г. Краснодар |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А53-41124/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 6145008678, ОГРН 1096191000608) - Алимовой В.С. (доверенность от09.01.2019), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области (ИНН 6147030005, ОГРН 1096147000212) - Харченко Ю.В. (доверенность от 03.06.2019) и Диковой Н.С. (доверенность от 15.02.2019), рассмотрев с применением системы видеоконференц-связи с Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом (судья Попов А.А., секретарь судебного заседания Ткаченко Е.С.) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А53-41124/2018, установил следующее.
ООО "Городская управляющая компания" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к МИФНС России N 21 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.09.2018 N 65498.
Решением от 22.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2019, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированны отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого решения инспекции.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество указывает, что суды не дали надлежащую оценку доводам общества о том, что измененный порядок определения общего объема доходов (путем суммирования учитываемых и не учитываемых при определении объекта налогообложения) в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, введенный Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 335-ФЗ), не соответствует норме пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку ухудшает положение налогоплательщика. Общество полагает, что в спорном периоде правомерно уплачивало страховые взносы в пониженном размере, без применения пункта 6 статьи 427 Кодекса, ухудшающего положение плательщика страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, то они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества и налогового органа, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного обществом 16.01.2018 расчета по страховым взносам за 2017 год, по итогам которой составила акт камеральной проверки от 25.04.2018 N 63856.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекция приняла решение от 20.09.2018 N 65498, которым начислила обществу 91 655 рублей 98 копеек страховых взносов, 9 962 рубля 64 копейки пени и 2 291 рубль 39 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса (с учетом снижения размера назначенного штрафа в 8 раз на основании положений статьи 112 Кодекса).
Основанием для начисления обществу спорных сумм страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафа явился вывод инспекции о несоблюдении налогоплательщиком требований абзаца второго подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса в части предельного лимита доходов (доходы, определенные в соответствии со статьей 346.15 Кодекса превысили 79 млн рублей), для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Решением от 19.11.2018 N 15-15/4120 УФНС России по Ростовской области оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются, в том числе плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", действующего с 01.01.2017, пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе, управление недвижимым имуществом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса для плательщиков, указанных в подпунктах 5 - 9 пункта 1 статьи 427 Кодекса, в течение 2017 - 2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0%.
Действие положений подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса в редакции Закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
На основании пункта 6 статьи 427 Кодекса для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.
В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме возникает при условии заключения договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в многоквартирном доме с одной стороны и управляющей организацией с другой.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 62 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены пределы ответственности управляющей организации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и утвержденных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что содержащийся в договоре управления многоквартирным домом перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Работы и услуги, являющиеся предметом договора управления многоквартирным домом, выполняются управляющей организацией самостоятельно и/или с привлечением иных юридических лиц на основании договоров подряда. При управлении многоквартирным домом управляющая организация заказывает подрядным организациям услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, но не передает им свои правомочия по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, управляющая организация - организация, осуществляющая управление многоквартирными домами как специализированную профессиональную деятельность, включающую в себя процесс подготовки, принятия и организации исполнения решений, направленных на обеспечение сохранности, надлежащего состояния общего имущества, пользования помещениями и общим имуществом в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг.
Суды установили, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса общество является плательщиком страховых взносов.
16 января 2018 года общество представило первичный расчет по страховым взносам за 2017 год. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности ООО "Городская управляющая компания" является: "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.1).
В 2017 году ООО "Городская управляющая компания" применяло упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности, являлось управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса общество исчисляло страховые взносы по пониженным тарифам: на обязательное пенсионное страхование в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование - 0%.
Судебные инстанции установили, что управляющая компания в 2017 году осуществляла деятельность по управлению и обслуживанию жилых домов на основании заключенных типовых договоров на управление многоквартирным домом, по условиям которых общество, в качестве управляющей компании обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений обслуживаемых домов и пользующимся в этом доме иным лицам, осуществляющим иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами.
Общество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение энергоресурсов для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги.
В рамках договоров управления, не являющихся агентскими, общество оказывало собственникам жилых помещений услуги, в том числе коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в связи с чем, их оплата является доходом общества в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При этом общество выступало непосредственным исполнителем работ по ремонту, следовательно, средства собственников помещений многоквартирных домов, поступившие на счет управляющей компании, являются платой за выполнение этих работ и учитываются в составе выручки.
Суды проанализировали представленные в материалы дела договор управления многоквартирным домом от 06.12.2016, договор энергоснабжения (для исполнителей коммунальных услуг) от 01.12.2009 N 921, договор энергоснабжения (купли-продажи тепловой энергии и горячей воды) от 30.12.2011 N 300, договор на отпуск воды и прием сточных вод от 01.02.2010 N 64, договор о приеме платежей физических лиц с ЗАО "Донской народный банк" от 08.12.2009 N 19 (реорганизован в дополнительный офис "Отделение в городе Донецке" филиал Ростовский" АО "ОТП банк") и сделали правильный вывод о том, что из представленных договоров не следует, что общество в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений выступает в качестве посредника, агента, так как ни в одном из договоров не указано, что они заключались от имени собственников, проживающих в жилых помещениях спорных МКД.
Суды обоснованно указали, что при заключении указанных договоров общество действовало от собственного имени, следовательно, деятельность общества нельзя квалифицировать в данном случае как деятельность агента.
Исходя из договорных обязательств, доходы, полученные обществом от деятельности по оказанию услуг населению по содержанию и ремонту жилых помещений, а также оплата коммунальных услуг обоснованно квалифицированы инспекцией в качестве доходов от реализации коммунальных услуг собственникам жилья, учитываемых при определении налоговой базы.
Согласно выписке банка по расчетному счету общества, открытом в АО "ОТП БАНК" за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 сумма доходов, поступивших на счет управляющей компании, составила 81,6 млн рублей.
В соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной областях, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей) и доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).
Пунктом 6 статьи 427 Кодекса предусмотрено, что в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также, если организация превысила за налоговый период ограничение по доходам, такая организация лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.
Согласно статьи 423 Кодекса расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными - 1 квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В случае превышения ограничения по доходам в любом из отчетных периодов организация лишается права применять пониженный тариф страховых взносов с начала расчетного периода календарного года, т. е. в данном случае с 01.01.2017.
Таким образом, установив, что доход общества по итогам деятельности за расчетный период 2017 года превысил 79 млн рублей, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае общество обязано было применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 426 Кодекса, с начала расчетного (отчетного) периода, т. е. с 01.01.2017, и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам.
Вопреки доводам кассационной жалобы довод общества о том, что Законом N 335-ФЗ внесены изменения в пункт 6 статьи 427 Кодекса, изменен порядок определения общего объема доходов, в связи с чем, ухудшилось положение общества, что привело к утрате права на применение пониженных тарифов на страховые взносы, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции установили, что налоговым органом обеспечена возможность участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с требованиями статей 100 и 101 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.04.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А53-41124/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае превышения ограничения по доходам в любом из отчетных периодов организация лишается права применять пониженный тариф страховых взносов с начала расчетного периода календарного года, т. е. в данном случае с 01.01.2017.
Таким образом, установив, что доход общества по итогам деятельности за расчетный период 2017 года превысил 79 млн рублей, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае общество обязано было применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 426 Кодекса, с начала расчетного (отчетного) периода, т. е. с 01.01.2017, и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам.
Вопреки доводам кассационной жалобы довод общества о том, что Законом N 335-ФЗ внесены изменения в пункт 6 статьи 427 Кодекса, изменен порядок определения общего объема доходов, в связи с чем, ухудшилось положение общества, что привело к утрате права на применение пониженных тарифов на страховые взносы, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции установили, что налоговым органом обеспечена возможность участия налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с требованиями статей 100 и 101 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 октября 2019 г. N Ф08-8984/19 по делу N А53-41124/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8984/19
08.10.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9383/19
04.07.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9383/19
22.04.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-41124/18