Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов
муниципального образования
Октябрьский район
Оренбургской области
от 24 марта 2023 г. N 175
Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Октябрьский район
(далее - Положение)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Октябрьский район (далее - органов местного самоуправления).
1.2. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является выявление при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
1.3. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат все проекты муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
1.4. Антикоррупционной экспертизе подлежат принятые органами местного самоуправления муниципальные нормативно-правовые акты и проекты муниципальных нормативных правовых актов при их правовой экспертизе и мониторинге их применения.
1.5. В соответствии с настоящим Положением антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные нормативно-правовые акты и проекты муниципальных нормативно-правовых актов:
- Совета депутатов муниципального образования Октябрьский район;
- Администрации муниципального образования Октябрьский район.
1.6. Муниципальные нормативно-правовые акты, проекты муниципальных нормативно-правовых актов по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подлежат направлению на бумажном и/или электронном носителях в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы.
1.7. Рассмотрение актов прокурорского реагирования по результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
1.8. Муниципальные нормативно-правовые акты, проекты муниципальных нормативно-правовых актов размещаются на ст. 5 N 172-ФЗ от 17.07.2009 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
II. Коррупциогенные факторы
2.1. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
2.2. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
III. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления проводится согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
3.2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется главным специалистом по юридическим вопросам администрации муниципального образования Октябрьский район (далее - специалист), при их правовой экспертизе.
3.3. Проекты муниципальных нормативно-правовых актов, разработанные должностными лицами органов местного самоуправления (далее - разработчики проекта), согласованные с соответствующими руководителями и заинтересованными лицами, направляются разработчиками проектов специалисту для проведения антикоррупционной экспертизы.
3.4. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативно-правовых актов, не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления проектов муниципальных нормативно-правовых актов специалисту. Антикоррупционная экспертиза наиболее объемных и сложных проектов муниципальных нормативно-правовых актов проводится до десяти рабочих дней.
3.5. В случае выявления в проекте муниципального нормативного правового акта коррупциогенных факторов специалистом оформляется заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы согласно приложению.
3.6. Заключение о выявлении коррупциогенных факторов в проекте муниципального нормативного правового акта направляется разработчику проекта и носит рекомендательный характер.
3.7. Результаты антикоррупционной экспертизы подлежат обязательному рассмотрению разработчиком проекта.
Разработчик проекта в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения, обязан рассмотреть его и принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно представляет специалисту проект муниципального нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу.
3.8. В случае несогласия разработчика проекта с результатами антикоррупционной экспертизы, к проекту муниципального нормативного правового акта им составляется пояснительная записка с указанием причин несогласия.
3.9. При отсутствии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов заключение не составляется.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы специалистом на вкладке "Жизненный цикл", пункта "Согласование" проекта муниципального нормативного правового акта в системе электронного документооборота в "Комментарии" проставляется отметка "Антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенных факторов не выявлено".
IV. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов
4.1. Должностные лица органов местного самоуправления, их структурных подразделений, при мониторинге применения действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствии со своей компетенцией осуществляют их проверку с целью выявления в них коррупциогенных факторов.
4.2. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, должностные лица органов местного самоуправления, их структурных подразделений, направляют указанный нормативно-правовой акт специалисту для проведения антикоррупционной экспертизы.
4.3. Антикоррупционная экспертиза муниципального нормативного правового акта проводится специалистом в сроки, определенные п. 3.4 настоящего Положения.
4.4. В случае выявления в муниципальном нормативно-правовом акте коррупциогенных факторов по результатам проведения антикоррупционной экспертизы специалистом оформляется заключение.
При отсутствии в тексте муниципального нормативного правового акта выявленных в результате проведения антикоррупционной экспертизы коррупциогенных факторов заключение не составляется.
4.5. Заключение антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению должностными лицами, направившими нормативно-правовой акт специалисту для проведения антикоррупционной экспертизы.
4.6. При наличии в муниципальном нормативно-правовом акте коррупциогенных факторов, должностными лицами органов местного самоуправления, в течение 10 рабочих дней осуществляется подготовка проекта муниципального нормативно-правового акта, устраняющего выявленные коррупциогенные факторы.
4.7. В случае наличия разногласий, возникающих при оценке коррупционных факторов, указанных в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы действующего муниципального нормативно-правового акта, применяется порядок, предусмотренный п. 3.8 настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.