Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
министерства финансов
Оренбургской области
от 07.09.2023 N 117
Регламент
реализации министерством финансов Оренбургской области полномочий администратора доходов бюджета Оренбургской области по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент реализации министерством финансов Оренбургской области (далее - министерство) полномочий администратора доходов областного бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, являющимся источниками формирования доходов бюджета Оренбургской области, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (далее - Регламент), разработан в целях реализации комплекса мер, направленных на улучшение качества администрирования доходов бюджета Оренбургской (далее - областной бюджет), повышение эффективности работы с просроченной дебиторской задолженностью и принятие своевременных мер по ее взысканию.
1.2. Регламент регулирует отношения, связанные с осуществлением министерством полномочий по контролю за поступлением неналоговых доходов и полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, администрируемым министерством.
1.3. В целях настоящего Регламента уполномоченными подразделениями министерства являются структурные подразделения министерства, ответственные за работу с дебиторской задолженностью по платежам в областной бюджет, пеням и штрафам по ним, в соответствии с их компетенцией.
1.4. Бюджетный учет платежей, установленных законодательством Российской Федерации, государственным контрактом (договором), соглашением, денежных взысканий (штрафов) за нарушение федерального и регионального законодательства осуществляется государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр бюджетного учета и отчетности" (далее - ГКУ "ЦБУ"), с применением унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Бюджетный учет платежей, установленных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, государственных гарантий, осуществляется отделом управления государственным долгом министерства.
2. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам
2.1. В целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по администрируемым доходам, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам уполномоченное подразделение министерства осуществляет:
2.1.1. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в областной бюджет, пеней и штрафов по ним, в том числе:
1) за фактическим зачислением платежей в областной бюджет в размерах и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, договором (контрактом), соглашением;
2) за погашением (квитированием) начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов областного бюджета, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГИС ГМП).
Погашение (квитирование) соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов бюджета, в ГИС ГМП осуществляется уполномоченным подразделением министерства;
3) за исполнением графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности по доходам, образовавшейся в связи с неисполнением графика уплаты платежей в областной бюджет, а также за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафы) за просрочку уплаты платежей в областной бюджет в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) за своевременным начислением неустойки (штрафов, пени);
5) за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также за своевременной передачей документов для отражения в бюджетном учете;
2.1.2. инвентаризацию расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП, в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной.
Инвентаризация расчетов по доходам с должниками проводится ежегодно перед составлением годовой бюджетной отчетности инвентаризационной комиссией, назначенной приказом министра финансов Оренбургской области.
ГКУ "ЦБУ" ежегодно, перед составлением годовой бюджетной отчетности, направляет уполномоченному подразделению министерства информацию о размере дебиторской задолженности по данным бюджетного учета. Уполномоченное подразделение министерства при проведении инвентаризации проводит сверку данных по платежам, денежным взысканиям (штрафам).
Дополнительно при проведении инвентаризации инвентаризационной комиссией проводится оценка ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной или безнадежной к взысканию. Решение о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию принимает комиссия по поступлению и выбытию активов на основании Положения о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию, утвержденного приказом от 09.04.2020 N 50 "Об утверждении единой учетной политики при централизации учета";
2.1.3. регулярный, но не реже 1 раза в квартал мониторинг финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам на предмет:
наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;
наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве;
2.1.4. при наличии оснований, предусмотренных Положением о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию, направление предложений в комиссию по поступлению и выбытию активов для рассмотрения вопросов о принятии решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в областной бюджет и ее списании.
3. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в бюджет (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию)
3.1. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в областной бюджет (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию) включают в себя:
1) направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);
2) направление претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);
3) рассмотрение вопроса о возможности расторжения договора (контракта), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указанное мероприятие осуществляется уполномоченным подразделением министерства по согласованию с юридическим отделом министерства (далее - юридический отдел) в срок до принятия решения о принудительном взыскании дебиторской задолженности по доходам;
4) организация работы по выявлению задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Оренбургской областью при предъявлении требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
3.2. Уполномоченное подразделение министерства при выявлении в ходе контроля за поступлением доходов в областной бюджет, надлежащим исполнением договоров (контрактов), соглашений случаев нарушений контрагентом условий договора (контракта), соглашения в части, касающейся уплаты денежных средств, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выявления факта образования просроченной дебиторской задолженности направляет информацию и документы об имеющейся просроченной дебиторской задолженности, с приложением расчета задолженности в юридический отдел.
Юридический отдел осуществляет подготовку требования (претензии) о погашении образовавшейся задолженности.
3.3. Требование (претензия) визируется руководителем (лицом его замещающим) юридического отдела, руководителем (лицом его замещающим) уполномоченного подразделения министерства, подписывается министром финансов Оренбургской области (лицом его замещающим).
3.4. Требование (претензия) о погашении образовавшейся задолженности направляется юридическим отделом в адрес должника по почте заказным письмом или в ином порядке, установленном законодательством Российской Федерации или договором (контрактом).
3.5. При добровольном исполнении должником обязательств в срок, указанный в требовании (претензии), претензионная работа в отношении должника прекращается.
Для подтверждения исполнения должником обязательств уполномоченное подразделение министерства запрашивает копию платежного поручения в управлении бюджетного учета и консолидированной отчетности.
4. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам
4.1. При отсутствии добровольного исполнения обязательства и (или) требования (претензии) должником в установленный для погашения задолженности срок, взыскание задолженности производится в судебном порядке.
4.2. Взыскание просроченной дебиторской задолженности в судебном порядке осуществляется в сроки и в порядке, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам осуществляет юридический отдел на основании служебной записки и документов, представленных уполномоченным подразделением министерства.
Юридический отдел подготавливает и направляет исковое заявление о взыскании просроченной дебиторской задолженности в суд или заявление о включении требований министерства в реестр требований кредиторов должника, обеспечивает дальнейшее представление интересов министерства в суде.
4.4. В случае принятия судом решения о полном (частичном) отказе в удовлетворении исковых требованиях о взыскании просроченной дебиторской задолженности юридический отдел обеспечивает принятие исчерпывающих мер по обжалованию судебных актов при наличии к тому оснований.
4.5. После получения исполнительного документа (судебного акта) юридический отдел направляет его в орган или организацию, осуществляющие исполнение судебных актов, для принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.6. На стадии принудительного исполнения судебных актов о взыскании просроченной дебиторской задолженности с должника уполномоченное подразделение министерства направляет в орган или организацию, осуществляющие исполнение судебных актов, заявления (ходатайства) о предоставлении информации о ходе исполнительного производства.
4.7. Документы о ходе претензионно-исковой работы по взысканию задолженности, в том числе копии судебных актов, на бумажном носителе хранятся в министерстве в течение срока, установленного действующим законодательством.
5. Мероприятия по наблюдению за платежеспособностью должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по доходам
5.1. Уполномоченное подразделение министерства проводит на регулярной основе, но не реже 1 раза в квартал следующие мероприятия по наблюдению за платежеспособностью должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по доходам:
1) проведение оперативного анализа официального сайта Федеральных арбитражных судов "www.arbitr.ru" в целях своевременного получения информации о ходе дел о банкротстве должников и включении требований министерства в реестр требований кредиторов;
2) осуществление контроля за изменением правового статуса должника, в том числе изменением сведений в ЕГРЮЛ и (или) ЕГРИП, мониторинг информации о предстоящих ликвидации, возбуждении дела о банкротстве в отношении должника с использованием общедоступных информационных ресурсов.
В случае выявления изменений состояния платежеспособности должника, в целях обеспечения взыскания дебиторской задолженности меры применяются в соответствии с разделами 3 и 4 настоящего Регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.