Решение Самарского областного суда от 16 июня 2023 г. N 3а-1352/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1352/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "О." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности К.А.С., установил:
общество с ограниченной ответственностью "О." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктом 6761 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 6661 нежилого здания с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 6557 нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, которое не отвечает критериям включения его в Перечни. Здание располагается на земельном участке с видом разрешенного использования: склады, техническая документация, имеющаяся у административного истца, не подтверждает расположение в здании офисных или торговых помещений, объектов бытового обслуживания или общественного питания. Мероприятия по определению фактического использования здания министерством не проводились, между тем, первый этаж здания используется арендатором ООО "В." для производства спецодежды, второй этаж - самим административным истцом под кабинеты для своих сотрудников. Включение этого здания в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.А.С. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни в соответствии с его наименованием - административное здание и видом разрешенного использования - склады, предполагающим размещение на нем торговых объектов.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2021 год под пунктом 6761, в Перечень на 2022 год - под пунктом 6661, в Перечень на 2023 год - под пунктом 6557.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "О." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 366,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> назначение - нежилое, наименование - административное здание, количество этажей - 2.
Вопреки доводам административного ответчика одного наименования здания без учета расположения в нем более 20% помещений офисного или торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания недостаточно для включения здания в Перечни.
Административным истцом представлена копия технического паспорта на нежилое здание по адресу: <адрес> выполненного ГУП Самарской области "Ц. т. и." по состоянию на 17 декабря 2015 года, в котором указано, в здании на площади 366,5 кв. м расположены кабинеты, раздевалка, душевые, туалеты, умывальные, коридоры, лестничная клетка, шкафы, тамбуры, а также копия технического паспорта на здание, выполненное Отрадненским бюро технической инвентаризации по состоянию на 26 сентября 1980 года, из которого следует, что в здании располагались механик, местком, комната, кассы, коридоры, узел управления, красный уголок, туалетные, души, туалеты, бухгалтерия, ПТО, прорабская, экономист, начальник, секретарь, прораб, отдел кадров, лестничная клетка, шкафы, тамбуры.
Судом были сделаны запросы об истребовании технического паспорта (технического плана) здания путем электронного документооборота и в ГУП Самарской области "Ц. т. и.".
На запросы судом получен технический паспорт по состоянию на 17 декабря 2015 года, аналогичный тому, который представлен административным истцом.
Из представленной технической документации не усматривается расположение в здании объектов офисного, делового, коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, а понятие "кабинет" не тождественно понятию офис.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: склады.
Доводы административного ответчика о том, что вид разрешенного использования "склады" подразумевает расположение на нем объектов торговли, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств тому, что на складах имеется оборудование, специально предназначенное для выкладки и демонстрации товаров, для обслуживания покупателей и проведении с ними денежных расчетов, суду не представлено.
Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.
Из пояснений представителя административного истца и представленного им договора аренды следует, что ООО "В." используется помещения первого этажа для производства спецодежды, второй этаж используется административным истцом для размещения своих сотрудников.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что нормативные правовые акты - Перечни на 2021-2023 годы противоречат требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021-2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "О." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом 6761 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 6661 нежилого здания с кадастровым номером N
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 6557 нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 июня 2023 г. N 3а-1352/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании