Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Старовойтова Р.В.,
при секретаре Бибиковой Д.Д.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Дюга Владимира Владимировича о признании нормативного правового акта недействующим, установил:
Индивидуальный предприниматель Дюг В.В. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением (с учетом уточнения иска) о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Решения Городской Думы МО города Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов", в части установления коэффициента аренды за земельные участки для размещения объектов "Магазины" в размере 7,9, взыскании с Городской Думы МО г. Надым, администрации г. Ноябрьск судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 100 000 рублей.
В обоснование административного иска указал, что он, на основании договора от 12.09.2018 N 131-18 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 89:12:110704:35, общей площадью 1 950 кв. м, адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, район микрорайона "8" ул. Магистральная, ул. Высоцкого, для эксплуатации двух нежилых помещений в здании. Размер арендной платы за земельный участок на очередной календарный год определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования город Ноябрьск. На дату заключения договора аренды коэффициент для расчета арендной платы для административного истца, как для арендатора земельного участка, определялся на основании приложения N 5 к Решению Городской Думы МО г. Ноябрьск N 200-Д от 24.12.2015 и составлял 2,8 для земельных участков с видом разрешенного использования "Магазины". Размер годовой арендной платы с применением указанного коэффициента составлял 107 226 рублей. Решением Городской Думы МО г. Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов", утверждены новые коэффициенты аренды за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно приложению N 2, коэффициент аренды для земельных участков с видом разрешенного использования "магазины" увеличился до 7,9, что существенно увеличило размер арендной платы до 319 697 рублей 35 копеек в год. Полагает, что применяемый коэффициент не имеет экономического обоснования, при его установлении административным ответчиком многофакторный анализ доходности земельных участков не проводился.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2023 года административное исковое заявление ИП Дюг В.В. удовлетворено.
Апелляционном определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции г. Санкт-Петербурга N 66а-439/2023 от 27 апреля 2023 года решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец изменил требования, просил суд признать оспариваемое решение недействующим с даты принятия в части установления коэффициента аренды за земельные участки для размещения объектов "Магазины" в размере 7, 9, а также взыскать понесенные судебные расходы на оплату экспертизы с Думы МО г. Ноябрьск как лица, принявшего оспариваемый акт.
В судебном заседании представитель административного истца Пожидаев О.В., участвующий посредством видеоконференц-связи с Ноябрьским городским судом, административные исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков Думы МО г. Ноябрьск Недвига К.Н. и Администрации г. Ноябрьска Ташбулатов Д.М., участвующий посредством видеоконференц-связи с Ноябрьским городским судом, в судебном заседании иск не признал, указав, что истец не доказал экономической необоснованности оспариваемого коэффициента. Кроме того, указал, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с внесением в него изменений, поэтому производство по делу должно быть прекращено.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора Давыдовой Л.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1).
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Обращаясь с иском, предприниматель Дюг В.В. просил признать недействующим Решение Городской Думы МО города Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов", в части установления коэффициента аренды за земельные участки для размещения объектов "Магазины" в размере 7,9.
Давая оценку заявленным административным истцом исковым требованиям суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов.
Согласно пункту 2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО N 953-П, размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается договором аренды земельного участка и, если федеральным законом или настоящим Порядком не предусмотрен иной порядок определения размера арендной платы, определяется по формуле: РАП = (КС * С / 100) * Ка * Кст * Кд / Кг * Кs, где: РАП - размер годовой арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); С - ставка арендной платы.
В соответствии с п. 2.3 Порядка определения размера арендной платы, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, размер коэффициента (Ка) определяется представительным органом муниципального, городского округа - в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального, городского округа.
Пунктом 70 Приложения N 2 к Решению Городской Думы Муниципального образования город Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлен коэффициент для расчета арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования "магазины" в размере 7,9.
Решение Городской Думы Муниципального образования город Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д официально опубликовано в спецвыпуске городской общественно-политической газеты "Северная вахта" от 27.12.2019 N 51.
Исходя из положений о порядке официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленных частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд признает требование об опубликовании оспариваемого нормативного положения и доведения его до всеобщего сведения соблюденным.
В решение Городской Думы от 26.12.2019 N 61-Д были внесены изменения решением Городской Думы от 01.12.2022 N 434-Д "О внесении изменений в решение Городской Думы от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов". В числе прочих изменений, данным решением был изменен размер спорного коэффициента аренды (установлен в значении 4,1), изменения были распространены на правоотношения, возникшие с 01.07.2022.
Решение Городской Думы от 01.12.2022 N 434-Д "О внесении изменений в решение Городской Думы от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" официально опубликовано в спецвыпуске городской общественно-политической газеты "Северная вахта" от 09.12.2022 N 48.
Несмотря на то, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт был изменен, он применяется и затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.12.2022 с ИП Дюг В.В. в пользу Администрации г. Ноябрьска взыскана задолженность по договору аренды земельного участка за период с 01.01.2020 по 31.03.2022 в размере 480 240 рублей 65 копеек, пени в размере 45 879 рублей 50 копеек по состоянию на 31.03.2022, рассчитанная с применением коэффициента арендной платы 7,9.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Применяя вышеуказанную норму закона, суд полагает необходимым в удовлетворении ходатайства Городской Думы МО г. Ноябрьск о прекращении производства по делу отказать.
Из материалов дела следует, что 12 сентября 2018 года между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска и Дюг В.В. заключен договор N 131-18 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии с п. 1.2 Договора аренды, Дюг В.В. предоставлен в аренду земельный участок из земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 89:12:110704:35, общей площадью 1950 кв. м, имеющий адресный ориентир: ЯНАО, г. Ноябрьск, район микрорайона "8", ул. Магистральная, ул. Высоцкого, для эксплуатации двух нежилых помещений в здании. Срок аренды установлен на 49 лет с 25.10.2016 по 07.09.2067 (п. 2.1 Договора).
Размер арендной платы установлен в п. 3.1 Договора, при этом за период с 25.10.2016 по 01.01.2017, с 01.01.2017 по 01.01.2018, с 01.01.2018 по 01.01.2019 размер арендной платы установлен в твердой денежной сумме 19 921 рубль 77 копеек, 107 226 рублей, 107 226 рублей соответственно за каждый из периодов (п. 3.1 Договора).
Размер арендной платы на очередной календарный год определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования город Ноябрьск (п. 3.3 Договора).
При издании (вступлении в силу) нормативно-правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления, устанавливающие новые ставки арендной платы и (или) коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы за землю, а также порядок и (или) методику определения размера арендной платы, арендная плата подлежит изменению в соответствии с вновь установленными ставками и коэффициентами (методикой), но не более одного раза в год. Обязанность Арендатора по внесению арендной платы в соответствии с вновь установленными ставками и (или) коэффициентами (методикой) возникает с момента вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления (п. 3.5 Договора).
Оспариваемое значение коэффициента (Ка) при определении размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с наименованием вида разрешенного использования "Магазины" увеличено по сравнению со значением ранее применявшегося для начисления арендной платы коэффициента "Ка", утвержденного решением Городской Думы МО г. Ноябрьск от 24.12.2015 N 200-Д, с 2,8 до 7,9.
Вследствие увеличения размера коэффициента, применяемого при расчете арендной платы, размер арендной платы за земельные участки с указанным видом разрешенного использования также увеличился, в том числе и для административного истца ИП Дюг В.В. со 107 226 рублей до 319 697 рублей 35 копеек.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 16 июля 2009 года принято постановление N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которые в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 (далее Методические рекомендации), в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, коэффициенты арендной платы и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, при соблюдении баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом муниципального образования, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик, влияющих на уровень доходности земельных участков и рассчитываемых значений коэффициентов.
Следует учесть, что протокол пятого внеочередного заседания депутатов городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 26 декабря 2019 года не содержит сведений относительно обсуждения депутатами финансово-экономического обоснования проекта правового акта об изменении коэффициентов арендной платы. Более того, как следует из выступления депутата Антонюка С.В., внесение данного проекта связано с утверждением новых результатов государственной кадастровой оценки земель и изданием приказа Департамента имущественных отношений ЯНАО от 01.11.2019 N 3-О "Об утверждении результатов определения кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов и земель водного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа". Таким образом, соответствующие коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, расположенные в территориальных границах муниципального образования город Ноябрьск, должны быть приведены в соответствие с указанным выше Постановлением Департамента имущественных отношений ЯНАО в срок до 30.12.2019 (т.2, л.д. 175 - 177).
При рассмотрении настоящего дела ранее судом ЯНАО была назначена и проведена судебная экономическая экспертиза, согласно заключению N 3а-66-2022 которой, применение коэффициента аренды (Ка) в значении 7,9 для расчета арендной платы за пользование земельного участка, расположенного в г. Ноябрьске, вид разрешенного использования "Магазины", установленного Решением Городской Думы муниципального образования города Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д, не является экономически обоснованным.
Давая имеющемуся в деле заключению эксперта Кабановой О.В. оценку следует учесть следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 КАС РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены, помимо прочего, объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
Из заключения эксперта Кабановой О.В. N 3а-66-2022 следует, что оно содержит выводы по поставленному судом при назначении экспертизы вопросу и соответствует требованиям ст. 82 КАС РФ, ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Квалификация и опыт эксперта соответствуют характеру экспертизы, а до ответа на вопрос эксперт провел многофакторный анализ.
Из выводов представленного в материалы дела стороной ответчика отчета N 300/2, выполненного экспертом Репиным М.А. ООО "ОМЭКС", коэффициент аренды с видом разрешенного использования "Магазины", применяемого для расчета годового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов по категориям земель, расположенным на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2022 год, составляет 7,8 от кадастровой стоимости.
Таким образом, эксперт Репин М.А. установлен, как экономически обоснованный коэффициент в размере 7,8, при этом данный коэффициент определен по состоянию на 2022 год, тогда как оспариваемый коэффициент начал применяться с 01.01.2020.
При таких обстоятельствах, следует признать, что административным ответчиком не представлено доказательств учета при установлении коэффициента объективных данных об оценке доходности земельных участков, о прибыли, получаемой арендатором от осуществления разрешенной деятельности на таких участках, о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участков, местоположении земельных участков, градостроительной ценности, тенденции развития отрасли, потребительском спросе на участки, развитости инфраструктуры.
Изложенное свидетельствует, что многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, в отношении которых по результату принятия оспариваемого нормативного правового акта изменена арендная плата с 01 января 2020 года, муниципальным органом не проводился.
Сама по себе направленность повышения арендной платы в целях увеличения дохода местного бюджета, при отсутствии обоснования необходимости повышения коэффициента в 2,5 раз, указывает на нарушение баланса частных и публичных интересов и несоблюдение принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой нормы.
Направленность органа местного самоуправления обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей может быть реализовано только при соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендаторов земельных участков и муниципального образования.
Поскольку на момент принятия решения представительным органом местного самоуправления оспариваемый коэффициент арендной платы не был экономически обоснован в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и Методическими рекомендациями, заявленные ИП Дюг В.В. исковые требования являются обоснованными.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требование административного истца о признании недействующим пункта 70 Приложения N 1 к Решению Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 26.12.2019 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" в части установления коэффициента аренды на земельные участки, вид разрешенного использования - магазины, предназначенные для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м в размере 7,9, подлежит удовлетворению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "недействующим пункта 70 Приложения N 2"
В уточненном исковом заявлении административный истец просил признать оспариваемое нормативное положение недействующим с 1 января 2022 (т. 14, л.д. 13).
Из материалов дела следует, что пунктом 70 Приложения N 2 к Решению Городской Думы Муниципального образования город Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлен коэффициент для расчета арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования "магазины" в размере 7,9.
В решение Городской Думы от 26.12.2019 N 61-Д были внесены изменения решением Городской Думы от 01.12.2022 N 434-Д "О внесении изменений в решение Городской Думы от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов". В числе прочих изменений, данным решением был изменен размер спорного коэффициента аренды (установлен в значении 4,1), изменения были распространены на правоотношения, возникшие с 01.07.2022.
В соответствии с разъяснениями, содержащими пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" согласно пункту 1 части 5 статьи 217.1 КАС РФ, части 5 статьи 3 АПК РФ, по общему правилу, акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. Вместе с тем с учетом обстоятельств конкретного дела суд вправе признать такой акт не действующим с иной определенной им даты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента его принятия и до 30 июня 2022 включительно, в противном случае решение суда не отвечает задачам административного судопроизводства и не приводит к восстановлению и защите нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что решение суда состоялось в пользу административного истца, уплаченная при подаче административного иска государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию административного ответчика - Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск.
Также с Думы подлежат взысканию и уплаченные расходы на проведение экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Дюга Владимира Владимировича о признании нормативного правового акта недействующим удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 70 Приложения N 2 к Решению Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск от 26.12.2019 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" в части установления коэффициента аренды на земельные участки, вид разрешенного использования - магазины, предназначенные для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м в размере 7,9.
Обязать Городскую Думу муниципального образования город Ноябрьск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании.
Взыскать с Городской Думы муниципального образования город Ноябрьск судебные расходы по уплате государственной пошлины и расходы на проведение экспертизы в пользу индивидуального предпринимателя Дюга Владимира Владимировича в размере 100 300 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19.06.2023.
Председательствующий |
Р.В. Старовойтов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 июня 2023 г. N 3а-32/2023 "О признании недействующим пункта 70 приложения N 2 Решения Городской Думы МО город Ноябрьск от 26.12.2019 N 61-Д "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" в части установления коэффициента аренды на земельные участки, вид разрешенного использования - магазины, предназначенные для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м в размере 7,9"
Опубликование:
официальный сайт суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)