Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 августа 2023 г. N 03-07-11/73378
Вопрос: ОАО просит разъяснить порядок налогообложения НДС платы за коммунальные услуги, приобретаемые ОАО для пользователей жилых помещений в принадлежащих ОАО многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализацией, и соответственно объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации, признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 8 и 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг.
В свою очередь собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальных услуг заключает с исполнителем коммунальных услуг договор о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, по совокупности норм НК РФ и ЖК РФ, при приобретении ОАО коммунальных услуг у сторонних исполнителей для пользователей жилых помещений, взимание ОАО платы за коммунальные услуги с пользователей жилых помещений не признается реализацией услуг.
Вместе с тем, имеются объективные случаи, когда плата за коммунальные услуги, взимаемая с пользователей жилых помещений, не совпадает со стоимостью коммунальных услуг, предъявленной поставщиком.
Такое расхождение может иметь место при приобретении коммунальных услуг для общежитий, многоквартирных или жилых домов, которые оборудованы общедомовыми приборами учета при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В данной ситуации поставщик получает оплату исходя из объемов коммунальных услуг, подтвержденных общедомовым прибором учета, а пользователи жилых помещений оплачивают их исходя из нормативов потребления.
При задержке представления поставщиком коммунальных услуг первичных документов плата за коммунальные услуги взимается по установленным тарифам исходя из показаний индивидуальных счетчиков, при их отсутствии - исходя из нормативов потерь, не дожидаясь получения документов от поставщика услуги.
В результате возникает разница между стоимостью коммунальных услуг, предъявленной собственнику многоквартирного или жилого дома поставщиками услуг, и стоимостью коммунальных услуг, предъявленной собственником пользователям жилых помещений.
Просим разъяснить, является ли объектом налогообложения по НДС предъявление стоимости коммунальных услуг собственником общежития, жилого или многоквартирного дома пользователям жилых помещений в таком доме, если стоимость коммунальных услуг, предъявляемая пользователям жилых помещений, отличается от стоимости коммунальных услуг, предъявленной ресурсоснабжающей организацией.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении коммунальных услуг, предоставляемых наймодателем жилых помещений нанимателю по стоимости, превышающей стоимость приобретения этих услуг у ресурсоснабжающих организаций, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и освобождаемые от налогообложения данным налогом.
При этом операции по предоставлению наймодателем жилых помещений нанимателю коммунальных услуг по стоимости, превышающей стоимость приобретения этих услуг у ресурсоснабжающих организаций, в указанных перечнях не поименованы, в связи с чем такие операции облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Операции по предоставлению наймодателем нанимателю жилья коммунальных услуг по стоимости, превышающей стоимость их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 августа 2023 г. N 03-07-11/73378
Опубликование:
-