.
Субъекты, участвующие в реализации программы: МЦНПК; ММЦ; муниципальные стажировочные площадки в ОО; районные МО; районные и городские профсоюзные организации. |
- организационно-методическое обеспечение информационных, образовательных и конкурсных мероприятий для молодых учителей и наставников; - координация деятельности муниципальных стажировочных площадок; - организационно-методическое сопровождение участия молодых учителей и наставников в региональных и всероссийских конкурсах; - методические материалы по обобщению лучших педагогических практик |
Экспертная оценка уровня профессиональной адаптации и профессионального развития и типичных профессиональных затруднений молодых учителей; технологии "горизонтального обучения"; творческие командировки; стажировка; семинары, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства; школа молодого учителя; дни молодых педагогов; инструктивно-методические совещания для наставников; индивидуальные и групповые консультации; школы педагогов-наставников; информационно-методические материалы с описанием лучших практик |
Школьный уровень | ||
Координатор процесса: руководители образовательных организаций
Функции: 1. введение и интеграция в образовательное пространство ОО; 2. психологическое и методическое сопровождение молодого педагога в процессе адаптации; 3. сопровождение наставника-предметника по организации образовательного процесса
Субъекты, участвующие в реализации программы: заместители директора; методисты школы; наставники; педагог-психолог; первичные профсоюзные организации. |
- программа адаптации и профессионального роста молодого учителя в ОО; - программа наставничества в ОО; - план методической работы ОО |
экскурсии, презентации; организация рабочего места молодого учителя; дни молодого педагога; консультации, беседы; диагностика актуального уровня профессионального развития и типичных профессиональных затруднений молодых учителей; разработка индивидуальных программ (маршрутов) профессионального развития; семинары, практикумы, квесты, тренинги в рамках Школы молодого учителя и школьных МО; наставничество, работа в рамках технологии Peer-to-Peer (индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, открытые уроки и внеурочные мероприятия и т.д.), экспертиза методических материалов и разработок; проектная деятельность в паре с наставником или в проектной группе; подготовка выступлений и мастер-классов, отчетов по обобщению наиболее эффективного педагогического опыта в рамках школьного МО; подготовка статей и выступлений (конференции, педагогические советы и т.д.); организационно-методическое сопровождение участников муниципальных, зональных, региональных и всероссийских этапов конкурсов профессионального мастерства; сопровождение и организационно-методическая поддержка молодых учителей в процессе получения высшего образования, в том числе обучения в магистратуре и аспирантуре; работа над индивидуальной темой самообразования; самостоятельное освоение инноваций в режиме опытно-экспериментальной работы; открытые уроки с последующим анализом и самоанализом (взаимопосещение); школьные конкурсы педагогического мастерства |
Управление рисками программы
Важное значение для успешной реализации программы имеют прогнозирование возможных рисков, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Характер программы порождает ряд рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления программой.
Риски:
- недостаточный уровень исполнительской дисциплины;
- недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий программы;
- отсутствие или недостаточность межмуниципальной и межсубъектной координации в ходе реализации программы.
Меры управления рисками:
- разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий программы;
- мониторинг результативности реализации программы;
- проведение подготовки и переподготовки кадров;
- обеспечение процесса информирования исполнителей по отдельным мероприятиям программы, а также разработка соответствующих мер в рамках сетевого взаимодействия по межмуниципальной и межсубъектной координации в ходе реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.