Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
администрации Ачинского района
от 20.07.2023 г. N 122-П
Порядок
оказания экстренной психологической помощи на территории Ачинского района
1. Общие положения.
Настоящий Порядок оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) на территории Ачинского района (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Концепцией развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года, утвержденной Минобрнауки России от 19.12.2017, распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях", учитывая постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края от 27.02.2023 N 1-КДН "Об итогах работы органов и учреждений системы профилактики края по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2022 году и мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Порядок определяет правила организации и проведения мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в муниципальных образовательных организациях Ачинского района. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи в системе образования Ачинского района возлагается на руководителей образовательных организаций Ачинского района, на базе которых функционируют психологические службы.
Специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Ачинского района (далее - ТПМПК Ачинского района) оказывают экстренную психологическую помощь всем участникам образовательных отношений, а также несовершеннолетним и их родителям (законным представителям), не являющимися обучающимися муниципальных образовательных организаций Ачинского района, но проживающих на территории Ачинского района.
Все виды экстренной психологической помощи оказываются бесплатно.
2. Термины и определения.
2.1. Информационно-психологическое сопровождение - комплекс действий психологов, направленный на своевременное, достоверное и доступное информирование несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации последствий экстренных ситуаций.
2.2. Психологическая служба образовательной организации (далее - психологическая служба) - организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде и психологическую помощь в преодолении психологических трудностей через профессиональную деятельность педагогов-психологов.
2.3. Пролонгированная психологическая помощь - комплекс мероприятий по психологической реабилитации после завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи.
2.4. Сопровождение массовых мероприятий - комплекс мероприятий, осуществляемый специалистами психологической службы в местах массового скопления несовершеннолетних и направленный на профилактику массовых негативных реакций.
2.5. Экстренная психологическая помощь (далее - ЭПП) - целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния несовершеннолетних, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающая в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей несовершеннолетних.
2.6. Типы кризисных ситуаций: ситуации насилия и конфликта; переживание утраты в связи со смертью близкого человека; общая кризисная ситуация (пожар и другие чрезвычайные ситуации); угрозы физической безопасности несовершеннолетних, такие, как ситуация захвата заложников, обнаружение взрывчатых и отравляющих веществ, ситуация насилия и т.п.
3. Задачи и функции специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи несовершеннолетним.
3.1. Задачей специалистов психологической службы в режиме повседневной деятельности совершенствование системы оказания ЭПП. Для ее реализации специалистами психологической службы обеспечивается:
- развитие нормативной правовой базы деятельности психологической службы;
- создание системы организационной и методической поддержки деятельности психологической службы образовательных организаций в области оказания ЭПП несовершеннолетним;
- подготовка специалистов к проведению мероприятий по оказанию ЭПП несовершеннолетним;
- повышение качества и оперативности оказания ЭПП несовершеннолетним специалистами психологических служб;
- организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов психологических служб.
3.2. Задачами специалистов психологической службы при оказании ЭПП являются:
- создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для оказания ЭПП несовершеннолетним;
- снижение интенсивности острых реакций на стресс у несовершеннолетних, оптимизация их актуального психического состояния;
- снижение риска возникновения массовых негативных реакций;
- профилактика возникновения у несовершеннолетних отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.
3.3. В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается:
- ЭПП несовершеннолетним;
- психологическое консультирование несовершеннолетних;
- информационно-психологическое сопровождение несовершеннолетних и их законных представителей;
- организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по оказанию помощи несовершеннолетним и их близким, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием несовершеннолетних, а также родственников и близких, нуждающихся в ЭПП;
- просветительская работа с населением по вопросам оказания ЭПП.
4. Организация и порядок проведения мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи специалистами психологической службы.
4.1. Организация и порядок оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним на уровне образовательной организации.
4.1.1. Порядок оперативного реагирования:
- ответственное лицо за координацию деятельности по оказанию ЭПП в образовательной организации получает, анализирует и фиксирует информацию о текущей ситуации;
- информирует специалиста психологической службы о факте, требующем вмешательства, передает ему максимально подробную информацию о несовершеннолетнем, месте, времени, характере и прогнозе развития неблагоприятной ситуации;
- специалист психологической службы (при наличии соответствующих компетенций), организует работу, в рамках поставленных задач, в соответствии со своими должностными обязанностями осуществляет при необходимости взаимодействие с другими службами, работающими по оказанию ЭПП;
- в случае необходимости, ответственный за координацию деятельности по оказанию ЭПП, запрашивает информационную, методическую и другую помощь в муниципальных и региональных службах неотложной психологической помощи;
- предоставляет руководству образовательной организации отчет о проделанной работе и планируемых мероприятиях.
4.2. Организация и порядок оказания экстренной психологической помощи на уровне муниципалитета.
4.2.1. К силам и средствам, привлекаемым для проведения мероприятий по оказанию ЭПП на уровне муниципалитета, относятся специалисты ТПМПК Ачинского района (по согласованию), КГБУ СО Центр семьи "Ачинский" и Ачинского филиала КГБУ "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения" (по согласованию), КГБУЗ "ККЦОМД N 2" (по согласованию), филиал N 7 КГБУЗ "ККПНД N 1" (по согласованию).
4.2.2. Критериями привлечения специалистов для оказания ЭПП являются: ситуации с наличием значительного количества несовершеннолетних, имеющие широкий общественный резонанс, потенциально опасные в плане возникновения негативных социальных реакций, ситуации, которые не могут быть решены силами специалистов психологической службы образовательной организации.
4.2.3. Ответственным за координацию деятельности психологов по оказанию ЭПП на уровне муниципалитета назначается руководитель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Ачинского района.
4.2.4. Порядок привлечения специалистов организаций, входящих в структуру муниципальной психологической службы и оказывающих ЭПП, к работам по оказанию ЭПП несовершеннолетним:
4.2.4.1. Решение о привлечении специалистов, оказывающих ЭПП, может быть принято на этапах планирования, организации и проведения мероприятий с нуждающимися в ЭПП на основании анализа ситуации и прогноза ее развития, а также на этапе завершения работ по оказанию ЭПП при необходимости пролонгированной психологической помощи.
4.2.4.2. Информация о кризисной ситуации поступает руководителю ТПМПК Ачинского района от субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений с обоснованием необходимости привлечения дополнительных сил специалистов организаций, оказывающих ЭПП;
Ответственное лицо, назначенное руководителем ТПМПК Ачинского района, за координацию деятельности психологов по оказанию ЭПП на уровне муниципалитета:
- определяет круг специалистов, привлекаемых к оказанию ЭПП, с учетом анализа текущей ситуации и прогноза ее развития;
- направляет поручение о привлечении специалистов к работам по оказанию ЭПП руководителям учреждений субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений;
- осуществляет координацию работы привлеченных специалистов:
- организует взаимодействие психологов, определяет цели, задачи, время и способы действия, предоставляет необходимую для работы информацию.
Специалисты, привлеченные к оказанию ЭПП, согласуют свои действия с ответственным лицом за координацию деятельности психологов по оказанию ЭПП на уровне муниципалитета, предоставляют ему полученную в ходе работы оперативную информацию, несут ответственность за качество своей профессиональной деятельности и соблюдение профессиональной этики, по окончании работ предоставляют отчет.
Психологи действуют в соответствии со своими должностными обязанностями, подчиняются ответственному лицу за координацию деятельности психологов по оказанию ЭПП.
Руководители привлекаемых организаций отвечают за готовность специалистов к оказанию экстренной психологической помощи, обеспечивают материально-техническую оснащенность своих сотрудников.
4.2.4.3. По результатам анализа оперативной ситуации с целью обеспечения доступности и оперативности психологической помощи может быть использован ресурс многоканальной связи:
- Детский телефон доверия (круглосуточно) т.: 8 (800) 2000-122, 8 (800) 3500-150 (звонок бесплатный);
- Всероссийская горячая линия психологической помощи для родителей на базе ресурсного центра Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) т.: 8 (800) 600-31-14 и детский телефон доверия т.: 8 (495) 624-60-01;
- Краевая служба консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам развития и образования детей 8 (800) 7002-404 Круглосуточный телефон доверия по оказанию экстренной психологической помощи в филиале N 7 КГБУЗ "ККПНД N 1 г. Ачинска", т.: 8 (800) 100-34-94, 8 (3912) 11-56-42, 8939151) 7-06-76 (бесплатно), Теле 2: 8 (953) 850-06-76, Мегафон: 8 (929) 306-15-25.
Информация о работе телефона "Горячая линия" доводится до заинтересованных лиц Управлением образования администрации Ачинского района и образовательными организациями через размещение на официальном сайте организации в сети Интернет или специалистами учреждений субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений в ходе индивидуального консультирования.
4.2.4.4. Ответственный за координацию деятельности по оказанию ЭПП на уровне муниципалитета:
- составляет заключение о проделанной работе, в котором указываются выявленные факторы риска у несовершеннолетних и даются рекомендации о необходимости оказания пролонгированной психологической помощи несовершеннолетнему;
- представляет заключение в отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав и работе с детьми для внесения в повестку заседания КДНиЗП и рассмотрения вопроса об организации индивидуального психологического сопровождения (далее - ИПС) несовершеннолетнего.
4.2.4.5. При планировании мероприятий ИПС, к её разработке и реализации привлекаются специалисты субъектов межведомственного взаимодействия, в том числе общественных организаций и объединений, а также родители (законные представители) несовершеннолетнего.
ИПС несовершеннолетнего обучающегося включает в себя мероприятия по оказанию ему социально-психологической помощи, проведение коррекционно-развивающих занятий как индивидуальных, так и групповых, мероприятий по формированию поддерживающего окружения несовершеннолетнего, работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и иных мероприятий, разработанных на основе рекомендаций психолога (иного уполномоченного лица).
4.2.4.6. Куратор ИПС назначается КДНиЗП из числа представителей системы профилактики.
4.2.4.7. Контроль реализации мероприятий ИПС осуществляет куратор ИПС. Сроки сопровождения несовершеннолетнего определяются исходя из степени сложности проблем, объёмов помощи, необходимой для решения данных проблем, но не могут быть менее одного года.
4.2.4.8. В случае если несовершеннолетний находится в социально опасном положении или проживает в семье, находящейся в социально-опасном положении, ИПС является частью плана (программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемого КДНиЗП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.