Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ОДОБРЕН
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 18 сентября 2023 г. N 481-р
(приложение)
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года
Показатели |
Единица измерения |
2021 г. факт |
2022 г. факт |
2023 г. оценка |
прогноз |
|||||
2024 |
2025 |
2026 |
||||||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||||
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
808,5 |
730,4 |
721,8 |
711,5 |
712,7 |
700,2 |
703,7 |
688,9 |
694,6 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
8,9 |
8,7 |
8,5 |
8,1 |
8,5 |
7,9 |
8,0 |
7,9 |
8,0 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
16,2 |
14,3 |
13,7 |
13,7 |
13,0 |
13,6 |
12,9 |
13,6 |
12,9 |
Миграционный прирост (убыль) |
тыс. чел. |
-4,2 |
-4,4 |
-5,5 |
-7,3 |
-5,7 |
-7,3 |
-5,7 |
-7,3 |
-5,7 |
Валовой региональный продукт |
млрд руб. |
857,0 |
880,0 |
819,3 |
816,5 |
853,0 |
835,9 |
884,1 |
840,7 |
921,8 |
Темп роста объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,2 |
95,7 |
94,1 |
94,7 |
99,1 |
97,7 |
100,1 |
96,3 |
100,7 |
Индекс промышленного производства, в том числе по видам экономической деятельности: |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,7 |
103,3 |
97,6 |
99,8 |
101,2 |
100,6 |
102,3 |
100,7 |
101,3 |
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,7 |
106,3 |
99,0 |
99,4 |
101,1 |
100,1 |
100,4 |
99,6 |
100,7 |
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,8 |
94,8 |
92,5 |
100,5 |
101,8 |
101,6 |
108,2 |
102,9 |
102,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,5 |
98,8 |
100,0 |
100,1 |
100,1 |
100,4 |
100,4 |
100,4 |
100,4 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,8 |
89,9 |
104,3 |
103,7 |
103,7 |
102,4 |
102,4 |
103,7 |
103,7 |
Продукция сельского хозяйства всех категорий |
млрд руб. |
13,0 |
15,2 |
16,1 |
16,9 |
17,1 |
17,7 |
18,2 |
18,5 |
19,0 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,4 |
97,0 |
100,8 |
100,5 |
102,2 |
100,2 |
102,1 |
100,0 |
101,0 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
млрд руб., в ценах соответствующих лет |
54,3 |
39,8 |
42,8 |
43,8 |
44,0 |
44,3 |
44,7 |
44,6 |
45,2 |
Индекс производства по виду экономической деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
87,1 |
66,9 |
96,0 |
95,5 |
96,2 |
95,7 |
96,4 |
95,9 |
96,6 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв.м общей площади |
179,4 |
202,8 |
237,0 |
177,8 |
237,0 |
180,0 |
240,0 |
180,0 |
240,0 |
Инвестиции в основной капитал |
млрд рублей |
127,7 |
118,5 |
120,5 |
108,0 |
121,6 |
101,6 |
115,7 |
102,8 |
117,1 |
Темп роста объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
88,0 |
82,6 |
96,1 |
85,1 |
95,8 |
89,8 |
90,8 |
96,7 |
96,8 |
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
107,5 |
111,4 |
107,6 |
105,7 |
105,3 |
105,3 |
104,8 |
105,1 |
104,7 |
Оборот розничной торговли |
млрд рублей |
179,4 |
188,1 |
200,2 |
212,5 |
216,1 |
225,3 |
232,6 |
237,0 |
250,4 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,6 |
91,3 |
100,1 |
100,6 |
102,7 |
101,0 |
103,1 |
101,1 |
103,5 |
|
Объем платных услуг населению |
млрд рублей |
52,9 |
55,0 |
58,3 |
60,4 |
61,5 |
62,9 |
64,8 |
65,6 |
68,3 |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,0 |
97,5 |
98,0 |
96,5 |
98,8 |
97,5 |
99,0 |
98,0 |
99,8 |
|
Фонд заработной платы работников организаций |
млрд рублей |
207,8 |
225,0 |
243,2 |
246,6 |
251,9 |
251,4 |
261,5 |
258,4 |
267,6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
52843,0 |
58000,0 |
65900,0 |
68668,0 |
69195,0 |
71552,0 |
72655,0 |
74557,0 |
76287,0 |
% к предыдущему году |
104,6 |
109,8 |
112,0 |
104,2 |
105,0 |
104,2 |
105,0 |
104,2 |
105,0 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% г/г |
99,7 |
94,6 |
95,0 |
95,3 |
96,9 |
95,7 |
97,4 |
96,3 |
98,0 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,7 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
1,4 |
1,6 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе |
тыс. чел. |
479,4 |
411,8 |
408,3 |
401,6 |
403,3 |
394,6 |
398,5 |
389,3 |
394,2 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. чел. |
439,1 |
372,8 |
368,5 |
362,6 |
364,1 |
356,8 |
360,1 |
351,6 |
355,8 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. чел. |
5,3 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
4,5 |
4,6 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике |
тыс. чел. |
35,0 |
34,4 |
35,3 |
34,5 |
34,6 |
33,3 |
33,9 |
33,3 |
33,9 |
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
377,3 |
371,5 |
365,1 |
357,5 |
359,0 |
350,5 |
353,7 |
344,3 |
348,4 |
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2024 год и на период до 2026 года (далее - прогноз) разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Предполагается, что проактивная экономическая политика позволит экономике региона адаптироваться к новым условиям и перейти к восстановительному росту.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной геополитической и эпидемиологической ситуации, затяжном спаде экономики, более сильном снижении экспорта, инвестиций, доходов населения и в целом потребительского спроса.
Среднесрочная траектория развития экономики определяется следующими факторами:
сокращение импорта вследствие санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;
сокращение экспорта ввиду потери ряда внешних рынков и введенных ограничений на транспортировку грузов;
структурная перестройке производственно-логистических цепочек.
При этом в Республике Коми продолжают действовать федеральные и региональные меры поддержки бизнеса и населения, направленные на ограничение спада в экономике, поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми.
Так, программы поддержки субъектов экономики направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства и обеспечить их направление на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам МСП и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Кроме того, для облегчения и ускорения адаптации региональной экономики к новым условиям в связи с введением иностранными государствами санкционных ограничений 18.03.2022 принят План мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который актуализируется на постоянной основе. В План включены меры поддержки субъектов МСП и организаций промышленного комплекса, мероприятия по развитию сельского хозяйства, поддержке занятости населения.
В 2022 году на социально-экономическую ситуацию в Республике Коми, как и в целом в России, прежде всего оказало влияние ухудшение ситуации на финансовых рынках, в системе организации производства и поставок продукции, вызванное санкционным давлением.
В связи с этим, в экономике и социальной сфере республики наблюдались негативные явления, в числе которых:
снижение промышленного производства по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";
снижение объемов сельскохозяйственного производства;
снижение объемов заготовки древесины;
сокращение объема платных услуг населению;
уменьшение оборота розничной торговли;
сокращение объема инвестиций в основной капитал;
уменьшение объема строительных работ;
ускорение инфляции в потребительском секторе в сравнении с предыдущим годом;
сокращение числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);
снижение объемов оборота средних и малых предприятий (по данным за 9 месяцев 2022 г.);
снижение реальной среднемесячной заработной платы;
сохранение тенденции естественной убыли населения.
Вместе с тем в 2022 году имелись позитивные итоги социально-экономического развития республики, среди которых:
увеличение объемов промышленного производства в целом, в том числе по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых";
увеличение ввода жилья индивидуальными застройщиками;
увеличение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций;
снижение размера просроченной задолженности по заработной плате;
увеличение среднедушевых денежных доходов населения;
снижение уровня зарегистрированной безработицы;
увеличение поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми;
сокращение объема государственного долга Республики Коми.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в Республике Коми на протяжении ряда лет характеризуется сокращением численности населения, тенденцией к снижению рождаемости, отрицательным естественным приростом и миграционной убылью.
Для улучшения ситуации государственная демографическая политика в среднесрочной перспективе нацелена на обеспечение устойчивого роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни. Для достижения национальных целей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474, в Республике Коми в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение" реализуется ряд региональных проектов, направленных на нивелирование основных факторов и проблем, тормозящих улучшение динамики демографических показателей.
В 2023 году, по оценке, среднегодовая численность населения составит 721,8 тыс. человек. В среднесрочный период по всем вариантам прогноза ожидается сохранение тенденции к сокращению численности населения Республики Коми за счет естественной и миграционной убыли.
С целью минимизации влияния отрицательных факторов на показатели рождаемости в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей с детьми" (национальный проект "Демография") реализуются системные меры финансовой поддержки семей при рождении детей в зависимости от очередности рождения ребенка, женщин в период беременности, мероприятия по лечению бесплодия с использованием экстракорпорального оплодотворения, а также мероприятия, направленные на повышение в обществе значимости семей с детьми.
Кроме того, реализуются мероприятия регионального проекта "Содействие занятости" (национальный проект "Демография") по созданию дополнительных мест в дошкольных организациях, в том числе в негосударственном секторе дошкольного образования, которые дают возможность женщине совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, что положительно сказывается на рождении детей, в том числе вторых и последующих.
В 2026 году общий коэффициент рождаемости ожидается на уровне 7,9 - 8,0 родившихся на 1000 человек населения (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В результате реализации отдельных положений региональных проектов по развитию первичной медико-санитарной помощи, борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями значение коэффициента смертности в прогнозный период к 2026 году достигнет 12,9 - 13,6 умерших на 1000 человек населения (в базовом и консервативном вариантах соответственно). Реализация дополнительных мер по профилактике заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать последующему снижению абсолютного числа умерших практически по всем возрастным группам.
В 2023 - 2025 годы демографическая ситуация в регионе будет характеризоваться сокращением численности населения по всем вариантам прогноза (к 2026 году составит 688,9 - 694,6 тыс. человек). Сокращение численности населения в прогнозный период определено негативными тенденциями, в том числе:
недостаточными уровнем и динамикой рождаемости, обусловленными сокращением численности женщин фертильного возраста;
тенденцией старения населения: коэффициент демографического старения (доля лиц в возрасте 65 лет и более в общей численности населения) будет расти, так как за границу 65 лет перешагнет поколение конца 50-х - начала 60-х годов рождения XX века;
неблагоприятными для жизни природно-климатическими условиями;
не таким масштабным, как в период 2015 - 2019 годы, но оттоком населения за пределы республики, большая часть которого - мигранты трудоспособного возраста.
Валовый региональный продукт, промышленность
В целях обеспечения экономического развития в Республике Коми реализуются государственные программы Республики Коми "Развитие экономики и промышленности", "Развитие транспортной системы", "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса", "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан", а также государственные программы Республики Коми в социальной сфере. Мероприятия программ направлены, в том числе, на повышение инвестиционной активности на территории Республики Коми, развитие конкурентной среды, обеспечение роста доходов населения, развитие и реализацию научного и инновационного потенциала Республики Коми, развитие малого и среднего предпринимательства.
Одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики отдельного региона, является валовый региональный продукт (далее - ВРП).
Объем ВРП в 2023 году оценивается на уровне 819,3 млрд рублей, индекс физического объема ВРП (в сопоставимых ценах) - 94,1%, что в целом обусловлено возможным ужесточением санкционного давления, включая вторичные санкции, трансформацией энергетического рынка, в том числе изменением объемов и структуры спроса, обострением конкуренции и нарушением торговых связей.
В 2023 году прогнозируется снижение валовой добавленной стоимости практически по всем капиталоемким отраслям, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" (93,1% к уровню ожидаемой оценки 2022 года), в том числе по причине высокой базы 2022 года, "Обрабатывающие производства" (97,0%), "Строительство" (96,0%), "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (99,2%), "Транспортировка и хранение" (99,8%).
Восстановление экономики преимущественно будет зависеть от степени адаптации хозяйствующих субъектов к новым внешнеэкономическим условиям, реализации программ по импортозамещению в стране, скорости переориентации поставок в дружественные и нейтральные страны и стимулирования внутреннего спроса.
Восстановительный рост ВРП прогнозируется не ранее второго полугодия 2024 года.
С 2025 года в базовом варианте прогнозируется незначительная положительная динамика ВРП, индекс физического объема ВРП к концу 2026 года ускорится до 100,7%. В консервативном варианте вследствие более глубоко спада в основных доминирующих для региональной экономики отраслях к 2026 году темпы росту ВРП замедлятся до 96,3% к прогнозной оценке 2025 года.
Промышленное производство
Промышленное производство оказывает наибольшее влияние на общий объем валового регионального продукта, его доля составляет 48,0%.
В целях развития промышленного производства на территории Республики Коми реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие экономики и промышленности", мероприятия которой направлены на обеспечение стабильной работы предприятий в основных отраслях промышленности и создание условий для развития промышленного потенциала в Республике Коми.
В 2023 году, по оценке, объем промышленного производства составит 97,6% к уровню 2022 года.
Восстановление темпов промышленного производства прогнозируется с 2024 года, среднегодовой индекс в период 2024 - 2026 годов в базовом варианте сложится на уровне 101,6%.
В консервативном варианте прогноза заложен более длительный адаптационный период для промышленного производства, среднегодовой индекс составит 100,3%.
Индекс производства по виду деятельности "Добыча сырой нефти и природного газа", по оценке, по итогам 2023 года ожидается на уровне 99,1%.
В период 2024 - 2026 годов по базовому варианту прогноза прогнозируется устойчивая положительная динамика показателей, в среднем за год индекс производства по данному виду деятельности составит 100,6%.
В консервативный вариант прогноза заложена более существенная тенденция к падению (преимущественно в 2024 году) вследствие введения недружественными странами санкций на поставки российских энергоресурсов, эмбарго на технологии и инвестиции, а также оказываемого давления на трейдеров, транспортные и страховые компании. В данном варианте прогноза ожидается более длительный период адаптации отраслей в связи с необходимостью перестройки логистических цепочек для минимизации ущерба и обеспечения развития отрасли в новых условиях. Среднегодовой индекс составит 99,8%.
В 2023 году прогнозируется падение добычи нефти на 0,6% относительно уровня 2022 года. Падение объема добычи связано с внешнеполитической ситуацией в условиях санкций против России.
Снижение добычи нефти предполагается в консервативном варианте в 2024 году относительно 2023 года на 0,8%, небольшой рост в базовом варианте на 0,6% возможен при условии улучшения внешнеполитической обстановки для России.
В 2025 - 2026 годах в обоих вариантах прогнозируется небольшой рост добычи нефти с газовым конденсатом.
Учитывая внешнеполитическую ситуацию, а также состояние газодобывающей отрасли республики, которая характеризуется высокой степенью истощения сырьевой базы (значительная выработка запасов (до 80%) на эксплуатируемых месторождениях и отсутствие фонда новых месторождений газа, подготовленных к разработке и способных компенсировать выбытие добывающих мощностей) в 2023 году ожидается падение добычи газа.
Стратегией ООО "Газпром добыча Краснодар" предусмотрено развитие Вуктыльского геолого-экономического района Республики Коми за счет восполнения и наращивания минерально-сырьевой базы, обустройства и ввода в разработку новых месторождений. С целью реализации указанной стратегии утверждена "Концепция комплексного развития Вуктыльского геолого-экономического района", реализация которой позволит стабилизировать годовую добычу природного газа на уровне 2 млрд куб.м с 2027 года.
В 2023 году ожидается снижение добычи угля до 93,8% к уровню 2022 года, которое связано с увеличением времени перехода в новые выемочные блоки.
В 2024 году прогнозируется рост добычи угля в базовом варианте на 4,4%, в консервативном - на 2,2% к уровню ожидаемой оценки 2023 года. В период 2025 - 2026 годы прогнозируется падение объемов добычи как в базовом, так и в консервативном вариантах.
По оценке, в 2023 году индекс промышленного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" ожидается на уровне 98,9% относительно 2022 года.
Положительная динамика прогнозируется в отраслях легкой промышленности (одежда, текстильные изделия, кожа и изделия из кожи), производстве продукции деревообработки, производстве кокса и нефтепродуктов, производстве химических веществ и химических продуктов, металлургическом производстве.
В среднесрочный период дальнейшему развитию обрабатывающей промышленности будет способствовать уход с российского рынка иностранных компаний вкупе с оказываемыми мерами государственной поддержки.
Ограничительным фактором роста производства продукции химической промышленности остается существующая зависимость от импорта сырья и производственного оборудования, особенно в части продукции с высокой добавленной стоимостью, например, лакокрасочных материалов, а также средне- и малотоннажной химии в целом, которая усилилась ввиду санкционных ограничений и транспортной блокады поставок в Российскую Федерацию.
В 2023 году, по оценке, индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составит 100,3% к уровню 2022 года. Увеличатся в сравнении объемы производства фанеры, древесноволокнистых и древесно-стружечных плит. Увеличение объемов производства будет обусловлено низкой базой 2022 года.
В 2024 - 2026 годах в обработке древесины и производстве изделий из дерева прогнозируется увеличение производства основных видов продукции.
В консервативном варианте прогноза индекс производства составит в среднем за год 100,8%. Уровень объемов производства будет зависеть от темпов расширения спроса на готовую продукцию, стабилизации геополитической ситуации. Кроме того, успешная работа предприятий лесной отрасли также будет зависеть от выпуска конечной продукции деревообработки, отвечающей требованиям мирового рынка, совершенствования технологии производства продукции деревообработки и принципов организации работ.
Индекс производства по базовому сценарию составит в среднем за год 104,9%.
В 2023 году, по оценке, индекс производства бумаги и бумажных изделий составит 94,6% к уровню 2022 года. Объем производства бумаги и картона снизится на 5,4% к уровню предыдущего года. Поддержанию объема производства бумаги и картона будет способствовать готовность переориентироваться на потребности внутреннего рынка, поиск и разработка новых видов продуктов, востребованных на рынке, успешный поиск новых бизнес партнеров, рынков сбыта и путей доставки продукции.
В 2024 - 2026 годах производство бумаги и картона увеличится в среднем за год в консервативном варианте на 3,5%, в базовом варианте - на 7,7%.
Увеличение объемов производства бумаги и картона будет обусловлено наличием стабильного спроса, стабилизацией внешнеэкономической конъюнктуры по основным видам лесобумажной продукции.
В 2023 году индекс производства по виду деятельности "Производство кокса и нефтепродуктов" составит 102,8% к уровню 2022 года. В период 2024 - 2026 годов в базовом варианте учитывается деятельность двух заводов по переработке (ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и ООО "Енисей"), в консервативном только работа завода ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка".
Также в 2024 году на заводе ООО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" запланирован капитальный ремонт установок. В 2024 году в базовом варианте прогноз по переработке нефти составляет 95% к уровню 2023 года, в консервативном - 88,3%. В период 2025 - 2026 годы переработка нефти вырастет на 4% по всем вариантам прогноза.
В 2023 году индексы производства по видам деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" оцениваются на уровне 100,0% и 104,3% соответственно, что обусловлено динамикой отчетного периода текущего года.
В прогнозный период объем производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в среднем за год ожидается на уровне 100,4% (в консервативном и базовом вариантах) вследствие достижения баланса объемов производства и потребления тепло- и электроэнергии.
В период 2024 - 2026 годов объем производства в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений в среднем за год ожидается на уровне 103,3% (в консервативном и базовом вариантах).
Сельское хозяйство
В целях развития сельского хозяйства на территории республики реализуется Государственная программа Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми". Мероприятия программы направлены на повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Республике Коми; повышение устойчивости функционирования организаций агропромышленного комплекса; развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса Республики Коми и улучшение условий жизни на селе.
По оценке в 2023 году индекс производства продукции сельского хозяйства составит 101,1%. Прирост будет обеспечен как за счет продукции растениеводства (индекс производства продукции растениеводства - 101,1%), так и животноводства (100,5%).
Незначительный рост производства обеспечат сельскохозяйственные организации и К(Ф)Х при сокращении объемов производства в хозяйствах населения.
По оценке, в 2023 году в хозяйствах всех категорий будет произведено:
скота и птицы на убой (в живом весе) - 35,3 тыс. тонн (100% к уровню 2022 года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 33,7 тыс. тонн (100,3%);
молока - 54,2 тыс. тонн (101,3%), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 48,2 тыс. тонн (102,4%);
яиц - 121,3 млн шт. (на уровне прошлого года), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 117,6 млн шт. (на уровне прошлого года);
картофеля - 51,4 тыс. тонн (100,5%), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 7,38 тыс. тонн (110,0%);
овощей - 27,5 тыс. тонн (100,5%), в том числе в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х - 12,8 тыс. тонн (102,5%).
Индексы производства по категориям хозяйств составят:
в сельскохозяйственных организациях - 101,4%;
К(Ф)Х - 103,3%;
в хозяйствах населения - 98,7%.
Из числа инвестиционных проектов в 2023 году планируется завершить:
- строительство цеха по производству комбикормов со складом сырья и готовой продукции в с. Небдино Корткеросского района (ООО "Небдинский"). В настоящее время строительные работы завершены, ведется монтаж оборудования. Стоимость проекта составляет 45,3 млн рублей. Планируется создание 2 рабочих мест;
- модернизацию здания коровника под животноводческую ферму на 240 голов КРС, в том числе 168 голов коров, в Сысольском районе (ООО "АГРОресурс"). Стоимость проекта составляет 83,0 млн рублей. Планируется модернизация 7 рабочих мест.
До 2025 года на территории Республики Коми планируется завершение реализации 4 инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) животноводческих помещений и кормоцеха, начатых в 2022 году. В рамках проектов планируется создание 13 новых и модернизация 6 рабочих мест.
Учитывая, что развитие сельского хозяйства в республике определяется высокой зависимостью от природных факторов и сезонностью производства, на среднесрочный период прогнозируются умеренные темпы роста сельскохозяйственного производства.
В 2024 - 2026 годах среднегодовые индексы производства продукции сельского хозяйства в Республике Коми составят: при базовом варианте - 101,7%, при консервативном - 100,2%.
Рост производства будет обеспечен за счет роста продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х.
Строительство
Мероприятия по развитию строительства, повышению комфортности проживания граждан в Республике Коми осуществляются в рамках Государственной программы Республики Коми "Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан".
По оценке, в 2023 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит 96,0% к уровню 2022 года.
Снижение темпов развития строительной отрасли в первую очередь связано с деловой активностью предприятий ввиду нестабильной геополитической ситуации в мире.
В прогнозный период среднегодовой индекс ожидается на уровне 95,7 - 96,2% (в консервативном и базовом варианте соответственно).
Основной проблемой, тормозящей рост подрядной деятельности строительных организаций на территории республики, остается сокращение количества новых заказов на строительные работы и услуги со стороны других секторов экономики, т.е. снижение уровня обеспеченности строительных организаций республики краткосрочными договорами и заказами. Организации в целях минимизации своих издержек останавливают расширение производства по причине снижения объемов нового строительства.
В рамках адресной инвестиционной программы Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов 1) предусмотрено строительство и проектирование 87 объектов, в том числе: 54 объектов государственной собственности Республики Коми на сумму 14,0 млрд рублей и 33 объектов муниципальной собственности на сумму 3,7 млрд рублей.
В 1 квартале 2023 г. (по II этапу) введены 2 социально значимых объекта: "Строительство школы на 600 мест в с. Объячево Прилузского района Республики Коми" и "Строительство детского сада в мкр. Кочпон-Чит".
В 2023 году планируется завершить строительство 6 социально значимых объектов государственной собственности Республики Коми, 8 объектов муниципальной собственности Республики Коми. По объектам дорожного строительства запланировано осуществить реконструкцию 10 мостовых сооружений.
Запрос на новое строительство многоквартирных жилых домов в городах северной части республики отсутствует ввиду оттока населения в южную часть и за пределы Республики Коми, а также наличия пустующего жилого фонда, пригодного для проживания. В некоторых муниципальных образованиях строительство жилья в 2022 году не велось совсем (МО ГО "Воркута", "Инта", "Вуктыл") или велось в небольших объемах в форме индивидуальных застроек (МО МР "Троицко-Печорский", "Койгородский" "Печора" и "Удорский").
По итогам 4 квартала 2022 г. средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилых домов, построенных в республике, составила на первичном рынке 88,6 тыс. рублей, на вторичном рынке - 86,535 тыс. рублей. По сравнению с уровнем 4 квартала 2021 г. цены на первичном и вторичном рынках жилья увеличились на 34,57% и 37,71% соответственно. Это связано с растущими издержками строительных организаций, осуществляющих строительство многоквартирных жилых домов, с реформой долевого строительства, условиями программ льготных ипотек.
По оценке, в 2023 году, планируется ввести в эксплуатацию 237,0 тыс. кв.м жилой площади.
В прогнозный период сохранится применение механизмов государственной поддержки граждан, решающих свои жилищные проблемы за счет собственных средств с привлечением ресурсов кредитных организаций. В их числе - возмещение за счет бюджетных средств части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа, предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Будет продолжена работа по комплексному развитию территорий, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, а также по оказанию государственной поддержки (субсидии) местным бюджетам на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для целей жилищного строительства.
С учетом реализации запланированных мероприятий, развития системы ипотечного кредитования для населения (за счет снижения процентных ставок), а также за счет увеличения мер государственной поддержки для льготных категорий граждан в базовом варианте прогнозируется постепенное наращивание темпов рост строительства жилья. К 2025 году объем ввода жилых объектов составит 180,0 - 240,0 тыс. кв.м (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
Инвестиции
В 2023 году, по оценке, объем инвестиций в основной капитал составит порядка 120,5 млрд рублей (96,1% к уровню 2022 года).
На динамику инвестиционной активности окажут влияние инвестиционные вложения предприятий добывающей и обрабатывающей отраслей, а также транспортного сектора в сфере развития сухопутного и трубопроводного транспорта.
В 2023 году инвестиции в основной капитал по виду деятельности "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" составят 96,1% к уровню 2021 года. Положительная динамика инвестиций в данной отрасли была отмечена в прошлые периоды, когда ежегодно вводились новые животноводческие помещения, проходила масштабная модернизация производства на АО "Птицефабрика Зеленецкая", кроме того, были сданы в эксплуатацию тепличный комплекс "Сосногорский" и новые теплицы ООО "Пригородный".
По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" объем инвестиций в основной капитал в 2023 году планируется на уровне 104,6%.
Наибольшее влияние на развитие добывающей отрасли оказывает нефтедобыча, которая зависит в основном от объемов инвестиционных расходов, направленных на освоение нефтяных месторождений ведущим нефтедобывающим предприятием ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Инвестиции по виду деятельности "Обрабатывающие производства" планируются на уровне 136,4% к уровню 2022 года.
Стабильное наращивание капиталовложений будет обеспечено реализацией инвестиционных проектов по увеличению мощностей и проведением модернизации производственных линий на таких крупных деревообрабатывающих предприятиях республики как ООО "Лузалес", ООО "СФЗ", ООО "СЛДК", ООО "Жешартский ЛПК", АО "Монди СЛПК", ООО "Промтех-инвест".
Положительный прирост инвестиций в предыдущие годы связан с реализацией программы газификации, в рамках которой в республике велось строительство газораспределительных станций, межпоселковых и внутрипоселковых распределительных газопроводов.
Динамика инвестиций по виду деятельности "Транспортировка и хранение" определялась объемом капиталовложений в трубопроводный транспорт. Объем инвестирования в "Деятельность трубопроводного транспорта" значительно сократился в сравнении с предыдущим периодом. Спад обусловлен уменьшением инвестиций в реализацию крупного проекта по строительству систем магистральных газопроводов для транспортировки газа Бованенковского месторождения Ямала. Снижение инвестиционной активности наблюдалось в 2018 - 2019 годах, только в 2020 и 2021 годах отмечен рост относительно предыдущих годов, вызванный увеличением потока средств на строительство компрессорных станций на магистральных газопроводах.
Объем бюджетных инвестиций в 2023 году прогнозируется на уровне 6% от общего объема инвестиционных вложений (без учета субъектов малого предпринимательства).
В среднесрочном периоде 2024 - 2026 годов инвестиционная деятельность организаций будет зависеть как от общеэкономической ситуации в стране, так и от реализации региональных мер поддержки, способствующих формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.
В период 2024 - 2026 годов среднегодовой темп роста инвестиционной активности прогнозируется на уровне 90,5 - 94,5% (по консервативному и базовому вариантам соответственно).
Собственные средства организаций будут основным источником инвестиций. Удельный вес собственных средств в структуре источников финансирования инвестиционной деятельности прогнозируется на уровне 82,0%, привлеченных - 8,0%.
Обеспечению инвестиционной активности будут способствовать снижение ставок по кредитам, повышение финансовой устойчивости предприятий и экономической уверенности производителей в условиях ожидания восстановления спроса на продукцию.
Рынок товаров и услуг
В 2023 году ожидается постепенное восстановление потребительского спроса, индекс физического объема оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 100,1%.
Учитывая ожидаемые темпы инфляции, темпы миграционной убыли, снижение доходов населения в 2024 - 2026 годах, оборот розничной торговли, в среднем за год, прогнозируется на уровне 100,9 - 103,1% (в консервативном и базовом вариантах соответственно).
В период до 2026 года тенденция расширения деятельности сетевых торговых структур в регионе сохранится, оказывая положительное влияние на потребительский рынок региона, в том числе в части увеличения оборота розничной торговли.
В структуре оборота розничной торговли возрастет доля онлайн-продаж и дистанционной торговли.
В 2023 году ожидается, что объем платных услуг населению составит 58,3 млрд рублей, или 98,0% к уровню 2022 года. Отрицательная тенденция сохранится в 2025 и 2026 годах практически по всем видам платных услуг населению, что обусловлено экономической ситуацией, а также демографическими трендами в регионе. В прогнозный период темп роста объема платных услуг населению, в среднем за период 2024 - 2026 годы, ожидается на уровне 97,3 - 99,2% (в консервативном и базовом варианте соответственно).
В республике сохраняется серьезная зависимость продовольственного рынка от внешних условий, в том числе по большинству групп продовольственных товаров.
На динамику цен на отдельные виды товаров продолжит оказывать влияние ряд факторы:
формирование новых транспортных коридоров или замена товаров, с поставками которых возникали сложности. В результате удлинились транспортно-логистические маршруты, появились дополнительные посредники;
внедрение цифровой маркировки на отдельные виды продовольственных товаров (молоко и молочная продукция);
удорожание себестоимости выпускаемой (поставляемой) продукции в связи с ростом цен и тарифов на энергоносители, топливо, сырье и т.д.
По оценке, индекс потребительских цен по итогам 2023 года ожидается на уровне 107,6% (к декабрю 2022 года): на продовольственные товары - 106,7%, непродовольственные товары - 108,1%, платные услуги - 108,0%.
С 2024 года до 2026 года прогнозируется замедление темпов роста цен на товары и услуги по сравнению с 2023 годом.
При этом на динамику роста цен в Республике Коми продолжат оказывать влияние следующие факторы:
колебания курса рубля;
сохраняющаяся тенденция роста себестоимости продукции местного производства из-за роста цен на дизельное топливо и бензин, удорожания ввозимых кормов, сырья и рецептурных компонентов, упаковочных материалов, расходов на эксплуатацию оборудования и комплектующих;
отдаленность большинства населенных пунктов республики от основных транспортных магистралей при ограниченной возможности транспортной инфраструктуры региона, оказывающая прямое влияние на формирование цен, что особенно актуально для северных районов, где доля транспортных затрат в структуре потребительских цен на продукты питания особенно ощутима;
зависимость продовольственного рынка республики от внешних условий, низкая самообеспеченность региона собственными продовольствием, сырьем и товарами.
Денежные доходы населения, труд и занятость
В 2023 году прогнозируется рост номинальной начисленной заработной платы работников организаций и среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 12,0% к уровню 2022 года, фонда начисленной заработной платы в Республике Коми на 6,7%, который по итогам 2023 года составит 243,2 млрд рублей.
В связи с ростом индекса потребительских цен, связанного с негативной социально-экономической ситуацией как в регионе, так и в целом по стране, в том числе по причине беспрецедентных санкционных ограничений, введенных недружественными государствами и международными организациями в отношении Российской Федерации, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2023 году составят 95,0% к уровню 2022 года.
Во исполнение Указа N 474 разработана и реализуется региональная программа "Снижение доли населения Республики Коми с доходами ниже границы бедности на период до 2030 года" (далее - региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 18.12.2020 N 627, которая направлена на:
снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года (в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей");
обеспечение устойчивого роста доходов граждан, проживающих на территории Республики Коми (в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство").
В региональную программу включены мероприятия, связанные с сохранением и созданием новых рабочих мест, развитием МСП, расширением возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, своевременной выплатой заработной платы и легализацией трудовых отношений, повышением среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций, развитием системы социального контракта и помощи нуждающимся гражданам, повышением финансовой грамотности населения.
В частности, в регионе с 2020 года осуществляется оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам в виде пособия на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми.
В 2023 году федеральным законодательством в рамках социального контракта определены такие мероприятия, как поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Основой для дальнейшего роста доходов населения должен стать устойчивый экономический рост при сохранении стабильного уровня инфляции.
На обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции будут направлены следующие меры государственной политики:
ежегодный рост МРОТ;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, а также проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
обеспечение роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, что будет достигаться путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров до целевых значений, установленных среднесрочным прогнозом Российской Федерации до 2025 года;
развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми, многодетных семей, граждан пожилого возраста, инвалидов;
содействие занятости отдельных категорий граждан (молодежи, женщин, воспитывающих детей, лиц старшего поколения, инвалидов);
меры, направленные на поддержку субъектов МСП.
Кроме того, в 2023 году в республике действуют дополнительные меры адресной поддержки различных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, введенные в 2022 году.
Также в 2022 году в республике введен масштабный комплекс региональных мер социальной поддержки участникам специальной военной операции на территории Украины (далее - СВО) и членам их семей. Предоставление единовременных денежных выплат и мер социальной поддержки участникам СВО и членам их семей продлено на 2023 год.
С учетом принимаемых мер в среднесрочный период ожидается плавное восстановление и повышение показателей, определяющих денежные доходы населения, так по итогам 2026 года (в зависимости от варианта прогноза):
среднемесячный доход от трудовой деятельности планируется увеличить до 74,6 - 76,2 тыс. рублей;
фонд начисленной заработной платы всех работников составит 258,4 - 267,6 млрд рублей;
уровень реальных располагаемых доходов населения ожидается в пределах 96,3 - 98,0%.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется в рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения".
Учитывая сокращение численности населения Республики Коми в экономически активных, трудоспособных возрастах, в первую очередь, по причине миграции за пределы региона, численность трудовых ресурсов в 2023 году составит 408,3 тыс. человек, или 99,2% к уровню 2022 года, из них трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 368,5 тыс. человек, лица за пределами трудоспособного возраста - 35,3 тыс. человек, иностранные трудовые мигранты - 4,6 тыс. человек. Численность занятых в экономике при этом составит 365,1 тыс. человек, сократившись по сравнению с уровнем 2022 года на 1,7%.
В условиях введения внешнего санкционного давления как в целом по стране, так и в Республике Коми, в 2023 году прогнозируется умеренное увеличение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, и к концу года оценивается на уровне 5,8 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - 1,5%.
В 2024 - 2026 годах на фоне сокращения численности населения Республики Коми и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности рабочей силы.
В 2026 году численность рабочей силы сократится до 378,0 - 378,5 тыс. человек в консервативном и базовом вариантах соответственно. Общая численность безработных снизится до 23,9 - 24,9 тыс. человек, численность официально зарегистрированных безработных граждан ожидается на уровне 5,4 - 5,8 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы составит 1,4 - 1,5% (в зависимости от варианта прогноза).
--------------------------------
1) Распоряжение Правительства Республики Коми от 16.01.2023 N 8-р.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Коми от 18 сентября 2023 г. N 481-р "О Прогнозе социально-экономического развития Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.