Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 августа 2023 г. N 03-07-07/73704
Вопрос: Я намерен осуществлять совместную деятельность с другими организациями в сфере общественного питания в форме простого товарищества.
Согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), освобождается от уплаты НДС.
При этом подпунктом указывается перечень требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении которых данная льгота может быть применена.
Норма не предъявляет особенных требований для простого товарищества, между тем такая форма ведения бизнеса прямо предусмотрена в том числе Налоговым Кодексом РФ. Статьей 149 не предусматривается запрет на освобождение от уплаты НДС для простых товариществ.
Как разъясняется в письме Минфина России от 01.02.2023 N 03-07-07/7759 в ответ на аналогичный вопрос в отношении простого товарищества, участники которого применяют УСН, осуществляющего регулярные перевозки граждан (пассажиров) по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах с предоставлением льгот на проезд, согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением, в частности, НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества.
Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на одного из участников товарищества.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В случае если деятельность простого товарищества соответствует условиям, указанным в соответствующем подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ, операции налогоплательщика освобождаются от налогообложения НДС.
Правильно ли мы понимаем, что позиция Минфина РФ распространяется и на остальные виды деятельности, поименованные в п. 3 ст. 149 НК РФ, в частности, оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)?
Иное трактование указанной нормы ставило бы налогоплательщиков - участников простого товарищества в заведомо дискриминационные условия по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности, что прямо запрещено п. 2 ст. 3 НК РФ: не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Ответ: В связи с обращением о применении освобождения от налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении услуг общественного питания, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги общественного питания, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов, таких организации или индивидуального предпринимателя, определяемых в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" или 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса, не превысила в совокупности два миллиарда рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов. При этом доходы определяются в порядке, установленном главами 23, 25 или 26.2 Кодекса;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" условие будет применяться с 1 января 2024 года).
Таким образом, нормы подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусматривают, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышепоименованных услуг общественного питания предоставляется непосредственно организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении ими установленных условий. В связи с этим в отношении услуг общественного питания, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Не применяется предусмотренное НК РФ освобождение от НДС в отношении услуг общепита, оказываемых в рамках договора простого товарищества.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 августа 2023 г. N 03-07-07/73704
Опубликование:
-